О чём и почему я пишу - ответ читателю

Получил письмо от читателя. Умное, обстоятельное и полное вопросов письмо. Читателя интересует, прежде всего, то, как выбираю я темы статей, что' мною движет, несмотря на тщетность моих попыток изменить хотя бы малость … И ещё хотел бы он получить ответы на многое иное, на, выражусь простонародно, «с каких щей и на кой ляд»…
 
Подумал я: «Возможно и кто-то другой желал бы что-то об этом узнать — отвечу-ка ещё одной статьёй. Для всех сразу. Кому это не интересно, тот даже и не щёлкнет по названию статьи мышкой.» Поэтому и назвал статью незамысловато. И откровенно рассказал о кое-чём. И вот — результат.

Мои мемуаристика, исторические эссе, публицистика, критика и опровержение лицемерия и лжи — по сути, отражение моего нынешнего мировоззрения, сформировавшегося на протяжении жизни в различных общественных системах. Они не были полностью идентичны в разные десятилетия даже в одной и той же стране — СССР или ФРГ, где я наблюдал общественную и личные жизни граждан прежде и примечаю сейчас там (на территории бывшего СССР, преимущественно - в Украине) и тут.

В какой-то степени моё любительское литературное творчество можно назвать  л е т о п и с ь ю  с т о л е т и я.
Это определение только кажется  п р е т е н з и о н н ы м  (как говорили и писали, употребляя сие французское, по происхождению, слово).  Нет, я им ни на что значительное не претендую. Это, разумеется — очень даже далеко не всеохватывающая  летопись столетия, это — моё повествование о крупинках свершившегося и свершающегося.
Я лишь просто констатирую таким определением, что события, описываемые мною, происходили примерно от 1919-го до нынешнего года.

По другому сказать,
от столетней давности I-й до продолжающейся вот уже пятилетие II-й украинской гражданской войны.
От приближённо трёхлетнего периода украинской независимости до нынешнего, почти тридцатилетнего.
От вре'менной и частичной оккупации украинских земель тогда до полной оккупации в период II-й мировой войны и снова частичной — сейчас.
От потери заявленных УНР территорий, перешедших в состав Польши, Чехословакии, Румынии, Российской федерации и Белорусской республики СССР, от прирастания украинских земель перед II-й мировой войной и в первое десятилетие после неё до обратного процесса в последнее десятилетие.
То есть, от многолетнего отторжения (аннексии) украинских земель со времени УНР до, на какой срок - одному богу ведомо, потери земель Незалежною Україною.

Конечно, самым трагическим периодом в судьбе Украины и её народа были три с лишним года оккупации страны вермахтом. II-я мировая война привела не только к людским потерям (от восьми до 10 миллионов человек), разрушению промышленной базы, инфраструктуры, сельскохозяйственного производства, памятников старины и культуры. За вызванными войной не всегда успешной подпольной и партизанской борьбой или, наоборот, вынужденным либо сознательным коллаборационизмом (сотрудничеством с оккупантами) последовали репрессии карательных органов, что затормозило восстановление угнетённого войной духа и трудового порыва населения.
Не забудем также, что перед войной были в Украине и принудительная коллективизация, и Голодомор, и Большой террор, а после войны — тяжелейшая засуха 1946-1947-х годов (от голода погибло около полутора миллиона человек).

Если кто-то думает, что сегодня всё перечисленное выше давно утратило своё значение для понимания нынешнего состояния украинского общества, тот, на мой взгляд, глубоко ошибается. Знает ли общество всю правду о том, что' пережила страна и её люди - предки нынешних граждан Украины, разъяснены ли учёными - историками, социологами, философами, пр. - суть и долговременность воздействия указанных потрясений народа — от этого зависит многое.
Самое, наверное, главное: не проработанное в сознании масс прошлое, не выстраданный консенсус (согласие) между регионами Украины - бывшими частями иных разных государств (!), как и наличие существенной противоречивости в оценке исторических и современных событий, препятствуют созданию монолитного украинского государства.

Термин «монолитное государство» означает единую, цельную, сплочённую страну. Кстати, под «Союзом нерушимым республик свободных», то бишь, под СССР тоже понималось как бы монолитное (неделимое!) государство. Но для создания такого государства, как и для получения бетонных монолитов, требуется опалубка.
 
Приведу вам определение опалубки, чтобы вам сразу стало ясно, чего СССР и нынешней Украине недоставало и недостаёт как монолитным государствам. Короче — объясню, куда я клоню.
[Опалубка – конструкция, представляющая собой форму для укладки и выдерживания бетонной смеси. Состоит из формообразующих, несущих, поддерживающих, соединительных, технологических и других элементов и обеспечивает проектные характеристики монолитных конструкций.]

Нет, прежде всего, правильных (и одобренных большинством населения!) проектных характеристик государства. Нет компатибельных (совместимых, согласуемых один с другими) элементов, и так далее. Откуда тогда возьмётся сплочённость и всё прочее?

Сравнить страну с бетонной глыбой, конечно, неправомерно. Но как ещё объяснить, что механическое соединение разнородных элементов (типа «лоскутного одеяла») расшатывается (распарывается) довольно легко? А вот монолит — очень крепок, почти несокрушимый. И переходом к нему - в государственном масштабе - является федерация.

Децентрализация, которой пел оды экс-премьер, это - финансово-хозяйственная реформа, это - общинное самоуправление ( https://decentralization.gov.ua/ ), практически никак не затрагивающее необходимой попытки если не преодоления, то хотя бы примирения исторических, идеологических, религиозных, языковых и иных духовных различий регионов. Их легитимирование (узаконивание)  на местах возможно только в условиях федерализации — региональной  а в т о н о м и и.


Я писал не раз, оставаясь при том же самом мнении и после радикальных изменений во властных структурах Украины, о предпочтении унитарному государственному устройству Украины федерализации страны, учитывая саму историю формирования населения и территории нынешней Независимой Украины.

«Унитарное государство с такой выраженно-отличающейся предысторией его регионов, с таким пёстрым по составу населением будет постоянно лихорадить. Федерализм, как показал опыт большинства передовых стран мира (за исключением, возможно, Китая с его особыми режимом правления и психологией населения), является единственным, в этом случае, «жаропонижающим средством».

В Украине примерно три четверти населения — украинцы. Титульная, как принято говорить, нация. Но как разнятся украинцы между собой по антропологическим, генетическим, культурологическим и прочим признакам! Насколько неоднородна их, что в нашем случае также немаловажно, политическая ориентация! Приблизительно каждый пятый украинец, по данным переписи 2001 г., считал своим родным языком русский язык. Это — в среднем по Украине. А в известных регионах этот показатель зашкаливал за срединную отметку!» ( http://www.proza.ru/2015/04/25/1733 ). 

Жил в прошлом веке выдающийся драматург и киносценарист Александр Моисеевич Лившиц (псевдоним - Володин), 1909-2001. В одной из его пьес присутствует стихотворение, которое я приведу в качестве иллюстрации:

Простите, простите, простите меня!
И я вас прощаю, и я вас прощаю.
Я зла не держу, это вам обещаю.
Но только вы тоже простите меня!
Забудьте, забудьте, забудьте меня!
И я вас забуду, и я вас забуду.
Я вам обещаю: вас помнить не буду.
Но только вы тоже забудьте меня!
Как будто мы жители разных планет.
На вашей планете я не проживаю.
Я вас уважаю, я вас уважаю,
Но я на другой проживаю. Привет!

Печально, но нынешнее настроение населения в различных регионах Украины соответствует душевному состоянию лирического героя этого стихотворения. Сие, к счастью — временно, но только — если придерживаться правильной линии и не форсировать события. Когда-то точно так же - «на вашей планете я не проживаю» - думали в различных королевствах, герцогствах, графствах, пр. во время очень постепенно образовывавшегося Немецкого рейха (Германской империи, 1870) с канцлером Отто фон Бисмарком, ныне — Ф е д е р а т и в н о й  республики Германии. Теперь и мыслей ни у кого нет (возможно, кроме как у душевнобольных) о полном, как ранее, размежевании, но многие государственные функции переданы Берлином во введении каждого из шестнадцати федеральных образований ФРГ.  Вы не поверите, но среди них, например — определение продолжительности и структуры школьного образования.
Все крупные политические партии ФРГ являются общегерманскими, то есть, представлены в каждой из федеральных земель. Но Бавария имеет одну свою, только там действующую партию — Христианско-социальный союз (ХСС, по-немецки — CSU), которая выражает чисто баварскую - нередко особую - позицию, в парламенте страны — Бундестаге. И так далее.

Таким способом федерализм значительно гасит страсти, а на холодную голову решить спорные вопросы, сами понимаете, легче. Значит, и распад страны федерализация скорее предупреждает, чем, чего боятся, способствует ему .

                ***

На страницах украинского, в том числе и винницкого, интернета постоянно встречаются реплики читателей о казнокрадстве, коррупции, взятках, «отвалах», и тому подобном. Я прежде, ругая многие, на мой взгляд, неверные решения столичных и местных властей, никогда не упрекал ни республиканское, ни винницкое начальство в том, что оно «продалось» или его «купили», что присвоило государственное (землю, предприятие, пр.) за гроши', что кто-то просто перекладывает средства из государственного кармана в собственный, пр. Даже в тех случаях, когда факты и - реже - документы свидетельствовали как бы неоспоримо о противозаконных сделках, я не касался этой скользкой темы.

Причина моей воздержанности — фейки, заполонившие интернет. В том числе, я уже обращал на это внимание, о предках бывшего Голови міста. Зная его деда и бабушку по отцовской линии, поверхностно — отца (в основном, со слов отцовского единоутробного брата), я, как мог, опровергал различные наветы. Это, обращаю ваше внимание, не мешало мне уличать его, скажем так, в лукавстве, когда речь шла о безобразии на старом еврейском кладбище (http://www.proza.ru/2012/11/14/78 ), о нахальном строительстве «Облака-сквера» вплотную к Костёлу Святой девы Марии Архангельской и через дорогу наискосок - к Свято-Преображенскому кафедральному собору (http://www.proza.ru/2016/08/01/1078 , http://www.proza.ru/2016/04/21/1890 ).

В этом же году сообщения, с которыми я познакомился, - о беспредельном воровстве в Украине при четвёртом и пятом президентах страны - превзошли «критическую массу» — и я ужаснулся. Почти у всех видных украинских политиков оказались «скелеты в шкафах» - по иному говоря, тайные (строго скрываемые) весьма неблаговидные, уголовно-наказуемые деяния. Я убедился в том, что украсть, обмануть, «кинуть» и тому подобное стало образом жизни в Украине.

Полагаете, что я этим заявлением обижаю честный народ моей покинутой родины? Тогда объясните мне, почему первыми словами нового председателя правительства Украины, сказанными с трибуны первого заседания опять же нового парламента страны (29.08.2019), стало заверение в том, что правительство не будет воровать! Дословно: «У новому уряді красти не будуть!» Ещё не было у вновь избранного Совета Министров никакой программы, но предсовмина заговорил о «программе», которая, по логике сказанного, непременно - сама по себе! - включалась в перечень важнейшей деятельности прежних правительств! (Можно ли себе представить подобное заявление в парламенте какой-либо западно-европейской страны?!) Или же в положении о присяге, которую приняло правительство Украины, есть два варианта «красть» - «не красть» — и правительство в этот раз впервые проголосовало, причём, единогласно, за второй вариант?
 
Не смешно: трагично! Причина — р а в н о д у ш и е  населения, о чём я звонил во все колокола десятки раз. И, наверное, вынужден буду писать об этом ещё не раз.

                ***

Жизненный опыт награждает немолодых людей «толстокожестью» - сниженной восприимчивостью, которая особенно видна (такого, мол, ничем не проймёшь!) в случаях, когда время старческой слезливости ещё не наступило. Мне казалось, что я нахожусь как раз в этой фазе земного существования. Но совсем недавно появился повод усомниться мне в такой самооценке.

Я смотрел по телевизору прямой репортаж о праздновании в Киеве Дня Независимости Украины. В один из моментов показали преподношение цветов инвалидам-колясочникам. Инвалидам войны, всё ещё тлеющей-горящей под спудом вре'менных, неустойчивых, локальных перемирий. Молодые парни держались браво, улыбались, демонстрировали перед прибежавшими к ним взрослыми и детьми радость. На коленях у них оказались горы роскошных цветов. На кителях и беретках - ордена, значки, ленточки. А в душе — кто знает?

У большинства — сломанная жизнь. Невозможность работы по профессии. Весьма скромное, часто одинокое существование. А у скольких — отчаяние, многократные операции, бесплодные попытки приобрести современные протезы! Алкоголизм: водка доступна, дешева, многие подносят, а фантомные боли снимает она лучше всяких медикаментов. И... сведение счётов с жизнью. Статистика — удручающая, специализированная психологическая поддержка доступна лишь немногим.

Очень хорошо помню безногих инвалидов в послевоенное время. Описал их в «Моей Виннице». У нынешних — у всех, полагаю — в отличие от тех есть не самодельные доски на роликах, а современные коляски; система реабилитации налажена лучше, чем в те очень бедные, в сороковые годы. Но физические и душевные муки  спустя 75 лет — те же самые. А медицинская и психологическая помощь так далека от необходимой.

Жители Украины знают получше меня, какие выявились уже (в последние годы) и, как полагают, будут ещё обнаружены и доказаны злоупотребления, связанные с закупкой и поставкой вооружений, средств индивидуальной защиты военнослужащих (бронежилетов, пр.). Об этом вспомнилось мне при взгляде на бодрящихся инвалидов-колясочников в августе 2019-го года. И тут проклятая влажность напомнила мне, что я уже сбросил старую толстою кожу, что мой организм не защищён, почти оголён, что единственное, не скукожившееся от времени — же'лезы в передней части глаз. «И крупная слеза порою // С ресницы падает на грудь…» (М. Ю. Лермонтов, «Беглец»)…

И тогда мне стало ясно, почему я пишу, хотя эта война, в отличие от войны 1941-1945 годов, меня непосредственно (физически) не коснулась.


Рецензии
Цитата из данной публикации: о "...столетней давности I-й до продолжающейся вот уже пятилетие II-й украинской гражданской войны." (с), мягко говоря, настороживает. Судя по уверенности "текста", автор весьма отдаленно знаком (по всей вероятности, только в рамках школьной программы) о, так называемой "І-й украинской гражданской войне". Ну, а "знания" о "II-й украинской гражданской войне" - явно сформированы под влиянием пропагандистских ресурсов "из вне".
Руководствуясь извечным изречением, оправдывающим многих: "Errare humnnum est...", просто предложим автору мемуары Ивана Змиева "Мои революционные воспоминания", для понимания им того, а была ли вообще "І-я" украинская(?) гражданская война или это его ошибочное мнение. Возможно, тогда и вопрос, о так называемой "II-ой украинской гражданской войне", постулируемый им, отпадет сам собой, без лишних пояснений.
http://proza.ru/2007/01/04-27

Иван Змиёв   04.10.2019 18:35     Заявить о нарушении
Глубокоуважаемый рецензент!

Прежде всего, представьтесь, пожалуйста. С покойным, именем которого подписана рецензия, обсуждать наши с Вами разногласия невозможно.

Если Вас смущает термин "I-я украинская гражданская война", то она происходила на тогдашней территории Украины (УНР и УССР) - и поэтому названа мною "украинской". И в мемуарах, которые Вы мне посоветовали прочитать, она тоже названа "гражданской". Ни помощь, ни непосредственное участие в ней иностранных государств не изменили её суть и, следовательно, не "опорочили" это название.

Гражданская война - организованная вооружённая борьба за государственную власть между классами и социальными группами в н у т р и страны. И мемуарами Ивана Змиёва сие никак не опровергается. Что касается "пропагандистских ресурсов извне", то они влияют на всех, в том числе и на Вас. Главное, как они перерабатываются в наших головах. Поэтому переубедить Вас или меня почти невозможно. Давайте, не будем тратить на бесплодный труд наше время.

Ваш

Благодарю за внимание.

Нил Крас   04.10.2019 21:45   Заявить о нарушении
Уважаемый "Нил Крас", свои мысли, по поводу Вашего видения "гражданских войн на Украине", написал Вам Геннадий, составитель и "публикатор" мемуарных "Воспоминаний" Ивана Змиева, о чем указано на титульной страничке (при желании можете заглянуть).
Разногласия наши с Вами в вопросе: была ли гражданская война на Украине и имеет ли место быть на данный момент? - действительно невозможно привести к консенсусу, поскольку у нас с Вами разная длительность проживания на территории Украины, а отсюда, естественно и "ментальность".
После прочтения Вашего ответа, я, дабы понимать для себя с кем имею честь общаться, был вынужден(!) невольно познакомиться (используя открытые источники в интернете) с Вашей биографией и, уважаемый Соломон Григорьевич, понял, что большую часть своей сознательной жизни Вы прожили вне Украины. После окончания Винницкого мединститута судьба Вас забросила сразу в РФ, а оттуда в ФРГ, где Вы, став уже немцем ("гражданином ФРГ"), полностью отошли от Украины и ее "болей".
Посему, дабы не тратить драгоценное время, присоединяюсь к Вашему предложению и "закрываю" затронутую мной тему.
Как там еще древние римляне говорили: Suum cuique!
А касательно Ваших "винницких" очерков, то они мне определенно глянулись! ))
Кстати, отчество Вашего отца не "Соломонович", но то другая "история".

Желаю здравствовать!
С искренним уважением,
Геннадий

Иван Змиёв   05.10.2019 02:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.