Один взгляд назад
Вы спокойно берёте эти купюры, идёте с ними в магазин, на рынок, да хоть бы и в баню. Их везде принимают, никто ничему не удивляется. При этом своих, оригинальных денег в стране нет.
Конечно, далёкое от вас Правительство знает, что, если будет неправильно себя вести, то штемпели с красной краской у него останутся, а вот долларов больше не дадут. И деньги в стране кончатся. Физически кончатся. Со всеми вытекающими последствиями. Поэтому Правительство ведёт себя правильно и хорошо – с точки зрения того, кто печатает и даёт долларовые купюры.
Как вам картина? Думаете – бред? А вот и нет.
На Руси в середине XVII века всё именно так и происходило.
Брали европейские иоахимсталеры (называемые для простоты «ефимками»), зачеканивали их двумя клеймами, и вуаля – встречайте русскую копейку! Других заготовок для денег не было.
Вот как об этом пишет И. Г. Спасский в своей книжке "Талеры в русском денежном обращении 1654-1659 г.г. Сводный каталог ефимков" (издательство Государственного Эрмитажа, 73 с., Ленинград, 1960 г.):
«Надчеканка ефимков производилась вручную, всегда только на одной из сторон монеты, парой клейм — обыкновенным круглым штемпелем русской копейки с изображением царя-всадника с копьем в руке и со знаком Денежного двора М (Москва) под конем и небольшим прямоугольным клеймом с арабскими цифрами „1655". Известен один ефимок, на котором выбито только годовое клеймо, но, как правило, оно выбивалось после круглого, так как на многих ефимках оно частично покрывает последнее. На немногих ефимках, напротив, поставили только круглое и забыли выбить годовое. Наконец, известны ефимки, на которых от круглого клейма имеется только четко оттиснутый бусовый ободок, внутри которого поверхность штемпеля была явно углублена, так как попавший в ободок рельеф части находившегося на талере изображения остается неповрежденным и примят только у ободка.
Подлинность или, по крайней мере, современность этих ефимков эмиссии 1655 г. никаких сомнений не вызывает, так как все они происходят из кладов XVII в.
Все дошедшие до нас ефимки с клеймами одного типа, подлинность которых неоспорима (только такие клейма встречаются на монетах из кладов), надчеканены несколькими совершенно одинаковыми штемпелями, переведенными с одного маточника (матрицы).»
Особое очарование приведённому отрывку придаёт «изображение царя-всадника с копьем в руке», а вовсе даже не Георгия Победоносца. И ещё один милый момент: какая к чёрту в это время может быть эмиссия 1655 года, когда летосчисление от Рождества Христова было введено на Руси только в 1700 году? Ну да ладно.
Ещё раз: не ввозились ни серебряные слитки для литья и последующей чеканки, ни серебряные листы для вырубки и последующей чеканки. Только готовые монеты.
А может, русские выросли такими неумехами, что были просто не в состоянии лить монеты? Да вроде нет. Читаем в одном из учебников истории, что как раз в это время «…близкие к Москве города - Серпухов, Кашира, Тула - явились одними из первых центров отечественной металлургии. Металлообработка была сосредоточена и в Москве. Столица была и традиционным центром ювелирного дела. В металлообработке начал использоваться наемный труд…»
Как же так вышло, что русским правителям фактически запретили чеканить собственную монету и взяли их на короткий поводок?
Давайте дальше читать учебники истории.
«После окончания Смутного времени, при Михаиле и Алексее Романовых во все внешние сферы жизни российской жизни стали проникать иноземные новшества: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые немцы-солдаты маршировали у Кремля, офицер-шотландец учил русских новобранцев европейскому строю, фряги разыгрывали спектакли. Некоторые россияне (даже царские дети), глядясь в венецианские зеркала, примеряли иностранные костюмы, кто-то завел обстановку, как в Немецкой Слободе...»
То есть, началось вот это вот всё задолго до Петра I.
Если вступить в область мифов и догадок, то можно предположить, что Романовы – потомки некоего Андрея Кобылы, прибывшего на Русь из Восточной Пруссии – сохранили связи со своей исторической родиной и её представителями. Возможно, европейские деньги сыграли важную роль для многих участников Земского Собора 1613 года в процессе выборов нового царя. Мы не знаем. Но факт остаётся фактом: денежное обращение и хозяйственная жизнь Руси в середине XVII века жёстко зависят от Западной Европы. Запомним это. И поедем домой, в Вологду.
Что там, дома? Дома – сплошная движуха.
Жители разбирают родной вологодский Кремль. Прямо по кирпичику растаскивают. И в самом деле – смута давно закончилась, воевать вологжанам не с кем.
А вот монахи пригородного Прилуцкого монастыря, кажется, как раз собираются воевать. И возводят вокруг монастыря мощные каменные стены с бойницами.
Что характерно, вокруг Кирилло-Белозерского монастыря практически одновременно с Прилуцким тоже возводят новые могучие каменные стены – те, которые мы видим сегодня, каждый раз поражаясь их толщине, высоте и неприступности. Как пишет учебник истории, «…монастырь приобрёл важное фортификационное значение». Отлично! Всех врагов побьём!
(Спойлер: именно в это время бешено укрепляются монастыри по всей центральной России).
А кто у нас враги? С кем Родина воюет-то?
Родина воюет с поляками. Где-то в западной Белоруссии.
Родина воюет со шведами – за выход к Балтике в районе Риги.
Имеет место русско-турецкая война – аж 2 штуки.
А также русско-персидский пограничный конфликт.
И русско-цинский пограничный конфликт (это с Китаем).
И всё.
Так с кем же собираются воевать святые отцы – монахи? Уже прекрасно вооруженные ружьями, пушками, имеющие запасы пищи, пороха, пуль и ядер?
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, седлаем коней, и скачем обратно, на Москву.
Тут нам опять не обойтись без традиционного учебника истории:
«…в Москву XVII в. власти все чаще звали «духовных учителей» - греков…русские опасались - как бы…польские книги вместе со «льстивыми греками и киевлянами» не коснулись самих основ жизни и веры…».
И опасались не напрасно. Ставленники Запада Романовы готовились к широкому кругу убийственных реформ.
Тем временем царь Алексей Михайлович пожаловал патриарху Никону титул «Великого Государя». Таким образом, светская и духовная власти сравнялись по статусу. И понеслось.
Соборное Уложение 1649 г. утверждает крепостное право в самой жёсткой форме, с бессрочным розыском бежавших. А патриарх Никон, «…считая первоисточниками православных истин греческие книги…», начинает борьбу со старой верой. Ещё немного из учебника:
«В различных областях сложились местные особенности службы. С началом книгопечатания во второй половине XVI в. они получили широкое распространение. Русские рукописные и печатные книги по богослужению велели везти на просмотр в Москву. Если находили расхождения с греческими, то книги уничтожали». Вот такое обращение с материальными предметами старой веры. Пока – только с предметами.
Теперь нам нужно ввести в цепь рассуждений так называемый «вилочковый» крест. Нет, мы не будем обсуждать его происхождение, славянскость, солярность, перекличку с символикой прялок и колыбелей. Мы отметим важнейшие моменты:
- подавляющее большинство авторов, пишущих на интересующую нас тему, называют «вилочковый» крест дохристианским символом;
- «вилочковый» крест никаким крестом не является;
- он находится на крышках надгробий, начиная с древности, но в середине XVII века с надгробий быстро исчезает;
- известны многочисленные гравюры, на которых этот дохристианский символ украшает шпили русских храмов (в том числе – в Москве).
Итак, внешними управленцами поставлена задача: закабаление жителей и навязывание им новой веры. Внутренние светские и духовные власти готовятся ломать Русь об колено. Они резонно предполагают, что в стране могут развернуться повсеместные бунты (говоря сегодняшним языком – высока вероятность полноценной гражданской войны). Для подавления народного возмущения создаются центры силы – укреплённые и хорошо вооружённые монастыри. В некоторых монастырях гарнизон состоит из монахов греческого происхождения.
Но страсть русских к сопротивлению и борьбе за привычные ценности в этом случае, как и во многих других случаях на протяжении истории Государства Российского, оказалась сильно переоценённой.
Большая часть населения смирилась со своей участью. Отказалась от личной свободы. Отказалась от своей веры, приняла новую.
Часть жителей выбрала пассивное сопротивление – побег. Бежали крестьяне, священники, купцы, солдаты. Побег постепенно стал их образом жизни.
Очаги сопротивления были спорадическими. Соловецкий монастырь, отказавшийся принимать реформы, держал осаду почти 8 лет. Честь и хвала защитникам.
В результате так называемых реформ люди силы (царь, его приближённые, патриарх, бояре, военные) и центры силы (монастыри) получили власть над населением и возможность присваивать результаты его труда. Чем в последующие сотни лет и не преминули воспользоваться.
Остаётся несколько важных вопросов, на которые я постараюсь дать короткие, логичные, внутренне непротиворечивые ответы.
Первый. А какую, собственно, новую веру заставили принять жителей земли Русской? Вы сами прекрасно знаете ответ: это христианство греческого толка.
Второй. Сильно ли отличалась новая вера от старой? Видимо, настолько сильно, что тысячи людей предпочли самосожжение как акт последнего протеста против насильственного крещения. Ой, кажется, я сказал – насильственное крещение? Да, это и было настоящее, окончательное, сплошное крещение Руси. Передел прежнего устойчивого материального уклада жизни государства, сожжение прежних церковных и родословных книг, уничтожение прежних церковных символов, введение нового порядка богослужения стали его верными спутниками.
Третий. Если «реформы» проводились по указке Запада, то почему тогда крестили Русь греки, а не католики? Я думаю, что, учитывая перспективность окормляемой территории, греки просто вырвали у конкурентов подряд на крещение Руси. Да не так уж и велики были на тот момент различия между греками и католиками. Недаром один из храмов, построенных в северной Вологде в первой трети XVII века, был назван «Церковь священномученика Климента папы Римскаго да преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чюдотворцов». Смею вас уверить, что это вовсе не тот папа Климент I, который жил за 1600 лет до описываемых событий, а современник событий папа Климент VIII.
Последний вопрос. К нам-то какое всё это имеет отношение?
Попробуем догадаться вместе.
Россия, 2019 год. Полная зависимость от иностранной валюты, дикие «реформы» (пенсионная, мусорная, повышение налогов), передел прежнего устойчивого материального уклада жизни (огосударствление и монополизация экономики, подавление конкуренции и малого бизнеса), повсеместное насаждение греческой религии, создание центров силы (банки, суды, судебные приставы, ФСБ, МВД, прокуратура, Росгвардия, армия). Часть жителей выбрала пассивное сопротивление – побег. Бегут студенты, программисты, дизайнеры, спортсмены, предприниматели, писатели. Число эмигрантов за последние 15 лет превысило 2 000 000 человек. Активное сопротивление носит спорадический характер, и немедленно подавляется. Большая часть населения традиционно смирилась со своей участью, позволила перевести себя в разряд людей второго сорта, и присваивать результаты своего труда представителями центров силы.
Царские дети смотрятся в венецианские зеркала.
Всё так?
А вы говорите – история.
Свидетельство о публикации №219092900671