07 Пробный шар Игры в бисер

(Каминный зал. http://www.proza.ru/2019/09/21/814
Играет клавесин, трещат березовые чурки. На полу разбросаны стеклянные шары, на некоторых из них лица, на других знаки, слова, ноты)

Воланд (сидит в кресле):
- Азазелло, а подайте-ка на игровой стол пробный шар. Благодарствую. Не мне, уступаю ход сопернику.
(Азазелло перекатывает шар в сторону Мастера, тот берёт его в руки, восклицает):
Мастер:
- Пробный шар - Аристотель?
Воланд:
- Это случайный выбор. Или - ваш неслучайный ход.
Мастер:
- Но как я мог сделать ход, не зная правил?
Воланд:
- Правила формируются в ходе Игры в бисер. Сегодня у нас игровое поле — Вечносгь, распростертая во Вселенной. Пусть не во всей, а только в той части, куда вселено человечество. Фишками будут девять Муз с Философией во главе, а также все прочие известные вам проявления Пронизывающего все сущности и сути, все помыслы и идеи.
Мастер:
- Да, я понимаю, сферическое восприятие, но как-то слишком объемно, обобщённо, а ведь шары уже выстроены в какой-то закономерности...
Азазелло:
- Людям всегда нужны правила, чтоб было через что переступать, Мессир.
Воланд:
- Безусловно, условности нужны. Правила? — предлагаю всего одно: Гармония. Цель — Катарсис. Я намеренно изъясняюсь в терминологии древних греков — любимой вашей ступени детства человеческого сообщества.
Мастер:
— Я начинаю догадываться, Мессир! Как Гераклит Темный, я могу играть сочетаниями, образующими «целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие, из всего одно и из одного — все».
Воланд:
— Полагаю нашу Игру начатой.
Мастер:
— Да, если угодно. И, добавлю, что «расходящееся сходится и из различных образуется прекраснейшая гармония, но все возникает через борьбу».
Воланд:
— Не сомневаюсь, что вы преднамеренно ошиблись, цитируя Аристотеля. Ведь не зря сказал Ипполит: «Скрытая гармония сильнее явной».
Мастер:
— Да... Демокрит полагает, что скрытая гармония сильнее... То есть, нет, не так! Что «гений счастливее жалкого искусства — и он исключает здравомыслящих из Геликона...».
Воланд:
Шар ваш.
(Мастер откатывает шар в сторону. Воланд делает знак Азазелло, тот выкатывает новый шар)
Воланд:
— «Прекрасна надлежащая мера во всем".
Мастер:
— .. .«часто я слышал, что никто не может быть хорошим поэтом (говорят, что это сказано в сочинениях Демокрита и Платона), без душевного огня и без некоторого вдохновения, своего рода — безумия...»
Воланд:
— . . .»если перейдешь меру, то самое приятное станет неприятным...»
(Мастер откатывает шар в сторону. Воланда. Азазелло, выкатывает новый шар)
Мастер (берет в руки очередной шар):
— "Человек — есть мера вещей существующих, что они существуют, и несуществующих — что они не существуют...»!
Воланд:
— . . .«у кого есть ум, для того мерою слушаний и рассуждений является целая жизнь".
Мастер:
— Простите, Мессир! Но кто же из земных философов имел в запасе не жизнь, а эту проклятую бесконечную Вечность?!
Воланд (торжествующе загремел):
— «И - этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал ни один бог и никакой человек, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим!» И все рождено Великою Матерью ТЬМЫ !!!
(Азазелло укладывает шар в черный мешок. Мастер порывисто, быстро, скользнул взглядом по подбородку Князя Тьмы и, зажав рот ладонью, уставился в камин. Воланд не торопит его. Азазелло открывает окно в сад. Там Бегемот, бренчит на гитаре средь «веселящейся молодежи»):
— "Кто горел — того — не по-дож-ж-же-ешь..."
(шум грохот, топот, летящая свинья, женский возглас):
Наташа:
- Ну опять ты прямо в клумбу! Простите, хозяйка, но свинья есть свинья!
Маргарита(захлопала в ладоши):
— Наташа! Наташа!

https://www.stihi.ru/2019/08/30/5215


Рецензии