Войдите в мой мир - двери открыты!

Вы бывали на выставках картин? Помните то самое состояние? Идете в ожидании прекрасного… Томитесь в предвкушении чего-то нового… Волнуетесь: а вдруг там нечто фантастическое? А некоторые любят послевкусие, когда идешь-бредешь себе тихонько и перебираешь в памяти полюбившиеся пейзажи или какое-нибудь сюрреалистическое панно озарит воображение лунным светом. Прекрасное состояние, и того, кто в нем хоть однажды пребывал, снова и снова тянет на выставку некая сила, имя которой – искусство. Знакомьтесь: житель Сосновой Поляны художник Андрей Винокуров.

«Пред этой красотою
всё суета и дым…»

2 июня 2019 г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе. Я иду мимо дома 90/1 и столбенею: во дворе у стены на добрую половину многоэтажки – картины, картины, большие и маленькие, теплые и холодные, экспрессивные и умиротворенные… На холстах пейзажи, классика, авангард и что-то еще… Куда я попала? Ах, вернисаж!... Подхожу к «картиноносцу» (а он всё еще выносит и выставляет их, и «несть им числа»)… Художник «зацепил» меня сразу:
– Неужели все это Вы сделали один?
С Андреем Винокуровым, симпатичным подтянутым мужчиной среднего возраста, у нас как-то сразу завязалась беседа.
– Вы, наверное, с детства пишете картины?
– Рисовать я любил еще в детском саду. В 12 лет родители отдали меня в художественную школу. Но мечта – всего лишь мечта. Этого мало, мне пришлось много работать. Для художника талант – это всего пять процентов успеха. Все остальное – изнурительный труд. Иногда можно мучить одно полотно целый год, а можно и за пару часов сделать что-то значимое. Всё оттуда!.. – Андрей запрокинул голову.
Я посмотрела на серое небо и ничего там не увидела. Художник вздохнул, обреченно глядя на меня, и добавил:
– А я вот вижу…
Чтобы хоть как-то реабилитироваться в глазах профи, я заметила, что в его работах много авангардизма. Он согласился и, хитро прищурившись, предложил мне:
– Отгадайте загадку: какого цвета эта кошка?
На меня смотрело нечто кошачье периода Хуана Гриса, и я радостно выпалила:
– Оранжевая!
– Даю подсказку: внимательно смотрите на контур этого зверя!
Что-то очень знакомое было в ее спинке…
– Сдаюсь…
– Да это же знаменитая «черная кошка» из фильма «Место встречи изменить нельзя»! Помните, как Промокашка одним росчерком нарисовал ее?
Да, действительно, знакомый изгиб знаменитой черной кошки!!! И потекла неспешная беседа под неторопливые шаги любопытных прохожих…

Талантливый и хулиганистый

Андрей Винокуров родился 5 декабря 1960 года в Ленинграде. Рос живым, подвижным мальчишкой, в школе входил в пятерку хулиганистых пацанов – не помогли даже хорошие оценки и любимая «художка», куда Андрей ходил с пятого класса. Ну куда ж подвижность денешь, если она так и лезет из этого Тома Сойера? В девятом классе отцовскому терпению пришел конец: Андрея перевели в престижную математическую школу, где сверстники важно подходили к доске и степенно получали пятерки. Андрей тоже остепенился… Через годик.
Профессию художника, кем хотел с детства стать Андрей, отец даже не стал рассматривать, и в 1978 году юноша поступает в Военно-космическую академию им. А.Ф. Можайского:
– В Можайке строгая дисциплина. Мы жили в казармах, и в шесть вечера начинался развод суточного наряда. А я был всегда заядлым болельщиком «Зенита». В дни матчей брал с собой маленький телевизор, который помещался в обычном портфеле. После построения садился за стол и смотрел футбол. Понимая, что нарушаю распорядок, я особо не светился и тихо болел: эмоции нельзя выплеснуть наружу! Ну и писал, конечно.

Музы приходят под аккомпанемент ракет

По окончании академии Андрея распределили на Байконур, где они готовили к запуску ракетно-космический комплекс «Союз». Андрей Анатольевич вспоминает:
– Нам привозили ракету в вагонах. Монтажники выгружали ее и собирали первую и вторую ступени. Третья лежала отдельно. Все расчеты начинали проверки своих систем. Потом подключали «наземку» и проводили комплексные испытания. Аппаратчики тем временем собирали и проверяли космический аппарат. Потом наступала общая сборка: ракету собирали полностью, вывозили и устанавливали на старт. Ракета к старту готова, скажете Вы? А вот и нет: снова проводили все проверки, испытания, заправку. Ну а сам пуск – как ракета поднимается на реактивной струе, – все видели по телевизору.
Годы отдаляют его от этого времени, но то, что сохранилось в памяти, становится все дороже…
– А там, на Байконуре, Вы тоже писали картины?
– Да. Иногда друзья просили написать что-то, а иногда и начальство. Как-то комбат попросил написать панно «Космос» – четыре на три метра – для нашей казармы. Я написал нечто похожее на панно «Наука», добавил туда свои коллажные элементы, а лицо робота было удивительно похоже на командира третьей роты – одиозная была личность!.. Прошло несколько лет. Сменилось руководство, и новый комбат приказал снять это панно и отдать в солдатскую чайную. Продавщица, недолго думая, разрезала его пополам, верхнюю часть повесила у себя в чайной, а нижнюю отдала друзьям в пожарную команду. И однажды я увидел там половину своего труда. Спрашиваю у дежурного: «Кто автор сего творения?» и слышу в ответ: «Служил у нас тут один гений… Дембельнулся весной». Я не стал ему рассказывать, что дембель у «гения» еще не скоро наступит…

В сентябре 1983 года Гагаринская стартовая площадка встала на ремонт. Боевой расчет, в котором служил лейтенант Винокуров, работал за себя и «за того парня»: выполнял обязанности и свои, и другой площадки, «двойки» (Гагаринского старта). Пускали по три ракеты в месяц. За этот год Андрей Анатольевич получил 15 благодарностей. Начальник курса из его родной академии запросил отзывы на всех своих выпускников и был весьма удивлен тем фактом, что разгильдяй и нарушитель воинской дисциплины, отсидевший на 3-м курсе трое суток на гауптвахте, а на 5-м исключенный из партии с формулировкой «за неправильную организацию свадебного торжества», Андрей Винокуров имеет больше всех благодарностей! И подумал: «Наверное, стенгазеты хорошо рисует…». Впрочем, стенгазет Андрей не рисовал…

В 1984-м при участии Винокурова состоялся запуск космонавта Светланы Савицкой на корабле «Союз Т-12», где она летела в качестве бортинженера. Запуск прошел 17 июля, и спустя сутки корабль успешно пристыковался к той же станции «Салют-7», которую Савицкая посещала двумя годами раньше.
Потом Андрей Анатольевич вернулся в Ленинград, ставший уже Петербургом, и преподавал в родной Можайке. Ушел он в запас в звании подполковника. А живопись… Она всегда с ним. Как жена, две дочери и четыре кота-сфинкса (но это уже отдельная котоистория).

«Глубокий обморок сирени…»

Глядя на его картины, невольно задумываешься: как художнику удается вложить в свои работы столько эмоций? Что происходит сейчас со мной? Что чувствуют другие люди, глядя на эти полотна? Ведь это наш, субъективный мир, и у всех он разный…
– А это мой… Войдите в мой мир – двери открыты! К своему творчеству я приглашаю всех!.. Поэтому я и приобщаю людей к прекрасному в нашем замечательном дворе.
«Художник нам изобразил глубокий обморок сирени» – так когда-то сказал о картине Клода Моне «Сирень на солнце» Осип Мандельштам. От импрессионистов Андрей Винокуров взял цвет и впечатление, от полюбившегося ему авангарда – смелость, стремительность, полёт. Ему близка цветовая гамма Жана-Мишеля Баскии.
В 2001 году Андрей Анатольевич принял участие в коллективной выставке в галерее Михайлова; в апреле-мае 2015-го – в культурном представительстве при Посольстве ИРИ в Москве; в 2015, 2016 и 2017 годах – в выставках «Артбазар» и «ArtExpoSPb» в Ленэкспо. В галерее ДиСа проводились его персональные выставки в 2012 году, в 2013-м, в 2014-м, в 2015-м и в 2016-м. В январе-феврале 2014 года прошла его персональная выставка в Доме ветеранов сцены. К 70-летию Великой Победы он написал панно «Победа» для международного студенческого городка в Санкт-Петербурге.

Историй создания картин у Винокурова премного. Например, эта. Двадцать лет назад наш герой увидел художественную работу Дэмьена Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Это произведение состоит из аквариума с тигровой акулой внушительных размеров в формалине. Андрей Анатольевич решил: надо написать картину-памфлет на Хёрста. Написал быстро. Родилось и название – конкретный ответ британцу: «Физическая невозможность жизни художника в сознании мертвой акулы». В 2017 году на Петербургской неделе искусств (26 июня – 2 июля) эта картина-памфлет заняла первое место!
Ежегодно его работы занимают призовые места:
1-е место на Международной выставке-конкурсе анималистического искусства «Портрет Животного» (ZooARTS), проходившей в Москве 2–8 апреля 2018 г., принесла картина «Клаус»;
1-е место на XXIV Международной выставке-конкурсе «Российская неделя искусств», проходившей в Москве 23–29 апреля 2018 г., заняла работа «Венеция»;
1-е место на XXVI Международной выставке-конкурсе «Российская неделя искусств», проходившей в Москве 8–14 апреля 2019 г., заняла работа «Люцерн».
И это не всё: в текущем году 1-е место получили его «Жеребята», «На другой стороне вселенной». А ведь есть у него еще 2-е и 3-е места!!! Всего не перечислить – «королевство» маловато…

Каждый художник сам выбирает тему разговора. Главное – говорить искренне, и тогда он обязательно найдет того, кто его услышит. У Андрея Винокурова это получается. Этот человек собирает любителей живописи каждое воскресенье с 13 до 14 часов во дворе своего дома по Петергофскому шоссе, 90/1. Приходите, прикоснитесь к прекрасному!
А ведь выставка, кроме всего, – это еще и повод для встреч…

***
Вчера пришло письмо, короткое, но для нескольких лиц весьма важное:
«Нина, добрый вечер!
На VI открытом Всероссийском фестивале поэзии и искусства "Арт-Поэзия", проходившем в Москве со 2-го по 15-е мая 2019 г., моя работа "Захаров и Монферран" (холст, масло, 60х45 см) заняла первое место. Это моя тринадцатая победа за два года.
С уважением, Андрей Винокуров»

С очередной победой, Андрей! Гордимся!


Рецензии
Спасибо, что познакомили с Андреем. Попытаюсь найти в интернете его работы. Уж очень захотелось визуализировать прочитанное.
Замечательно, когда люди такие зажжённые. Они всё преодолеют.
С уважением к Вам!

Ежи Полак   09.11.2019 09:01     Заявить о нарушении
Cпасибо, Ежи)

Нина Битяй   09.11.2019 20:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.