Ч. 17 Жизнь номер 2. Зачем нужны военпреды

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/09/28/832

Работа занимала все мысли, я старался всему учиться у своих, тоже молодых, но гораздо более опытных товарищей. Часто приходилось ездить в командировки. Шла отработка подводного старта жидкостной ракеты, а я отвечал за качество изготовления аппаратуры повседневного и предстартового обслуживания, смонтированной на притапливаемом стенде.
 
В процессе монтажа выявлялись различные недостатки, присутствие военпреда было обязательным, нужно было согласовывать изменения конструкторской документации и доработки материальной части.

Кроме того, по вечерам готовился к выпускным экзаменам на заочном отделении английского факультета в 1-м Московском институте иностранных языков им. М. Тореза, сдал кандидатские экзамены, но никаких планов не строил, поскольку всё никак не мог определиться со своим будущим.

Когда-то в общественном транспорте, когда временно отменили кондукторов,  висели плакаты с надписью «Совесть – лучший контролёр». Конечно, были тогда плакаты и смешнее, например, написанный огромными буквами на многоэтажном административном здании лозунг «Да здравствует советский народ!»

Это не было бы смешно, напиши такую здравицу нам, скажем, американцы или французы. Но то было творение какого-то  неизвестного труженика из отдела пропаганды и агитации обкома партии, получалось, что прославляли сами себя. Однако я не об этом, а о первом плакате.

То, что полагаться на совесть наших людей (и не наших тоже!) не приходится, заметили давно. Историки докопались, что первые военпреды появились 360 лет назад, а указ Петра I по поводу военной приёмки, который очень любят цитировать, 300 лет назад.

Приведу довольно большую цитату из мемуаров наркома вооружения в годы войны Бориса Львовича Ванникова «Записки наркома». Эту книгу я читал ещё в 1972 году, она была тогда «для служебного пользования». Впервые её опубликовали во времена Горбачёва.

Ванников писал: «Военные представители (военпреды) на заводах оборонной промышленности были наделены широкими полномочиями и большими правами….
Ее (военной приёмки) значение еще больше возросло во время войны.

В этот период, когда чрезвычайно напряженные и сложные условия работы промышленности подчас толкали на отклонение от некоторых показателей качества, военная приемка стала сдерживающим фактором, она препятствовала ухудшению качества вооружения….

Как-то во время войны Герой Социалистического Труда А. С. Елян, один из лучших организаторов производства, крупный инженер-новатор, пользовавшийся заслуженным уважением и доверием руководителей партии и правительства, сочтя военную приемку ненужной, обратился в соответствующие инстанции с настойчивым предложением отменить ее.

Он был директором прославленного артиллерийского завода и уверял, что отмена военной приемки на его заводе не повлияет на качество продукции, а количество ее увеличит, так как производство избавится от "мелочных придирок". Кроме того, таким путем можно-де сэкономить средства, затрачиваемые на военную приемку.
 
Просьбу удовлетворили. И зря. Очень скоро качество продукции резко ухудшилось. Поскольку ошибочное разрешение отменить военную приемку дали высшие инстанции, а отвечать за это должен был кто-то другой, то по установившемуся порядку на завод были посланы различные комиссии, в том числе и от органов госбезопасности.

В поисках "козла отпущения" арестовали одного из руководителей ОТК, который сразу же признал свою "вину".

Такой поворот событий оказался, конечно, неприемлемым для А. С. Еляна, и он обратился к Н. Д. Яковлеву (начальнику Главного артиллерийского управления) с просьбой восстановить на заводе военную приемку, что и было сделано. Но ущерб, и немалый, уже был нанесен.
 
Те, кто работал в оборонной промышленности во время войны и до нее, должны выразить глубокую благодарность руководителям военной приемки за большую помощь в предотвращении таких печальных случаев на других заводах.

А на будущее, быть может, стоит пожелать, чтобы везде в промышленности с достаточной серьезностью относились к таким начинаниям, как отказ от контроля ОТК и переход на самоконтроль».

В конце 60-х годов появилось секретное «Положение о военных представительствах Министерства обороны на предприятиях промышленности», которое было утверждено правительством. Оно определяло права и обязанности военных представителей и взаимоотношения военного ведомства с предприятиями промышленности.

На основе этого документа разрабатывались конкретные должностные обязанности для каждого военпреда. Должен сказать, что даже если работать круглыми сутками без перерывов на сон и еду, то выполнить всё, что вменялось каждому военпреду, было физически невозможно.

Честно признаюсь, что и я сам писал такие же заведомо невыполнимые обязанности своим подчинённым, какие писали мне мои начальники. В противном случае любая комиссия по проверке работы военного представительства обязательно бы уцепилась за их отсутствие.

Иногда мне приходила в голову мысль, что нам потому всем пишут такие невыполнимые обязанности, чтобы мы постоянно ходили с комплексом вины из-за того, что что-то  недоделываем и с пониманием того, что любого из нас можно отдать под суд, если возникнет в том потребность.

Впрочем, с комплексом вины ходили далеко не все, а только впечатлительные, вроде меня.  По «Положению» мы отвечали за всё: начиная от калькуляции, оканчивая сроками изготовления изделий.

В советское время военная приёмка контролировала изготовление наиболее сложной продукции народно-хозяйственного назначения, например, гражданских самолётов, а также отдельные виды продукции, поставляемой на экспорт. Отделам технического контроля (ОТК) правительство не доверяло.

Продолжение http://proza.ru/2019/09/30/603


Рецензии
Какая отвественная работа, Владимир!

Мой отец, подполковник авиации, тоже был военпредом на одном из "почтовых ящиков". Но я, по малолеству, не осознавала важности того, чем он занимался.

Наталия Николаевна Самохина   13.03.2024 13:47     Заявить о нарушении
Зато теперь, Наталия, Вы представляете себе в общих чертах, какой сложной была работа у Вашего папы. Если он принимал изделия для авиации, то это было связано напрямую с жизнями людей.
С благодарностью
Владимир

Владимир Врубель   13.03.2024 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.