7. Особое доверие

7. ОСОБОЕ ДОВЕРИЕ

(из повести «Городской учитель сельской школы»)

А. Грибер

Уже в первый год своей работы учителем я обратил внимание на некоторые особенности села Вышполь.

То, что данное село находится вдалеке от шумных магистралей, а, точнее говоря, на отшибе, я заметил, когда приезжал знакомиться со школой.

То, что между двумя сёлами – Вышполем и Каменкой - не была проложена асфальтированная дорога, я почувствовал уже в свой первый день работы – 1-го сентября 1986 года. Но я этому особо не удивился. Потому что в России, а потом уже и в СССР, всегда существовали две проблемы – дороги и дураки. То, что последние из Черняховского и Житомирского районов не могли никак договориться о совместном строительстве дороги между двумя соседними сёлами, говорило лишь о несовершенстве руководства.

В селе Вышполь не было никакой административной власти. Сельсовет, общий для сёл Вышполь и Зороков, находился в селе Зороков. Если жителям села Вышполь нужно было решить какой-нибудь срочный вопрос, то им приходилось преодолевать пешком несколько километров между сёлами. Хорошо, если вдруг случится попутный транспорт в виде подводы или машины.

Жители сёл Вышполь и Зороков работали в одном и том же совхозе, дирекция которого также базировалась в селе Зороков. Так что работникам совхоза из села Вышполь также приходилось как-то добираться до руководства в соседнее село.

В селе Зороков начали строить новую двухэтажную среднюю школу. А в селе Вышполь по-прежнему была небольшая одноэтажная малокомплектная школа.

Таким образом, село Вышполь оказалось в роли пасынка или своеобразной Золушки. Такое положение вещей никак не устраивало жителей села.

И вот в середине сентября 1987 года учителя нашей школы попросили меня задержаться после уроков. Разговор у нас получился очень интересный.

- Альфред Михайлович, вот уже год мы присматриваемся к Вам. Нам стало понятно, что Вы не собираетесь бросать нашу школу. Мы убедились в том, что Вы не только хороший учитель, но и хороший человек, который всегда хочет что-то улучшить. Поэтому мы хотим довериться Вам и попросить помочь нашему селу.

- Спасибо большое, дорогие коллеги! Я готов помочь. Но в чём может выражаться моя помощь селу?

- Сейчас мы Вам всё объясним. Отношение к жителям нашего села, как к людям второго сорта, нам очень неприятна. И сельсовет, и дирекция совхоза сначала решают проблемы села Зороков, а уж потом вспоминают о нас. Мы очень хотим отделиться, чтобы в нашем селе был и свой сельсовет, и свой отдельный совхоз, и своя новая современная школа. Видя Ваш профессионализм во владении русским языком, мы хотим попросить Вас составлять правильные аргументированные письма в различные инстанции не только Украины, но и СССР, которые могут решить эти проблемы. Мы уже писали в районный и областной Советы, но пока ничего не сдвинулось с мёртвой точки. Может быть, мы не так приводим наши аргументы, может быть, даже не те аргументы, может быть, наши письма написаны не совсем так, как надо. Разберитесь, пожалуйста, дорогой Альфред Михайлович, и помогите нам в этих вопросах.

После таких пламенных речей я, конечно же, согласился помочь жителям села.

Мне сообщали различные факты из жизни села и реакции на них сельсовета и дирекции совхоза. Я обобщал все эти сведения, аргументировал все претензии жителей села Вышполь, оформлял их правильным грамотным русским языком и отправлял письма в различные инстанции районного, областного, республиканского и всесоюзного масштаба. Получая всякого рода ответы на письма, мы с учителями обсуждали нашу очередную реакцию. В конце концов, апофеозом нашего эпистолярного творчества было обращение в Верховный Совет СССР и лично к Генеральному секретарю КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачёву.

Вся эта эпопея продолжалась несколько лет. Даже после моего увольнения из школы перед выездом в Израиль ко мне приезжали домой в Житомир учителя с просьбой написания очередного письма. И буквально перед самым отъездом из СССР мне сообщили, что моя работа не пропала даром. Совхоз разделили на две части, и теперь в каждом селе был свой совхоз со своей дирекцией. Состоялось ли разделение сельсовета, мне не было известно.

Август 1989 года принёс нашей школе новую проблему. В селе Зороков закончили строительство новой школы, и наш директор, который жил в том селе, перешёл на работу директором этой школы. А наша школа осталась временно без руководства.

В то время в СССР было принято, что члены того или иного учреждения или предприятия могут сами выбирать себе руководителей. И вот из Черняховского районо поступило указание педагогическому коллективу школы срочно выбрать себе директора.

Подготовка к началу нового учебного года началась с производственного собрания коллектива школы. Мы все собрались в учительской. Собрание открыла учительница математики Елена Михайловна Кухарчук:

- Дорогие коллеги! Наш бывший директор школы уже работает директором новой средней школы в селе Зороков. Вот письмо из районо, в котором рекомендуется выбрать нового директора школы из нашего коллектива. Какие будут предложения?

И тут, как гром среди ясного неба, прозвучало:

- Альфред Михайлович Грибер.

Я весь встрепенулся и стал растерянно оглядываться по сторонам, как бы проверяя, нет ли у меня звуковых галлюцинаций.

- Да. Правильно. Поддерживаю, - раздались голоса.

- Да вы что, товарищи, - пытался я возразить. - Директором школы должен быть человек, который проработал здесь много лет и знает специфику данной школы.

- А Вы, Альфред Михайлович, уже работаете в нашей школе три года. Так что, Вы хорошо знаете её специфику.

- Я считаю, что директором школы должен быть местный житель, а не приезжий из города, - продолжал я упорствовать.

- А Вы, Альфред Михайлович, тоже являетесь местным жителем. У Вас есть дом по улице Будённого.

- Да, дом у меня пока есть. Но я вскоре буду вынужден его продать, - привёл я свой очередной аргумент.

- А почему? А что случилось? – посыпались вопросы со всех сторон.

- Наша семья собирается уехать на постоянное место жительства в Израиль, - признался я. - Поэтому я никак не могу быть директором школы.

- Можете, Альфред Михайлович. Поработаете директором школы годик, а потом поедете себе в Израиль, - возразили мне.

- Дорогие мои коллеги, подготовка к такой поездке потребует от меня много времени и сил. Нужно готовить много документов, представлять их как в консульство Израиля, так и в ОВИР, заниматься отправкой багажа и покупкой билетов. Времени полноценно заниматься школой как директору у меня, к сожалению, не будет. Поэтому нам следует выбрать директором такого человека, который постоянно живёт здесь в селе и в любой момент может прийти сюда в школу. И такой человек есть. Я предлагаю кандидатуру Елены Михайловны Кухарчук.

После такой моей речи кандидатура Елены Михайловны на пост директора школы прошла единогласно.

Я проработал в школе села Вышполь ещё три четверти. В апреле 1990 года я уволился по семейным обстоятельствам. А дом, сад и двадцать соток я продал позднее за те же три тысячи рублей одному своему знакомому.

Так и завершилась работа городского учителя в сельской школе.


Рецензии