Эксгумация

  Оказывается, если придерживаться точки зрения белорусского писателя Виктора Мартиновича, "всё просто. Есть чёрное, есть белое... Есть добро и зло... Есть герой, который погиб за нашу землю, был похоронен в секретной могиле на территории гарнизона, чтобы только потомки не нашли и не пришли благодарить...".
  В общем, героя следует перезахоронить в той стране, за которую он сражался, и которой при его жизни даже не было.
  "Этого категорически нельзя делать,- возмущён известный деятель белорусского Возрождения 80-90 годов прошлого столетия, бывший лидер Белорусского народного фронта Зенон Пазняк.- Это неразумное и антикультурное дело", смерть этого героя в том месте, где он похоронен, - сакральная. И эта могила должна быть там.
  "Я очень возмущён этой идеей",- повторил он.
  О чем же идёт речь? По поводу кого и чего возникли столь ожесточённые споры?
  Во время археологических раскопок на горе Гедимина в Вильнюсе(Вильно) было обнаружено захоронение, в котором, по одним источникам, был прах семнадцати, а по другим - двадцати одного участника восстания Кастуся Калиновского.
  Предположили, что и прах Калиновского тоже находится здесь.
  Но как это выяснить?
  Литовцы якобы просеяли прах "всех", и на каком-то остановились одном, предположив, что он может принадлежать Калиновскому.
  Но хорошо бы подтвердить это генетической экспертизой. Каким образом?
  В Беларуси, в Свислочском районе Гродненской области, есть могила, в которой,  как всегда считалось, похоронен старший брат Калиновского Виктор.
  Эксгумацию согласился провести Следственный комитет Беларуси.
  Когда могилу вскрыли, в ней оказались останки двух человек - мужчины и женщины. И действительно ли здесь был похоронен Виктор Калиновский, и можно ли это установить теперь, спустя столь длительный промежуток времени?
  Литовцы пока не получили заключение белорусских специалистов, что и неудивительно, ведь сравнивать полученные результаты, опять же, не с чем.
  Между тем, в Литве объявили, что готовится торжественная церемония перезахоронения праха повстанцев, среди которого, они уверены на 96-98 процентов, есть и прах Калиновского.
  Тут-то и возникла идея у кого-то из представителей "свядомай"("сознательной") белорусской интеллигенции - попросить литовцев "отдать" им прах Калиновского для захоронения в Беларуси.
  В интернете было запущено "обращение белорусской интеллигенции к Сейму Литвы" с просьбой подписываться под ним всех "неравнодушных".
  Чем обосновывают свою просьбу подписанты?
  Тем, что стало для них уже привычным посылом, который им кажется очень веским:"Беларуски народ перажывае сёння няпросты час, кали иснуе шмат пагрозау дзяржаунай незалежнасци. Пахаванне Кастуся Калиноускага у Беларуси стала б симвалам и напаминам беларускаму народу, як трэба любиць сваю Бацькаушчыну, свой народ, и як трэба за их змагацца"(Белорусский народ переживает сегодня непростое время, когда существует много угроз государственной независимости. Захоронение Кастуся Калиновского в Беларуси стало бы символом и напоминанием белорусскому народу, как нужно любить свою Батьковщину, свой народ, и как нужно за них бороться).
  Отец Калиновского был безземельным шляхтичем из Гродно, а Польша входила в состав Российской империи.
  Калиновский считал, что Литва, имея в виду земли Литвы и той части Польши, на которой проживало белорусское население, должна создать своё независимое государство.
  Сохранилось донесение генерал-майора Ратча виленскому губернатору М. Муравьёву, в котором сообщается, что Калиновский "с настроением герценовской школы во главе честолюбивейших личностей из красных литвинов настойчиво проводит идею о самостоятельности Литвы".
  Калиновский призывал белорусское население присоединяться к его восстанию, даже одно время издавал "Мужыцкую прауду" на белорусском языке, однако не преуспел в этом. Его восстание не нашло у них той поддержки, на которую он рассчитывал.
  Впервые о Калиновском как о деятеле, связанном с белорусским движением, написал в 1916 году известный представитель белорусского национального движения Вацлав Ластовский.
  Он утверждал, что изначально Калиновского называли Костюком, которое потом преобразовалось в Кастуся, что якобы подтверждает его белорусское происхождение.
  Поэтому неудивительно, что в "Письмах из-под виселицы" Калиновский призывал белорусский народ воевать "за своего Бога, за своё право, за свою родину".
  Нынешняя часть "свядомай" белорусской интеллигенции готова использовать фигуру Калиновского как щит против тех, кто якобы посягает на независимость Беларуси.
  И кто же это? Всё те же "российские агрессоры", потомки тех, кто расправился с Калиновским. Так отдайте нам его прах, пусть и его могила станет местом сопротивления с ними.
  Список подписантов открывает Светлана Алексиевич. С тех пор, как она получила Нобелевскую премию, её сделали непременным участником разных подобных "национально-патриотических акций".
  Давно уже "забыты" её слова о том, что она - человек русской культуры, что по-прежнему пишет по-русски, что, как не умела, так и не умеет говорить по-белорусски.
  Зато её слова о том, что при переписи населения она запишет себя белорусской(мать у неё украинка, отец - белорус), с восторгом тиражировали во всех оппозиционных СМИ.
  Не получи она премию, кто бы о ней в Беларуси вспоминал? А если бы вспоминал, то исключительно в прежнем, негативном тоне.
  Акция подписантов за перезахоронение праха Калиновского, бурно начавшаяся со спора  с её оппонентами, утихла. Литовцы пообещали, что надписи на могиле Калиновского будут на трёх языках - литовском, польском и белорусском.
  Действительно, всё просто, но не в том значении, о котором говорил белорусский писатель Мартинович. А в том, о каком говорил Зенон Пазняк,- то место сакральное, где человек погиб и похоронен.
  Используя слова Пазняка об акции как антикультурном деле, стоит добавить, что использовать прах человека в политических целях вообще святотатство.

















 





   





























 


Рецензии