Д. Мyнх. Pax Mongolica-4

Папка «Издания» вмещает произведения авторов, изданные мной специально для монгольской цивилизации

Д. Мyнх. Pax Mongolica
(Продолжение. Начало в предыдущих публикациях).

Хронология формаций
 
1. Гунны, падение Рима, свержение императора Ромула Августина – 476 год.  Подготовка новой формации – феодальной.
2. 476 – 600 гг. Период развития производительных сил феодализма. Длительность – 200 лет. 
3. 600 – 800 гг. Аграрный переворот, как следствие периода №2. 

Главные характеристики 

1. Переход земель свободных общин, а также части духовенства в руки новых собственников – чиновников, купцов, ростовщиков-банкиров, представителей старой знати  и прочих представителей свободных профессий; 
2. Подъем производительности сельского хозяйства за счёт более предприимчивых и эффективных новых крупных собственников; 
3. Механизация сельского хозяйства. 

Таким образом, средневековая аграрная революция это – этап развития производственных отношений феодальной формации. Длительность – 200 лет. (Общинный и индивидуальный собственник земли сменяется крупным землевладельцем с превращение первых в его крепостных работников).

4. 800 – 1300 гг. Период развития феодального общества, победа вотчинного строя, где непосредственный работник это – крепостной крестьянин. Формирование «надстройки» как следствия периода № 3. Длительность – 500 лет.

Конец феодализма подготавливается широким развитием разделения ремесленного труда, как нового состояния производительных сил, изменяющих феодальные производственные отношения.
С другой стороны, это была материально-техническая подготовка появления мануфактуры, как начального этапа развития производительных сил капитализма. 

Весь цикл феодализма  составил  800 лет (476 – 1300 гг).   

Развитие производительных сил готовит изменение производственных (экономических) отношений. Изменение последних (смена главных агентов экономических отношений) – готовит изменения в социально-политическом строе (появляется «новое общество»). Новое общество, или ещё иначе, «Новое время», это – адекватные условия свободного развития новых производительных сил, что приводит к дальнейшему витку развития производственных отношений, вызывающих необходимость в ещё более прогрессивных социальных отношениях.

5. Монголы. 1206 – 1300-ые гг. Подготовка новой формации – капиталистической. Или – разрушение старой феодальной застройки и освобождение исторического времени для его нового творчества. 
6. 1300 – 1650 гг.  Pax Mongolica. Период развития производительных сил капитализма. Длительность – 350 лет. 

Начинается появлением мануфактуры и завершается Великой промышленной революцией  и индустриализацией экономики и общества. (Массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Переход от преимущественно аграрной экономики к промышленному производству, трансформация аграрного общества в индустриальное).

7. 1650 – 1789 гг. Великая промышленная революция – Великая французская революция.  Период развития производственных отношений капитализма. Длительность – 150 лет. (Очередная смена собственников средств производства – де-факто). 
8. 1789 – 1815 гг. Великая французская революция и реакция европейской монархии. Момент рождения буржуазного общества. Осознанное и открытое выражение буржуазией собственных интересов против европейской феодальной монархии. 1815 г. – формально – поражение буржуазии, фактически – её победа, так как все  изменения в обществе уже не могли быть повёрнуты вспять.
9. 1815 – 1900 гг. Период формирования современного буржуазного общества, капиталистической надстройки. Длительность – около 100 лет.

10. 1900 – по наше время. Период развития капиталистического общества современного типа. Длительность – около 100 лет.

В целом, по времени своего появления буржуазное общество начинается с 1650 года и связано с началом промышленной революции в Англии. Таким образом, общая длительность существования буржуазного общества составляет около 370 лет. (1650 – 2019). 
Весь цикл капитализма – с 1300-ых  по наше время составил 700 лет.

Образ Будущего

11. В соответствии с выводами одной достаточно известной науки, которая не так давно была решительно отвергнута по идеологическим соображениям, период со второй половины 20-го века по настоящее время соответствует историческому закату товарно-денежных отношений. Если верить историкам, первые настоящие деньги появились около 3 тысяч лет назад. И, вот, уже три тысячи лет как товарно-денежный принцип экономики работает. Но как известно, в мире нет ничего вечного.  И товарно-денежный период его развития, по всей видимости, подходит к своему завершению. Главные этапы его развития (общественно-экономические формации) мы называем рабовладельческим, феодальным и капиталистическим обществами. Мы живём в наиболее развитом из них – в   капиталистическом обществе. Причем, так называемый социализм есть лишь другой вариант организации товарно-денежных отношений, поэтому его нельзя представлять как альтернативу капитализму. Капитализм – высшая политэкономическая организация товарно-денежного мира.  Речь сегодня идёт о том, что заканчивается одна История человечества и начинается другая, подлинная социальная История. 
Во всяком случае, так говорит – нет, не наука, а прежде всего – сами материально-технические изменения – современные средства коммуникации, новые источники энергии и автоматизация производства.  Наука может ошибаться, а вот новые средства производства никогда не лгут относительно своего политэкономического содержания.    

Новые производительные силы выводят социально-экономические отношения за уже исторически отжившие себя закономерности товарно-денежного обмена.

Комментарии

1

Главный исторический урок монгольского государства 13-го века заключается в том, что государство является результатом товарно-денежного принципа организации экономики и общества. То, что позже докажет Карл Маркс, то практически апробировали монголы. 
Товарно-денежный обмен есть процесс производства, распределения и потребления стоимости (благ, труда). А если точнее, политэкономическая форма этого процесса, которая до сих пор являлась единственно возможной. Определяющим законом процесса является концентрация стоимости в руках наиболее активной, а именно, «предприимчивой» части общества. И чем выше производительность общественного труда, тем выше эта концентрация.
Но концентрация стоимости иными словами означает рост экономической власти одних и экономической зависимости других.  А на основе этой первичной формы зависимости рождается и всё остальное многообразие производных форм зависимости.
Самой универсальной из них выступает политическая. Это – государство в обычном смысле. 

Кочевники же, благодаря особенности их жизненного уклада, оказались свободны от этой общечеловеческой судьбы и могли действовать, сообразуясь с идеальными мотивами. Однако, как возможно представить живую демократию монголов теперь, в наше время? Очевидно, нас должно больше интересовать трансформация исполнительной власти, которая, преимущественно, и есть собственно само традиционное государство, для которой две остальные ветви власти выступают лишь его «апгрейдами».  Но данный вопрос уже выходит за рамки излагаемой темы.   

Современное общество всё отчетливее начинает понимать, что существующий тип управления и морально, и исторически себя изжил. Альтернативу ему видят в «сетевой демократии», в «правительстве в смартфоне». Интернет, несомненно, является инструментом превращения формальной (имитационной) демократии в реальное народовластие. Но простое «изменение системы ценностей», что, например, предлагает Римский клуб, не создаст того, кто сможет этим инструментом адекватно воспользоваться.

     2

 Степной мир Центральной Азии всегда связывал цивилизации Евразии – Китай, Греко-Римский мир, Иран и Индию. На роль кочевого фактора в их истории указывает концепция Осевого времени Карла Ясперса. («Осевым временем» Ясперс обозначает период между 800 – 200 годами до н.э.).
Согласно этой концепции, в выделяемый ею период существовало множество мелких государств и городов, которые воевали друг с другом, но при этом оказался возможным рост их могущества и богатства. В осевом времени с его поразительным богатством духовного созидания, определившим всю историю человечества до наших дней, таится загадочность, особенность, в силу которой в трёх сферах (имеется в виду Китай, Индия и Западный мир – прим. автора) независимо друг от друга происходит аналогичное, однотипное развитие. Прослеживаются общие (выделенные курсивы автора) исторические истоки тех передовых народов. Истоки эти нам, правда, неизвестны. [Ясперс, 1991].
Ответом на вопрос о причине этой загадочной общности и одновременности служит в настоящее время лишь гипотеза Альфреда Вебера. По его мнению, вторжение кочевых народов из Центральной Азии, достигших Китая, Индии и стран Запада является исторически первой формой глобализации, которая привела к формированию духовных основ современного общества.  Об этом же утверждает и Ясперс – до этого времени на территории от Китая до Европы существовали уходящие в глубину времён древние культуры, характеризуемые частично как мат-риархальные. Это либо культуры оседлых скотоводов, либо просто проживавшие в полной замкнутости народы, которые заселяли культурный пояс от Китая до Европы. История превращается в борьбу между двумя этими силами – культурой матриархата, древней, стабильной, связанной, непробудившейся, и новой – динамичной, освобождающей, осознанной в своих тенденциях культурой кочевых народов. [Ясперс, 1991].
Но о каких именно кочевниках может идти речь?
Согласно древнекитайскому источнику, Песням Ши-Цзин, в лето 832 года до н. э., Дом Чжоу подвергся вторжению хуннских племен. Война хуннов с Чжоу шла в разные периоды, вплоть до его падения в 201 году до н. э..  В 209 году до н. э. появляется государство хуннов Модэ.
(История еще более ранних кочевников, контактировавших с Древним Египтом и Месопотамией, тонет во мгле веков. Тем не менее, возможны интерпретации, например,  в аспекте этногенетических процессов Великой Степи).
Если с 832 года до н. э. начинается очередное пассионарное наступление кочевников вдоль по 45-ой параллели Евразии, то историческим следствием этого выступает как раз 500-летний период Осевого времени, ознаменовавший, согласно Ясперсу, переход от Доистории к Истории современного мира.
Хунны способствовали коммуникации ранее друг от друга изолированных цивилизаций; вследствие чего начинается резкий скачок в их развитии и переход в качественно новое историческое состояние; затем следует спад, нарастание конфликтов, анархия, что, в свою очередь, вызывает необходимость укрепления и централизации власти. Этому соответствует трехвековой период образования империй – 317 до 27-ые годы до н.э..  Первой из них стала империя Маурья в Индии (317 – 180 гг до н.э.), второй – империя Цинь (221 – 206 гг до н.э.), третьей - империя Хунну при шаньюе Модэ (209 – 93 гг до н.э.), и, в конце периода, Римская империя (27 год до н.э. – 476 год н.э.). 
Очередной новый толчок истории даёт вторжение гуннов в Европу в 370-ые годы нашей эры. Последовавшее за этим, или, во всяком случае, ускорившееся вследствие этого Великое переселение народов, знаменует подготовку к европейскому феодализму.
Таким образом, Великая степь играла роль модератора истории на континенте на протяжении как минимум двух с лишним тысяч лет.

Продолжение следует.


Рецензии
Интересно. Это как в математике. Нужны плюсы и минусы, чтобы создавать новые операторы.

Кимма   04.11.2019 22:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.