Студенческая элита

Студенческая элита.
И вот все экзамены позади. В руках билет на самолёт до Москвы. И Алевтина летит в новую взрослую жизнь на самолёте и со скоростью самолета, а может и ракеты, врезается в нее.
Москва для нее любимый город, хотелось бы поступить в вуз здесь, но страх одолевает провинциальную девочку. Ей кажется, что ничего не знает, и не сможет преодолеть конкурс в столичный вуз. Ну какие все умные ходят по МГУ. Неужели и она такая же. Нет, ей до них далеко, не поступит.
Это уже на вступительных экзаменах во Владимирский пед. она понимает, что и знания есть и силы, и уверенность. Хотя кто его знает, здесь она идет как отличница, аттестат 5 баллов, достаточно сдать всего два экзамена на 5 и 4, и ты студентка. А в МГУ медаль нужна, а медаль в те времена, это фантастика. А серебра вообще не было. Хотелось поступить в институт с первого раза, а тогда это было очень сложно даже для отличников! И поэтому решение принято, синица в руках лучше, чем журавль в небе.
Садиться на электричку и едет впервые в старинный город Владимир с многовековой историей. О городе она знала много, ее подруга часто бывала здесь и рассказывала о нем. Да и маме он был известен. Но Алевтине всего 17 лет, и она впервые одна. Страшно немного. Приехала в институт, пришла в приемную комиссию, мне на физмат, говорит. А на какое отделение? Спрашивают ее. «Не знаю, все равно» был ее ответ. Предложили пойти на подготовительные курсы, но места есть только на факультет физики. Хорошо, улыбаясь, отвечает она, пусть будет физика. Но учиться там 5 лет, а на математике 4. Но какая разница, когда тебе 17, и это так здорово, и кажется, что вся жизнь впереди.
И вот город Владимир становится родным на целых 5 лет. И любимая Москва рядом, 180 км.
Поступила легко, два экзамена и оба на 5. Можно и домой слетать. Получать поздравления, увидеть маму, ведь впервые предстоит расстаться на большой срок. И к 1 сентября вернуться уже студенткой на учебу.
В первый день учебы декан физмата Пестов дает первую контрольную работу на целую пару и всего две задачи по физике. Легкотня! Задачи лёгкие, но надо описать всё решение и все формулы. Разве это трудно для отличницы.
Пишут все, стараются, и какое удивление, когда из 75 человек 73 двойки и всего две тройки. И еще никогда она не радовалась так тройке, как в тот момент, когда узнала о ней. Да, у Алевтины и у Вадика была оценка 3.
Наверное, эта тройка окрылила студентку, и она стала слишком самоуверенной. Всё знаю, всё умею. Лучше всех. Самый высокий бал при поступлении, 15 из 15. Конечно эта самоуверенность не прошла не замеченной. И гордыня была, и лень, и это понятно только через года.
Училась легко, знания в школе получила отличные.  И очень многое уже знала из того, что преподавали, и все эти знания были из простой, самой обычной школы. Вот так учили раньше! Здесь, конечно, и закрались сомнения, почему не попробовала поступить в МГУ, в Москву. Но что сделано то сделано.
И начинается настоящая студенческая жизнь, которую все помнят и до сих пор и вспоминают только всё доброе и хорошее
Но КОШМАРЫ все же наступили и начались они уже на втором курсе и это не была «картошка». Туда все ездили с удовольствием, и даже иногда привозили оттуда деньги.
И хотя все любили петь про жертвы, но у Алевтины они были и совсем не математические, совсем не такие, как в любимом гимне ФИЗМАТА.

Раскинулось море по модулю «а»,
Вдали интегралы стояли,
Студент не сумел производную взять,
Ему в деканате сказали

Анализ нельзя на халтуру сдавать
Декан наш тобой не доволен
Изволь же критерий Коши доказать
Иль будешь с физмата уволен

Хотел доказать, а сознания нет
В глазах у него помутилось
Вдали показался стипендии след,
Упал сердце больше не билось

Три дня в деканате покойник лежал,
В штаны Пифагора одетый,
в руках третий том Фихтенгольца держал,
что свел его с этого света

Напрасно старушка ждет сына домой,
Ведь жертвы в науке бывают,
А синуса график волна за волной
По оси абсцисс убегает.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

В конце школы, она сказала, что никогда не будет медиком. И поняла уже на первом курсе, что никогда нельзя говорить НИКОГДА.
Да, да. Началась настоящая медицина! Пришлось учиться на медицинскую сестру гражданской обороны, да настолько серьёзно, что никто не верил этому. Два года учебы, с практикой в больницах и государственными экзаменами по окончании второго курса. И это был первый КОШМАР.
Для девочки в 18 лет, которая боится крови, не знает, как делаются уколы и никогда не видела больницы. Представить все очень сложно. И еще с обязательным посещением операционной, перевязочной, процедурной, с присутствием на операциях.
Очень просила она врача, ведущего практику не ходить на операцию, но он был неумолим, в результате, когда началась операция, врач сразу не понял, что происходит. А происходило нечто. Студентка в белом халате медленно сползала по стенке. Ей реально стало плохо. Ее почти вынесли в коридор, она практически потеряла сознание при виде всего лишь вывернутой руки наизнанку. И вспоминает, и помнит это до сих пор, и ей только при одном воспоминании становиться плохо.
Но на этом мучения в медицине не закончились. Была еще и латынь. Да, вы не поверите, ее давали как настоящим медикам. Надо не только было учить непонятные буквы, но еще на этом языке, этими странными буквами писать рецепты. Ну никак они не хотели писаться правильно, хоть умри. Зачем все это было нужно тогда, невозможно понять.
Алевтине всегда было туго с языками, а тут еще и такая сложность, да еще и рецепты пришлось выписывать на экзамене. Короче завалила она этот вопрос, капитально, на госе, и если бы все остальное было не на 5, то, наверное, и не сдала бы совсем, и выкинули бы ее из института. И не было бы тогда ни учителя и не репетитора. Вот так.
Но и это еще было не все!!!
Трудно, трудно ей пришлось в конце второго курса, и даже в воспоминаниях, всплывают эти страшные дни, где был еще один экзамен, и как его сдать она не знала вообще. И это был третий кошмар, и опять совсем не математический!!!!
На последнем уроке перед другим государственным экзаменом был поставлен ультиматум преподавателем, что никогда Алевтине не сдать ее предмет. И это был непокорный английский. Что только студентка не делала... и учила и шпоры писала, но понимала, завалит.
И вот накануне сдает другая группа, она сидит под дверью и впитывает все, что можно впитать.  Весь экзамен надо выучить наизусть, что и как. И о счастье, в аудитории билеты выбираются на листочке, зачеркивая номер. Это спасение! Изучается каждый билет, что в нем, какие вопросы, какой текст. Благо все студенты из соседней группы понимают человека и сочувствуют, насколько можно.
И вот один билет самый приемлемый. Вечером с друзьями всё учиться тупо наизусть. Каждое слово, каждая фраза.  Появляется небольшая надежда, а вдруг повезет. А вдруг сдаст!  Если не сдать завтра, то уже позже, вряд ли будет сдано. В толпе всегда легче сдавать.
Все ждут утро. Страх не пропадает ни на минуту, ни на секунду. Идет в институт, конечно не одна.
С командой поддержки, с теми близкими, кто может ей помочь в такую трудную минуту. Выучить то выучила, но надо, чтобы экзамен проходил в том же формате, и чтобы никто другой не зачеркнул этот билет. И вот уже перед аудиторией!  Просит всех в своей группе не брать этот билет.  Умоляет!
И вот входит на экзамен. Смотрит на преподавателя! НУ!

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

И о счастье! Билет получен, и тот, какой знаем наизусть. И вот приговор, это 4 и удивление педагога и вердикт, ну можешь же. И получает оценку 3, больше она не может ей поставить из принципа. Но Алевтина понимает, что в данный момент, да и не в данный, это для нее высшее достижение. Это у нее языковой кретинизм, как она называет свои знания по языкам, который преследует ее всю жизнь. Но ОНА с ним живет, не смотря на свои математические мозги!
Ну вот кошмары закончились, можно и вздохнуть, пожить полноценной студенческой жизнью. А жизнь эта ни с чем не сравнимая. Кто полноценно не жил ею, тот не был студентом.
Только в это время можно присесть на стульчик и вдруг получить мысль, что надо куда-то поехать. Куда??? А почему бы не в Питер. Через 5 минут уже едут. Или другое: давно в Москве не были. Поехали в Москву. И это времена, когда билеты купить невозможно, попасть в поезд трудно.
Но Алевтине все нипочем. И едут они туда, куда хочется и когда хочется.
Путешествия по России бесконечны. Ярославль, Суздаль, Москва, Александров, Смоленск, по Беломорканалу в Белое море, где уже северное сияние. И обратно на поезде до Москвы.
А приезжая домой в Балаково, идут поездки в родную Самару, а также Ульяновск, Саратов, Волгоград.
И конечно, на знаменитую Грушу. (фестиваль авторской песни в Самарской области)
Билеты настолько дешёвые, что со своей стипендии и небольшой подработкой студенты могут себе позволить поездки куда угодно, даже в Казахстан, в Алма-Ату.
Там тоже все отлично. Каток Медео, местные красоты и кухня. Отличные каникулы.
И еще хочется остановиться на заработках. Работают везде, где получается. И в гардеробе института, и на вахте в общежитии, но самое сложное, это на конвейере на тракторном заводе, слесарем сборщиком. Сложно! Но интересно. Коллектив студентов. Тусовки, общение и заработки.
Но и это еще не все. Следующим местом работы становится телефонная международная станция. Телефонов мобильных тогда не было, и поговорить с мамой было всегда проблематично. А тут, можно часами разговаривать со своими близкими, соединять их между собой, и при этом ещё и работать, а один раз она умудрилась даже дозвонилась знакомому на корабль. Какого же было удивление на корабле, когда по рации им позвонили из Владимира.
Но и это было не пределом. Следующее место работы было во Владимирской областной библиотеке, в межбиблиотечном абонементе.
Это был праздник. И настоящий книжный запой. Читала везде: в автобусах, на лекциях и семинарах, за завтраком, обедом и ужином, всегда, лишь изредка прерываясь на сон.
Никогда больше, чем в этот период она так не читала. Тогда книг было очень мало, найти стоящее трудно. Поэтому читала все, что попадалось, а библиотека была шикарной.
Вот так они и жили пять лет. Практически все знали эту «элиту» в лицо. И при входе в общежитие, Алевтине могли спокойно сообщить, что на кухне взорвалась ее сгущенка, и что ей придется отмывать потолок. А она эту сгущенку то и не варила, но сгущенка была ее. И все это было правдой.
Студенческая элита. Она была в курсе всего. Все передовое того времени не проходило мимо, им до всего было дело. И сейчас можно с ужасом думать, ну как они в такие времена никуда не влипли, ни в какие политические и спекулятивные процессы. Ведь рядом были иностранцы, и думаю люди были рядом такие, которые за всем этим следили. Бог миловал.
Была даже целая детективная история по поиску пропавших джинсов, которые привезли из Венгрии, а их кто-то украл. И ведь нашли!
А потом в одночасье все кончилось, и надо было выбирать место ссылки. Да, да ссылки. И мы как Пушкин и Радищев поедем туда, куда Родина скажет. Ну скажите, куда загнула, с кем сравнила. Ну может сравнение и круто, но это было так. Тогда это называлось распределением. И не всегда оно было хорошим, и особенно в педагогических институтах.
Алевтина не знала куда ехать. Она не была готова ехать НИКУДА. Но увы! Пока 3 года не отработаешь, будешь изгоем, или твой диплом будет недействительным.
Пришлось выбирать.
Ковров. Поселок Мелехово (не путать с Чеховым). 60 км от Владимира. И это не худший вариант, но как оказалось и не лучший. И началась ссылка, и это не Саратов).


Рецензии
Алевтина, читать очень интересно, но!
Это же автобиографические воспоминания?
Понятно.
Тогда почему Вы не пишите от первого лица?
Это даст удивительные, широченные возможности не только излогать события, но и передавать свои ощущения, страхи, волнения, радости!
Желаю Вам успехов.

Нина Калашникова   04.11.2020 22:45     Заявить о нарушении