Призрак мятежного Ориона. 68 гл

начало: http://www.proza.ru/2018/12/10/1596
предыдущее: http://www.proza.ru/2019/09/20/580

*Мемуары друга публикуются с его согласия.
Фамилия ЛГ вымышлена. События реальны.

«Новому поколению подводников России в память о тех,
кто погибал без боя и без славы,
но честь не потерял и Присяге не изменил.»

68 ГЛАВА.

1.

Конструктор Кутузов отзывался на самаринские запросы немедленно, так как сам был заинтересован в успехе своего дела. Бесплатно высылал из Ленинграда чертежи, эскизы, инструкции и письменные рекомендации по дополнительным мероприятиям снижения шумности. Самарин сверх ведомостей, пробивал на флоте и менял механизмы, например, вентиляторы аккумуляторных ям и химических фильтров.

Заводской изобретатель разработал, изготовил и установил насадки на манипуляторы и специальные сглаживающие муфты на трубопроводах - что устранило мощные гидроудары при перекладке рулей.
С помощью Одесского института холодильной промышленности и мастеров 24 и 10-го цехов завода, их разместили вдоль бортов корабля в виде гидрофонов. То есть, была создана акустическая база с раскрывом, примерно, 60 метров. Задействовался целый комплекс усилителей и контрольно-измерительной аппаратуры.
Это позволяло контролировать собственные шумы винтов и механизмов по дискретам, гасить их в противофазе и, достаточно сносно, пеленговать далёкие низкочастотные источники излучения. К спектроанализатору были подключены и приёмные тракты штатных акустических станций.

Офицерами и мичманами Феодосийского дивизиона и корабельными РТСниками, особенно мичманом Бащуком, был расширен вниз диапазон полосы пропускания шумопеленгаторных станций до частоты 200 Гц, и повышено усиление приёмных трактов с отсечкой помех. Корпус «Ласточки» стал яичком - ничего лишнего, а все выступающие части зализывались. Удалось заменить четырехлопастные винты на шестилопасные.
Бесценный подарок от капитана второго ранга Шаблия. Это снижало винтовую шумность корабля и кавитацию на высоких оборотах линии вала. Он лично занимался их поиском.

***
Наибольшим достижением, было изготовление бортового прибора помех БПП «Самба».
Сначала, хотели оставить прежнее название его «Лариска» в честь сбежавшей в Мангалии крысы, но предложение Башука назвать по первым буквам фамилий изобретателей пересилило в угоду собственного себялюбия Виктора, и в благодарность Василию... Не хотелось постоянно биться об грунт. В ходе изготовления и опробования схему пришлось менять несколько раз.

2.

Основные трудности заключались в поиске элементной базы. Установили в корму раздельно диапазонные акустические базы «Бериллий» из завода «Гидроприбор» в Орджоникидзе и позаимствованный излучатель с американского радио-гидроакустического буя AN/SSQ-50B системы КАСС. И всё же, к выходу из завода прибор в экспериментальном варианте был смонтирован и частично испытан как в акватории Килен-бухты, так и на ходовых испытаниях. Уже в конце ремонта, был установлен подводный звуковой маяк МПЗМ-400.
Это феодосийское изобретение сразу понравилось Самарину.

«Тридцать седьмая» стала претендовать на лодку управления. Специфика Черноморского театра военных действий давно уже должна была натолкнуть на изменение тактики боевого применения подводных лодок.
Современный противник не позволит подводникам в грядущих конфликтах и войнах спокойно занимать свои районы и безобидно накатываться на них. Война будет высокоскоростной и манёвренной, а МПЗМ-400 обеспечивает тихоходным дизельным лодкам эффективно вписаться в эту игру.

***
Привлекалось всё и вся, для принципиально качественного улучшения корабля по всем боевым частям и обитаемости экипажа. Повысилась автономность лодки с 45 до 90 суток. Перемещались механизмы и приборы боевых постов для удобства боевого применения и улучшения оперативного обслуживания.
Переносились ходовые огни, приборы, манипуляторы и целые механизмы. Рационализаторством болел весь экипаж. Достойная часть работ была выполнена саморемонтом.

3.

Это на гражданке Самарину стыдно торговаться «ты мне – я тебе», а в ремонте его моряки выполняли подготовительные и другие работы взамен на высококвалифицированные работы вне ведомости.
Замкомбрига севастопольской бригады, первый механик капитан второго ранга Стадниченко, разрешил привлекать ремонтную мастерскую соединения:
«Да, ради Бога. Хоть загрузишь их работой, а то балду бьют целыми днями».

С июля-августа 1986 года готовность ремонта составила больше шестидесяти процентов.
Ласточка преображалась с каждым днём. Насыщение отсеков приборами и механизмами приносило эстетическое удовлетворение и, думаю, не одному командиру. Каждый день он любовался марками осадок в носу и корме - осадка корабля увеличивалась. Хотя, верхняя палубная надстройка находилась в цехах, но и, оценивая их на месте, виртуально представлялась прелесть обводов... Это как оценка фигуры женщины.
Лодка приобретала формы «Мисс мира»... И такую красоту, подло, пустили на иголки в сентябре 1994 года!

Моменты серьёзных испытаний, и выброса сгустков адреналина, врезались в память и не вспомнить нельзя...
И забыть невозможно.

***
На этом, воспоминания командира подлодки «С-37» капитана 2 ранга Виктора Проскурина обрываются.
Благодарю его, за предоставленную информацию. Желаю всех земных благ и здоровья на долгие годы!

С уважением, Ольга Шельпякова.
__________________________________

Мои стихотворения по теме «Призрак»

1.

Кутузов присылал из Ленинграда
Инструкции, эскизы, чертежи.
Для командира это, как награда,
«С-37» отрада для души.

И заводской изобретатель тоже,
На славу поработал, не подвёл.
Есть база для акустики, похоже.
А мичман-то Бащук, каков орёл!

Прибор помех - совместная работа.
По первым буквам названа она,
Тех, кто трудился до седьмого пота,
Фамилиями «Самба»* скреплена.

2.

Стал корпус субмарины, как яичко.
Зализаны все острые углы.
Поставлен звуковой маяк отлично,
Достоин он особой похвалы.

С новейшим снаряжением, подлодка
Претендовать могла на высший класс.
Театр военных действий - бой короткий,
Невидимый для посторонних глаз.

Саморемонт, как гордость экипажа,
А не кабальный труд для моряков.
Такая мощь у родины на страже,
По замыслу людей, а не богов!

3.

Повышена в два раза автономность,
Приборы поменяли на постах.
Ни для кого, теперь уже, не новость
Что риск оправдан, и неведом страх.

Преображалась Ласточка родная,
И становилась краше, с каждым днём.
Был счастлив кэп, осадку проверяя.
Любовь иная, пробудилась в нём.

Была она как женщина «Мисс Мира»,
Крутые бёдра и прелестна грудь.
Любить корабль, не пачкать честь мундира.
Не каждому дано пройти тот путь.

***
Воспоминаньем душу растревожив,
Ты прочитаешь строки о себе...
Пусть, силы и здоровья даст нам Боже,
В нелёгкой, на двоих одной, судьбе.

*«Самба» (сокращ.) Самарин-Бащук
*фото-коллаж: В.В.Проскурин и его Ласточка «С-37»

КОНЕЦ.


Рецензии
Ольга, поздравляю!!!
Будь!!!

Надежда Кучумова 2   30.09.2019 13:44     Заявить о нарушении
Надежда! Спасибо, что была рядом весь этот год!

Ольга Шельпякова   30.09.2019 14:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.