Откровение
Лучшее время субботнего дня – вечер после одиннадцати. Почему? Потому что Володя возвращается из бани. Еще в легком дурмане после парной, еще как будто невесомый - так он чист и словно прозрачен кожей.
Квартира уже спит, и Володе кажется, что он в ней один. Это тоже очень приятно - быть таким, какой ты есть.
Чтобы не разрушать тишину, он бесшумно раздевается, ставит банный чемоданчик на полку для обуви, осторожно идет на кухню греть чайник. Потом Володя запирается в комнате – пить со слойкой чай, тихонько слушать радио. Неяркий свет грибка на тумбочке, подстаканник и невнятный голос радиодиктора дают иллюзию, что ты едешь в поезде, в купе. Далеко, далеко, неважно, куда, лишь бы дорога была длинней.
Когда закончатся трансляции, можно будет почитать. До тех пор, пока не перестанешь понимать, и глаза не начнут видеть сны, а не строчки. А пока не заснул, все еще длится суббота. Сегодня чтение обязательно – пришел новый номер «Юности».
Но уже поднимаясь по лестнице, Володя заметил в себе темное пятнышко недовольства. Чем? Непонятно, но что-то не так. Когда раздевался и занимался приготовлением чая, забыл, но затворившись, снова почувствовал нечто, лишающее покоя.
Нужно обязательно определить, что, иначе чай не в сладость, одиночество не в легкость, журнал не в интерес. Так он привык – чтобы все было ясно, без темных углов и загадок.
«Привык» слишком; не привык, а приучает. Как приучает себя разговаривать ровным и спокойным голосом. И ходить без спешки. И не расстегивать верхнюю пуговицу рубашки, когда становится жарко. Жарко в цехах, где он часто бывает. И шум там ужасный.
Володя год, как работает инженером-конструктором на комбинате «Красная нить». После красного диплома механического факультета.
Там к нему обращаются по имени отчеству. Начальник конструкторского отдела иногда ставит его в пример. За аккуратность. С Нового года обещали дать самостоятельное задание. Когда он входит в столовую, девушки смотрят на него, как на киноактера. Такое впечатление. Но если и не так, то все равно сверлят глазами. И комната от комбината. Отличная – окна в садик, в садике тополя, качели и фонтан. Сейчас воду уже отключили, и в него насыпало листьев, которые дворники игнорируют. Когда…
Так. С комбинатом и комнатой все в порядке. Но что-то темное мелькнуло.
Володя поставил на подоконник недопитый чай, отошел от окна, задернул занавеску и лег на кровать. На стене в ногах висит его «инженерский» костюм с ромбом на лацкане. На уровне значка отставший на три дня календарь. Завтра обязательно отпарить брюки и оторвать листки.
Мелькнуло, когда он думал о столовой. О том, как на него смотрят девицы, а он делает вид, что не замечает. Но ест для них - медленно и аккуратно, довольствуясь одним кусочком хлеба. Дома так бы себя не мучил: быстро, не рассусоливая, только ложкой и как минимум с четвертинкой хлебушка. У них в булочной хлеб всегда свежий, иногда даже еще теплый.
Взгляды… Вот! То же тяжелое ощущение, будто слегка давит или подталкивает.
Народ спешит помыться сразу после работы. Поначалу и Володя ходил так же. Но получалось не мытье, а гонка. В парную не войти, за тазиком нужно охотиться, в раздевалке нервно ждать шкафчика. А к половине десятого баня почти пуста. Пару поменьше, зато совершенно свободно. Вечером перед закрытием в баню приходят почти одни и те же. Два человека с его улицы. Среди поздних посетителей выделяются трое: инвалид, старик, и «Лешка».
Опять! Значит, баня.
Инвалид, должно быть фронтовик, привлекал Володино внимание количеством производимых движений. Шевелилось все: короткий отросток, торчащий из правого леча и помогающий своими судорожными взмахами работе руки левой; подбородок, который что-то постоянно поддерживал, например, мочалку или веник; рот, громко выплевывающий ругательства. Но получалось - набрать в шайку воды, прижав ее к животу, почти не расплескав, донести до скамьи, намылиться. Вот только спину ему терли другие. Д и таз с водой частенько приносили другие. Вместо «спасибо» он говорил «здравия желаю». В парной мужик залезал на самый верх и оттуда кричал: «Подбрось еще!». Лицо у него либо суровое, либо обиженное.
Старик, лет уже, наверное, за семьдесят, белокожий и дряблый, раздутый. Он никогда не снимал очков. В них старик мылся, ополаскивался под душем, вытирался. Грязно-серая резинка от трусов соединяющая дужки глубоко врезалась в затылок. Смешно и странно.
«Лешка»… Так Володя называл высокого крепкого парня, которым тайно любовался. Лешка был у них в детдоме, куда Володю отвезли прямо из пионерского лагеря, когда началась война. Маму, как врача, в госпиталь, папу рядовым на фронт, его в Сибирь. Постоянный холод, хочется есть и бессонные ночи, проводимые в разговорах, играх и двусмысленных забавах. Старшие трогали младших, младшие должны были трогать старших. Володя был в подчинении и почти собственности у Лешки. Тело у Лешки такое же, как у парня из бани – мускулы, широкие плечи.
Володя поднялся с кровати. Снова подошел к окну, сел за стол. Побарабанил пальцами по клеенке. И опять лег, уставившись на костюм, делающий его старше и солиднее. Зная теперь, что темное беспокоящее пятно – потребность назвать вещи своими именами, не убегая. «Вещи»…
У однорукого его вещь имела гигантские размеры. И сегодня он уличил Володю, заметив его взгляд:
- Завидуешь? – спросил инвалид со злобой. – Так ведь это не рука!
Володя смутился.
И сейчас смутился снова. И вспомнил, что его начальник крепко пожимая руку по утрам, повторяет всегда одно и тоже:
- Утро доброе, Владимир Николаевич. Ну как, невесту еще не выбрали? Не торопитесь.
Он не торопится. Потому что к девушкам равнодушен. Раньше Володя не пытался вникнуть почему из тысяч комбинатских девиц он не нашел ни одну, которая ему бы нравилась: работа и личное несовместимы. Но сегодня в тяжелом, презрительном взгляде однорукого…
И «Лешка», любящий долго стоять под холодным душем (сталевар?). Что он вызывает у Володи? Желание взяться за гантели? Начинать день с зарядки? Нет. Володе хочется, чтобы Лешка этот его обнял.
Да, вот в чем дело. И баня сразу после работы беспокоила не теснотой и очередями за шкафчиком и освободившемся тазом, а количеством голых мужских тел. Только Володя это не понимал, а сегодня понял. Признал. И помог ему этот калека. Потому что Володю увидел насквозь, и Володя это почувствовал.
Вот эта черная беспокоящая точка, а вернее, луч – взгляд насквозь. Сам от себя ты можешь прятаться по углам, а для другого оказываешься, как на ладони.
Но он не виноват, что такой! Это война, детский дом, где вместо материнской ласки грубость и насилие. И прикосновения, которых быть не должно. Вначале жутко, после привыкаешь. Потом забываешь, но отзывается, всплывает. И оказывается, что ты болен. Разве это болезнь - не желать женщину? Нет. Болезнь – желание женщиной стать. Почувствовать в себе «вещь» …
Володе становилось тошно. От откровенных мыслей, которым он дал наконец свободу, от чувства собственной мерзости, от того, что под этим чувством лежит другое, приятное, связанное с «Лешкой» или кем-то таким же сильным.
Самым отвратительным было острое ощущение, никак не связанное со скользкой темой. Ощущение, что на Володю смотрят. Пристально, постоянно. И разоблачающий взгляд инвалида, совершенно не то, лишь подсказка.
Володя пытался сформулировать.
…И ты от него зависишь. И сделать он с тобою может, все что угодно. И будет на тебя без всякой жалости смотреть. И даже то, что ты его равнодушный рентгеновский взгляд почувствовал, его прихоть.
Володя услышал, как по коридору пошаркала в туалет Мария Сергеевна…
Анатолий Владимирович (литературный псевдоним Ива) иссяк. Можно покурить и попить кофе, продумывая дальше. Различные психологические мелочи, делающие рассказ достоверным. Или мелочи бытовые, создающие иллюзию исторической подлинности. Непонятно почему, Ива любил серую эпоху 60-х. Очевидно это связано с тем, что родился в это время, а детство – это когда мир прекрасен. И вообще, тогда было спокойно и просто: работа (на каждом углу «Требуются»), зарплата, выходной. Стирка, уборка, готовка недельного обеда. Или кино, музей, планетарий. Можно пойти в Летний сад и пошуршать там кленовыми листьями. Кто-то, готовя себе нимб, плетет золотой венок, кто-то придет домой и положит листик в книгу, мальчишки кидаются желудями. Урчат и лезут к ногам попрошайки-голуби. Мертвенно-белый, возвышающийся над суетой мрамор статуй: сколько вас здесь бегало, где вы? А мы все стоим. И будем стоять… По Неве ползет буксир, вода кажется серой. Посмотришь на нее и хочется поднять воротник пальто. Прибавить шаг, чтобы скорее добраться до Желябова: два молочных кофе и пять пышек. В Доме книги продают альбом Репина. В Большом зале филармонии дадут сонаты Бетховена в исполнении Серебрякова. На концерт можно надеть лакированные туфли и черную юбку с жакетом в рубчик. Нет, лучше синее платье и газовый шарфик. Во дворе, на углу проспекта Карла Маркса и Нейшлотского переулка стоит запряженная в телегу лошадь – грузчик Андрей заносит в магазин ящики с постным маслом. Длинная стружка прилипала к бутылкам. На Литейном затор, заело стрелку – начиная с моста, встали трамваи. Как будто заблудился поезд.
Летом господин Ива живет с женой в деревне. Пишет уже несколько лет. Считает себя писателем, но на этом не настаивает. Жена пока единственный читатель. Она же редактор, корректор и источник случайных сюжетов. Слабые творческие места – неудачные названия и многословие, связанное с тенденцией «философствовать». Любит Анатолий Владимирович порассуждать.
Недавно вынырнула голубая тема. Через художника Сомова. Оказалось, что и он был не чужд. Кто они? Дефекты воспитания, жертвы дурных условий, врожденные моральные уроды. Поговорили перед сном, еще немного следующим утром. После завтрака Ива сел писать. К вечеру был готов рассказ «Сомовец». Но там поверхностно, едва касаясь. А недавно мужеложство вдруг увиделось, как шаг выше – не ущербность, а обогащение. Мужчина, оставаясь мужчиной, приобретает второй пол. И любит вдвойне – по-мужски и по-женски. И страдает вдвойне, но уже не полярно, просто по-человечески.
Моросил дождь, навевая грусть. Но не о солнце и ушедшем лете. А о том, что связано с макинтошами и шляпами шестидесятых, когда было просто. Вереница трамваев на Литейном, в Таврическом саду убирают листья, в Театре Музыкальной комедии «Принцесса Турандот».
И вот там живет Володя, латентный гомик. Который вдруг почувствовал, что он герой рассказа. Прием далеко не новый. Анатолий Владимирович это знал, но захотелось ему в подобное поиграть. Тем более, что дождик моросит и хочется постучать по клавишам. Может быть, только для собственного удовольствия – неизвестно как воспримет написанное жена. И пусть.
Во время набора фразы «Володя услышал, как по коридору пошаркала в туалет Мария Сергеевна…» Ива почувствовал некое стеснение.
Иссяк, подумал он и вышел на крыльцо покурить, попить кофеек, подумать, что делать с Володей.
Что-то не так. Не с ним и его рефлексией, а с самим Анатолием Владимировичем. Как будто он не один. Жена жарит тыкву, сосед ковыряется в сарае (тем более, что за забором), а такое чувство, что на тебя пристально смотрят. И всегда смотрели, только ты это не замечал, а сейчас вдруг заметил. И это очень неприятно. Потому что это не просто взгляд, но и воля.
Ива встал, поставил недопитую кружку на перила, прошелся по крыльцу, спустился, закурил еще одну и сел. Испуганный и обессиленный переживанием. Оно усиливалось. И из неприятного превратилось в невыносимое. Теперь было до жути ясно, что и он, Ива Анатолий Владимирович – всего лишь герой рассказа. Или киногерой. И «режиссер», «автор» к нему совершенной равнодушен. Мало. Жесток! И по Его могущественной прихоти никогда Анатолия Иву не будут издавать. И никогда не снимут фильм по его сценарию.
На ум сразу пришли повесть «Заливное», рассказ «Плетка для Мальвины».
И будет он под псевдонимом Ива (Ясень, Дубина) долбить по клавишам для жены и сайтов, где такие же безвестные любители словесности. Хотя вроде, получается последнее время.
Вместо признания дано ему от Верховного Сочинителя скучать зимой в грязном, шумном городе, сжато и скромно по деньгам. Ожидая очередного лета, которое может стать последним. А Тот все смотрит…
Хуже! И пишет-то не Ива - Тот. И выходит, Володя придуман не Ивой! И фантастика «Заливное».
И некуда деваться и никакими силами не поменять сюжет. И это написано Им – «не поменять сюжет». Прямо сейчас! Какой…
Вдруг отпустило и мгновенно забылось. Как острая зубная боль. Небеса сомкнулись, подобно ряске на пруду, в который случайно упала ветка.
И дождь перестал. Поэтому Анатолий Владимирович был послан за водой. На тропинке чуть было не навернулся – скользкая доска и лысая подошва бот. Конвульсия окончательно вышибла из Ивы остатки метафизического опыта.
Хорошо, что прошло.
А прошло потому, что Тот который сочинял повесть о жизни Анатолия Владимировича, его жен, соседа, детей и бабушки, в свою очередь Сам опознал себя выдумкой в сюжете. И от этого оторопел. На миг почувствовав на себе всевидящее око Безымянного. И его направляющую десницу…
Но потом отлегло – Безымянный не проснулся, всего лишь перевернулся на другой бок. Зевнул и продолжил смотреть сон о Демиурге. Или продолжил сон показывать.
А писатель Анатолий Ива снова сел за ноутбук.
А Володя услышал, как по коридору пошаркала в туалет Мария Сергеевна…
А… Убрать, слишком много «А…» для одной страницы.
Свидетельство о публикации №219093001360