Суженую и на коне не объедешь

 
К очереди у кабинета терапевта подошла старушка.
-Кто к терапевту последний?
-Я последний.
-А это все к нему?
-Да.
-Я за вами буду. А что же так народу много?
-Да врач очень хороший. Внимательный, умный?
-Молодой?
-Ага.
-Да молодые-то все хорошие…
       Из кабинета вышел парень с больничным листом в руке, а вместо него зашел пожилой мужчина. Разговор в очереди возобновился. Старушка перечисляла свои болезни, ей отвечали, делились своими недугами. Народу становилось все меньше и наконец, подошла и ее очередь. Войдя в кабинет, она оторопела и вместо – «здравствуйте» - у нее вырвалось «а-а-м-м!» У окна за столом напротив медсестры сидел рослый негр! В ослепительно белом халате и шапочке, в больших очках и с белозубой улыбкой! На старушкино «а-ам-м» он на чистом русском язык произнес
-Здравствуйте, проходите пожалуйста! И так как та продолжала стоять, он встал, и подвел ее к стулу.
-Присядьте. Как ваша фамилия?
-Ивина.
-Серафима Григорьевна?
-Да.
-Талончик отдайте медсестре.
Он взял в руки карту.
-На что жалуетесь?
-Се-сердце у меня прихватывает, и голова болит, сплю плохо, и в правом боку тяжело.Одним махом выдохнула она. Он померил ей давление, сделал отметку в карте и спросил
-Анализы сдавали?
 -Да. Позавчера мне в Доврачебном кабинете направление дали.
Старушка достала из сумочки несколько листочков. Он внимательно просмотрел анализы
-Разденьтесь, я Вас послушаю. Она смущенно разделась до пояса и опустила глаза. Доктор выслушивал сердце, чуть опустив голову, а затем указал рукой на кушетку
-Прилягте, посмотрим, что там беспокоит справа. Изжога бывает?
-Нет.
Закончив осмотр начал писать в карте
-Одевайтесь.
Бабулька торопливо оделась, и присела к столу. Доктор все писал, а потом неожиданно спросил:
-Какие деревья растут у вас около дома?
-Две яблони, слива, вишни.
-А лесные есть?
-Да. Береза и рябина.
-Замечательно! Надо набрать рябины сразу после яблочного Спаса. Разложите на чистой бумаге и просушите, так, чтобы хрустела.
-У вас печка?
-Да.
-Вот на печи и просушите. Смолоть в кофемолке или истолочь в ступке.
Сложите в баночку с крышкой и с утра натощак чайную ложечку с водой принимайте. И печени полегче будет, от запоров помогает, витаминов и микроэлементов много и для сердца полезно. До яблочного Спаса далеко, и пока не зацвел Иван-чай наберите и насушите его листьев побольше, чтобы на всю зиму хватило. Заварите себе три листика на стакан кипятка, пусть немного настоится. В обед полстакана после еды, можно с медом или сахаром и вечером тоже часов в пять - шесть. И вкусно и ночью спать будете. Кофе, какао, крепкий чай ограничить, и лучше с утра пить. Хорошо бы до завтрака или за час перед обедом съедать по одному яблочку. С сердцем надо бы в больнице полежать, подлечить его. В войну вам, сколько лет было?
-Тридцать пять.
-А значит все нервы, горе, слезы и тяжелая работа-все на ваших плечах. Вот сердце и устало, ему бы отдохнуть, подлечиться, и будет полегче.
-Не хочу я в больницу! Дома и стены лечат.
-У вас в селе медпункт есть?
-Есть.
-Вот я вам еще лекарство выпишу, пусть фельдшер походит к вам на дом,
поколет. Только условие. После обеда вам надо обязательно поспать, хотя бы час-полтора. Без сна лекарство не поможет. Договорились?
-Спасибо Вам доктор!
-Выздоравливайте! И он, отдав ей рецепты, проводил до двери. Медсестра выглянула за дверь, коридор был пуст. Она смущенно спросила:
- Алексей Сэмович, а вы не обижаетесь на людей?
-За удивление над моим цветом кожи?
-Да.
-Нет, не обижаюсь. Ведь в округе нет ни одного негра, вот, они и удивляются.
-Наверное, правильнее не негра, а африканца?
-Да нет именно негра! Стоит ли обижаться на удивление людей? Я тут слышал разговор двух трактористов
-Пашем-пашем как негры, на плантации, и все мало! У нас зерно берут за копейки, а, поди ж, купи хлебушка буханку, так там такие рубли накручивают!..
-Здесь слово «негр» не обидное, обиходное слово, темнокожий человек здесь редкость. Так почему бы людям и не удивляться? И потом я думаю, что скоро привыкнут. Я в этой стране уже пятнадцать лет. Здесь учился и работал, здесь женился, здесь родились и живут мои дети. Здесь меня окрестили, и здесь я очень многое понял про жизнь, про народ. Я давно уже гражданин СССР. И привык. И знаете, ездил в прошлом году на родину в отпуск. Конечно, соскучился по своим. По маме, по отцу, брату и сестренкам. Но уже через неделю затосковал, хотя мои ничего не заметили, кроме мамы. Матери везде одинаковы, неважно белые они или черные. Я до конца отпуска думал, не доживу. А вернулся и успокоился.
-А как к вам относятся родственники жены?
-Спокойно. Хотя конечно сначала отношения были натянутые, да и то лишь потому, что боялись, что я увезу ее с собой. Теперь все привыкли. Матушка Лиды моей всегда следит, чтобы я не был голодным, проверяет сухая ли у меня обувь. Ворчит, если я хожу без шапки. На детей шикает, если я прилягу отдохнуть. С ее отцом мы друзья. Он меня научил грибы собирать. Я раньше думал, что они все ядовитые. И все другие родственники относятся нормально.
 Разговаривая, они заперли кабинет и спустились на первый этаж.
-Машина ждет Вас - сказала дежурная со Скорой, вот первые вызовы. Доктор взял листочек и пошел к машине.
-А как вы со своей женой познакомились? - Спросила медсестра, когда они уселись в машине Скорой помощи.
-О! Это очень смешно было. Я тогда в Москве учился и в больнице медбратом подрабатывал. Привезли к нам ночью старушку, плохонькая совсем, слабая. Ее сразу прооперировали, а у меня смена с утра. Захожу в палату, а она спит. Я ее тихонько бужу, градусники принес
-Бабуля, проснитесь, температуру померяем… И наклонился к ней. А она глаза открыла, да как закричит
- Анчихрист! Я даже отпрянул, не ожидал. А она крестится и плачет. Ну, ей соседки по палате говорят, успокаивают. Потом я ей и уколы делал, и капельницу ставил, и на перевязках помогал, даже из-за нее остался один раз на ночь, когда ей очень плохо было. Родные-то далеко, ходить некому. Вот я и выхаживал ее. Она, конечно, потом извинилась, а когда дед за ней прилетел, она меня с ним познакомила, расхваливала, и все к себе в деревню звала
-Алик, сынок, приезжай ко мне. У меня козочки, я тебя молочком попою, может чуток посветлеешь, хоть немного. Гладит меня по щеке:
-Приезжай! Дали мне адрес. Но я не поехал. Неудобно как-то. А перед новым годом ко мне в общежитие дед Вася приехал. Привез пирогов, колбасы домашней, курицу копченую, капусту квашеную, меду и варенья. Мы потом с ребятами все это доедали. Дед Вася говорит, что баба Аня очень переживает, что обидела меня тогда, а я уж и забыл. Дед уехал. А весной, перед каникулами письмо пришло, что ждут они меня, и адрес как ехать, и телеграмму велели дать, как поеду, чтобы дед встретил меня. Ребята мне и говорят
-Не дури, люди добрые зовут, поезжай! Ну, я и поехал. Я в первый раз тогда в русский лес попал. Шок для меня. В Москве парков много и деревьев. А вот так, чтобы войти в лес весной! Запахи, зелень распускается, звуки - птицы поют, деревья шелестят и ветер. Кажется, слышно, как трава растет. Здорово! И в доме так интересно все, конечно печку русскую я впервые увидел, в рамках фотокарточки на стенах. Иконы, я такие красивые только в музее видел. В Москве на экскурсию с друзьями ходили. Баба Аня в печке еду готовила. Все ново, необычно. А к ним внучка приехала из Ленинграда погостить на неделю. Я как увидел ее и пропал. Может она и не красавица по здешним меркам. Невысокая, не худая, глаза карие, волосы как солома светлые и прямые и веснушки на носу. Но она для меня, я сразу понял. Смеется, ручеек журчит. Не могу описать. Я стеснялся ужасно! Что она спросит, а у меня шум в голове, смотрю и не оторвусь, а ничего не вижу. От голоса ее таю, и такая тоска меня взяла, что я черный! Впервые в жизни. Свет в глазах померк - не отдадут ее за меня, побоятся! Я никогда не замечал, чтобы к неграм в Москве относились презрительно. Но как-то настороженно, это да. Слишком мы разные. И потом действительно, никто не знает чего им от черного человека ожидать. Белые люди тоже разные. Народы разные, обычаи разные. Но ведь и черные люди тоже все разные, и народы и обычаи. Я, например, из Кении. А есть из Бразилии и тоже негры, и тут не только страны разные, а и континенты. В общем, плохо мне стало, особенно когда она уехала. Я понял, что без нее мне не жить, она ведь душу мою увезла с собой. Я ночью выйду вроде по нужде, стою у крыльца и плачу. А я же молодой, здоровый, сильный. Днем деду Васе помогаю дрова рубить, а в голове она, Лида моя. И пожаловаться некому и не поможет никто! Бабуля заметила. Все бывало, спрашивает
-Что не ешь? Не вкусно? А мне кусок в горло не лезет. Еще неделю я у них пробыл и уехал в Москву. Думал-думал, что делать. Взял да и написал им письмо. И все по правде написал, поблагодарил, попросил прощения, что влюбился в их внучку, и простился. Я вообще даже учебу хотел бросить, уехать. Да понял, что от себя не убежишь! А следующей зимой получил от них телеграмму. Лида приехала к ним на каникулы, ушла кататься на лыжах и пропала. Двое суток ее искали. Я подхватился и полетел. Дед встретил сам не свой. Родители ее приехали, вся родня собралась. Баба Аня плачет да молится. Я спросил, у какого бога просить помощи. Она показала иконы Христа, Богородицы и Николая угодника. Ну, я и сказал, что хочу быть с Лидой одной веры, и если найду живую, то обязательно окрещусь. Я тогда еще неважно говорил на русском, но они поняли. Когда в лес пошли, мне будто кто-то на ухо шепнул:
 - Холм! Она летом про него говорила, что на лыжах хочет с него покататься. Я и спросил - На холме были?
-Нет, говорят. Туда никто из местных не ходит, дурное место! Я по сугробам туда. Пока залез, задохнулся. Глянул сверху вниз, а у подножия левей у кустов провал в снегу. Я закричал и кубарем туда, а в провале пусто. Оглянулся и увидел - шагах в двадцати палка лыжная, я туда, а она чуть правее у елки лежит. Я добежал, она в снегу, без шапки, видно потеряла. Глаза закрыты, бледная. Счастье, что оттепель. Я ей из фляжки в рот водки влил немного. Закашлялась. Я ее, скорее в свою куртку завернул, шапку свою на нее, взял на руки и понес. А у холма и остальные подоспели. На носилки ее положили, а она глаза открыла и мне тихонько
- Не уходи! - говорит. А куда я уйду? В больницу привезли - перелом ноги, сотрясение мозга и пневмония. Вот я сначала в больнице, а потом у бабушки дома ее выхаживал. Она, то без сознания, а то очнется и опять
- Не уходи! Есть русская пословица, что суженую на коне не объедешь. Это про меня. А сейчас у нас семья, две дочки и сын. Девочки Лида и Аня, сын Васек. Как я тогда дал зарок у икон, там же в селе меня и окрестили, Алексеем. Так и живем. Сюда перебрались всего полгода назад, у Лиды распределение сюда, она учительница. Ну а я терапевт. Врачи везде нужны!.
А быстро вы к нашему климату привыкли? Что вы? Я же впервые приехал в конце октября. Холодно, пасмурно, солнца нет, ветер, дождь! И что самое страшное для меня, деревья все голые и ветви черные, голые и мокрые.
-И как тут люди живут? думаю я себе. А они живут. Смеются, целуются и едят мороженое! И дождь, и ветер не помеха! Мне - то ребята в общежитии в тепле, давали мороженое. Я пробовал. Вкусно, но ведь холодно же! А они и на улице едят и без проблем! Я так тосковал, чуть не заболел, думал с ума сойду. Меня друзья в Ботанический сад сводили, я там прямо душой отдыхал. А снегу все больше и больше. Потом Новый год, праздник очень понравился! И еще удивительно. У меня дома ночь и день наступают почти сразу. А тут есть вечерние сумерки и утренние сумерки. А потом теплее и теплее и снег стал уходить. И опять черные ветки и мокрая черная земля! И вдруг чудо! Весна! Я утром как-то встал, смотрю в окно, а у деревьев между ветками как будто газ зеленый повис, и земля зеленым пушком покрылась. Я на улицу. А у общежития деревья, и на ветках крошечные листочки проклюнулись, я от умиления чуть не заплакал. А потом все это очень быстро стало расти, кругом зелень и я успокоился. А теперь даже жду, и осень и зиму, и весну. Такое разнообразие жизни! Он замолчал, машина подъехала к хутору, и к ней выскочил молодой парень.
-Доктора, скорей, маме моей плохо!
 Увидев рядом с медсестрой негра он ойкнул и остановился. На что Алексей Сэмович спокойно сказал
-Показывайте, где больная, и шепотом парню
-Ну, вы что, молодой человек, негра никогда не видели?»


Рецензии