Бронзино. Святое семейство. Мадонна Строганова

      Аньоло Бронзино.Святое Семейство с Иоанном Крестителем  (МАДОННА СТРОГАНОВА)1540 ок. 117 ; 99 см .Дерево масло.Музей изобразительных искусств им.Пушкина.

       Аньоло Бронзино Bronzino, Agnolo  (1503-1572) по праву считается одним из ярких представителей итальянской живописи, а также последователем флорентийской школы.
Основным направлением, которого придерживался знаменитый художник, можно назвать маньеризм. Течение зародилось во Флоренции, берёт своё начало с 1520-х годов.
В картинах Бронзино присутствуют религиозные, аллегорические и мифологические темы. Но основную известность художнику принесли написанные им портреты. Творчество Аньоло, помимо написания картин, распространялось и на создание фресок.

        Большое впечатление на Аньоло произвели работы Микеланджело при посещении Рима в конце 1540-х годов. Бронзино пытался следовать манере прославленного мастера при создании фресок в религиозном стиле. Большая часть его творений на эту тематику выполнена для флорентийской церкви в Сан-Лоренцо. При этом мастер продолжил дело своего учителя Джакопо Понтормо, смерть которого прервала начатую им работу по украшению стен и сводов в этой капелле. К сожалению, до настоящего времени большая часть фресок Бронзино не сохранилась. Хотя некоторые все же доступны для созерцания, к примеру, фреска «Мученичество Святого Лаврентия».
В конце своей творческой деятельности Аньоло полностью посвятил себя религиозной тематике, практически оставив портретный жанр.
       
     Прославленный живописец умер в 1572 году, находясь во Флоренции. В последние годы жизни был избран руководителем флорентийской Академии художеств – первым заведением подобного рода, открывшемся в Европе. Выбор в пользу знаменитого живописца был сделан не случайно. Аньоло считался весьма образованным человеком для своего времени.
      
  Бронзино не имел недостатка в учениках. Самым знаменитым из них можно назвать Алессандро Аллори, который стал и приемным сыном художника, так же, как и сам Аньоло когда-то для своего учителя Понтормо. Именно Алессандро закончил некоторые работы после смерти своего наставника.
О КАРТИНЕ.
 
        «Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем» было написано вскоре после бракосочетания Козимо I и Элеоноры Толедской. Полотно отличается блеском и виртуозностью исполнения. Оно дает яркое представление об искусстве Бронзино, творчески претворившего идеи великого Микеланджело.

             Картина «Святое семейство» отличается виртуозно построенной композицией, где сложные пластические мотивы, статуарные позы и повороты фигур, движения драпировок подчинены единой воле художника, его интеллектуально выверенной программе "истинных правил" изображения, диктуемых не природой, но исключительно законами искусства.
 Композиция картины сознательно усложняется художником, он использует изощренные разнонаправленные ракурсы при размещении фигур в пространстве, виртуозно соединяя свободное владение рисунком, безукоризненные соотношения пластических масс и изысканное живописное решение.
      
    В образах святых угадывается сходство с членами семьи Медичи, чьи портретные изображения хорошо известны. Так, святой Иосиф, изображенный в профиль, напоминает самого Козимо I, Мадонна - его супругу, а Младенец Христос - их старшего сына Джованни.
   
      По словам бывшего владельца картины А.С.Строганова, она «может считаться истинным шедевром Бронзино и представляет собой соединение самых существенных частей искусства – красоты форм Рафаэля, благородства Микеланджело, колорита венецианской школы».
      В Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина поступила в 1932 году из Государственного антиквариата, до этого находилась в Строгановском дворце-музее в Ленинграде.

       Бронзино исполнил несколько вариантов композиции. Картина, хранящаяся в ГМИИ, предположительно самая ранняя - она может быть датирована временем около 1540 года.


Рецензии