Как ковали советский компьютер

Есть в городе Киеве завод «Электронмаш». Когда-то это было большое предприятие, на котором, как и полагается, помимо всякой секретной военной техники, производили продукцию вполне мирного предназначения. Например, производили там советские компьютеры «Поиск», калькуляторы и т.п. На стене одного из корпусов завода присутствовал внушительный барельеф с мозаикой, на котором было много всяких фигур, каких-то линий, кругов… В общем, если смотреть издалека, все это сливалось в общий фон, и никто особо не интересовался тем, что именно там налеплено. Все работники завода к зданию привыкли и не обращали на него внимания. Да и чего там смотреть, обычная совковая лепнина с колхозницами, серпами и молотами и прочей ерундой. Сегодня едва ли кто-то вспомнит о том, как это произведение искусства появилось на стене. А ведь история, между прочим, весьма интересная. Да и сам барельеф вызывает вопросы. В данный момент, к сожалению, сохранился только один маленький фрагмент некогда большой композиции.

Если внимательно присмотреться к фрагменту, можно заметить, что изображены на стене какие-то уродливые люди, у них непропорциональные тела, у некоторых отсутствуют пальцы, ненормально длинные руки... Делают они тоже что-то странное, а вокруг присутствуют уж совсем непонятные элементы, больше похожие на кабалистические символы, чем на советскую символику. Например, неясно для какой цели, на лбах у всех расположены какие-то круги. Сначала можно подумать, что это очки. Интересно то, что у мужчин эти круги на волосах, а у женщин на лбу. Лица у всех откровенно страшные, кривые.

Барельеф этот создал Аркадий Борисович Ефимов, киевский скульптор и художник. Он был рядовым скульптором и ничем особенным не отличился. В основном он создавал эскизы для барельефов и плакатов на тему "народ и партия" и т.п. Когда приняли решение украсить заводской цех, Ефимову было 43 и период в жизни у него был не очень... От него ушла жена, пришлось переехать к пожилой маме. Ефимов выпивал, иногда уходил в недельный запой. С друзьями начал ссориться, в основном из-за денег. Одалживал, не возвращал, потом опять уходил в запой. В общем, как принято говорить в таком случае, покатился он по наклонной. Заметили за ним также еще одну странность: он начал читать странную литературу, на обложках которой были изображены морды с рогами и странные пиктограммы. Сильно похудел, отрастил козлиную бороду, при этом побрился наголо, и стал похож на Хоттабыча из сказки.

По проекту предполагалось, что на барельефе должны быть изображены ученые и рабочие, создающие советский компьютер. На конкурс было представлено несколько вариантов, в том числе и работа Аркадия Борисовича. Эскиз Ефимова понравился, был утвержден "где надо" и он приступил к работе. Сначала шло все хорошо, никто особо не обращал внимания на скульптора, трудившегося над барельефом. Работает себе человек… Приближалась дата открытия цеха, предполагалось, что на открытие прибудет важная комиссия из горкома. Все шло своим чередом. Но в один прекрасный день, уже почти перед самой запланированной датой сдачи выполненной работы, разразился скандал. В тот день в кабинет директора забежал возбужденный заместитель:

- Сергей Иванович... пойдемте, покажу кое-что!

Заместитель потащил его к корпусу, на котором был почти готовый барельеф.

- Смотрите! - указал рукой на картину.

Сначала директор ничего не понимал, долго всматривался, затем удивленно перевел взгляд на заместителя и протянул руку в сторону незаконченного произведения искусства.

- Это они чего там делают?

Рука указывала на вылепленного на барельефе странного мужика с непропорционально большой головой. Мужик этот занимался тем, что явно содомировал другого мужика, который стоял в характерной позе, упираясь квадратной головой в живот уродливой женщины. Женщина была с запрокинутой в небо головой. Из ее открытого рта выходили то ли змеи, то ли ленты... У всех изображенных людей на голове были странные круги, а у мужика с огромной головой явно были рога. Заместитель развел руками:
- Ну я не знаю... это же вы макет утверждали!


- Где этот гребаный скульптор?

Через пол часа недоделанный шедевр молча разглядывала вся администрация. Переглядывались, иногда слышно было как женщины задавали шепотом друг другу вопросы:

- Слышь, Марина... а это он чего ему в рот сует?

- Ты что дура? Не видишь, что ли?

– Мамочки родные...

Некоторые крестились. Наконец привели скульптора. Аркадий Борисович был выпивший, под руку его вел охранник. На него сходу налетел директор:

- Охренел? Рафаэль хренов! Это что за херня?

Директор указал рукой на стену, как раз на живот огромной женщины с почему-то очень маленькой головой. Женщина стояла с широко расставленными ногами. Из ее чрева выползало что-то невнятное... Аркадий Борисович вдруг округлил глаза, вырвался из рук охранника и заорал неожиданно зычным басом:

- Се грядет! Ибо взнуздан уже конь бледный... из яхонтовых чаш нечистоты пить будете! На царствие шесть ангелов ему благословение поют...

Аркадия Борисовича попытался утихомирить охранник, но тот вдруг проявил необычную резвость, вырвался из рук и полез на строительные леса, организованные для создания барельефа. Взобравшись повыше, он принялся орать что-то непонятное. Примерно через пол часа его удалось стащить с лесов. В этот момент подоспели санитары, разгорячившегося скульптора скрутили и уволокли в карету скорой помощи.
В то время, как в больнице кололи шприцами извивающегося Ефимова, а недоделанный барельеф рабочие затягивали тканью с надписью "приветствуем решения такого-то съезда", все начальство совещалось в кабинете директора. Так как до открытия цеха оставалось две недели, решение нужно было принимать немедленно. Наконец, вызвали начальника проектного бюро Сергея Михайловича Бочкарева. Директор лично попросил:

- На тебя, Сергей Михайлович, вся надежда. Как хочешь... но ты эту хрень переделай. Главное, чтобы комиссия нихрена не поняла, иначе крышка нам всем!

Сергей Михайлович был человеком творческим. За две недели он основательно поработал над творением Ефимова. Все что можно было отрезать - отрезали, все спорные элементы замаскировали, в центры загадочных пиктограмм расположили серпы и молоты, а рогатого мужика, который содомировал квадратноголового бедолагу, превратили в кузнеца. Кузнец ковал первый советский компьютер, на который радостно указывала всеми семью пальцами комсомолка со странными кругами на лбу.
Через две недели торжественно открыли цех. Комиссия всматривалась в барельеф, вполголоса что-то обсуждали... затем подозвали директора.

- Ну, фасад конечно яркий... много элементов. Только вот непонятно, чего они у вас все такие квадратные?

Директор развел руками.

- Современное искусство... стиль социалистический футуризм! Стараемся идти в ногу со временем...

- А-а-а... понятно… Ну раз социалистический, тогда ладно, пойдемте, товарищи, в столовую...

Так и осталось переделанное творение Ефимова на фасаде корпуса. 

Ефимова через месяц после происшествия выписали из больницы, что расположена на улице Фрунзе в Киеве. Аркадий Борисович был притихший, еще больше похудел и осунулся. После больницы, говорят, он изменился. Стал неразговорчивым, замкнутым. Рисовать он перестал. А однажды его видели возле проходной завода. Он пытался пройти на территорию, но его не пустил охранник. Дальнейшая его судьба никому неизвестна.

А вот кусок лепнины с мозаикой на бывшем заводском цехе до сих пор есть. Иногда люди, идущие из расположенного напротив супермаркета Ашан, останавливаются и долго, с недоумением, смотрят на остатки чудом сохранившегося произведения. Если и вас занесет в город Киев в супермаркет Ашан, что возле завода «Электронмаш», не забудьте, посмотреть на него. История, все таки...


Рецензии
Кто знает, может быть в нынешние времена Ефимова сначала на Западе, а потом и у нас, могли признать гением или прорицателем. Ведь человечество так и не определилось, куда в конце концов заведёт мир всеобщая компьютеризация и искусственный интеллект. С уважением,

Александр Смирнов 83   02.02.2020 10:12     Заявить о нарушении
:)) думаю Вы правы, сейчас он был бы «в тренде», был бы лидером мнений и показывал бы своим творчеством пример молодым творцам. Но коварная советская карательная медицина беспощадно уничтожила талантливого живописца, не позволив ему украсить фасады унылых бетонных многоэтажек подобными шедеврами... Он покоится на Берковецком кладбище в городе Киеве. Могила его скромна, там нет даже самого маленького памятника. А ведь многие из его пророчеств сбылись: и бледный конь, и чаши с нечистотами и содомиты... Жаль, что большая часть барельефа не сохранилась. На фото - самый сохранившийся из немногих оставшихся фрагментов.

Константин Скальский   02.02.2020 18:57   Заявить о нарушении