Светлана Мягкова 2 1 тур Сказка-10

20
Сказка бабки Натальи или в ночь на Ивана Купала
http://proza.ru/2019/07/02/1797

***
    — Под стольным градом Киевом есть волшебное место. Лысая гора называется. Раз в году на этой горе собирается шабаш. Ведьмы на него слетаются со всего белого света да не одни, чертей с собой приводят. Гомонят, куролесят, разжигают костер огромный. Ведьмы в круг становятся да своими мётлами золу по свету разгоняют — заметают все тропы, чтобы никто из людей не смог найти цветы сказочные: волшебный цветок папоротника да разрыв-траву. Кто папоротник найдет да увидит, как он цветет, обязательно богатым станет, а вот разрыв-траву воры да кузнецы искали. Трава та, любые замки открывала, а если к металлу её приложить, тот в труху рассыпался, — бабка Наталья замолчала, посмотрела на ребят, которые сидели на бревне и с опаской поглядывали на речку. По реке плыли венки и трава, за деревьями слышались голоса. Кто-то смеялся, пахло дымом от костра.

    — Что интересно? Знаете какая сегодня ночь? Волшебная ночь — Иванова.

    — Бабушка, а почему ночь Иванова называется, Вы знаете? — Юлька прижалась к Андрею. — Тепло вроде, а боязно как-то.

***
    — Ну, слушайте. В давние времена встретилась красавица Вода с Огнём и родилось у них двое детишек — сын да дочь. Дочка была умница, отца и мать слушала да почитала, а вот сынок неизвестно в кого уродился. Красавец был необыкновенный, но вредный да балованный. Отца не слушал, мать в грош не ставил, сестрицу за косы дергал да дразнилками до слёз доводил. Долго смотрел на это баловство Огонь да в один момент не выдержал — выгнал мальчишку из дома, а звали того пацанёнка Иваном. Да не просто выгнал, а наложил на него завет — помогать людям. Должен был он стать богом плодородия да всегда носить венок из желтых цветов. И сможет он тот венок снять, когда встретит и полюбит девушку, которая ему верной женой станет.

    Шли годы. Однажды гулял Иван по полям и увидел девушку красоты неописуемой: глаза, как огоньки сияют, волосы по плечам будто вода струятся. На голове венок, как у Ивана, только не из желтых цветов, а из красных.
Ох и любовь у них случилась! О детках стали задумываться, день венчания назначили. Обвенчал их батюшка в церкви местной, поклялись они быть всегда вместе: и в радости, и в беде…


***
    — Охо-хоюшки, вот и пришла та беда. В праздник Аграфены Купальницы пошли наши молодые в баню парится, как положено, цветов да трав на пол настлали. Стали вениками из ромашек да лютиков хлестать друг друга, полынь да мяту пахучую в бадью за парили да по очереди в неё нагишом-то и прыгали. Стесняться-то один одного не стали, как ни как, а муж да жена венчанные. Из бани выскочили, к роднику ополоснуться побежали. Да вдруг Огонь увидели. Стоит Огонь, а рядом Вода слёзы горькие льет:

    — Что же вы, детушки, натворили? Вы же брат и сестра кровные. — сказали и исчезли.

Глянул Иван на любимую — увидел, что это сестрёнка его, которую он дразнил да за косы дергал. И она на него смотрит, а перед ней братик её старший стоит.  Не сговариваясь, взялись за руки да пошли к берегу высокому, где широкая река протекала, сняли венки с головы в воду бросили, и за теми венками прыгнули. Может быть и выплыли бы да в эту ночь Водяной свои именины празднует, всю нечисть собирает. Кто на глаза ему попадается — топит или русалкам отдаёт, чтобы те покуражились да в омут бедолаг затянули.

***
    — Бабушка, а праздник-то Ивана Купала называется? Я вспомнила, мне мама рассказывала, что в эту ночь можно венки по воде пускать да через костер прыгать. — Юля начала плести венок из цветов и травы, которые росли около бревна.

    — Ох, егоза, да что ж ты торопишься, — бабка Наталья укутала плечи платком, — дай передохну малёха. Сказ-то ещё длинный будет. Андрейка, ты бы костер развел, зябко становится.

Андрей собрал сухих веток да притащил несколько поленьев со двора. Огонь разгорелся сразу, стало тепло и уютно.

    — Бабушка, что же там дальше-то было, — Юля надела на голову венок. — Андрюшка, я красивая?

    — Ага, самая лучшая.

***
    Бабка Наталья улыбнулась:

    — Ну слушайте дальше.  Прыгнули наши влюбленные в воду и на именины к Водяному попали. Не знают, что им делать: на землю нельзя — законы божественные нарушили. Нельзя сестре с братом любовью заниматься. С нечистью общаться — ещё хуже. Заплакала тут сестрица да к матушке Воде обратилась, помощи у неё попросила. Вода забурлила, волны высоченные поднялись, всё со дна речного, что было, на землю выбросила.

    И оказался Водяной, русалки и его гости на высокой горе под градом Киевом. Огонь жене решил помочь, окружил нечисть пламенем и не пускал их в воду аж до самого Ильина дня. Почитай месяц они просидели на той горе. Кому-то понравилось на суше жить да ведьмами стать, а кто-то с Водяным назад вернулся.

    Гору ту в народе прозвали Лысой, долго на ней ничего не росло, а вот ведьмы да черти каждый год собирались — праздновали своё избавление от воды. Да людям пакостничали. Ежели так-то разобраться — из-за людей они из болота выбрались. Ну с этими-то всё понятно. Пакостники, они и есть пакостники. А вот почему праздник стали Ивана Купала называть сейчас расскажу.

***
    — Когда вся нечисть из реки оказалась на земле, матушка своих детей большой толщей воды укрыла, чтобы они не смогли на землю выбраться. Боялась гнева мужа. Хотела, чтобы детушки её вместе остались. Да зацепились волосы сестрицы за корягу и не смогла она с Иваном дальше плыть. Только люди сказывают, что в том месте, где сестра волосом зацепилась появился источник с родниковой водой, а из её волос вырос цветок красивейший — папоротник. Распускается он раз в году, ровно в полночь из его листьев поднимаются почки, они расползаются по самым глухим местам леса и из них появляется ярко-огненный цветок. Он такой яркий и красивый, что простые смертные на него и смотреть не могут. А уж сорвать… Это, наверное, удавалось единицам, да и тем нечисть мешала. Ну я вам с этого свой сказ начала.

    А ещё моя бабка сказывала, что брату с сестрой удалось-таки на землю выбраться да в цветок превратиться. Иван-да-Марья тот цветок зовется и где его много растет, там и папоротник найти можно. Правда это, аль выдумка… — бабка Наталья долго молчала, а потом продолжила.

***
    — Что бы не забыли деток Воды и Огня стали с тех пор праздновать день Ивана Купала. Этот праздник и грустный, и весёлый, а главное он волшебный. День летнего солнцестояния. В эту ночь всё оживает: деревья начинают гулять и меняться местами, беседуют между собой птицы и звери, вода становилась целебной. Многие просто «купались» в росе — кто в росе повалялся да глаза промыл весь год не болел. Девушки бегали на чужие поля и собирали там цветы, плели из них венки, а вечером бросали в воду.

    — Бабушка, а зачем цветы собирать с чужих полей? Смотрите сколько их вокруг растет, — Юлька огляделась. Вся поляна была усеяна цветами, они «плясали» в отблесках пламени.

    — Да кто ж его знает, чего их носило на чужие поля-то. Видать свои парни не глянулись. «Заморское» оно всегда слаще. Ну слушайте дальше. Вдоль водоемов разводили костры да не простые, а с большой палкой, на верхушке которой устанавливали огромное колесо — оно символизировало солнце. Как только настоящее солнце уплывало за горизонт, начиналось веселье. Самый старший мужчина рода разжигал огонь. Парни и девушки прыгали через костры — кто дальше и выше прыгнет, тот будет всю жизнь жить счастливо. Мамки и бабки, наговаривали на одежду заговоры от напастей и болезней и жгли её в купальском огне. Песни пели, на дудках играли, всех купальской кутей угощали.

    Забыла вам сказать, что «купалой» в старину называли деревья. Молодки бросали в огонь венки — чей венок сгорит быстрее, тому и жениха ждать. А утром шли к реке, вставляли в венки, если не сожгли их в огне, берёзовые веточки и свечки, бросали в воду, у кого венок поплывет, тот в этот год замуж выйдет, а у кого около берега останется — ещё неизвестно сколько в девках ходить будет, а уж коль утонет — это и вовсе беда.

    Сами же девки раздевались и нагишом плавали в реке. Вот где была парням потеха — вещи-то на берегу оставались. Можно было их забрать и спрятать, а потом требовать выкуп. Тут уж, кто на что горазд был: кто поцелуй требовал, кто сразу замуж звал, а самые смелые и близких отношений просили — в эту ночь снимались все запреты. Можно было уединиться с тем, кто пришёлся по нраву в данный момент, а там, кто знает, может и судьбу свою найдешь. Я вот так и Петеньку свого нашла, а ведь за Ваньку-то замуж собиралась. Эх, хорош мужик был, помер вот только рано. — бабка Наталья смахнула слезу и продолжила дальше. — В ночь-то эту и нечисть гуляет, кто заснёт, обязательно гадости сделает. Ведьмы-то и в жаб, и в гадюк превращались. Молоко у коров отбирали, путников морочили.  Да ещё одна примета была — от венка до утра надо было обязательно избавиться. Если он утром попадал в руки ведьмы — порча была гарантирована.

***
    Вот такая она купальская ночь. — бабка Наталья поднялась с бревна. — Пойду я спать. А вы костёр-то не тушите, прыгайте, хоть разочек. Да руки дайте вам пояском свяжу, чтоб вместе значит перелетели. А потом искупайтесь да венок в реку бросьте. Ну вот и ладненько, вот и крепенько. — бабка завязала поясок крепким узлом и потихоньку пошла в избу.

Андрей и Юлька остались одни:

    — Юль, полетели? А то ещё какой-нибудь Васька сопрёт твою одёжку на берегу-то, да интим предложит… Как бабка Наталья, вместо Ваньки, Петеньку выберешь. А так уж всё ясно будет.

    — Балда ты, Андрюха, куда я от тебя денусь.
    Они разбежались и прыгнули.


Рецензии
Действительно, волшебный праздник. Хорошо, что такие произведения не дают забыть наши исконные обычаи и традиции. Читать было очень интересно.
Спасибо, Светлана.
с уважением,

Галина Семёнова 2   20.10.2019 14:02     Заявить о нарушении
Галина, спасибо за такой позитивный отзыв, удачи Вам.

Светлана Мягкова 2   22.10.2019 15:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.