Фауст и Мефистофель. Мой серебряный век

УРОК1
ГЕТЕ ФАУСТ И МЕФИСТОФЕЛЬ И ВОЛАНД М.БУЛГАКОВА


В веках сохранились мифы, которые были положены потом великими творцами в основу сюжетов литературных произведений.

В мировой литературе существует несколько мифов, повлиявших на всю мировую литературу и искусство. Одним из самых ярких стал миф о докторе Фаусте, ученом, чья душа всегда стремилась к познаниям. И ради этого он готов был на любые жертвы.

Он согласился продать бессмертную душу дьяволу ради того, чтобы испытать все страсти, преодолеть неведомое и невозможное.

Главный спор о человеке, его месте в этом мире, его предназначении в этой жизни не мог не интересовать великого гуманиста. И проводником Фауста в этот мир становится тот, кто потом шагнет на страницы русских классических произведений. Он будет сначала скорее забавен, в произведениях Н.В.Гоголя, а потом по-настоящему страшен в романах Достоевского и писателей рубежа веков, и в первой половине ХХ века. Мефистофель завершит свой путь на страницах знаменитого романа М.А. Булгакова, обретая облик то русского беса Коровьева, то азиатского Азазелло, то забавного и коварного кота Бегемота, а то и самого Воланда, явившегося в мир, чтобы вершить суд над москвичами.

Вероятно, из всех литературных мифов о Донжуане, Дон-Кихоте, Гамлете, именно миф о Фаусте стал наиболее органичен для русского сознания, потому что мы всегда бросались в крайности, и бесовщина во второй половине 19 века уже стала стилем нашей жизни. Но каков же он у Гете?
Прологом на небесах открывается великая трагедия у Гете, куда бес по его версии допущен, он может беседовать с богом.

И в противовес архангелам, Бог относится к нему с симпатией, потому что именно он способен двигать жизнь вперед, не давая людям погрузиться в спячку. Он постоянно понуждает их всеми возможными и невозможными способами к действиям. Пусть иронично, но он защищает человека, до которого нет дела небесной братии.

И в начале романа М.А. Булгаков ставит эпиграфом знаменитое: «Я часть той силы, которая вечно хочет зла и вечно совершает благо». Не стоит слова беса принимать всерьез, это его своеобразная философия, потому что благо по его понятиям - смерть для человека, чем раньше это случится, тем лучше, тем меньше бед и грехов он может совершить.
Но на страницах романа Воланду в этом странном мире придется отказаться от своей схоластики, и на самом деле совершать если не добрые поступки, он на такое просто не способен, то вершить справедливость на свой лад. Он просто не может умножать зло, которого и без него совершили слишком много. И в знаменитом споре с литераторами, он вынужден защищать бога и доказывать им, что тот существует. В мире атеистов ему уже не до шуток. И, отметая все предыдущие доказательства, философствуя, он на живых примерах показывает им, как обстоит дело на самом деле. И в итоге один из них убит, а второй наказан еще более страшно - он наделен безумием. Но для этих людей у него нет других методов воздействия. И в иронической форме совершается еще более страшная драма. Мы знаем, что душу Фауста после всех усилий ангелы все-таки заберут в небеса, обманув его, для атеистов нет такого чудесного спасения. Ангелы от них давно отступились, если они кому-то интересны, то только Сатане.

И на самом деле ему приходится дарить смерть герою, восстанавливая справедливость в этом странном мире, и видит, как Понтий Пилат удаляется вместе с Иешуа, чтобы продолжить беседу. Больше заняться этими делами некому.

А в «Фаусте» Мефистофель появляется после того, как его вызвали три раза, и приходит он только туда, куда сам захочет. Он заключает договор только с достойными и скрепляет его подписью, оставляя как напоминание черного ворона, кота или пса. Он исполняет любые желания, но все они оказываются иллюзией, и тают без следа. Такой же иллюзией оказываются и бумажные деньги, и дорогие наряды, которые дарит Воланд москвичам во время представления.

Они быстро и бесследно исчезают, как и тот, кто подарил их миру. И в расплату за услуги он забирает душу, в тот момент, когда человек счастлив. Фауст погибает, когда восклицает: « Остановись, мгновенье, ты прекрасно».

Герой Гете по сути своей зол, эгоистичен, безнравственен. С усмешкой входит он в доверие, а при этом соблазняет и губит души, но только те, которые сами этого хотят и готовы к этому.

Вот и талантливый ученый Фауст, доживший до глубокой старости, но кроме своих наук ничего не знавший и ничем не интересовавшийся, обнаруживает, что его время уходит без возврата, и решает наверстать упущенное, ни с чем не считаясь. Любовь, грехи, страсти - он решил изведать все, и только Мефистофель может ему в этом помочь.
Мы знаем, что разум - это отблеск божественного света, но человеку он чаще всего приносит горе, так как он не может правильно им распорядиться.

Человек, бедняга человек,
Он жалок так в страданье,
Что мучить бедняка и я не в состоянье.

Мефистофель хочет бороться с ангелом только за душу достойного, именно с ним он станет «как кошка с мышью» играть.

И нам предстоит вместе с ним, пройдя долгий путь, понять, высок иль низок человек, на что он может решиться, какие злодеяния способен совершить. Перед нами психолог и исследователь, который многое знает и умеет.

И бес испытывает Фауста вином, страстями, колдовством, но все это быстро ему надоедает, не делает его счастливым, а только добавляет проблем. Не приносит счастья и любовь юной Маргариты. Они слишком разные, и в этом мире несовместимы. Он разочарован, бежит от ответственности, в то время как девушка предпочитает смерть свободе.
Но в чем же тогда может он найти радость и счастье. И только в совсем новом мире, в первый день творения, когда он, пройдя все испытания, начинает строить свой собственный город и мир, он и обретает истинное счастье. Но герой, получивший от беса молодость, снова стар и слеп, он не понимает, что это очередная иллюзия, руководит стройкой Мефистофель, и на самом деле он роет ему могилу. И все же герою кажется, что он, наконец, пройдя все страдания, счастлив. В этот миг Мефистофель и убивает его. Он почти выиграл пари за душу с Богом, и слишком долго возится с телом его, в то время, когда ангелы и похищают душу и забирают ее на небеса.

А где душа, украли воровски.
Так вот зачем, почуяв дух приманки,
Они у ямы вытянулись в ряд.

Сокрушается он, понимая, что произошло на самом деле. Он совершенно искренне возмущен их коварством и явным обманом:

Кому теперь я жаловаться стану,
Кто за ущерб меня вознаградит?
На старости стать жертвою обмана,
И я позором поделом покрыт

Мефистофель ироничен и безжалостен даже по отношению к себе самому. И в этом особенная прелесть этого образа у великого классика и состоит:

Прожженный старый черт с такой закалкой,
Сыграл к концу такого дурака,
Ведь эта глупость до того жалка,
Что даже потерпевшего не жалко.

И ангелы небесные вовсе не так просты и не так наивны, как они казались ему в начале. Но оптимизм спасает его от всех разочарований, и даже в этой смешной ситуации, он остается на высоте, потому что умеет смеяться над собой.

Но мы знаем, что нет ничего важнее любви на земле, и не может быть, счастлив человек, живущий рассудком. Чувства исчезают, как только мы их начинаем анализировать. Сколько бы жизней не прожил Фауст, он никогда не будет счастлив. И люди, подобные ему, пришли в мир для разочарований и страданий. И самое главное, он доказал нам, что и самой длинной жизни человека не хватает для того, чтобы построить свой собственный мир.

И в этом контексте понятно, что никакие перевороты и революции не имею смысла, потому что завершают их другие, и, скорее всего, они извратят даже самые красивые идеи.

Но на что может рассчитывать человек? Только на короткие периоды счастья, разочарований, трагедий, вера и надежда двигают его дальше, хотя путь его часто бывает ошибочным.

Но торжество кому уступит,
В пыли рожденный человек,
Венец ли вечных пальм он купит,
Иль чашу временную нег.
Господень ангел тих и ясен.
Его живит смиренья луч.
Но гордый демон так прекрасен,
Так лучезарен и могуч.

УРОК 2 НЕСОСТОЯВШАЯСЯ СДЕЛКА
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.БЛОКА «ОСЕННИЙ ВЕЧЕР БЫЛ»


Образ Фауста и Мефистофеля не мог не волновать русских поэтов и писателей. Тема познания и страсти, возможности получить все блага мира, продав душу дьяволу, тема выбора всегда будет актуальна, и каждый из торцов освещает ее по-своему. Но если у К.Случевского в цикле «Мефистофель», этот герой стал почти творцом этого мира, и остался единственным его повелителем, то совсем по-другому видит все это А.Блок, для которого литературные мифы были не только поводом для раздумий, но и возможностью на основе хорошо знакомого создать совсем иной миф.

Он все время что-то изменял, создавая некую тайну, которую так боготворили символисты. Оставались отдельные мотивы и штрихи, так, что исчезал, а часто едва был намечен знакомый сюжет, но тем интереснее угадать его и посмотреть в новом качестве.

Перед нами стихотворение А.Блока «Осенний вечер был», на первый взгляд совершенно таинственное, но если вглядеться и вчитаться подробнее.
Ночь без той, зовут кого
Светлым именем: Ленора.
Эдгар По

Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный
Решал все тот же я - мучительный вопрос,
Когда в мой кабинет, огромный и туманный,
Вошел тот джентльмен. За ним - лохматый пес.

На кресло у огня уселся гость устало,
И пес у ног его разлегся на ковер.
Гость вежливо сказал: »Ужель еще вам мало?
Пред Гением Судьбы пора смириться, сор»

«Но в старости - возврат и юности, и жара…» -
Так начал я,…но он настойчиво прервал:
« Она - все та ж: Линор безумного Эдгара.
Возврата нет.- Еще? Теперь я все сказал».

И странно: жизнь была - восторгом, бурей, адом.
А здесь - в вечерний час - с чужим наедине-
Под этим деловым, давно спокойным взглядом,
Представилась она гораздо проще мне…

Тот джентльмен ушел. Но пес со мной бессменно.
В час горький на меня уставит добрый взор,
И лапу жесткую положит на колено,
Как будто говоря: Пора смириться, сор.

О чем это стихотворение, эпиграфом которому стала строчка из знаменитого стихотворения Э.По «Ворон». Все здесь не на немецкий, как в «Фаусте», а на английский манер окрашено. И мы немного сбиты с пути истинного. Но если прочитать то стихотворение, то мы узнаем о том, что его герой, после смерти любимой, ее звали Линор, или Ленора, как в знаменитой немецкой балладе, на которую опирался творец ужасов, заключил сделку с дьяволом. Тот оставил ему ворона, как напоминания о том, что это совершилось. И Ленора у Бюргера гневит небеса, бросая им вызов, и требует, чтобы она встретилась с живым или мертвым женихом своим. Желание ее сбывается, появляется мертвец, и он увлекает любимую в могилу за собой - таково наказание за бунт. В английском варианте им не суждено, не встретиться никогда, об этом все время его предупреждает ворон.

Очевидно, что поэту был известен и первый, и второй и третий сюжет, и, соединяя их, он и создает совсем иной миф о времени и о себе. Ему хочется того же самого - сделки, возвращения молодости и любви.
Решал все тот же я - мучительный вопрос

 Он вызывал Мефистофеля, и тот явился на его зов в осенний вечер. И мы знаем из легенд о том, что спутниками его, помощниками могут быть пес, кот или ворон. Автор уверен, что мы узнаем этого героя, и не называет его по имени. И еще об одном вечном вопросе Гамлета напоминает нам герой «Быть или не быть». Он невольно возникает в мире туманов и английской лексики.

В доме героя они оба чувствуют себя довольно спокойно. Но призывает его гость совсем к иному:
Пред Гением Судьбы пора смириться, сор.
Страшное разочарование ждет героя, Мефистофель отговаривает его от сделки - вот в чем ирония судьбы, это он убеждает «пора смириться».
Он не может успокоиться, ему, как и предшественникам, хочется вернуть молодость и страсти. Но во второй раз отказывает ему в том бес, и в довольно резкой форме:

Возврата нет.- Еще? Теперь я все сказал.
И ему удается убедить героя в том, что жизнь это не «восторг, буря, ад», она «гораздо проще».
И не просто уходит на этот раз Мефистофель, он оставляет своего пса, для напоминания:

Пора смириться, сор.
Странный поворот сюжета, но впервые герой вольно или невольно избавлен самим дьяволом от страшного искушения. Тот выносил приговор: «Не быть», и это совсем в духе русского человека. Ведь еще Жуковский сначала перевел балладу Бюргера со страшным ее финалом, а потом написал оригинальную, которую назвал «Светлана», ее героиня почти повторяет судьбу Леноры, но в финале мы узнаем, что это был только страшный сон. Смирившаяся героиня остается, жива и невредима. Так что же лучше, бунт или смирение? Таким стал новый вариант вечного вопроса. И Мефистофель, первый бунтарь в мире, готов ему доказать, что прошло время бунта, пора смириться.

А.Блок, зная прекрасно древние мифы и сказания, искал ответ на самые болезненные вопросы, и он предвосхитил идею, заложенную в романе М.Булгакова, о том, что Дьяволу приходится наказывать зло, чтобы навести хоть какой-то порядок в совершенно обезумевшем мире. О покое, говорит и Мастер, и его дарит ему Воланд. Возможно, в этом и есть высший смысл бытия, потому что история Фауста со всеми страстями и терзаниями, хорошо всем нам известна. И стоит ли повторять старые ошибки и идти по старому пути?


Рецензии