Воспоминания из детства. Первые уроки жизни

 Достопримечательностью в доме  были книги! В нескольких шкафах, на полках, в два ряда,  с  любовью были расставлены книги!  Шкафы не закрывались , но   в каждом дверном замочке  находился ключик. Настёна очень часто подходила к шкафам и с восторгом смотрела на стройные ряды книг, на яркие переплёты, рассматривала корешки  с  названием книг. Некоторые книги были особенно красивы. На атласных переплётах золочённые буковки . Но ей , строго-  настрого, запрещалось даже прикасаться к книгам. Настёне только и оставалось, через стекло, любоваться этим великолепием. А как же хотелось узнать о чём или о ком эти книги! Почему папа, прежде чем взять книгу в руки, изготавливает обложку из бумаги, а потом, помыв руки, принимается за чтение?   Почему , читая, он то хмурится, то улыбается, то, перелистывая несколько страниц назад, перечитывает эти страницы? Какой мир ему открывается? Настёна, играя, тихонько наблюдала за папой.  Как же ей хотелось узнать,почему так преображается папа, читая эти прекрасные книги. Но читать Настёна не умела и часто думала:кто бы смог её научить читать . Мама с папой весь день на работе. Бабушка днём занята по хозяйству, а вечерами, вязала то носочки, то варежки. Сосед Коля уже учится во втором классе. Он бы мог помочь Настёне, но она слышала, как  сердится на него мама, что он не делает уроки. И однажды,Настёна решительно подошла к бабушке  и попросила тихонечко:" Бабушка, научи меня читать." Бабушка, немного подумав, ответила: "Хорошо, Настя, по вечерам будем учить азбуку". Бабушкин ответ очень озадачил Настёну. Во-первых, бабушка  назвала её ,как взрослую - Настей. Значит предстоит  серьёзное обучение, а во-вторых, она же просила научить её сразу читать, а не учить азбуку. На следующий день, бабушка попросила у Колиной мамы  азбуку,  началось учение. Бабушка была строга  к Насте. При малейшей ошибке, допущенной Настей, хмурилась и говорила громко:" Думай,Настя."  С этих пор, Настёну стали называть Настей.
      Настя  спешила быстрее, быстрее выучить все буквы, а там уж, она начнёт читать прекрасные книги. Днём, пока была занята бабушка, она карандашом, усердно, писала выученные буквы в блокноте, вырезала знакомые буквы из газет, но в слова они не складывались, сколько бы Настя не пыталась это сделать. Но почему, почему бабушка научила: считать её до ста, определять время по часам, очерёдности месяцев в году, а такому важному делу, как чтение, учит только сейчас?  Ответ Настя не находила, оставалось терпеливо учить азбуку. Через два месяца Настя уже читала по слогам. Однажды , придя с работы, мама сказала, что с Нового года,Настя будет получать журнал " Мурзилка" Как же так? Она уже читает, а будет получать какой-то журнал, с таким смешным, детским названием-" Мурзилка." Ведь она мечтала читать настоящие книги! Слезами наполнились её глаза. Настя еле-еле сдержалась, чтобы не заплакать. Уж слишком радостно мама объявила эту новость,а заплакав, Настя могла бы огорчить маму. " Ну  что же, буду читать журнал сестрёнке и братику,"- решила Настя.
      Время шло, Настя уже читала детские книжки, но к огорчению Насти, по-прежнему, ей не разрешалось брать папины книги. Но, оказалось, что и детские книги очень интересные. Особенно, Настя любила читать рассказы писателя Аркадия Гайдара.
     Настя уже знала, что осенью она пойдёт в школу. Мама  с Настей уже ходили в школу, чтобы записать её в первый класс. Школа понравилась Насте.  Здание была двухэтажным, нарядным, с большими окнами и высокими потолками, в коридорах пахло свежей побелкой, краской. Через открытые двери классов, Настя видела маленькие парты. Конечно же , Настя решила, что её класс будет на втором этаже. Кое что  о школе она уже знала от соседского мальчика, Коли! " Как твоё имя?"-спросила Настю добрая женщина, сидящая за столом и записывающая что-то в тетради. " Настя,"- еле слышно произнесла Настя. "Так и запишем - Анастасия,"-сказала приветливо женщина. Анастасия! Как красиво звучит её имя! Она уже взрослая, раз её так  назвала эта добрая женщина! На остальные вопросы отвечала мама, а Насте нужно было всё рассмотреть , чтобы дома  всё рассказать бабушке. Дома уже лежат стопками тетради: в клетку и косую линию, цветные карандаши, альбом, пластилин, новая азбука и букварь. И особенная гордость - ручка , чернильница и портфель, с блестящими замочками. Уже была куплена форма, белый и чёрный фартучки. От всего этого изобилия трепетало Настино сердечко. Быстрее бы, быстрее 1 сентября!
 Накануне 1 сентября, Настя долго не могла уснуть. Завтра начнётся совсем другая жизнь. Почти взрослая! Завтра она идёт в школу! На столе , в вазе , красовался пышный букет астр форма и белый передник были отглажены и ждали свою хозяйку. Утром,  во дворе школы, играла музыка, нарядные взрослые и дети,собирались в группки, смеялись, обнимались, поздравляли друг друга с праздником! И у всех цветы, цветы, цветы!
      Учёба, Насте, давалась легко. Буквы знала, читать умела, но писать....Писать нужно было учиться. И опять  как-то не серьёзно. Нужно было выводить палочки, крючочки и прочие, ничего не значащие для Насти , элементы букв. Хоть и было это скучное занятие, но Настя очень старалась, если бы не подводили ручка и чернильница. Пальцы всегда были в чернилах, часто красовались на листах кляксы . Насте приходилось переписывать, нАчисто, домашнее задание, и не один раз. Сначала, Мария Петровна(Настина учительница)рисовала в тетрадях Насти красные звёздочки, а затем появились и пятёрки. Всё было бы хорошо, да вот беспокоило Настю одно явление. Мария Петровна часто говорила кому-то из учеников, чтобы завтра пришла мама. Уже многие мамы побывали в школе. Мария Петровна отводила их в сторону, взяв под руку, и о чём - то любезно с ними беседовала. Но когда же очередь дойдёт до Настиной мамы? И Настя решила действовать.  Вечером она с гордостью объявила, что маму вызывают в школу. Мама почему-то заволновалась, стала проверять Настины тетради.

 Мария Петровна, обрадовалась приходу Настиной мамы в школу. А когда узнала,что мама пришла в школу по её приглашению , удивлённо посмотрела на Настю. Она не стала отводить в сторонку Настину маму,
 ,а стала хвалить Настю при всех учениках. И Настя всё поняла: почему Мария Петровна отводила мам в сторонку.  Ей стало невыносимо стыдно. Перед мамой, ей пришлось отпрашиваться с работы, перед Марией Петровной и перед одноклассниками. И она...заплакала. Конечно, Мария Петровна всё поняла, обняла Настю и прижала к себе.
 Вечером, выполняя домашнее задание, Настя прислушивалась к разговору в комнате. Мама что-то рассказывала папе. Настя поняла, что говорили о ней , о её поступке. Она с тревогой ждала развязки своего обмана. В Настину комнату вошёл папа, в руках у него была толстенная книга в зелёном переплёте. Настя видела раньше эту книгу  на полке. Папа протянул книгу Насте.  Золотыми буквами на корешке было написано : Павел Бажов. Собрание сочинений . Настя не верила своим глазам! Эта книга из папиной библиотеки! И он сам ей принёс эту книгу! С трепетом она открыла книгу и прочла... "Дочке Анастасии- от папы." Слёзы  бисером покатились из глаз. Настя второй раз за день заплакала! Но это были слёзы радости, слёзы счастья!


Рецензии