Пепел Сорок Второго

У нас остались вопросы по рядовому Орлову Ивану Михайловичу, погибшему 18 августа 1942 года. Мы предположили, исходя из даты смерти, что он мог участвовать в боях под хутором Сараи в составе 519 стрелкового полка, был ранен и от полученных ран, почти через месяц, умер. Есть несколько важных совпадений в его судьбе в материалах Рыбалкина А.Ф. и Юкиной Н.А. Но о стопроцентной уверенности в наших выводах не скажешь. Оставалась живой надежда на то, что материалы захоронения № 61-76, а конкретно информация по погибшим и захороненным в 1942 году сможет окончательно подтвердить/опровергнуть нашу точку зрения.
С этой целью мы обратились к истории захоронения №61-76, надеясь, что прояснятся ненайденные ответы братской могилы №61-77.
На первый взгляд, шансы имелись. В указанном захоронении числились  пятеро, встретивших смерть в 1942 году. Дату последнего мы тут же выделили красным, потому что он погиб 19 декабря, в тот момент, когда Красная Армия была далеко восточнее от Багаевской. Как мы увидим позже, расстрелянным фашистами, как скрывающийся боец РККА,  он быть не мог.
Указанное захоронение относится к «первичным», то есть создано в боевых условиях, наспех. Затем произойдет эксгумация и перезахоронение. Отчего-то в документах датой появления могилы числится январь 1943 года, при этом в списке захороненных пять бойцов, погибших в 1942 году. Вот их имена: рядовой Зайченко Михаил Васильевич (погиб 21 июля 1942 года); старший сержант Балаховец Григорий Ульянович; рядовая Башмакова Евдокия Семеновна; рядовой Кулиненко Иван Данилович (последние трое погибли 22 июля); рядовой Воронов Павел Лаврович, погибший 19.12.42 (дата вызывает сомнения).
Михаил Васильевич Зайченко родился в 1897 году, (на момент гибели ему было за 45) числился в 33 – ем отдельном дорожно - эксплуатационном батальоне (принадлежность к дивизии, полку не установлено). Логично предположить, что смерть бойца связана с организацией переправы для отступающих на восток советских частей. Именно с 18 по 22 июля переправа активно использовалась РККА и свирепо бомбилась гитлеровцами. Первоначально солдат был похоронен в одиночной могиле на левом берегу Дона (после войны останки красноармейца перенесены в Центральный парк). Добавим, что Зайченко Михаил был призван Перещепинским РВК Днепропетровской области Украины. Дома в Петропавловском районе в селе Попасное он оставил жену Татьяну Леонтьевну.
О старшем сержанте Балаховце Г.У. информации найти не удалось, зато мы нашли данные, возможно, о его брате Иване Ульяновиче из Новосибирской области Сузунского района, награжденного за подвиги медалями и орденом Красной Звезды.
Девушка-связистка Башмакова Евдокия Семеновна оказалась рядовой Дусей [Н.А. Юкина Исторические очерки о Великой Отечественной войне. Багаевская, 2005 г. с. 34], ставшей последней жертвой на Багаевском мосту. В этот же день мост будет взорван.
Не нашли мы и данных о рядовом Кулиненко Иване Даниловиче.
Отдельная песня получилась с поиском сведений о гвардии красноармейце Воронове Павле Лавровиче 1905 года рождения. Повторилась тема гвардии сержанта Старчикова Василия Ивановича из нашего материала «Несколько смертей сержанта Старчикова». И тот, и другой погибли 19 декабря. Как мы выяснили, гвардеец Воронов ,так же, как и сержант Старчиков ,погиб, освобождая станицу Боковскую. Воронов Павел был бойцом 9 стрелковой роты 1 гвардейского механизированного корпуса 2 гвардейской механизированной бригады (путь части никогда не проходил через Багаевскую). Красноармеец был родом из Ярославской области Полкинского района. Дома осталась жена Софья Васильевна, проживающая в городе Вологда по ул. Железнодорожная 47/2. Как мы видим из данной информации, могилы солдат блуждают в радиусе 300-350 километров. К сожалению, сходство в именах Боковская/Багаевская Ростовской области приводит к «перемещению» героев из одной могилы в другую. Скажем точно: тела гвардейца Воронова Павла Лавровича 1905 года рождения, родом из Вологды в нашей станице нет, информация Министерства Обороны и обелиска в Центральном парке станицы неверна! Дальше, больше. 7 мая 1943 года спустя почти полгода, Воронов Павел Лаврович 1905 года, родом из Вологды с образованием 7 классов направляется для прохождения службы в качестве маляра в Саратовский пересыльный пункт. Если это не просто совпадение, то гвардеец остался живым!
В очередной раз настораживает факт, что мы не можем вполне доверять данным обелисков и архивов. Ужасающая мясорубка войны не дала воли холодной и бесстрастной статистике. Реальные документы часто утеряны, на смену им идут домыслы и непроверенные данные. К слову сказать, по данным старожилов, на кладбище по улице Кирова так же хоронили солдат, погибших в 1942-43 гг. Данных об этом факте в архивах министерства Обороны нет!


Рецензии