Сценарий мероприятия Богомолец Александр Суворов

                Эпиграф мероприятия:


                «Тот, кто не любит Бога, тот не любит ничего.
                И Родины своей он тоже не любит.
                Преподобный Паисий Святогорец

Военная история нашей страны говорит нам о том, что все великие русские полководцы, стяжавшие славу русскому оружию, были глубоко верующими христианами...

Слайд 1. Портрет Ф. Ушакова с датами жизни.

К их числу принадлежит святой праведный Феодор Ушаков, величайший полководец, ныне прославленный в лике святых...

Слайд 2. Портрет Суворова с датами жизни.

Истинным христианином и настоящим праведником был и генералиссимус Александр Васильевич Суворов. Дух Православия вел его к победам.

Таким образом…

Это—те легендарные полководцы, которые не проиграли ни одного сражения. Это—полководцы-молитвенники…  Полководцы---монахи…  Полководцы—богомольцы… Это—элита не только в военном искусстве, но и в духовном, человеческом, гражданском смысле.

Биография этого легендарного полководца богата впечатляющими победами. Он нес в своем сердце твердую Православную веру и потому был уверен в победе даже над превосходящим противником, каким бы сильным и непобедимым он ни казался. Суворову принадлежит блестящий девиз неустрашимого и победоносного русского воинства, которым освящена вся наша великая история «Где меньше войска, там больше храбрых!»

Суворов в своих походах многократно убеждался, что русскому воину возможно все, и потому утверждал: «Мы русские, мы всё одолеем».

Дело в том, что после революции 1917 года многие тексты были искажены, и знаменитая строчка Суворова «Русский солдат не боится ничего» также подверглась искажению. А на самом деле—в оригинале—Суворов написал: «Русский солдат боится Бога, и поэтому не боится ничего».

За свою военную биографию Суворов участвовал в 75 сражениях, в том числе в 29—генеральных. Почти все время ему приходилось действовать против превосходящих сил противника…

Самой яркой победой Суворова в Русско-турецкой войне стало взятие неприступного Измаила в декабре 1790 года.
Крепость имела 300 пушек и 35-тысячный гарнизон у сераскира Мегмет-паши. Князь Г. А. Потемкин, стремясь избежать опасного кровопролития и ненужных жертв, направил паше письмо с предложением сдачи крепости без боя. Суворов приложил к посланию русского командующего свою записку:
«Сераскиру, старейшинам и всему обществу. Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление—воля; первый мой выстрел—уже неволя; штурм—смерть. Что—оставляю на ваше рассмотрение».

Один из старших турецких офицеров, присутствовавших при вручении письма Г. А. Потемкина, самоуверенно заявил: «Скорее Дунай остановится в своем течении, и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил!»

Штурм начался на рассвете. Перед ним Суворов коротко обратился к солдатам:

«Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что никто не может противиться силе оружия Российского!»

Победе под Измаилом был посвящен гимн «Гром победы, раздавайся», считавшийся до 1816 года неофициальным гимном Российской империи.

Звучит героико-патриотический полонез «Гром победы раздавайся», музыка О. А. Козловского, слова Г. Р. Державина.

(1-2 куплета)

Я хочу рассказать такую легенду…

Слайд 3. Икона Божией Матери.

Накануне одного из решающих сражений генералиссимус Суворов впал в смятение… Ибо силы противника в разы превосходили русскую армию.
Суворов лег спать… Кажется, что русские люди не ложатся спать без вечерней молитвы… И здесь ему во сне является Богородица… По всей видимости, Суворов молился:

«О Мать сострадательная и Мать милосердная, Мать-страдалица, Мать-мученица, Мать милосердная, Мать сердобольная, Мать трепетная, Мать благословенная, Мать любящая, Мать Светлая, Мать смиренная, Мать святая, Мать, боли полная, Мать горделивая, Мать одухотворенная, Мать ясная, Мать матерей, познавшая боль материнства, Мать матерей, познавшая радость материнства, Мать всех детей, познавшая радость иметь ребенка, Мать всех детей, познавшая боль утраты ребенка, Мать, все понимающая,---ПОМОГИ!!!
О Пресвятая Богородица! Как мне быть? Наша армия так мала, а силы противника так велики».
И тогда…  Случилось Чудо. Божья Матерь ответила ему. Она сказала: «Идите на врага и не бойтесь, ибо……  Это не вы будете сражаться, а я сама буду стоять во главе русского воинства».

Что если.....

Александр Суворов проснулся посреди ночи... Зажёг свечи...  Взял в руки Библию... Открыл Псалтирь и...начал читать примерно следующие строчки:

«Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои;
Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
…Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю…
…С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
…Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь.
Делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня…
…Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
Я  преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их.
Поражаю их, и они не могут встать; падают под ноги мои.
Ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня».

А что если... Суворов читал---читал---читал Библию и—в глубине души---В ДУХЕ----он уже видел-----ПОБЕДУ!!!!!!!!!!!!!!!!!

...............

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ГЕНЕРАЛИССИМУС СУВОРОВ».
...............

Таким образом...

Полученный Суворовым от Бога полководческий талант он приумножил своей исключительной религиозностью.

Суворов любил церковную службу и нередко сам становился на клирос в качестве певчего.
Практически неизвестным в биографии великого русского полководца является его намерение отрешиться от мира и стать монахом, о чем Суворов просил Государя Императора Павла I специальным письмом в декабре 1789 года: «Ваше Императорское Величество, -- писал он, -- всеподданнейше прошу позволить мне отбыть в Нилову Новгородскую пустынь, где я намерен окончить мои краткие дни в службе Богу. Спаситель наш Один безгрешен. Неумышленности мои прости, милосердный Государь». Под прошением была скромная подпись: «всеподданнейший богомолец Божий раб Александр» (Н. Н. Головин. Суворов и его «Наука побеждать». Москва. 2000).
Вера пронизывала всё его существо, что подтверждается его жизнью, его победами, его наставлениями и письмами.

Вот какие мысли полководца приводит в своей книге Н. Н. Головин «Суворов и его «Наука побеждать»: «Один десятерых своею силой не одолеешь. Помощь Божия нужна!»

Александр Васильевич наставлял воинов «Солдату надлежит быть храбру, тверду, решиму, справедливу, молись Богу, от Него победа. Чудо-богатыри, Бог нас водит. Он наш Генерал…!»

Суворов любил своих солдат, и они отвечали ему тем же…
Он учил своих солдат:
«Грех напрасно убивать. Они такие же люди. Умирай за дом Богородицы, за Матушку, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит».
«Кого из вас убьют, - Царство Небесное, - напутствовал Суворов перед боем, - живым – Слава, Слава, Слава».

Суворов большое внимание уделял обучению солдат профессиональным навыкам и постоянно заботился о моральном духе войск. Суворов «положил руку на сердце солдата и изучил его биение». И солдаты платили ему любовью…

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ ЖАННЫ БИЧЕВСКОЙ «ГОСПОДА, РЯДОВЫЕ»
(ВИДЕОРОЛИК)

А ещё Суворов говорил так:

Слайд 4. Высказывания Суворова А. В.

Без добродетели нет ни славы, ни чести.
Ближайшая к действию цель лучше дальней.
Чем больше удобств, тем меньше храбрости.
Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.
Кто удивил, тот победил.
Мужественные подвиги достовернее слов.
Время драгоценнее всего.
Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.
Где меньше войска, там больше храбрых.
Дело мастера боится.
Истинная слава не может быть оценена: она есть следствие пожертвования самим собою в пользу общего блага.
Голод –лучшее лекарство.
Добро делать спешить должно.

.............

Великие полководцы—монахи---молитвенники---богомольцы---Александр Невский----Дмитрий Донской----Феодор Ушаков----Александр Суворов начинали сражения со следующими словами:
«Ура, русские!! Атакуй с Богом!
       Победа перед нами!!
             Бог с вами!!!
                Россия за нами!!!»
.................

В беседах для младших командиров Александр Васильевич снова повторяет: «Молись Богу: от Него победа!» Здесь же он приводит молитву для каждого воина: «Пресвятая Богородице, спаси нас! Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!» К этой молитве шло строгое предостережение полководца: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!»

Это воспитание воинов в духе Православия дало свои впечатляющие результаты. В Италии на 75 убитых солдат неприятеля приходился только один русский!!! Вот почему Суворов постоянно утверждал: «Бог—Союзник Неизменный».
............

В своем завещании потомству полководец написал:
«Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству!»

Слайд 5. Икона Иисуса Христа

А перед смертью, уже тяжело больной Суворов, будучи прекрасным знатоком духовной литературы, в качестве отрады для души, составляет «Канон умилительный ко Господу нашему Иисусу Христу» (А. В. Суворов. Письма. Москва. 1986).
Его последними словами перед смертью, наступившей 6 мая 1800 года, были:
«Долго я гонялся за славой. Все суета. Покой души --- у престола Всевышнего».

                ВМЕСТО ЭПИЛОГА

На экране портрет А. В. Суворова со словами «Доброе имя есть принадлежность каждого человека, но я заключал доброе имя моё в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию. Никогда самолюбие не управляло моими деяниями. Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей».

Слайд 6. Усыпальница А. В. Суворова.

Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге. На надгробной плите высечена простая надпись без титулов, без званий, без наград: «Здесь лежит Суворов». Так перед смертью пожелал сам великий полководец.

С годами сердце жаждет простоты,
Побольше дел, поменьше разговоров.
Вот я стою у каменной плиты
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».
Ни мрамора, ни бронзы рядом нет.
Цветы и те глядят чуть-чуть сурово.
Как много надо одержать побед,
Чтоб так звучали три негромких слова!
Когда хватают славу на лету,
Когда о титулах заводят споры,
Я вспоминаю серую плиту
С тремя словами: «Здесь лежит Суворов».

ЗВУЧИТ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН.

Конец.


Рецензии