105-летию со дня рождения Турдымурат-ага Нажимова

   Недавно я была в Ташкенте, и там с подругой юности вспоминали моего отца, которому исполнилось бы 105 лет. И вот, я решила разместить свою статью, правда 5-летней давности. Но, в которую, я вложила всю свою душу!
  Она была опубликована в газете "Истоки", и называлась:
   
           Отец всегда говорил: «Просто надо трудиться»!

   Неисповедимы пути человеческие. С Гульжан, или Галей-ханум Нажимовой мы познакомились давно, лет пятнадцать назад на каком-то форуме в Челябинске. Разговорились. И выяснилось, что наши отцы-писатели тоже были знакомы. Мой папа, писатель и переводчик Марсель Гафуров, как-то в составе писательской делегации из Башкирии ездил в Каракалпакию. И в городе Нукусе встречался и общался с Турдымуратом Нажимовым, народным писателем Каракалпакии, отцом Гали-ханум. Даже фотография есть с той встречи в нашем семейном альбоме.
   Так и пошло, что со дня знакомства с Галей-ханум судьба постоянно сталкивает нас на разных перекрестках жизни. Долгие годы она жила в доме, где находится редакция нашей газеты. Я приходила к ней домой, где мы разговаривали, общались. Галя-ханум помогала мне советами: она не только известный в республике врач-гинеколог, кандидат медицинских наук, но и великолепная духовная целительница, автор многих популярных книг на эту тему, в том числе таких бестселлеров, как «О любви и не только», «Аркаим – чудо исцеления».
   Затем судьба нас сталкивала и на уфимских перекрестках, и в древнем городе Аркаиме, и в книжном магазине, и в Башкирском государственном университете, где она работала многие годы на кафедре психологии, имея звание доцента. Это очень своеобразный и необычный человек. Честно сказать, непростой человек. Общение с нею требует больших духовных усилий и напряжения, ведь Галя-ханум  уже давно живет больше в духовном, чем в материальном мире и порой бывает очень категорична. Может быть, это и правильно: ведь в мире нравственных ценностей все очень чётко и ясно, нет половинчатых поступков, идей и мнений.
   Вот и сейчас помянуть своего отца в связи со столетием со дня его рождения Галя-ханум решила от души, на широкую ногу, пригласив многих гостей, в том числе и из Союза писателей РБ. И как ее ни уговаривали – быть поэкономней, она решила не скупиться и сделать своему отцу приятное: совершить обряд поминовения по всем мусульманским обычаям в мечети, пусть отец порадуется там, на небесах!
   По этому поводу я и попросила Галю-ханум написать воспоминания о своём отце, о тех временах, когда понятие дружбы народов было не пустым звуком, а настоящей реальностью…
Светлана ГАФУРОВА
***

    Как-то я летела из Москвы на родину на газпромовском самолете. Соседями вип-салона была семейная пара газовиков. Я разговорилась с соседкой, оказалось, что моя книга «О любви не только» (приобретенная ею в Москве) помогла спасти ее семью. И что она является ее настольной книгой. Соседка радостно сообщила об этом сидящему рядом мужу. Тот сразу же спросил: «А отец ваш случайно не писатель?» Не успела я ответить, как он вытащил из сумки потрепанную книгу моего отца «Огненная река», со смехом говоря: «А это – моя настольная!» Он восхищался книгой и был удивлен тем, что отец мой, не будучи газовиком, написал на таком высоком профессиональном уровне о тружениках этой отрасли со знанием дела. Новый знакомый сказал, что это самый лучший подарок для его коллег-москвичей. Посетовал, что тираж небольшой, в продаже книги нет, поэтому приходится искать моего братишку, чтобы приобрести очередную книгу.
     Не скрою, меня распирала гордость, что я дочь такого известного человека!
Отец. Самый родной и любимый человек для его детей. Даже сложно представить, сколько он затратил усилий в течение многих лет, чтобы вырастить нас такими, какие мы есть...
    Папа с раннего детства остался сиротой. После его смерти покойная ныне мама рассказывала, как он жил и шёл «через тернии к звездам». И всегда отмечала, что, оставшись сиротой, он лишился волос от тягот и переживаний, но смог выучиться в школе, а затем экстерном окончить вуз. Женился на красавице из благочестивой семьи, стал писателем. Родители всегда подчеркивали, что счастье приходит к тому, кто неустанно трудится и терпеливо переносит тяготы жизни. Папа говорил, что нужно всегда иметь перед собой мечту, цель, и упорно идти к ней.
     У нас была большая многодетная семья, и после ужина было принято слушать его беседы на разные темы. И мы всегда просили рассказать что-нибудь. У него только одно условие было – про войну не спрашивать… Видимо, это так и осталось незаживающей раной до конца его дней. Хотя, у него есть повести и рассказы, как он воевал командиром роты.
     Отец был интересным рассказчиком, хорошо знал не только свою национальную, но и русскую классическую литературу. У нас было подписное издание «Всемирной литературы», и во время летних каникул отец давал нам список книг, которые мы должны были прочесть.
    Он знал очень много интересных притч. Это теперь я понимаю – какой сильной поучительной тактикой было использовать эти притчи в нашем воспитании… Когда мы стали подрастать, он часто рассказывал нам, что, будучи облысевшим подростком-чабаном, мечтал встретить юную белоликую девушку небесной красоты с длинными косами. И добавлял, что, как только увидел маму, понял – это Судьба подарила ему его Мечту! К тому времени ему было 25 лет, а маме – 17. Он только окончил УзГУ и стал учителем истории. Несмотря на большую разницу в возрасте, смог покорить сердце юной красавицы и жениться на ней.
     Он мечтал стать членом Союза писателей СССР, но это было тогда нереально для поэта, пишущего на родном языке… Ему подсказали, что мечту свою он сможет осуществить, если станет прозаиком. Он начинает писать рассказы, затем повести и романы. Не сказать, что его книги сразу же стали печататься, издаваться. В те годы существовала неповоротливая бюрократическая машина по изданию книг. Некоторые недоброжелатели из обкома партии даже требовали, чтобы он прекратил писать, так как «никто печатать и издавать его книги не будет». На что отец упрямо отвечал: «Писал, пишу, и буду писать. Мои книги будут издаваться… если не здесь, то в других городах! И членом Союза писателей СССР я стану!» – так бесстрашно и решительно заявлял он. Каково было Провидение! Он добился своего, мало того, более десяти книг (повести, романы), которые он не успел издать при жизни, издаем сегодня мы, его дети. Пять книг издано в России в переводе на русский язык (папа писал на родном языке).
     Видимо, целеустремленность, трудолюбие и терпение отца передались и мне. Ведь в первые годы, когда я начала писать книги, люди смеялись мне в лицо, говоря: «Написать может каждый, но как издать? Ведь это очень дорого!» Но, слава Богу, я стала издавать свои книги, и по мере реализации расплачиваться за их печать. Отец учил: «Не надо звёзд с неба хватать, ждать чуда… Просто нужно трудиться»! Я искренне благодарна ему за это.
     Нелегко ему давалось совмещать занятия писательским трудом с содержанием многодетной семьи. Но он не сдавался и продолжал неустанно трудиться. Придя с работы, он порой ночами не спал, работал, проводя время в муках творчества. А мама, переживая, ворчала, от того, что его вновь начали беспокоить старые фронтовые раны… На это отец говорил, что победить самого себя гораздо сложнее, чем самого сильного из врагов. У него был покладистый характер: мы никогда не слышали, чтобы родители ссорились. При каких-либо «семейных разборках» шла словесная перепалка пословицами и поговорками. Старшие сестры подшучивали, что родители «скрещивают шпаги на словесной дуэли»…
     Мама с бабушкой приучили нас с малолетства любить отца. Без него не принято было садиться кушать и без его благодарения Богу вставать из-за стола. Вечером, после работы, он имел привычку спать (так как ночами писал), и нас приучили не шуметь: «Отец отдыхает». Для нас это было нормой поведения. Так и должно быть – каждый человек обязан относиться с уважением к своему отцу.
   Особенно нам нравилось встречать гостей отца. Мы жили в центре города, и если нужно было отметить какой-нибудь праздник, или принять приезжих гостей, то в Союзе писателей говорили: «У писателя Нажимова супруга с дочерьми быстро и хорошо накрывают стол, только к ним». Конечно, пригласить и увидеть у себя дома таких именитых людей, как Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Гафур Гулям, и др,  для нас было большой честью. Кстати, в 70-х годах во время «Декады литературы и искусства Башкортостана» мы принимали у себя дома писателей, а сестра Венера – художников (коллег ее мужа) из Башкирии.
   Папа очень любил нас. Они с мамой вели светский образ жизни, и часто возвращались из гостей слегка навеселе. И, отец никогда не ложился спать, пока всех нас не погладит по голове… А когда, он получал очередной гонорар за книгу – покупал нам красивую одежду. Его забота и любовь к нам не сравнится ни с чем в этом мире!
    Перед моей свадьбой папа попросил повременить с плановой операцией на два дня. Видимо, чувствовал, что уйдет в мир иной… И не хотел, чтобы это случилось в день моего торжества. В этот день у меня должна была быть свадьба в Москве, он решил мне «не мешать» своим уходом…
После свадьбы я полетела домой, чтобы поддержать папу во время операции, но оказалась на похоронах… Его предчувствие сбылось – в 74 года он ушел в мир иной (мир ему)... Это было горькой утратой… Незадолго до этого мы с будущим мужем получили у него благословение. Отец был очень рад, что я выхожу замуж за башкира.
    В молодости, будучи поэтом, отец занимался переводами стихов русских классиков, затем писал повести, рассказы. В основном, это были книги, написанные, так сказать, по госзаказу (про хлопкоробов; каракулеводов; газовиков; рыбаков; рисоводов, освоение целины).
   Он регулярно уезжал в командировки. Вживался вместе со своими будущими героями в условия их нелегкого труда. После его отъезда дом пустел, нам не хватало его, это отражалось не только на самочувствии, но и на успеваемости в школе… Мы скучали… Приезжал отец всегда уставший, но вдохновленный, и выдавал «на-гора» свои творения. В доме вновь звучал веселый смех мамы, мы переставали болеть, начинали «подтягивать свои хвосты»...
    В последние годы своей жизни он перестал работать на госзаказы и писал от души, говорят, это лучшие его произведения. Рассказы для детей, повесть «Занимательные истории», романы «Интересные судьбы», «А кто Вы сами», «Инжигуль», «Два друга».
     Эти его книги переведены на русский язык: «Песня девушек» (стихи), «Схватка с тиграми» (повесть), «Годы фронтовые» (повесть), «Огненная река» (повесть), «В объятьях Кызылкума» (роман), «С новосельем» (роман), «Знамя над землей» (роман). Таким образом, 50 книг, написанных отцом, изданны как при жизни, так и после его смерти. Самое похвальное то, что его повесть «Беркут» был опубликован в дайджесте «Спутник», который издаётся в 21 странах, на разных языка мира. Соответственно используется в институтах иностранных языков мира.
    Народная мудрость гласит, что счастье приходит к тому, кто умеет ждать. Отец добился в жизни всего, о чём мечтал, вырастил достойных детей, помог всем нам получить хорошее образование.
    На днях я присутствовала на встрече с неординарной женщиной из Крыма. И, вновь, ассоциативно, нахлынули воспоминания об отце (мир ему). Он повёз меня с мамой отдыхать в Коктебель, известный Дом отдыха Союза писателей СССР. Мы посетили все предлагаемые экскурсии по Крымскому побережью, а также -  музей Волошина в Феодосии. Это было незабываемым впечатлением!
    Я не сомневаюсь, что существует мир иной, откуда ушедшие из жизни люди все видят. Низкий поклон и уважение Вам, Отец – Турдымурат-ага Нажимов, величия Вам во всех мирах!
   Опубликовано в газете "Истоки"  http://www.istoki-rb.ru/detail.php?article


Рецензии