Преддипломная практика в Москве, защита диплома

Мало быть гением, надо еще и жить в столице.
Аркадий Довидович

Последний десятый учебный семестр был полностью посвящен выполнению и защите дипломного проекта. Обычно диплом включал себя анализ производственной деятельности какого-либо СМУ или ПМК, а также конструкторскую разработку механического устройства. Последнюю обычно заимствовали в одном из многочисленных НИИ или КБ.

Я уже около года занимался научной работой под руководством доцента, кандидата технических наук Михаила Александровича Жарского, который в последствие долгое время возглавлял кафедру гидравлики и гидропривода. Была разработана теория, которая в 1972 году была опубликована в трудах БСХА в статье «Исследование условий эффективного применения тракторного поезда с объёмным гидроприводом колёс прицепа». Поэтому для меня сделали исключение, и тема моего дипломного проекта была следующей: «Обоснование параметров и разработка конструкции объемного гидравлического привода колес прицепа для работы в составе поезда с трактором МТЗ-50». Актуальность проекта заключалось в том, что при передаче части мощности двигателя трактора на колеса прицепа увеличивается сцепной вес, проходимость и производительность тракторного поезда.
Я в дипломном проекте в дополнение к теории, с помощью которой среди прочего определялось, какая часть мощности необходимо передать на колеса прицепа, разработал конструкцию привода и вычертил чертежи насосной станции и всего гидропривода, получив на защите оценку «отлично».

Преддипломную практику в течение двух недель я проходил в Москве во Всесоюзном институте механизации сельского хозяйства (ВИМ), который расположен на Рязанском проспекте не далеко от центра, в лаборатории гидропривода, которую возглавлял известный ученый, автор ряда книг Фрумкис. Для проживания мне предоставили койку в большой комнате гостиницы ВИМ, где стояли свыше десятка кроватей для командированных в институт.
Среди них попадались солидные ученые, знакомство с ними и откровенные разговоры были для меня очень интересны и полезны.

Помню в откровенной беседе перед сном мой оптимистический взгляд на жизнь один из них остудил следующей фразой: «Вот я доктор технических  наук в области сельхозтехники. Но дай мне любую диссертацию в области космонавтики и я, если захочу, от неё камня на камне не  оставлю! Так что учти это на будущее!» И я учел.

Рабочее время я проводил в лаборатории Фрумкиса, где изучал ее тематику, научные отчеты, лабораторные установки и другое оборудование. Но самым полезным было общение с научными сотрудниками и инженерами, которые не только отвечали на все мои вопросы, но и рассказывали о себе и своей работе в ВИМе.

В те дни в Москве проходила большая выставка «Наука и техника в США». Это было большое событие в жизни страны, и я с утра занял большую очередь на ВДНХ СССР, где она проходила. Через часа полтора я стал почти целый день изучать многочисленные технологии и машины, представленные на ней.
 Особенно впечатляла космическая тематика, и я взял большой красочный журнал со снимками поверхности Луны, сделанные космонавтами, впервые высадившими на ее поверхность. Детально изучил подушки безопасности автомобилей, долго беседовал с американскими гидами. Мне все подробно объясняли и не спрашивали, кто я и зачем мне это надо.

Посетил в очередной раз политехнический музей. Но когда в 2007 году мне пришлось побывать в пятиэтажном музее науки и техники в Лондоне, то я увидел, как это должно было быть организовано. Там все экземпляры, включая многоэтажные паровые машины, были представлены в натуральную величину, рядом стояла уменьшенная в 10 раз действующая нажатием кнопки модель и тут же на мониторе можно было меняя картинки прочитать всю историю создания этой машины начиная с 16 века. Многое из того давнего времени и сегодня работает с небольшим усовершенствованием.

В 2015 году я вместе с ректором БГАТУ И.Н. Шило посетил международную агропромышленную выставку в Ганновере, где в 30 огромных с два футбольных поля каждый павильонах были представлены все достижения науки и техники в этой области на тот момент. Масштаб, география и широта представленных экспонатов не могли оставить нас равнодушными.

По вечерам и в выходные я посещал культурные заведения и бродил по центру города. В Москве жил двоюродный брат отца, у которого можно было переночевать в двухкомнатной квартире, и ранее я уже неоднократно бывал в этом городе. Но Москва меня всегда отпугивала своим шумом, какой-то не обустроенностью и хаосом. В ней я себя чувствовал неуютно и без сожаления покинул ее, вернувшись домой после практики.

 В начале 2000-х я последний раз оказался в Москве и был поражен, что в будний день метро переполнено так, что в центре трудно зайти на станцию.

В конце учебы для комсомольских активистов академия устроила поездку на автобусе в Даугавпилс, Ригу и Юрмалу. Так я впервые увидел море и не удержался от желания искупаться в его холодных водах. Прогуливаясь по набережной Риги мы подошли к пришвартовавшимся друг за другом польскому и советскому военным кораблям типа эсминцев. На польском корабле все было тихо и спокойно. По палубе же советского сновали, как во время перемены в Шкловской сш №2, шумные матросы, между которыми перемещались офицеры.

По итогам учебы и общественной работы в БСХА мне объявили благодарность ректора, а ЦК ВЛКСМ Белоруссии наградил меня Почетной грамотой, что по тем временам для моего возраста считалось высокой наградой.


Рецензии