цвет мироощущения

92
Чтобы понимать мир, не обязательно полагаться на знания, но обязательно -- на противоречия.
В неясном хаосе вдруг золотой точкой вспыхнет напряжение, инородность, предчувствие.
Не знание ещё или -- никогда, но -- тяга узнать, выхватить из мрака свет, принять боль утраты непознанного и радость рождения нового. И не важно -- где. Потому что всегда -- в душе.
В душе, там, где всегда -- сомнения, бессилье, необъяснимая прелесть неясных желаний.
Реализованных наспех, вслепую, иллюзорно.
Или отброшенных, забытых, иссякнувших.
 
***
"Противоречия, пламень и горение. И не надо гасить. Погасишь – мир погаснет. Поэтому, мудрый: никогда не своди к единству и «умозаключению» своих сочинений, оставляй их в хаосе, в брожении, в безобразии. Пусть. Все - пусть. Пусть «да» лезет на «нет» и «нет» вывертывается из-под него и борет «подножку». Пусть борются, страдают и кипят. Как ведь и бедная душа твоя, мудрый человек, кипела и страдала. Душа твоя не меньше мира. И если ты терпел, пусть и мир потерпит."

***
"Метафизика живет не потому, что людям «хочется», а потому что самая душа метафизична.
Метафизика - жажда.
И поистине она не иссохнет.
Это - голод души. Если бы человек все «до кончика» узнал, он подошел бы к стене (ведения) и сказал: «Там что-то есть» (за стеной).
Если бы перед ним все осветили, он сел бы и сказал: «Я буду ждать».
Человек беспределен. Самая суть его - беспредельность. И выражением этого и служит метафизика.
«Все ясно». Тогда он скажет: «Ну, так я хочу неясного».
Напротив, все темно. Тогда он орет: «Я жажду света».
У человека есть жажда «другого». Бессознательно. И из нее родилась метафизика.
«Хочу заглянуть за край».
«Хочу дойти до конца».
«Умру. Но я хочу знать, что будет после смерти».
«Нельзя знать? Тогда я постараюсь увидеть во сне, сочинить, отгадать, сказать об этом стихотворение».
Да. Вот стихи еще. Они тоже метафизичны. Стихи и дар сложить их – оттуда же, откуда метафизика."
(В. Розанов 11.III.1916)
 

93
Всё имеет свой цвет: сущности, мысли, время, даже ветра.
Есть такой злой ветер, сеющий горечь и разброд в умах и сердцах. Он дует в пустынях, и Геродот назвал его красным ветром. Небо на той стороне, откуда он дует, становится красным, в воздухе замечается своеобразное движение, издали доносится сильный шум. Ветер дует несколько часов без перерыва, но свирепствует он собственно лишь несколько минут, и тогда жар превышает сорок градусов.
А синим ветром отличается каждое начало весны.
И тогда асфальт становится жёлтым, и где-то, спрятавшись в самых темных городских закоулках, кружит, кружит и вертится сухое, скрипящее на зубах -- синее безумие.

***
"В 1829 году два человека почти одновременно открыли еще одно свойство цвета.

Гёте рассматривал внимательно в саду клумбу желтых крокусов; переведя глаза на почву, был поражен синими тенями, подчеркивавшими желтизну цветов.
В Париже Делакруа, работая в картине над желтой драпировкой и отчаявшись от невозможности сделать ее яркой, заказал карету, чтоб поехать в Лувр и рассмотреть у Веронезе, чем тот достигал эффекта желтизны.
Карета была желтая, и Делакруа увидел падающие от нее синие тени на мостовой.
Так были открыты дополнительные цвета.
Оказалось, у цвета имеется свойство не выбиваться из трехцветия, дающего в сумме белый цвет, то есть свет. Благодаря этому свойству сложный — двойной — цвет вызывает по соседству нехватающий ему для образования трехцветия дополнительный.

Конечно, глаз издавна воспринимает цветовые характеристики природы. Зеленый луч, наблюденный древними египтянами на горизонте после заката солнца, сделавшийся для них цветом траура, как отсвет из подземного царства смерти, — этот зеленый, наблюдаемый поныне, луч и является дополнительным к красноте солнца, исчезнувшего за горизонтом..."

***
"Цвет характеризует прозрение и затемнение целых исторических эпох и говорит о молодости, расцвете и о старости цивилизаций.

Не случайно современная цивилизация сфабриковала цвет хаки, мотивируя его защитностью на полях войны. Думаю, дело обстоит серьезнее, — этот гнилой цвет есть знамя сбитых, сплетенных мироощущений одной из отживающих свой исторический черед цивилизаций."

***
"Между формой и цветом существует непосредственная связь. Их взаимными отношениями улаживается трехмерность в картине. На них развивается образ со всеми присущими ему действиями. Цветом проявляется культура живописца, никакими декоративными ухищрениями не затушевать ему убожество ума, воли и чувства, если таковые в нем имеются, — цвет выдаст его вкус и склонности характера, а в первую очередь покажет он, молодость или дряхлость несет живописец гаммами своих цветовых шкал."
(Кузьма Петров-Водкин 27.12.1905 Флоренция, Италия)


Рецензии
о цвете хаки - потрясающе точно. а чьи слова?

Алина Дием   13.06.2022 08:12     Заявить о нарушении
Кузьма Петров-Водкин 27.12.1905

Саша Ронин   13.06.2022 11:22   Заявить о нарушении