Посетительница. Записки врача

Человеку не дано знать, как начнётся   и чем завершится день.   
Оставались считанные  минуты до  окончания работы, когда в кабинет  заглянула  женщина, робко  спросив:  "Вы   ещё  принимаете?"
- Да, заходите.
- Я на минуточку. Дайте, пожалуйста,  талон на массаж.

При  каждой поликлинике имеется  физиотерапевтическое отделение.  Согласно правилам, там обслуживают   только с врачебным направлением,  в  коем указан диагноз.

Итак, мне надлежит побеседовать с  обратившейся, выявить болезнь и   только после этого направить к    физиотерапевту, решающему, как   и   чем лечить.
- Вас,  наверное, что-то   беспокоит? -  поинтересовалась я.
- Нет, я здорова, жалоб нет!
- Хорошо, пожалуйста, разденьтесь до  пояса.
- Зачем?
- Я  должна  Вас  осмотреть.
- Странно. Мне  нужно лишь  направление.
- Я  понимаю, но  для  проведения   даже  такой, с виду безобидной,  процедуры, существуют    противопоказания.
-  И  какие?

Да, надо иметь терпение - выслушивать и  отвечать.
Я начала перечислять:
сыпь на  кожных покровах,
родинки в большом количестве,
бородавки,петехии, косвенно   указывающие  на  нарушения  свёртываемости крови,
увеличенные  лимфатические  узлы,
раны, воспалительные  конгломераты    и  т.д.

- Из  озвученного ничего у  меня   нет.
- Я верю, но  обязана  убедиться.

Визитёрше  явно  не  понравилась  моя  настойчивость. Но  всё-таки  повинилась, не  скрывая  недовольства.  На  кресле  возвысилась гора одежды:  вначале кофта, потом  безрукавка,  далее байковая мужская рубашка. Венчало нагромождение тёплое   нательное бельё.

- Я  всё  время  мёрзну, поэтому  на  мне  столько  всего, - объяснила  она.

- Повернитесь  ко  мне  спиной, - попросила я.

К тому  времени, окончив  институт,  мой стаж  исчислялся  десятью  годами.  Людей  с  разными   болезнями  видела - перевидела. Но такого, как у данной пациентки, даже  у  совсем  древних,   не  встречала. Спина  походила  на  выдающийся  знак  вопроса. Заметная   гипотрофия   мышц, как  у  очень   истощённого, наталкивала  на  мысль  о   болезни  Бехтерева. Но для  подтверждения  моих  домыслов   необходимо  пройти  многоэтапное   обследование: углублённый    развернутый анализ крови,  рентгенограмму  позвоночника  и  суставов, ЭКГ, глазное дно. Карточки-то  у неё нет. Она к этой ведомственной  клинике не  прикреплена. Обратилась,  как говорят, с улицы. Но, тем не менее, ей  должна  быть оказана  помощь  в  любом  медицинском  учреждении  города  (республики).

-  Идёмте  взвесимся  и  определим  рост, - добавила  я.

Стрелки весов замерли на 47  килограммах. А  рост  у  пациентки  -  метр и  64 сантиметра.

- Такие  показатели  были всегда?

- Рост, как  помнится, метр 75  сантиметров. А  вес  колебался    между  пятьюдесятью  и  пятьюдесятью  двумя.
 
- Это  когда   было?   

-  Давно. Точно не скажу. В двадцать  семь-двадцать восемь лет,наверное.  Как-то потом  уже  и  не  следила  ни  за  ростом, ни за весом.

- Невероятно,  позвоночник  "сел" на  одиннадцать  сантиметров, а вес  уменьшился  на  килограммов пять.  Кроме  массажа  тут  много  чего  придётся  делать.  И,  вообще,   необходимо  серьёзно  лечиться,  потому  как  болезнь  имеет  прогредиентное  течение. Процесс надо  остановить.

- Со  мной  что-то  не  так?  -  она,  скорее  всего,  недооценивала  изменения,  происходящие  с  её  организмом.
- Выраженный   сколиоз,  нарушение  осанки. Поднимите  руки  вверх!


Женщина,  проявляя  усилия,   воздела  согнутые  в  локтях  руки, и  те   едва   доставали до уровня ушей.
- Вы  сами  видите, движения  в  плечевых  и  локтевых  суставах  ограничены.

- Поэтому  и  прошу  направление   на  массаж! - воскликнула  она. - А   вы  чините  всякие  препятствия! И   ещё  пугаете. Человек  лучше  знает  свой  организм! Я с этим живу!

-  Верно. Но  массаж  никогда  ещё   не  возводился  в  ранг  основного  лечения.Только его одного мало.  Он - как дополнительная  мера.
- Ежегодно  мне  проводят  курс  этих  процедур  и  они  мне  помогают.  Если  вам  сложно  выписать  направление, я  зайду к другому  врачу.

- Я  дам  вам  направление. Диагноз  необходимо всё-таки уточнить  и  отнестись к своей проблеме серьёзно.   В общих чертах  могу  описать схему  лечения    подобного  недуга. Первое - надо  расслабить  напряжение  позвоночного  столба  при  помощи   вытяжения; сначала  подводного,  потом  сухого. Параллельно нарастить  мышечную  массу, укрепить связки,   в  данном  случае  не  справляющиеся  с  функцией  удержания  оси  туловища    в   вертикальном   положении. Для  этого   рекомендован  курс инъекций  витаминов  группы "Б", "С"  "ПП",  препараты  кальция, калия,грязелечение.  И ношение корсета, фиксирующего  позвоночник. А  пока  суть  да  дело,   оформлю  справку  форму  номер  два  -  о  необходимости  предоставления   путёвки в санаторий. Обратитесь  в,..  -  я  запнулась.

- В  профком, по месту работы?  -  закончила  она  моё  предложение.

Я  взглянула  на  листок, выданный  в  регистратуре с вписанными в него  паспортными  данными (аналог  медицинской  карточки).  Ей,  оказывается, лишь  пятьдесят, а  я - то  думала, гораздо  больше  и  поэтому  чуть  было  не  направила её  в  собес. Хорошо, что  она  меня  опередила, тем  самым  избежав    неприятных  (для  неё)  выяснений.

-  Да,  да,  в  профком,  они  через  ЦК  профсоюзов  закажут  льготную  путёвку, даже,  возможно,  бесплатную, -  подтвердила  я.
 
- Если  бы!  Но  они  меня  все  там  ненавидят  и  ничего  из  этого  не  получится!

Она отвернулась и  заплакала. Я  налила   воду  из графина и, подав ей стакан,   как   можно  участливее  произнесла:
- Выпейте  и  поговорим.
 
В Молдавии  принято  с  ранней   юности   одеваться  ярко,  модно,  красить  глаза  и   губы,  накладывать   макияж,   стильно  причёсываться,  украшать  себя  золотыми  ювелирными  изделиями  - кольцами,  серёжками,  браслетами,  цепочками.   Причём,   это  свойственно  как    несовершеннолетним    девчонкам,   так   и  почтенным  дамам.
Но,  конечно,   есть  и   другие,  к   примеру,   сегодняшняя   пациентка -   неопределённого  возраста с  седыми  ресницами,  бровями,  волосами,  в  тусклых  расцветок  изрядно  поношенной   одежде.   К  подобному  сонму  относятся    немолодые,  погружённые  в  заботы  о  хворающих  близких  или  о  внуках,  коих  с  утра  надо  собрать  в  школу - садик,  затовариться   в   магазине,  приготовить  еду   на   многочисленную   семью,  перестирать -  перегладить,   убраться   и,  соответственно,  на  себя  нет  ни  минуты.

Они  и  не  помнят,  когда  последний   раз  в  зеркало  смотрелись.  У  тружениц   домашнего  фронта   имеется   единственный   день  в  году,  когда  они  обладают  правом   уподобиться   королевам - в  Новый  год.  Тогда  они  маскируют  седину  хной   или  синькой,  надевают  давно  вышедшее  из  моды  платья,  крепят  на  грудь   старинную   брошь,   обувают   лакированные  туфли,  потрескавшиеся  от  времени  и  забвения...

***

Спустя  какое-то  время,  успокоившись,  визави   говорит:

- Простите,   как-то  обидно  стало.  Я  ведь  раньше  жила  в  совершенно   другом  измерении.  В  центре  города   находится   старинный  особняк,   до   революции   принадлежавший   русскому   графу  N.   В  том  роскошном  пятикомнатном   доме  с  охраной,  прислугой,  машиной  с  личным  водителем  прошла   большая   часть   моей   жизни.   Я  дочь  Павла  Сергеевича  Деревенко  (имя и фамилия  изменены).

Отец  являлся  членом  Президиума  Верховного  Совета  республики.   Подчас   кажется,  что  это всё  не  имеет  ко  мне  отношения.  Судьба   как-будто   сыграла   злую  шутку с моими родными.   Осенью  на  протяжении  многих  лет  наша  семья  отправлялась  на  Кубу   отдыхать. В честь нашего прибытия  сам  Фидель  Кастро   встречал  нас.  В  аэропорту  играл  Национальный  оркестр.  Мы  по  месяцу  жили  в   резиденции  командора.

В  юности  я,  стройная  блондинка,   носила  длинные   волосы.  Кто  со  мной  знакомился,  непременно   влюблялся.  Это  мог  быть  переводчик  из  посольства,  гид,  сопровождающий  нас,  начальник  военного  гарнизона,  отвечающий  за  нашу  безопасность.  Я  получала  записки  с  признаниями,  мне  посвящали  стихи.
Окончив   школу,  я   поступила   в   МГУ   имени   Ломоносова,  потом   там   же,   в   Москве,  ещё   три   года  проучилась  в   аспирантуре;  защитилась  и  в  двадцать  пять  лет  вернулась  сюда,   домой;   стала  работать  в  Академии наук  в  качестве  старшего  научного  работника, -  продолжала   собеседница.

Вышла  в  двадцать  шесть  замуж.  До  этого  не  могла  определиться - кому  отдать  предпочтение.  Мой  избранник  работал  в  популярном   журнале.  Само  собой  разумеется,  новоявленный    зять   чиновника   высокого  ранга  тотчас  взлетел  по  карьерной  лестнице - его  назначили  заместителем  главного  редактора.  На  работу  возил   меня   личный  водитель  нашей  семьи.  Каждый  день  меняла  наряды.  В  конце  месяца  нас  приглашали  в  специальный  магазин,  предназначенный   для   партийной  элиты.  А  там  -  сплошной  импорт  из  капиталистических   стран.
Путёвки  заграничные  - куда  хочешь.  Благоверный   пылинки  сдувал.  На  службе  все  расшаркивались,  администрация   и   сотрудники  в  дни  рождения  преподносили  цветы.

Внезапно  умирает  отец.  В  страшном  сне  представить  не  могла,  что  налаженное  существование  когда - нибудь   рухнет.  До  сих  пор  без  содрогания  не могу  думать о  тех  днях.  Спустя  неделю, челядь,  обслуживающая  наш  дом,  исчезает.  И  супруг  объявляет  о  расторжении  брака.   Окончательно  добило   предписание  в  кратчайший  срок  освободить   жилплощадь,  потому  как  она   является   ведомственной,  и   право  на  неё    имеют   исключительно   действующие   правительственные  чины.  Взамен   предоставили  нам  с  мамой  однокомнатную  квартиру.
Мы  возмущались,  а  толку-то!

На всём белом свете не   нашлось  смельчака  за  нас  заступиться.  Ни  один  близкий  друг  родителей  даже  не  поинтересовался  моей   дальнейшей  судьбой. При  попытке  дозвониться  к  кому-то   из   отцовских   сослуживцев,    наталкивались  на  глухую  стену.  Все  почему-то  находились  или  в  отъезде,  или  оказывались  столь  занятыми,  что  к  телефону  подойти  не  могли.

У  нас  в   доме   стояла  крупногабаритная  арабская  мебель  из  натурального   дерева  и  от  неё  надо было  избавиться.   Комиссионные  магазины отказались  размещать  на  своих  территориях    столь  объёмный  товар.  Неохотно  за  копейки  её  вывез  председатель  колхоза  для  сельского  дома  культуры.  Ещё  нас  дважды  обворовывали. Мы  даже не знаем  точно  когда.   Мама-то  бегала по организациям. Вполне возможно, случилось  это,  когда она отсутствовала. Раскурочили  сейф.  Пропали деньги, драгоценности,  заодно меховые  изделия, обувь.  Остались   мы   нищими.   

Родительнице   исполнилось  сорок  девять, когда  она  овдовела.  Ей  ни  пенсии, ни  пособия  по  закону  не  полагалось. Да  и  льгот   мы   лишились  всех.  То  есть, она  до  пятидесяти  пяти  лет  должна  трудиться.  Но  кем?  Специальности  она  не  имела. В  молодости  окончила  хореографическое училище, танцевала  в  кордебалете.  В  восемнадцать лет  вышла  замуж  и  более  не  работала.
               

...Погодя,   не  сразу,   через  месяц  после  смерти  отца,  шеф,  встретив   меня  у  входа  на  работу,  с   непроницаемым  выражением  лица  приказал  следовать  за  ним.   В  приёмной   выдал  всё,  что  думает   обо  мне   и  что  на  самом  деле  я  из  себя  являю.  Он  -  тот,  кто совсем  недавно  одаривал  комплиментами  и  намекал  на  влюбленность;  тот,  кто  смотрел  на  меня  с  восхищением,  тот,  кто  создавал  атмосферу  всеобщего  поклонения.

- С  сегодняшнего  дня   вы,  Наталья  Павловна,  не  являетесь  старшим  научным  сотрудником  и  заведующей  сектором.

- Это  ещё  почему?

- На  вашем  месте  я  бы  не  задавал  вопросы. Но  коль  готовы  услышать  правду,  милости  прошу!  В  вашем  случае -  полное  несоответствие. Вы, -  безжалостно  чеканя  каждый  слог,  повышенным  голосом  объяснял  начальник, - за  пять  лет  работы  в  стенах  нашего  заведения  ничегошеньки  не  сделали. Не  написали  ни  одной  статьи,  нет  ни  одного  выступления  ни  на  конференции,  ни  на  съезде.

- Вы  неправы. У  меня  уйма   рефератов  и  докладов!

- Молчать! Вы  кому  говорите  об  этом? Нет  ни  одной  самостоятельной  работы! В  соавторстве  лишь! Примазывалась  к  настоящим  работягам!  Скорее всего, и не знаешь,  о  чём   статья, над  которой  твоя  фамилия  красуется.

- Вы  мне  не  тыкайте!

- Да?  Как  надоели  папенькины - маменькины  доченьки! Ишь,  все  такие  способные, что  в  науку бегут - тёпленькие  местечки  занимать.  А  кто  же  настоящей  наукой  будет  заниматься?  Сюда  должны  попадать  люди  с  семью  пядями  во  лбу, а  не  инфантильные  девицы,  вроде  стоящей  передо  мной. Так,  клади  на  стол  ключ  от  кабинета.  Место  твоё  в  общем  помещении.

- А...  там   ведь  мои  вещи.

- Техничка  Елена  Николаевна сложила  их  в  коробку.  Найдешь  всё  в  подсобке.
И  не  вздумай  на  новом  месте  развешивать   всякие   фотографии  с  пальмами  и  лодками.  Кроме  портретов  вождей  и  профильных  учёных  ничего  на  стенах  не  должно  быть.

***

Мне  стало  плохо.  Впервые по-настоящему. Еле  дождавшись  окончания  рабочего  дня,  я  поехала  к  врачу,  на  протяжении   многих  лет   лечившему  нашу  семью.   Обычно,  по  первому  звонку, 
тот   в  течение  часа  приезжал  сам. Я  направилась  в  регистратуру.
 
- Наша  поликлиника  вас  больше  не  обслуживает.  Карточка   передана  в  медчасть  номер  один - по  месту  жительства,  -  безапелляционно    заявила   сотрудница  учреждения.

- Но  меня  там  никто  не  знает.  Только  мой  врач  в  курсе  всех  болячек.
 
- Идите,  куда  я  сказала,   а   там  разберутся.

- Это  безобразие!  Я  буду  жаловаться!

- Ваше  право,  гражданка.

Участковый новой для меня
поликлиники,  к  которому  я  обратилась,  терпеливо  выслушал  о  терзающих  обидах,   разочарованиях,  нежелании  кого-либо  видеть,  с  кем-то  говорить.  Выписав  лекарства  и  посоветовав  столь  пылко  не  реагировать    на   происходящее,  с  чувством  исполненного  долга   стал   выпроваживать  меня  из  кабинета.

- А...  больничный?  Я   же   не    смогу  в   таком  состоянии  ходить  на  работу, -  объяснила  я.

Расплывшись  в   улыбке,  доктор  ответил:

- Уважаемая,  нет   основания  для  выдачи   бюллетеня.

- Меня  незаслуженно  оскорбили,  унизили,  лишили  покоя.

- Согласен.  Как  человек  я  вам  сочувствую.  Но  конфликты  разрешаются  в  суде.  Медицина  тут  не  при  чём.

- Мне   всегда   домашний  врач  безоговорочно  выписывал  больничный  с   диагнозом  "Вегето - сосудистая  дистония".  Я  по  два  месяца  оставалась  дома.  Он,  доктор,  говорил,  что  у  меня  слабый  конституциональный  тип, и  любые  нагрузки  мне  противопоказаны,  могут  вызвать  срыв.  А  вы  сходу  нашли  меня  здоровой!

- В  данном  случае  у  вас  реакция  на  ситуацию.  Она  легко  устраняется  приёмом  успокоительных.  Ваше  нынешнее  состояние  невозможно  рассматривать  как  проявление  болезни.


Итак,  прежняя  жизнь  закончилась - раз  и  навсегда,  а  впереди сплошные  испытания. Надо   сжаться  в  кулак,  абстрагироваться  от  всего  мира.  Я,  погрузившись  в  транс,  ушла  в  себя.   
Да,   по-прежнему  ходила  на  работу.   Чувствовала  неприкрытое  злорадство   по  поводу   изменения  моего  статуса.  Маски  спали,  и  обнажились  истинные  лики.   Вчера   холили,  восхищались,  улыбались,  а  сегодня - ...
Уже,  как  раньше,  не  поздравляли  с   днём  рождения  или  праздником,  не  предлагали   участия  в  международных  научных  конференциях.  В  былые  времена,  когда  я   с  группой  коллег  отправлялась  на  съезд,  мне предоставляли  купе  в  мягком  вагоне,  в  гостинице  заказывали   отдельный  номер,  еду   из  ресторана  на  сервировочном  столике  доставляли  в   апартаменты.
 
Будучи  дочерью  начальника,  я,  естественно,  не  общалась  абы  с  кем.  Но  когда  отца  не  стало,  окружение  исчезло.



Мда,  ребёнку  водрузили  на  голову  корону  и,  усадив   на   трон,   отправили  в  жизненное  путешествие  на  огромном  белом  лайнере,  способном  обойти  трудности  и  проблемы.  Только  не  предупредили,  что  антураж - больше декорация,  обладающая   свойством   внезапно   улетучиваться.  Девочка,  выросшая  в   любви  и   нежности,   не   подозревала   о   возможном  коварстве  людей.  Она  жила  в  сказке.  Но  ведь  сказка  рано  или  поздно  заканчивается.  Корона  упала,  трон  развалился,  а  судно  затонуло.  И  уже  подросшая  девушка  лицом  к  лицу  столкнулась с  ничем  не  приукрашенной реальностью.

Описывая  жизненную  одиссею,  пациентка  вновь  переживала    события  минувших   лет.  Она  то  печалилась   и  расстраивалась,  то,  вспоминая  приятные  моменты,  неожиданно  веселела.

- Самым  трудным  оказался  отрезок  времени,  когда    исчезла   прислуга,  и   прекратилась  из   распределителя   доставка  еды, - продолжала Наталья Павловна. - К  ужасу  членов  семьи,   теперь   возникла    необходимость  идти  в  магазины.  Я  в   корне  не  могла  смириться   с  этим  обстоятельством.   Отец  ведь  столько  хорошего  сделал  для  республики!  Под  его  руководством   построены  сотни  километров   дорог,  открыты  школы, садики,  заводы,  оснащены  техникой   колхозы,  привлечены  из  других  союзных  республик  нужные  специалисты.
 
И  теперь  я,  его  обожаемая  дочь,  вынуждена  стоять  в  очередях  за  варёной  колбасой,  картошкой,  хлебом.  Особенно  угнетало  осознание  того, что  меня  уравняли  со  всеми  остальными -  теми,  кто  не  то  что  не  видел,  а  слыхом  не  слыхал  о  картинах  Пикассо, Дали, Шагала,   кто   не  плакал  перед  "Сикстинской  мадонной",  кому  не  знакомы  голоса  Адамо  и  Азнавура,   кто  не  опускался  в  скафандре   на  дно  южных  морей,  перед  кем  с  высоты  Эйфелевой  башни  не  простиралась  во  всей   красе    столица   Франции.
 
По  пути  на  работу  в  битком  набитом   троллейбусе   меня,   случалось,   толкали,    отдавливали  ноги,  нередко  и  обворовывали.  Протискиваясь  к  выходу,  я  иногда  теряла  пуговицы.  А  про  зацепки  и  стрелки  на  чулках  даже  говорить  не  надо.
Отныне  каждый  день  для меня,  новенькой,  пополнившей  ряды  простых  людей,  становился  героическим.  И, окунувшись  в  другую  атмосферу,  я   почувствовала  себя  приземлившейся   на  другой   планете.

Муж  оказался   ненадёжным  и  конфликтным. Он  не  поддержал  меня  в  трудную  минуту. Видимо, и женился не по любви. Наверное, его  понять  можно. С ним не церемонились -  моментально лишили  должности, как впрочем, и  меня  попозже.  Теперь  вместо  блюд  с  копченым  мясом,  рыбным  ассорти  из  белуги - севрюги - осетра,  икры;  свежими  помидорами, огурцами,  перцем, воздушными  пирогами  с  грибами,  тыквой  и  вишней,  он  лицезрел  остывающее  пюре  сероватого  цвета  и  бледные  сосиски.  Он,  прикоснувшись  к  тому,  что  называется  картофельным  пюре, спросил:  "Ты  добавила  молоко?  А  масло?  Почему  оно  сухое  и  с  комками?  Его  же  невозможно  есть!  И  где горчица?"

Я,  не  имеющая  понятия  о  кухне, но  вовсе  не  привыкшая  к  замечаниям, вспылила:

"Ах, неблагодарный!  Всё  это  я  тащила  в  руках, а  ты  даже   не  поинтересовался,  как  мы  сейчас  будем  питаться.  Нас   открепили  от  сервиса.  Ты - мужчина,  вот  и  обеспечивай  нас  теперь!"
"Что?  Я  целый  день  работаю  и  мне  вечером  дают,  словно  псу,  несъедобную субстанцию.  Ты  -  жена  и  обязана  готовить!  На  работе  же  бездельничаешь!"

"Да  как  ты  смеешь  говорить  со  мной  в  таком  тоне!  Я -  кандидат  наук! И  могу  себе  позволить  не   кухарить! Но  коль  тебе  известны  тонкости приготовления  картофельного   пюре,  делай  его  сам!  Более   к  плите не  подойду!"

"Замечательно! Вот  мы  и  договорились! Зачем  ты  мне  нужна - такая?"

Уверена, что он искал повод для  ссоры  с  последующим  расставанием. Да, признаться,  он — конъюнктурщик, а я, лишившаяся привилегий, стала ему неинтересна. Так распался наш брак. Мама на фоне стресса, вызванного  унижениями, пренебрежением  и  равнодушием, проявленными бывшими знакомыми, тяжело заболела и умерла. Так я осталась одна.

***

На  мои вопросы  об  образе жизни  пациентка   ответила, что   ест   крайне  скудно. Её дневной рацион состоит из утренней чашки кофе с печеньем, обеденных двух бутербродов с колбасой да сыром и вечернего кефира. Она годами не  употребляет  жидкую и тёплую пищу, не любит  ни  фруктов, ни овощей. По  пятницам   в   близлежащем  гастрономе    приобретает  хлеб,   твердый сыр,  сливочное масло,    сервилат,   кефир и питается этим  в  течение недели.  В  выходные   дни  стены  квартиры  не  покидает. Общается  исключительно с соседками — пенсионерками и иногда ей звонят  бывшие  соученицы.

Осознавая, что  врачебная миссия не  ограничивается   выписыванием рецептов, больничных   листов и  направлений на анализы, а включает в себя и просветительскую  деятельность, я  принялась  её  убеждать  изменить  отношение  к  себе. Из-за постоянной нехватки витаминов, микроэлементов, полноценных белков, жиров и углеводов её позвоночник  и суставы  подверглись дегенеративным изменениям,  мышцы,  потеряв  объём,  ослабли,. Да и другие органы тоже пострадали — это видно по цвету  кожи, тусклости  глаз и волос.  Я расписала её  суточный   рацион, начиная с полноценного завтрака, состоящего из вареных яиц,  каши  и  молока,  обеда (в  академической  столовой), фруктового полдника и лёгкого   ужина. Также посоветовала добираться  до  службы   пешком, по  субботам  и  воскресеньям  гулять  в  парках, записаться в любую секцию — дабы  разнообразить  бытие. Мы расстались на дружественной ноте.

***

Прошли годы, годы, годы. Наступила интернетовская эра. Люди  начали  с  помощью  всемирной  паутины  разыскивать  друг друга. В  первую  очередь  я  искала  однокурсников, потом - одноклассников. И когда  мои  запросы  удовлетворились, я копнула  глубже - в детство. Из  самых  потаённых  уголков  памяти  всплыл  образ  девочки,   учившейся  со  мной  в  младших  классах.  Лика  Жемчужная.  Она  жила  рядом  со  школой.  После  занятий  часто  звала  к  себе  домой.  Мне  нравилось  у  неё  бывать.
У  Лики  была  совершенно  уникальная  бабушка. Зара.  Семья  одноклассницы  состояла  из  родителей,  приснопамятной  бабушки  и  детей - Лики  и  старшей  сестры  Муси,  благодаря  которой  они  все  и  переехали   из  цыганского  табора в  столицу. В  школе  у  Муси  обнаружились  невероятные  способности  к  учёбе,  и преподаватели настояли  на  продолжении  обучения  девочки  в  городе,  где  больше возможностей получить  качественное  образование. В один из дней отец семейства запряг  верную  клячу  и,  погрузив нехитрый скарб, дочек, жену и старуху - мать на бричку, направил  вожжи  в  сторону  незнакомого города.
Ах, никто их тут не ждал! Мыкались они несколько дней в поисках пристанища. Объезжали, по совету бывалых соплеменников,  строящиеся объекты. И счастье - в награду за проявленную  настойчивость -  улыбнулось им. Родители  трудоустроились!  Правда, чернорабочими. Но это не имело значения. На какие только  жертвы не пойдёшь ради светлого будущего ребёнка! И вольные цыгане променяли свободу на упорядоченную  жизнь по часам. Снимали  небольшую  времянку. На  работе обещалась через пять лет квартира в новом доме. Поэтому, как бы тяжко  ни приходилось, их согревала мысль о заманчивой  перспективе.  Несмотря  на  возрастную разницу  в  шесть лет, сёстры  дружили.

Мне   как-то  больше  запомнился  год, когда мы учились в четвёртом класса, а  Муся  в одиннадцатом, последнем. Если она заставала нас с Ликой  дома, то тут же предлагала поиграть в учительницу и учеников. Мы  усаживались за стол, а она давала нам задание - написать сочинение  на определённую тему, решить арифметическую задачу, а в конце нарисовать что - либо. Потом она проверяла выполненные  задания и выставляла оценки. Муся - прирождённая учительница, и она мечтала ею  стать.

К  вечеру,  отработав    на  открытой  строительной  площадке,  причём, независимо от  погоды, -  появлялись    измождённые  родители. Баба  Зара  каждый  божий  день  разводила  во дворе  костёр  и  на  тлеющих  углях   варила  молдавское  блюдо - мамалыгу0.  Кукурузную лепёшку, походившую на глыбу,  ниткой  делила  на порции. Все с огромным удовольствием набрасывались  на   простую  кашу,  сдобренную  томатным или чесночным соусом;  в  дополнение   подавалась жареная рыба или брынза. Завершался  ужин  чаем  с  вареньем.  Как  правило,  в  конце  трапезы  отец  девочек  играл  на  гитаре,  а  остальные пели. Лика  с  бубном  в  руках  танцевала. По  окончании весёлого застолья, впечатлённая общением с этими добрыми людьми,  в  сопровождении  взрослых,  радостная  и  осчастливленная,  я возвращалась   домой.

Как-то  Лика  предложила  отправиться с бабой Зарой на рынок. По большому секрету одноклассница сообщила, что та покажет, как можно заработать. И добавила, что в чёрный день такое умение может спасти от голода. Поход наметили на утро следующего дня. Мне был чрезвычайно интересен  сей замысел. Хотя я понятия  не  имела, что это за зверь такой - "чёрный  день". Сгорая от любопытства,  еле дождалась восхода солнца и  в  оговоренное  накануне  время  я  появилась на пороге терема  Жемчужных. Баба Зара,  продемонстрировав  свой  наряд - длинную юбку с прикрывающим впереди фартуком  без единого кармана,  убедила нас  в  отсутствии  у  неё  денег. Но  из-за  пазухи  достала  колоду  игральных  карт - единственное  подручное  средство,  призванное  заставить  клиента  раскошелиться.

- Так, ребятня, держитесь от меня поодаль, вроде, как вы не со мной, - приказала нам старушка, как  только  миновали  базарные  ворота. Мы  с  одноклассницей  притормозили  и  вмиг  превратились  в  незаметно  крадущихся  маленьких  преследовательниц.

Зара  прошлась по торговым рядам и остановилась  у  прилавка с овощами.

- Ай, какие у тебя помидоры, ай, ай, ай! Такие  же  красивые, как  и  хозяйка!
-  стала качать головой из  стороны в сторону Ликина бабушка. - Небось  тепличные? Сколько просишь за  килограмм?

На  улице - начало мая. До сезона овощей ещё уйма времени.  Безусловно, овощи из  парника. И цена  им  должна  быть высока.
Продавщица без  должного интереса взглянула на  бабулю  и, не  скрывая  неудовольствия, грубо ответила: "Слушай, иди-ка отсюдова, нашлась покупательница! Это товар для профессоров, директоров и министров. А не для попрошаек и всяких нищих!"
Услышанное  отозвалось  во  мне  нестерпимой  обидой  за  бабушку Зару. Я тут же приняла решение не далее, как сегодня, попросить у родителей денег,  чтобы купить  у злой торговки несколько томатов  для несправедливо обиженной. Но Зара, будто пропустив  мимо ушей  унижающие достоинство слова, продолжала: "Зачем, хозяйка, хмуришься? Отпугнёшь так всех желающих!Кто захочет с такой недовольной иметь дело?"
"Моё терпение лопнуло! Что ты пристала, как банный лист?"- торговка явно вышла из себя.
"Слушай, госпожа, может, тебе погадать? Ведь у тебя камень на душе  и поэтому тебе плохо". Молодая женщина вмиг замялась,  явно обдумывая непростую ситуацию - она только  что  обидела представительницу древнего рода   предсказательниц, а та в ответ  предлагает бесценный  ритуальный обряд.  К  нашему удивлению, гнев сменился на милость,  и  торговка, улыбнувшись, согласилась на предложение незнакомки. В мгновение ока Зара очутилась по другую сторону лотка - рядышком с молодой женщиной, возжелавшей узнать  судьбу. На  свет  появилась  уже  знакомая нам колода. Гадалка  дала  молодице  подержать карты в руках - дабы те зарядились  её энергией, потом,  ловко перетасовав  и   развернув их к себе лицевой  частью,  извлекла  из  стопки даму "треф". Последней, словно ножом, рассекла колоду на две части и, взглянув на три верхние и три нижележащие, уверенно сказала:

- У  ног твоих валет бубен, выдающий  себя  за  благородного. На самом деле аферист. Говорит, что не женат. А сам имеет трёх детей - с одной  двоих, а с другой одного. Сидел в тюрьме.

- Бред  какой - то!-  вспылила  женщина,  потемнев лицом.

- Как знаешь, госпожа. Я ухожу!
 
Но уже  зародившееся  любопытство, одержав  победу  над  сомнением,   подвигло  лоточницу  смягчиться.

- Нет, погодите, говорите! -  попросила она.- Я буду молчать.

- Он охотник за деньгами. Ты же здесь с ним познакомилась? Так?

Продавщица утвердительно кивнула головой.
- В городе женщин видимо не видимо, но он  ищет подругу на рынке. Зачем? Чтобы обокрасть. У тебя товар дорогой.



Продолжение следует












 


Рецензии
Как то оборвался приём женщины у врача и направление на массаж и правила питания . .. Похоже это 2 раздела , но и тот без окончания ?!

Юлия Тимоша   15.02.2022 10:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.