Лес Великий и бесхозный

                «За деревьями леса не видно!»
Афоризм

          Это эссе про удивительные метаморфозы в наших российских лесах….Правительственные метаморфозы ведения лесного хозяйства действительно  мноообразно-удивительны!
И хотя размер  этого эссе не позволяет нам растекаться  «мыслью по древу» и бесконечно удивляться чиновничьему бумаготворчеству, о главных, с нашей точки зрения, направлениях деятельности лесного ведомства РФ  мы поговорим…
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения акты основываются на следующих основных принципах, которые прописаны в ниже приведённых разделах Статьи 1 Лесного Кодекса  РФ:
1) Устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
6)  Улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности;
7)  Участие граждан, общественных объединений в подготовке решений,
10) Недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) Платность использования лесов.
        Часть этих статей  подвергалась неоднократно «глубокомысленной редакции». Но от перемены мест слагаемыми сумма не изменилась, как на то  надеялись составители. Основными принципами  лесопользования, которые нас   будут интересовать в первую очередь остались:
       - 1.Сохранение и охрана существующего  состояния (их статус-кво). Это, так сказать, естественно-научная проблема, но с другой стороны философско-чиновничья, поскольку  позволяет «великосветски» рассуждать о пользе наших прекрасных лесов, не шевеля и пальцем в их улучшение и настоящую защиту.
       - 2. По настоящему государственный просчёт в плане принадлежности лесов, который и является основной причиной  отсутствия  их охраны, не говоря уже о возможностях их восстановления и улучшения.
               Так что,  начнём разбор по порядку…..С  естественно-философских парадоксов  Лесного кодекса РФ.  Сразу скажу, что сам по себе заложенный в нём принцип охраны, и только, порочен!
Ведь  «сохранение  природы»  в неизменном виде означает ни мало, ни много, а её смерть!
 В общих чертах этот тезис достаточно полно обоснован  в моём эссе Проза Ру «Надо ли защищать природу?» Природа - живой организм и её биоморфа естественно меняется в соответствии с изменением экологии – в основном с изменением климата. А то, что последний  заметно меняется уже у нас на глазах, ясно  даже  простому  обывателю.
Но что, видимо, ещё невдомёк лесному российскому чиновничеству. Его кредо состоит в закоренелом «знании», что  леса у нас  самые большие в мире и  от того самые лучшие!?
Это  придурковато-хитрованистая путаница  количества с качеством.
 Чиновничья путаница, имеющая единственную цель – ничего не делать в плане улучшения  наших лесов. Она позволяет  твёрдо сидеть на удобном стуле, разглагольствуя о нашем прекрасном лесе.
Да, мы все  ценим лесную красоту! Только  само это понятие весьма относительно.
Но кроме этого  лес сам по себе,  как продукт жизнедеятельности, имеет ценность  для окружающей среды, которая становится всё более  урбанизированной.
Но особенно я имею в виду  ценность основного лесного  продукта – стоимость  древесины.
          В этом плане, к великому  нашему сожалению, наши леса  в рамках  лесной зоны мира,  являются самыми худшими!!!
Если даже отбросить  леса тропической зоны, то они,  в этом плане, последние среди лесов умеренного пояса: Северной Америки, горных лесов Китая,  Японии….и др…..
Откуда у меня такие  утверждения?
А это  результат  почти 30-летней работы  бывшего «Центрального НИИ лесной генетики и селекции» в плане «союзной тематики»  по лесной интродукции, ответственным исполнителем и руководителем которой я был почти всё это время.
Так что знаю, про что говорю!
Поэтому могу утверждать, что в рамках  изменившегося  за последние  65 лет климата, фундаментальная  неподвижность лесного ведомства нам обходится потерей  видового лесного  изобилия в 25-30 раз, а по продуктивности и  по качеству древесины в 2-4 раза!!!
И  чтобы не отвлекать далее читателя, привожу список основных фундаментальных работ по этой тематике (просто обратите внимание на названия ссылок)……
- Н.А. Болотов  «Теория, практика и прогноз интродукции лесообразующих  пород на территории бывшего  СССР (ЕТС)».  Автореферат  диссертации на соискание учёной степени доктора  сельскохозяйственных наук. Санк-Петербург. - 1992. -42 стр.
 - Н.А.Болотов, Д.И.Щеглов, А.Б.Беляев «ЛЕСНАЯ ИНТРОДУКЦИЯ» - (экология, лесоводственные  особенности, районирование, перспективы внедрения лесообразующих экзотов) - Монография.  Воронеж , изд. ВГУ. - 2005.- 496 с.
- Н.А.Болотов, Д.И.Щеглов, А.Б.Беляев «Инновационный подход к созданию лесных ландшафтов».
Основы, концепции, методы.  Изд. LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2015. – 95 с.
 - Программа интродукции лесных пород  в Европейской части СССР до 2000 года. Воронеж. ЦНИИЛГиС -1990. - том 1-3.  Рук. – 995 с.
           Любому непредвзятому исследователю, при взгляде на этот  краткий перечень, ясно, что почти 30 лет  назад в лесоводственной науке был сделан  инновационный прорыв, способный при минимальном  затратном усилии государства обеспечить выше означенное качественное улучшения наших лесов. А «Интродукционная Программа ЦНИИЛГиС»  была практической разработкой до уровня  каждого лесхоза, обеспечивающей реальное  её воплощение в практику на всей Европейской части бывшего СССР.
И чтобы  как-то себе представить  масштабы  и перспективы такого  инновационного улучшения наших лесов, я приведу только  одну  табличку районирования зон перспективности территории РФ для лесной интродукции. Она интересна и сама по себе, а ещё и оттого, что  супротивники этих новаций используют ложные посылы в  том плане, что кто-то собирается  вообще  искоренить  наши «исконно  русские породы». Это делается отчасти и по незнанию, а по  большей части намеренно, фарисейски искажая суть инноваций.
             На самом деле наши леса состоят не из «исконно русских» лесообразователей, а из лесных пород четвертичного  археологического периода, имеющих  обширнейшие ареалы за пределами  РФ. Поэтому  дело вовсе  не в государственной принадлежности  нашего дуба черешчатого или любимой всеми  березы бородавчатой (советую запомнить эти названия они ещё нам пригодятся).
А в том, что все  наши бореальные виды  возникли в климате  межледниковых периодов и оттого  имеют биологию приспособленную к низким температурным условиям. А это обстоятельство генетически  почти всегда сказывается, с одной стороны,  на повышенной филогенетической адаптации видов, а с другой – на  относительно невысокой скорости роста (продуктивности насаждений).
В противовес им  перспективные интродуценты относятся  к третичным видам хвойных и лиственных лесообразующих пород, имеющих  противоположные  биологические качества. И только они могут  адаптировать те экологические возможности, которые  нам предоставляются  современным потеплением климата!
             Скажите, что и наши породы, в связи с потеплением,  станут расти быстрее?
Увы, так подумали не только вы, но в это  верят все чиновники от науки в лесном ведомстве. Они продолжают многолетние  эксперименты, так называемых, «правдинских» лесных культур (по имени  профессора Правдина), согласно  недоказанной идеи которого  наши виды состоят из множества популяций, отличающихся по энергии роста.
И чтобы доказать эту идею,  во всех уголках  советского лесного фонда  были заложены  культуры основных наших лесообразователей.   С тех пор эти бесплодные эксперименты продолжаются (правда всё с меньшей интенсивностью) вот уже полвека. Бесплодные оттого, что  большинство наших лесообразующих  видов фактически представляют собой одну генетическую популяцию.
           И чтобы убедиться в этом надо просто было взять семена, скажем сосны обыкновенной, чахнущей  на сфагновом болоте, вырастить сеянцы в питомнике и посадить в рядом произрастающем сосновом бору - на возвышенном берегу того же болота. И убедиться, что  практически никакой разницы в скорости их роста, в сравнении  с саженцами из семян, собранными в бору, не будет уже к возрасту 20-ти лет.
Я, конечно,  не делал таких опытов, но недаром «отбухал» 12 полевых сезонов в лесоустройстве!
Где постоянно наблюдал, сопоставляя данные учёта лесных культур за десятилетия ( лесоустройство в СССР  проводилось регулярно раз в 10 лет) нечто подобное. 
Лесники согласно плану сбора (чем больше собрал - тем лучше) собирали семена не только на лесосеках, но и на деревьях с «минусовой  селекцией» - низкорослых, ветвистых,  в том числе и на  сфагновых болотах. И все семена давали  стандартные  сеянцы  при выращивании в теплицах или в открытом грунте. И более того, собранные семена (при избытке  в одном  лесхозе) рассылались в места с их недостатком. То есть весь опыт  лесовосстановления в бывшем СССР от Карпат до  Приморья был доказательством бесперспективности селекции местных видов.
Что для меня, как интродуктора, давало возможность на учёном совете ЦНИИЛГиС селекционерам и семеноводам (кои составляли 85% от числа  сотрудников ведущего по проблеме и большого по тем временам института) один криминальный вопрос:
- А осознала ли  наша P;nus sylv;stris L. – Сосна обыкновенная, что она уже  «Сосна Курская или Воронежская»?
На что получал  совсем не дискуссионную «брехаловку» по поводу того, что дайте нам время – и Увидите! 
Ну, прошло с тех пор  более 30 лет и что мы видим?
Ни одного сорта клона или сорта популяции у лесного ведомства РФ нет!
Конечно,  30-50 лет  для той же сосны обыкновенной – это не срок проверки селекционного качества.  Для этого  нужна хотя бы пара  полных поколений спелого возраста (примерно 200 лет).  Но чиновников   лесного ведомства  это обстоятельство  никак не смущает. Напротив, оно открывает широкий горизонт для селекционных экспериментов.
            И тут возникает удивительная по своей пошлости ситуация, состоящая в  элементарной зависти лесного ведомства к селекционным успехам  сельскохозяйственного!  У того  в ежегодных отчетах постоянно присутствуют новые сорта  пшеницы, ячменя, ржи, гороха и пр…и пр……
И что делать, раз мы  заикнулись, что  столько лет занимаемся лесной селекцией?.......
А давайте тоже составим  список районированных пород, авось никто  в нём не разберётся, и мы отчитаемся за безвозвратно потерянные (огромные по научным меркам средства)! 
Но братцы мои, посмотрите, что рекомендует ваш отдел  лесовосстановления (или как он  по-другому  каждый раз называется) в лесные культуры Воронежской области?
          Зажмуритесь!.......ДУБ и БЕРЁЗУ ……???
Ни сорт клон  «№-такой-то», а вообще родовое понятие, объединяющее более  полутора сотни видов дуба и почти столько же березы.  Что суть  рекомендации на уровне  научного дебилизма!
 Как вообще можно инновационно рекомендовать «ДУБ»  в ареал, где испокон веков произрастал  Дуб черешчатый ???
И это не говоря уже о более тонких вещах, про которые  наука лесного ведомства «ни   слухом, ни духом»!? 
Это я про рекомендации Березы бородавчатой (повислой) в полевые культуры  Воронежской области. Они просто  содраны с  многолетнего опыта  создания лесозащитных насаждений  из березы бывшего СССР.  Только вот ума не хватило, чтобы применить этот опыт в новых условиях.
Я опять же про изменение климата, потепление которого  этот вид  на широте Воронежа уже не выдерживает. Поэтому, прежде чем давать  глупейшие рекомендации, следовало бы ознакомится с современным состоянием культур берёзы.
А оно  катастрофическое!
Береза в последние годы постепенно-периодически   засыхает. И это связано отнюдь не с засухами, которых стало много меньше, и которые  она  успешно ранее переносила, а с элементарным перегревом ствола  и скелетных  ветвей при температуре июня - июля,  иногда достигающей на солнце 50 градусов  по Цельсию! Что, с моей точки зрения, приводит к денатурации  белков в растениях и они засыхают  не в год перегрева, а постепенно в следующие, уже более благоприятные годы.
Всё я это про глобальное изменение климата!
 Про которое  «лесная наука» что-то там слышала, но не соображает, во что оно может вылиться.
И приведённый пример  с нашей  берёзой лишь первое предупреждение о возможных последствиях. Ведь недаром  вся секция Albae – белых берёз имеет  белый цвет коры до самых кончиков побегов. Это её биологическая защита от перегрева. Но она уже её не спасает!!!
Так что грядущее  потепление климата в наших северных широтах несёт не только  дополнительные  благоприятные агроклиматические условия для всего растениеводства, но и требует грамотного отношения к этому наступлению.
               Но недаром говориться в народной поговорке, что часто бывает «не в коня корм».
 В своих посланиях на места лесное ведомство  не просто не рекомендует  заниматься  лесокультурной деятельностью с интродуцентами, но и прямо оное запрещает.
Хотя уже, в отличие от мало достоверного селекционного испытания местных видов, имеется  более чем  150-летний опыт  проверки интродуцированных  видов, обеспечивающих рост  в отдельных зонах лесоинтродукционного районирования более чем в 2-3 раза!!
Но чтобы не быть полностью голословным, я таки приведу, из всей массы доказательств  лишь две схемы Лесоинтродукционного районирования, показывающих реальную возможность  интродукции.

 

Слева у нас схема относительной перспективности лесной интродукции на конец 90-х годов прошлого века, а справа - Схема относительной перспективности лесной интродукции на 2070 год. И чтобы полностью разобраться в  возможностях лесной интродукции, поскольку в неё контуры зон не меняются, следует прочитать  Примечания…..
Примечание:  МП- зона малой перспективности (менее 20% от среднего числа перспективных интродуцентов по региону Европейской части бывшего СССР; ОП-зона относительной перспективности (20-70%); СП-зона средней перспективности(70-160%); П – зона высокой перспективности (160-280%); ПП- зона наивысшей перспективности (280-400%).
          То есть фактически к этому времени  меняюься  зоны в своём качестве (на более высокую ступень районипрования). В флористическом отношении, применительно к созданию лесопарковых зон, когда ведущее значение приобретает разнообразие в декоративности, своеобразие  искуственных лесных ландшафтов, в сравнении с естественным  возрастает  в среднем по зонам: 
для МП –  в 2,5 раза, для ОП- в 4 раза, для СП – в 8 раз, для П – в 14 раз и для ПП – в 18-25 раз. И это толко по породам первого яруса леса, по сопутствующим  - это число увеличивается  многократно.
         Принимая во внимание интерпретированные нами  данные по росту среднегодовых температур  и количеству летних осадков  Северного полушария Земли (в широтном расположении), можно с уверенностью прогнозировать  изменение зон лесоинтродукционного районирования РФ к концу 70-х годов  двадцать превого века согласно справа расположенной схемы.
В результате исчезнет самая обширная зона  малой перспективности (МП) и почти  исчезнет зона  ОП относительной перспективности (непоказанная на схеме из-за её  малых дробных размеров). Вместо неё появиться зона «П», а остальные зоны также  переменят свой индекс на более высокий статус.  Новая зона СП постепенно сможет  превратить  современную лесотундру в зону хвойных и частично хвойно-широколиственных лесов, с отступлением вечной мерзлоты, занимающей  сейчас почти весь север и добрую половину России, к востоку от Енисея.
         С нашей точки зрения   стратегия преимущественного создания  лесных культур из интродуцентов, совершенно очевидно, становится инновационной. Ведь к возрасту спелости лесных насаждений экологические условия мест их произрастания  оптимизируются соответствующим образом. И даже, если климатические  прогнозы окажутся завышенными для многократного повышения производительности  лесных насаждений, уже существующее экологическое статус-кво обеспечивает основу для создания  ещё невиданных в России лесопарков.
Ведь ландшафтные архитекторы прошлого, создававшие, к примеру, знаменитые  пригородные парки  С-Петербурга  и помыслить не могли о теперешних флористических возможностях.  Очевидно, что в современных,  всё возрастающих условиях  техногенной нагрузки, без радикального увеличения  флористического разнообразия, особенно  вечнозеленых видов, мы никакие «лесопарки» создать не сможем. И сам этот термин, чуть ли чаще повторяемый в Лесном кодексе РФ, чем  термин «лесничество», останется пустым звуком, которым на сегодняшний день, по сути,  и является.
           В целом выше упомянутая Программа по лесной интродукции  тихо «канула в лету» в архивах Союз Лесхоза.  Особо подчёркиваю, что для её  завершения не требовалось никаких заоблачно-космических затрат. Достаточно было оснастить малой техникой  существующий на тот момент контингент лесной  охраны, который  методом «семейного подряда» мог бы восстанавливать всю площадь  подконтрольного лесосечного фонда на новом интродукционном уровне, обеспечивающим  постепенную  замену  части основных лесообразователей на перспективные  интродуценты.  То есть уже к сегодняшнему дню мы бы уже имели (по крайней мере, в пригородной зоне)  молодые леса невиданных ранее, чрезвычайно  ландшафтно-флористически разнообразных  лесных пород, устойчивых к городской загазованности  и антропогенному воздействию.
            Так что всё вышесказанное  - это про стратегию нашего лесного ведомства, которая просто не в силах (по своему недомыслию) исполнить  заявленное в статьях 1 и 6 ЛК РФ:
1)устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
6) улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности.
Что касательно последнего пункта, то  данным  лесного ведомства вся лесопромышленная ценность наших бескрайних лесов, занимающих площадь в 1,2 миллиарда гектаров, укладывается в  объём стволовой древесины 82 миллиардов  кубических метров. И если  поделить вторую огромную цифру на первую, то получается весьма  разочаровывающая величина – 68,33 м3/га.
Таков средний  запас  насаждений наших лесов в возрасте рубки!?
Много это или мало, можно судить по  среднему приросту биомассы на 1 га, который определяется  делением запаса насаждения в возрасте рубки на этот самый возраст. И у нас получается (при среднем возрасте рубки для хвойных в 100 лет и лиственных в 60 – то есть в  80лет) примерная величина: 68,33 : 80 = 0,85 м3/ га. 
В то время как по данным справочника  «Природа мира. Леса. М. Мысль. 1981»  - леса Северной Америки, из коих и происходят, в основном, наши интродуценты, ежегодно прирастают по хвойным на 3.73 м3, а по лиственным на 2.17 м3,  в  среднем на 2,95 м3/га,  то есть в 3,47 раза быстрее!
Что и является максимальным пределом для наших инновационных  возможностей в лесной интродукции, но….Как говориться,  чего не дано, так и не дано!
           И это почти всё, что касается стратегии  в лесном хозяйстве России.
А теперь про тактику – про ведение  хозяйства в лесной зоне РФ……..
Конечно, можно много блукать по  многоблудию  Лесного кодекса РФ, но если  всё-таки критически  его прочитать, то складывается впечатление, которое я могу выразить афористически:
 - Лесное ведомство РФ, поголовно всё  в погонах, но не при исполнении!!!
И я тут даже не про то, что  Рослесхоз есть всего лишь «Федеральное агентство лесного хозяйства», находящееся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ. То есть  не в ранге даже самостоятельного министерства, а является частью ни весть чего!? 
При этом, обратите внимание на название министерства! Осогласно ему оно обязано   осуществлять пользование природными ресурсами и при этом каким-то неведомым  способом  сохранять некий  экологический баланс.
Первую свою роль это министерство успешно осуществляет, разбазаривая  «на аукционах»  истощимые и возобновляемые ресурсы страны. Что, конечно же, даёт  доход  Минфину РФ, а заодно и чиновничьему аппарату, за что косвенно говорят могучие цифры «аукционных» уголовно-административных преступлений.
Вторую роль  министерство  «осуществляет» исключительно пропагандистскими баснями об охране окружающей среды, в том числе и с помощью «возобновляемых природных источников».
Министерская демагогия в этом плане мне  вполне очевидна, поскольку единственным   реально возобновляемым природным ресурсом в ней - является ЛЕС. 
Конечно, можно было бы  чиновничьей братии и сыграть на  афишировании этого единственно экологически прогрессивного признака своей деятельности, но……….Но  если бы состояние лесного хозяйства под «великомудрым» руководством этого министерства было хотя бы малость привлекательным
А что оно  совсем не привлекательно, скрыть невозможно. Это тебе не добыча природных ископаемых: сколько  ты миллионов руды  добыл из-под земли  -  один чёрт знает.
А вот вырубил незаконно квартал леса, про что  лесная охрана якобы не ведает, но неподкупный  космический спутник, щёлкая фотосъёмку территории, выдаёт все  твои преступления!
И перед экологией  тоже…… Про которую министерство природных ресурсов имеет весьма специфические познания. У него  все экологические проблемы  ограничиваются борьбой со свалками. Я имею в виду не только свалки, которые  суть продукт урбанизации, а и те, что производятся предпринимательской деятельностью с подачи министерства. К примеру - продал лицензию на разработку  месторождения, получил в результате карьер в размере «лунного кратера» - закопай или закультивируй. Вся проблематика по охране природы тут заключается в лозунге:
- Убери  мусор, который сам же и привнёс!
           И какое  отношение эта борьба со свалками имеет до  естественно-природных закономерностей возобновляемых ресурсов?
 Лес – это  основной возобновляемый ресурс, который сам по себе есть самовозобновляемая   основа  экологического режима территории.  И получается, что он в лице  лесного ведомства  вроде бы и напрочь не нужен  министерскому чиновничеству «природопользования».
Но они люди  практические: отторгнешь  лесной департамент -  запросто лишишься  «экологической крыши» для всего  министерства. Оттого  Лесное агентство никогда  у нас не вернётся в ранг  Министерства.
И в этом состоит основной исторический парадокс лесного ведомства В России.
           А история его заслуживает особого рассмотрения!
Дело в том, что    ранее  на Руси лес   завсегда был ответственностью государственного уровня.
А вся цепочка развития  оного, стремительно оборвалась  с началом 90-х годов прошлого века.
Как это было……
В период правления Петра I появилось государственное отношение к лесным ресурсам.
С его именем связано понимание общегосударственного характера проблем лесов, как –то:
- Придание лесам известности (составление описных книг и ландкарт),
- Запретительная система, сопровождаемая угрозами тяжелых наказаний за неисполнение лесных предписаний,
- Учреждение административной системы управления лесами,
- Разработка и внедрение различных элементов лесохозяйственной деятельности и др.
            Указом от 1719 г. управление лесами было поручено канцелярии Военно-морского флота, а затем вальдмейстерской конторе Адмиралтейской коллегии. Первым президентом коллегии, а следовательно, и первым лесным администратором России стал не мало ни много, а генерал-адмирал граф Федор Апраксин!
В 1723 г. для чиновников конторы была издана «Инструкция обер-вальдмейстеру». Инструкция положила начало государственному устройству лесов России. Все это и составило лесное законодательство Петра I – около 200 указов и распоряжений по лесу.
При императоре Павле I был создан Лесной департамент, куда определили всех чиновников, форстмейстеров и вальдмейстеров. Таким образом, в 1798 г. управление лесами было централизовано.
В 1802 г. утвержден «Устав о лесах».
В его основе лежало разрешение трех вопросов: дальнейшее развитие управления лесами, их сбережения и эффективной лесоэксплуатации как в казенных, так и в частных целях; предупреждение сокращения лесонасаждений в ряде губерний; повышение эффективности лесопользования в многолесных губерниях.
В 1837 году Департамент государственных имуществ был преобразован в министерство, и для управления казенными лесами в его структуре был учрежден Корпус лесничих (1839 г.), получивший военное устройство. Корпус состоял в двойном подчинении: в военном отношении считаясь армейской структурой, в гражданской части,
входя состав   Лесного департамента. Командир корпуса (генерал) именовался инспектором Корпуса лесничих.  По штату Корпуса лесничих в составе на 30 января 1839 года было положено иметь:
генералов — 4
полковников ;12
майоров — 41
капитанов — 69
штабс-капитанов-99
поручиков — 113
подпоручиков — 145
прапорщиков — 210.
Число унтер-офицеров (объездчиков) лесной стражи устанавливалось для каждой губернии местным начальством:
число пеших стрелков с помощниками лесной стражи также устанавливалось для каждой губернии местным начальством.
При формировании Корпуса в 1839 году, чинам Корпуса лесничих был положен мундир особого образца. В период с 1904 года по 1917 год классные чины корпуса лесничих носили кортик.
            В  непосредственном подчинении Инспектора корпуса были губернские лесные управления и лесные военно-учебные заведения. Во главе губернского лесного управления стоял  губернский лесничий (в чине от майора до полковника), который был уравнён в правах с командиром  армейского пехотного полка.  В его подчинение входили окружные лесничие. Окружной лесничий (в чине от штабс-капитана до майора), в подчинении которого была лесная стража округа, имел права батальонного командира. Так как Корпус считался армейской частью, все чины корпуса имели штатное стрелковое вооружение.
          К чему я так подробно об армейской  дисциплине в лесном деле?
А просто вспомнились  слова одного русского лесного ревизора Петра Жудры, писавшего еще в XIX веке: «Лесоохранение... важнейший вопрос данной минуты. Без хорошей стражи, материально обеспеченной, ничего не поделать, даже во всеоружии науки, честности и благих намерений».
Напомню, кто такой был  этот самый лесной ревизор.
В соответствие с указом от 4 марта 1896 года Лесные ревизоры должны были: проводить ревизию лесничеств, знакомиться со всеми условиями лесного хозяйства, давать советы лесничим по вопросам лесоустройства, ежегодно созывать съезды лесничих. В соответствии с Лесным уставом 1905 года Лесные ревизоры распределяли число стражи по лесничествам, назначали ей содержание, утверждали торги на продажу леса.
По тем временам лесничий в таежном селе был  практически единственным специалистом с высшим образованием, способным разобраться не только с лесоводством, но и со всеми коллизиями местной жизни, так фактически был там   Ответственной Властью.
             И это совсем не преувеличение в пику современной безответственности !
Ведь в те времена  цивилизационная ценность леса была  неизмеримо выше современной.
По мнению историков именно благодаря лесу Россия обязана своим выходом к Балтийскому, Азовскому и Черному морям при Петре Великом.
 Сколько тогда вырубалось леса, никто толком не знает, но в  конце XIX – начале XX веков  лес занимал ведущее место в промышленном развитии России и был полностью приведён в известность. Объем выпускаемой продукции в 1913 году составил  67 млн м3 древесины.
             Но удивительное дело? Чем больше вырубалось леса, тем слабее  становилась его охрана!
Видимо это исконно русская  история…..К тому времени строгость охраны, вопреки  предостережению  Петра Жудры снизилась, несмотря на «всеоружие науки, честности и благих намерений», которых видимо с тех пор стало прибавляться.  Оттого, видимо, 2 августа 1867 года Лесной корпус был преобразован  из военного в гражданское устройство и  военные чины корпуса в период 1867—1869 годах получили гражданские чины, по нормам действовавшей Табели о рангах.
 С 1869 года корпус перестал считаться армейской военной частью и полностью был подчинен Лесному департаменту. Однако  постоянная военизированная  лесная стража, осуществляющая свою деятельность на основе принятого разделения на обходы, дистанции или объезды, лесничества и лесные участки – оставалась.
Далее история  лесного ведомства  продолжала выше обозначенным  образом парадоксально коррелировать:-  Чем  больше вырубалось лесов, тем слабее становилось их охрана от порубочного произвола……….
             По данным ЕЭК ООН в 2017 году в России было заготовлено около 198 млн м3 деловой  древесины,  примерно на 10% больше, чем в 2013 году. Почему примерно, потому что никто  точно не знает,  сколько было заготовлено так называемыми «чёрными  лесорубами». Поскольку  к  этому времени у нас в РФ лесная охрана, как таковая, практически  исчезла. Она  таки  как-то  действовала до конца существования СССР,  но с его исчезновением стала  полностью излишней.
С 1991 года управление лесами страны вступило в полосу радикальных либеральных  реформ, с которых и началась чехарда в ведомственной подчиненности органов лесного хозяйства. В итоге к 2000 году Федеральная служба лесного хозяйства попадает в подчинение Министерства природных ресурсов РФ,  в 2004 году далее - к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования….. Институт государственной лесной охраны был утрачен. Так что я совсем недаром называю «лесным ведомством» этот современный «институт», лишь бы не ошибиться в его ранге: в широких пределах от министерства до простой конторы.
          И это совсем не «семечки»: никакая контора  «по надзору в сфере природопользования» не в силах охранять лес от грабителей и пожаров. Она по определению способна только  наблюдать истощение природопользованием, но  фактически  не имеет возможности охранять леса.
 Так был перечеркнут более чем полуторавековой период становления служб охраны лесов и ведения лесного хозяйства страны, чем  открыт широкий грабёж наших лесов  частным «заинтересованным инвестором». Это, пожалуй, единственное природопользование, за которым государство полностью утратило контроль.
          При этом, весьма гротескно, чины ведомства сохранили  погоны и государственно-военизированную форму!?
Для чего она чиновнику, который в лучшем случае в конторе имеет дело с неким арендатором, которому  продает   на 100 лет  права  пользования лесным участком, за состояние которого далее ни он, ни  его контора  никак  и не отвечает?
В результате, несмотря на опять же повторяюсь, на всё  «всеоружье науки, вплоть до  «цифровой экономики, неподкупной честности арендатора и его  благих намерений» у нас  остаётся единственно возможный исход  лесопользования:  - Вырубил  арендатор  свой кусок леса и вышел из аренды, «а там даже трава не расти»…..
Оттого совсем недаром Лесной кодекс в  большей части  своей талмудистики посвящен не  положениям  лесовосстановления или лесосохранения,  а тому, как выгодней продать лес на корню.
Спрашивается на хрена для этого  нужна  целая  чиновничья служба в погонах?
Достаточно   иметь  юридическую торговую контору!
И что это не совсем мои «домыслы» подтверждается удивительным «научным бредом» Полномочного  представителя президента РФ на Дальнем Востоке Юрия Трутнева, бывшего Министра природных ресурсов и экологии России (2004—2012), под «премудрым руководством» которого лесное хозяйство было доведено «до ручки».
Он предлагает следить за вырубкой леса  из космоса!
А именно: определять количество деревьев и их химический состав с помощью спутников на орбите ( https://www.pravda.ru/news/districts/1429344-space).
Очевидна чиновъячья хватка спрятаться от  насущного дела за передовыми лозунгами. Для этого достаточно  лишь «насобачиться» на фразеологии «воздушно-надувной цифровой экономики», чтобы удобно устроиться на развалинах традиционно-производящей.
Что тут ему ответить!?
 - Количество  деревьев  вывезенных из-под твоего носа   в Китай «чёрными лесорубами» замучишься считать, даже если захочешь! 
И если не замечаешь порубки площадью в квадратный километр и более, о каком там химсоставе  одного полена бредишь?!  Посмотри видики, которые весьма профессионально снимаются на местах под рубрикой:   - Мафия контролирует всё!
Это самый  популярный лозунг  в соцсетях.
            Ну, не знаю, как Трутнев, а я не удержался и таки посмотрел…. С точки зрения профессионала  все фото-видео  говорят о том, что   отснятые  порубки, как минимум, незаконные.
Сейчас я кое-что объясню…….
Посмотрите на  этот  весьма примечательный, с моей точки зрения,  снимок  почти сплошной  рубки леса. Судя по пропорциям  в размерах  оставленных деревьев это действительно не один квадратный километр порубки. Что с точки зрения любого  плана ведения  лесного хозяйства теоретически не возможная вещь!
Здесь, очевидно, речь идет о промышленных  таёжных лесах, квартальная сеть которых разбита  обычно (согласно  третьему  разряду лесоустройства) от 2х2 до 2х4 километра. И средний выдел леса  (однородный участок)  в таком  квартале имеет  размер 25  га. То есть 500 на 500 метров. И поскольку сплошные рубки допускаются только  в спелых и перестойных насаждений, то в каждом квартале  должна быть пёстрая из 32 выделов (в среднем) чересполосица: это рубим, а это не рубим.
Здесь же, как косой  прошлись! 
Остался  весь хвойный тонкомер и все лиственные, а вывезен  нужный сортимент.  Это первый признак воровского набега на лес.
Второй признак – брошенная неочищенная лесосека!
Ведь  очистка этой лесосеки (на беглый взгляд) соизмерима с попённой стоимостью  вырубленного древостоя (стоимости на корню).
        Как это выглядит на космическом снимке, смотрите……….
Порубка ведется  вдоль речки, через которую не перескочишь, и  вырубается  весь хвойный древостой – в основном кедр. За собой  оставляем лиственный бурелом !
          Однако, если вы думаете, что всё это происходит в недоступной тайге и потому  прослеживается только с космических аппаратов, как то утверждает господин Трутнев, то сильно заблуждаетесь!
           Всё это незаконное действо известно любому местному  жителю, поскольку это места  давно уже обжитые, и более того – местное население является  непосредственным участником (в качестве  дешевой рабсилы)  в «разработке» таких лесосек.
Поэтому вся натуральная информация этого процесса точно известна любой местной  «Бабе Яге»,  и единственному леснику   этого «обхода», и лесничему,  и участковому, и……
Представляете парадокс этой осведомленности?
Всё местное население  про это знает, а Полномочный    представителя президента РФ на Дальнем Востоке – основной государственный региональный контролёр - узнает про то  из спутникового  фотоснимка?
            Как говориться, что-то неладно в самой  «лесной филармонии»……
 Чего  никогда (отродясь) не водилось  в ведении Лесного корпуса государства Российского!
Полтора века назад крестьянин зимой  на двуконных дровнях от силы мог в самом удачном случае украсть  в казённом лесу лишь пару  брёвен.
Почему?
Да потому, что  в большинстве таких операций  бывал завсегда  изловлен вооружённым лесником.
Теперь времена иные и двумя брёвнами  никого не заинтересуешь.
Надо валить лес,  как следует!
А знаете, как  вообще  возможно это сделать?
С современной лесопильной техникой  свалить  тысячу-другую стволов  дело почти плёвое!
Главное, как   весь лесоповал вывести?
 И тут без традиционной схемы лесозаготовки не обойтись.
А она  примерно такая!
Весь лесоповал, освобождается от ветвей на лесосеке и  трелёвочными тракторами  волочится к, так называемому,  «верхнему складу», где разрезается (кряжуется) на сортименты и грузится  на лесовозы.  Их в большинстве случаев  сейчас составляют 10 –тонные «Камазы». Чтобы такая махина  могла как-то  вывести  поклажу, требуется устройство  хорошей просёлочной дороги.
 Далее вывезенный на «нижний склад» лес перегружается  любо в железнодорожные вагоны на ж.д. станции или ветке,  либо в большегрузный автопоезд, который  требует для своего хода уже хорошего шоссе, чтобы отвезти  продукт  за тысячи километров.
Представляете себе  охват такой «производственной» мафиозной деятельности, если на всем её  громадном пространственном пути никто не может её засечь и обнаружить?
Ни в момент рубки, ни в момент обработки, ни на проселках, ни на  союзных трасах, ни…….Вот только  господин Трутнев сможет указать точное место доставки груза  по своей методе, ткнув пальцем в снимок и актёрски  вскрикнув на прессу – Ах, мерзавцы, что творите!
             Так что реально существует только одно спасение для нашего леса от ведомственного беспредела: большинство  лесов  нашей южной тайги  недоступно для вывозки  современной техникой. Поскольку качественные леса произрастают в горных условиях, которые  требуют для освоения значительных инфраструктурных затрат, на которые воровская мафия никогда не пойдёт!
Поэтому панические прогнозы «учёных знатоков» наших лесов  про то, что с таким темпом  заготовки от них ничего не останется  через 15 лет, есть значительное преувеличение.
Всё выше описанное касается, по моим расчётам, примерно 20-25  процентов от всей имеющейся  площади. Так что  лесов у нас  ещё много!
             Главное, чтобы государство, наконец-то стало ими управлять.
 Управлять руками, ногами и головами! А не  спутниковым автоматами.
При этом желательно  понять, что Автомат, конечно, дело хорошее, поскольку  он не может соврать!
Но жулика он  изловить  не сможет. Тут он бессилен…..
И хотя в плане вырубки леса у нашего лесного ведомства  таки есть некоторая отчётность, полную статистику собрать сложно. Известно, что   за 2017 год вырубили 2.6 млн кубометров леса, за 2016 около 2.3 млн, не учитывая в полной мере деятельность черных лесорубов.
В плане  площадей  вырубки леса известно, что за 2000-2018 год вырублено примерно коло 51 млн га леса. То есть за 19 лет рубилось по 2,68 миллионов га в год или  ;26 тысяч 800 квадратных километра;.;;;;;
При таких площадях «лесопользования» в нашей «либеральной экономике» срочно необходима  военизированная охрана!
               Тем более, что воровство леса не  основная проблема  нашего лесного ведомства. Мы уже видели, как  ведомство может не защищать лес от браконьеров.  Но оно  ещё умеет также  активно не защищать лес от пожаров! Это вторая ипостась массового истребления российских лесов.
Сколько гектаров леса у нас ежегодно  горит, толком  никто  не знает.  По отрывочным данным «Авиалесоохраны» площадь лесных пожаров в России летом  2019 года достигла 3,071 млн га. То есть  в этом году огонь охватил территорию, превышающую по площади маленькую Армению.
По данным же «вражеского»  Greenpeace, пожары в Сибири к 5 августа 2019 года достигли рекордных уровней за всю историю наблюдения: по площади единовременного горения (4 млн га), при общей площади сгоревших лесов более 13 млн га и количеству выброшенного в атмосферу углекислого газа (166 млн тонн).
https://ru.wikipedia.org/wiki/(2019)#cite_note-17
В последствии Российское отделение Greenpeace несколько скорректировало эту площадь до уровня 11 млн га, что, тем не менее, больше площади Португалии или Словакии и Хорватии вместе взятых.
             Много это или мало?
 С точки зрения  португальцев – это катастрофа!
Но что нам – великороссам до  малых государств!
Особенно, если исходить  из  позиции, скажем,  губернатора Красноярского края, территория которого в 25 раз больше Португалии! Поэтому губернатор края Александр Усс , ничуть не сумлясь, заявил, что тушить лесные пожары на части территорий в Сибири бессмысленно, потому что спасатели будут подвержены опасности…… Удивительная логика: у пожарников  такая  уж опасная служба, однако  они её не бросают и пожары таки тушат!
Тем не менее, на  Всероссийском образовательном форуме «Территория инициативной молодежи „Бирюса-2019“»  этот  «демагогический Усс»  обосновал свою  «горючую» логику:
- «Есть категория, которая у нас называется зона контроля — там, где пожар по определению не тушится, и есть зона охраны, где пожары тушатся. То, что касается зоны контроля — это в основном северная территория, пожары там возникают регулярно в основном из-за грозовой активности. Это было и сто, и двести, и триста, и пятьсот лет тому назад. Вот если у нас зимой холодная погода и возникает метель, никому же не приходит в голову… топить айсберги… чтобы у нас было потеплее. Нечто похожее, думаю, применительно к лесным пожарам в зоне контроля. Дело в том, что это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может, даже где-то и вредно».
             Временно опуская  большую часть  высказанной губернаторской галиматьи, сосредоточимся на  основном его «откровении», которое многое объясняет. В этой  бесконтрольной «зоне контроля» - в лесотундре и в зоне северной тайги у губернатора  числится чуть ли не половина всех лесов.
Отчего она совсем не нужна губернатору?
-  Да, проку от них никакого, никто там ничего не рубит! Оттого нет там  ни «чёрных ни белых» лесорубов!
 – Оттого и нет от них никакого навару!!!
          Что же касательно «природы» возникновения  катастрофических лесных пожаров, то хотя Природа в них почти совсем не участвует, этот губернатор, вслед за очередным «специалистом по экологии» - министром природных ресурсов  Кобылкиным, повторяет дебильновато заученную причину  «самовозгораний» - Сухие грозы!?
С моей точки зрения, как  лесного эколога, эта причина  имеет таки место, но  как одна на миллион прочих!   Также как и другое «интеллектуально антропогенное» домыслие, состоящее в том, что в поджоге никто не виноват, поскольку все эти напалмовые несчастья происходят, как бы невзначай! Достаточно  любому  охотнику или рыболову просто выбросить  пустую бутылку из-под водки, как она  становится  увеличительным стеклом, в которое  солнечный  луч может поджечь  сухой мох, а дальше  и пошло, и поехало…..Таких  «доводов от лесной науки»  я могу привести  с десяток-другой. Хорошо ещё, что  не «пристегивают» к поджогом  космических пришельцев!
           Хотя   пришельцев-поджигателей  очередного пожара я с уверенностью мог бы найти в  ближайшем населенном пункте, находящемся от него в зоне «пешей доступности». Весь мой опыт  лесоустроительной работы в тайге говорит о том, что 95% всех гарей  лежат именно в зоне «пошаговой доступности» местных грибников, рыбаков и других любителей  лесного природопользования. То есть тех  людей, которые  не умеют пользоваться костром в лесу. Профессиональный охотник за соболем, конечно, увеличивает эту «пошаговую зону» в сотни раз, но он  вряд  ли оставит за собой не затушенное кострище!
Именно эту причину я почти  каждый год (в момент «открытия пожарного сезона) называл в своих посланиях правительственному чиновничеству разного уровня, вплоть до  Президента и Премьера. Но в ответ получал от их канцелярии те самые выше озвученные «сказки» про  возможности самовозгорания лесов. А когда дело доходило до пожаров в посёлках (Алтайский  край и др.) и надо было  срочно найти «виновных» - их быстро находили, сняв с должности первого попавшегося под руку лесничего. И все мои  призывы  расследовать  первоисточники  лесного пожара (просто  выяснить у местных пожарных, откуда пошёл пал) отскакивали от чиновничьих лбов, как от стенки. Типа, о чём тут рассуждать, если сгорело  полмиллиона  гектар леса?
А то, что причиной  этого стал весенний поджог на полях  прошлогодней сухой травы, просто игнорировался. И более того, скрывался тот факт, что первые сгоревшие дома в поселках сгорали дотла  в момент, когда  пожаров в соседнем лесу ещё и не было!
В общем,  такая галиматья продолжалась лет 10 до 2018-2019 года, когда  площадь  лесных пожаров  стала федеральной опасностью, к ликвидации которой  привлекались уже не только силы МЧС, но и
 добровольцы (прямо как  для обороны Москвы в 1941-м)! И даже  Президент США Дональд Трамп предложил Путину помощь в тушении сибирской тайги, поскольку он считает, что она  - значительная часть  «лёгких планеты», которые следует оберегать.
Это оказалось решающим воздействием на психологию Владимира Владимировича. Он не мог, по определению, принять  такую помощь и в «бой» с пожарами вступила  Армия! И тут совсем «неожиданно» выяснилось, что умышленному поджогу подвергаются  наиболее  продуктивные участки леса.
Спрашивается,  почему именно они?
Ведь есть же в них Авиалесоохрана, а, скажем, в той самой зоне «безответственности» северной тайги они вообще не охраняются: Жги сколько тебе, в «преступную душу» пред человечеством, влезет. Но делается, наоборот, под носом у всего местного чиновничества!
И делается,  конечно же, профессионально!
Без грамотного спеца с «высшим лесным образованием» тут не обходится. Знатоки запускают низовой пал с таким расчётом, чтобы он (скорее всего) не перешёл в верховой пожар, который  уничтожит практически всю деловую древесину. А так большая часть древостоя засохнет и её  лесничество отдаст в санитарную рубку почти что «затак». После чего руби себе, что захочешь!
Другая же цель таких поджогов  -  сокрытие фактов массовой незаконной рубки леса и его продажи  Китаю.
          Если кому-то покажется всё вышенаписанное преувеличением, то ведь недаром в нашей  «премудрой думе»,  сразу даже не встал, а вскочил,  вопрос замены  административных штрафов «за неосторожное обращение с огнём» в лесу, на уголовную ответственность «за умышленный поджог».
Так что  вскорости надо ожидать (коли такая ответственность наступит) резкое сокращение лесных пожаров в РФ, до их уровня в бывшем СССР.
Тут меня можно и спросить, а отчего тогда  пожаров было меньше?
Ведь и территория страны была  больше и численность населения (потенциальных поджигателей) почти в 2 раза выше?
Более того,  я добавлю, что тогда и современной  противопожарной авиатехники  не было, таких как Ил-76 или Бе 200 – специальных «наливных авиацистерн» для тушения пожаров.
А что было?
Была «Центральная база авиационной охраны лесов» в составе Дальневосточной, Забайкальской, Западно-Сибирской, Западно-Уральской, Иркутской, Красноярской, Приморской, Северной, Уральской и  Якутской базы авиационной охраны лесов.
Основной задачей базы было патрулирование лесов, особенно в пожароопасный период!
Уже в конце  30-х годов прошлого века к началу Великой Отечественной войны авиационным патрулированием было охвачено 109 млн. га лесов. Тогда  использовалось лишь 60 самолетов По-2 и Ш-2.  И несмотря на тяготы войны, авиационная охрана лесов не была прекращена. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и невоеннообязанные.
В 1952 году на смену самолётам ПО-2 и Ш-2 пришёл многоцелевой  Ан-2. С него стало возможным осуществление тушения лесных пожаров силами авиационной пожарной службы самостоятельно. Ан-2 нёс на борту до 10 парашютистов-пожарных.  Десантирование парашютистов-пожарных к месту тушения лесного пожара в момент его обнаружения значительно сократило время его ликвидации. Оттого  значительно снизился процент крупных пожаров.
С 1962 по 1998 годы в результате постепенного развития авиалесоохраны  число баз авиационной охраны лесов достигло 23 и в системе авиационной охраны лесов работало уже более 8 тысяч десантников-пожарных, ликвидировавших  на начальных стадиях горения до 70% от всех пожаров.
          Как говориться, противопожарные «ларчик  просто открывается»……..Легче пожар  предотвратить в момент его начала, чем  по боевой тревоге  поднимать  воинские части  Центрального или Восточного военных округов.
Но отчего-то в 2007 году базы авиационной охраны лесов — филиалы ФБУ «Авиалесоохрана»  были  ликвидированы. Вместо них в субъектах организованы специализированные государственные бюджетные или автономные учреждения по тушению лесных пожаров, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
             То бишь «щуку бросили в реку»!
И не удивительно, что с этого времени и  браконьерские рубки лесов, и  массивные пожары в промышленных лесах  резко возросли. Лесная мафия заработала на всё свою мощь.
Суммарный  вред стране  можно легко себе представить по следующим открытым данным……
В России в 2016 году общий размер ущерба от незаконной лесозаготовки превысил 11 млрд рублей. В 2016-2017 годах нелегально и полулегально заготавливается 10-20 % от общего объема лесозаготовок.  В период с 2000 по 2014 в результате  этого и  нацеленных поджогов покрытая лесом площадь наших лесов сократилась на 41 млн га.
А как она восстанавливается?
Ну, искусственным путем практически никак.
Лесные культуры  ушли в прошлое…….
А  естественно, силами самой природы, восстановилось около 16,2 млн га. То есть убыль составила (41-16,2) х 1000 000/ 100 = 248000 квадратных километров.

Опять ставлю вопрос: - Много это или мало?
 Покрытые лесной растительностью площади, по данным Рослесхоза на ноябрь 2018 года, составляют  в РФ  770172,6 тыс. га (7,7 млн. кв. км) pravda.ru›news/districts/1429344-space/…..
Так что 7 700 000 делим на 248 000/14  и получаем временную дату в 435 лет!
Столько  времени потребуется  нашему лесному ведомству, чтобы наконец-то  на месте леса остались одни вырубки, гари и болотные мари.
Поистине велик русский лес, если может стоять  почти «полтысчи лет» надругательства над ним!!!
          Может быть поэтому до лесного хозяйства в современной РФ  никому дела нет. Общая фактическая численность работников лесничеств по всей  великой лесной России - 38 509 человек!?  И даже плюс к этому 5 331 человек (численность органов исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений) в своей суммарной численности, эти  самые «лесные отношения»,  никак  наладить на  смогут.
Так что ещё немного «цифири»!
Общая площадь лесных земель, с учетом  непокрытых  лесной растительностью, но предназначенных для ее восстановления,  составляет 1147037,5 тыс. га (11,5 млн. кв. км).
Делим  11,5 миллионов квадратных километра на число граждан причастным к лесному делу (охране лесов  = 38509 + 5331 человек) и получаем  - одного работника на 262,3 квадратных километров!
Это  площадь среднего полумиллионного города в РФ!
Так что  представьте себя  вопиющим о помощи   в российском лесу  на площади 15 на 18 километра.
Кто вас услышит?
              Кругом лесная таёжная глухомань!
В этом никому не слышном: Ау! ……и  состоит весь правительственный блеф  охраны наших лесов. Сколько ни бей в набат – в ответ даже эха не слышно.
Оттого все призывы старых лесоводов  вернуть  лесному ведомству  прежний государственный статус отскакивают от  правительственной элиты,  «как горох от стенки».
Ведь нигде и ничего  про  наш великий лес не слышно, коме того, что он или горит или  незаконно рубится!?
              А как он вообще  в лесоводственном смысле «дышит»?
Можно бесконечно  рассуждать про парадоксы  действующего  Лесного кодекса. Но основной казус его состоит в том, что кроме  продажи леса на корню в руки частного арендатора, в нём не содержится  ничего содержательного в смысле лесоводства.
В глаза бросается  только два термина, повторяемых  почти на каждой странице: Лесничество и Лесопарки. Ну, что такое лесничество, я уже  описал. Это примерно 5000 неких контор по продаже леса на коню. А что такое лесопарки, никто в этих лесничествах не знает.
Но поскольку  Лесной кодекс неустанно  бормочет что-то про лесопарки, то есть про другую ипостась леса (кроме рубки ещё и про отдых в лесу, про «зелёные лёгкие» планеты Земля и пр.…), то  в отчётах  этого ведомства говорится, что таки два лесопарка есть.
Что под этим названием понимается, и где они расположены, я не смог найти во всем интернете.
Оговорюсь, что я имею в виду именно  Лесопарк, искусственно созданную систему  перехода от  городской черты к различным лесным массивным категориям, вплоть до заповедных.   Поскольку жить лес рядом с городом не может. Он  тут гибнет.
Лесопарк это необходимый компромисс для вечного сосуществования Урбанизации и  Леса!
Но это стратегия улучшения состояния нашего Леса, про которую было сказано в начале этого эссе, и которую невозможно осуществить в условиях глобального потепления климата  без инновационной интродукции  новых лесообразующих  пород. Но она, в качестве необходимой  «прописной истины» в головах составителей  Лесного кодекса РФ никак не  умещается. Оттого кроме заставки «Лесопарк» в Кодексе никаких подробностей на сей счёт не имеется.
И вообще для меня, как  заядлого футбольного болельщика, кажется, что понятие «Лесопарк»  в нашем  Лесном ведомстве есть  нечто подобное  заявке администрации футбольного клуба на участие их команды любителей в профессиональной высшей лиге. Хотя в этой команде нет никакого понятия даже о защите собственных ворот, не говоря уже о качественном нападении……
            Лесное ведомство РФ на данный момент  не может даже обеспечить  сохранность леса в состоянии  постоянного и неистощимого лесопользования, то есть предотвратить  конечное  истребление Русского Леса. Где уж там помыслить о его  качественном улучшении?!
А всё это говорит мне о том, что  составлял Лесной кодекс  кто-то из команды торговых манипуляторов Чубайса, поскольку ею в нём оставлен разбойный отпечаток «пальца». Там часто встречается характерный термин  "Сервитут" , происходящий от латинского слова "Servitutis", что означало - подчиненное положение.
 В кодексе сервитутом называют ограниченное право пользования лесным участком в целях осуществления своего права, например, права прохода по участку соседа в целях забора воды......
Согласно всем известной «оперы» таких проходов «к речке» сервитут Лесного  кодекса у нас превратился в бесконтрольное землепользование, когда под  разглагольствованием о всевозможных вариациях этого мудрого  латинского взаимодействия  права и выгоды, победа  остаётся за  личной выгодой арендатора.
Поскольку сервитут провозглашает: - Кто рубит лес (арендатор) тот его и охраняет (……..)!?
То есть, кто рубит известно, кто охраняет – пустота. То  бишь  арендатор не просто тот «Васька, который  слушает, да ест», а он и не очень то и слушает…..Поскольку он  знает, что Лесной кодекс решает всё на понятный ему продажный лад, когда  сиюминутная выгода  стоит  попереди всего. И мало задумывается над тем, что в лесном деле так  действовать преступно!
         Конечно это  всё  негативная лирика, но практика и того хуже…..
Копеечная экономия на численности  лесников обходится сторицей  многомиллиардными потерями  в ценности леса, а следовательно убытками для  той же «экономной» государственной казны.
А в противовес -  огромным «прибытками» для лесной мафии!
В общем, мы  сейчас являемся  историческими свидетелями, кто кого перетянет: или «православнодействующая» часть правительства РФ,  или  лобби от  лесной мафии в этом  правительстве! Тем временем современное лесное ведомство, по воле уродливого Лесного кодекса, превратилось   в писчую контору по продаже леса арендаторам.
Во главе лесничеств стоят менеджеры по продаже, которым  суть лесоводства вообще не ведома. Конечно,  для прикрытия основной торговой деятельности надо иметь  пару-другую  специалистов по лесному делу для написания  «рекомендаций» для  арендаторов, чтобы те  хоть как-то могли  прикрыться  специальной терминологией.
Однако  торговля вообще дело  сугубо специфическое, она  в своих договорах огласки не терпит.  Поэтому, чем меньше людей в курсе  деталей, тем лучше!
Оттого бывшая  громоздкая вертикаль подчиненности в виде  Лесхозов и Леспромхозов оказалась не просто излишней, но и вредной для мафиозного чиновничьего аппарата.
           И была упразднена.
Раньше  первым делом  «лесной охраны» была борьба с преступностью. При царе Петре и потом, она почти всегда могла изловить и наказать  браконьера, за вывоз какой-то там  подводы леса. Сейчас «лесная охрана» в погонах сама по себе, исходя из всего выше изложенного, продуцирует криминал лесопользования!
Теперь за вывоз  древесины  с нескольких квадратных  километров   ответственного не найти.
И поскольку следы такой «мелочной порубки» засекаются исключительно  неподкупным  космическим  аппаратом, наверное и его следует перепрограммировать, что бы всё было  «шито-крыто».
Лесов у нас ещё множество!!!!
Только вот «за деревьями этих лесов не  видно»!
И совсем стало невидно в «цифровой» век нашего правительства!?
Спросите, как ему  улучшить зрение?
Радикально, скорее всего, это сделать невозможно.
Но чтобы стало видно хотя бы что-то,  в тактическом плане во главе ведомства  следует ставить не  менеджеров по продаже и не  любителей от экологии, а  умных и, главное, честных профессионалов!
Что касательно стратегии управления, то  тут следует:
1. Вернуть  ведомству утраченный статус  федерального Лесного военизированного корпуса.
2. Упразднить любое частное владение лесом для физических лиц.
3. Увеличить многократно численность  лесников-обходчиков и снабдить их  необходимым табельным оружием и техникой, чтобы  они могли не только «побеседовать» с нарушителями, но и «сопроводить»  их при необходимости в ближайшее отделение полиции или прокуратуры.
4. Переложить на  Лесничего  всю полноту  административной и уголовной ответственности за  незаконное прямое пользование лесом (лесосечным фондом), официально запретив при этом «брать мзду»   за «бесплатное» побочное пользование (сбор дикоросов, отдых и пр.).

Всё это вполне логично, но……..Опять же, не в коня корм! 
Если правительство РФ  не может  разглядеть  нашего огромного Российского «леса за деревьями», то тут уж никакие очки не помогут!

Сентябрь 2019.


Рецензии