Потребить и наследить

Лучше всего можно судить, насколько силен потребительский дух в людях, по тому, как они относятся к мусору. Он бывает двух категорий — чужой и свой. Мусор, оставляемый другими, нам всегда неприятен. А вот как насчет своего? Здесь все зависит от видения себя на земле, в природе, в городе, в обществе, в семье и, вообще, от видения самого себя.

Стоит зайти в любую зеленую зону в черте города, только не в парк и не в сквер, где территорию убирают по нескольку раз в день пред очами начальства, а в те места, которые не имеют официального статуса. И там мы с вами увидим, что люди едят, пьют и чем вообще занимаются на лоне природы.

Но дело не в этом. Люди всегда ели, пили и развлекались, как умели. Все дело в том, как они это делают. «А вот с этого места поподробнее»,— скажете вы и будете правы.

Процесс еды — это искусство, священнодействие. Недаром раньше перед едой читалась молитва, создавался особый настрой и во время еды. Как это происходит, мы можем увидеть на церковных трапезах, в монастырях и в домах верующих.

Вы не подумайте, здесь никто никого не призывает уверовать и молиться, если этого нет в душе. Речь идет о том, что в таком поведении вырабатывается совершенно особое отношение к продуктам, к сотрапезникам и к земле и соответствующее поведение. Это и есть истинная культура, которая не позволяет ни грамма грубости, скотства, хамства, неблагодарности и глумления, всего того, что мы  наблюдаем с вами в неофициальных зонах отдыха и о чем говорим сейчас.

Другим ничем невозможно объяснить, почему семья или друзья с приятелями, устроив пикник в очень красивом и приятном месте, отлично отдохнув, вкусно покушав и выпив, насладившись зеленой шелковистой травой, чистой энергией деревьев и матушки-земли, прекрасными видами природы, солнцем, свежим воздухом и омыв тела очищающей влагой речки или пруда, оставляют после себя неубранными груды мусора. Это объедки, грязные пластмассовые тарелки и стаканы, всех мастей бутылки, часто разбитые (!) и так далее. Я думаю, любой неравнодушный человек может продолжить этот список сам. Но, что интересно, рядом валяются пакеты, да, да, пакеты и часто даже с ручками! Это те самые пакеты, в которых и было принесено все, что тре-буется для пикника. Любой человек согласится, что в них можно сложить все отходы, неминуемо образующиеся после любого отдыха на природе, и легко унести весь мусор, тем более что он весит гораздо меньше, чем исходные продукты и принадлежности.

Но, оказывается, чтобы отнести все это в мусорный ящик, который, как это ни удивительно, всегда находится по пути к дому или к остановке, нужно нечто неосязаемое. Что же это такое? Нет, не подумайте, это не что-то сверхъесте-ственное, эфемерное и невозможное. Это просто душа! Да, да, душа, которая предполагает уважение к самому себе, уважение и любовь к людям, сыновнее отношение к земле, благодарность жизни за радости, которые она дает.

Кто-то может возразить, мол, у всех есть душа. Да, это так, хотя некоторые об этом могут и не знать. Но не будем о них. Да, она есть у всех, только вопрос в том — какова она, какого качества. Вот в чем вся соль — в качестве души, в том, к чему человек стремится. К тому, чтобы, употребив еду, питье, бытовые блага, развлечения, деньги и самое жизнь отбросить отходы? Или к тому, чтобы, живя и радуясь всему, что дает жизнь, в благодарность созидать вокруг себя еще большую радость, добро, благо и красоту. Для первых все равно: что день, что ночь, что утро, что вечер, для них жизнь — это непрерывное потребление: потребить и наследить, потребить и наследить… Их лозунг — «Возьми от жизни все, а после хоть потоп!»(1). Для вторых же каждый день — «это маленькая жизнь»(2). И вечером, перед сном, в час общения с самим собой, со своим внутренним «Я», со своей совестью, они спрашивают себя: «Что я сделал сегодня доброго, какой след оставил сегодня на земле?»

Чем больше будет таких людей, тем чище станет наша земля, да и в целом жизнь!

(1) «После нас хоть потоп» (фр. Apr;s nous le d;luge) Это выражение принадлежит маркизе де Помпадур и было в первый раз употреблено ею при получении Людовиком XV глубоко поразившего его известия о неудачном сражении при Росбахе (1757). Фраза также стала олицетворением губительной политики короля, оставившего после себя страну на грани банкротства.
(2) Из песни Олега Митяева «Лето — это маленькая жизнь». Олег Митяев  — советский и российский автор-исполнитель, музыкант, актер, член Союза писателей России, народный артист Российской Федерации.

23 ноября 2009 г.

© Шафран Яков Наумович, 2019


Рецензии