Человек чести. - Юрий Циттель

    Я смотрю на его фото, любезно подаренное Александрой Ивановной Резцовой, директором дорожного музея. Красивое волевое лицо с обаятельными глазами. Никогда не встречал этого человека, но, занимаясь краеведческой работой, стал все больше соприкасаться с историей непростой судьбы Юрия Ивановича Циттель, нашего земляка, бывшего начальника Приволжской железной дороги. Склоняя голову, оглянемся вдаль уходящему времени...

   
    И отец, и дед, и прадед Юрия Ивановича Циттель родом из села Романовка Федоровского района Саратовской области - все потомственные кузнецы. Прадед, Андрей Петрович, имел свою небольшую деревенскую кузницу. Дом располагался недалеко от берега реки Большой Караман , и по воспоминаниям очевидцев, был очень красивым, во всем соблюдался характерный немецкий порядок. К знатному кузнецу приезжали крестьяне и из ближайших сел.
     Дед, Андрей Андреевич, продолжил семейную традицию. Но наступили другие времена – вначале 30-х гг. вступил в колхоз «Победа». Семейная кузница в период коллективизации перешла в общественную собственность. Кантоннная газета «Вперед к победе» за 1935-1936 годы информирует, что А.А.Циттель неоднократно избирался делегатом местных съездов Советов, участвовал в рационализаторской деятельности, известен как стахановец. Знаю, что он был другом моего деда Пряхина Кузьмы Егоровича (1889-1937), и они вместе разрабатывали и внедряли в производство новый культиватор. Это  известно не только из семейных рассказов, но и из архивных документов (протокол решений Федоровского кантисполкома №49 от 24.05.1936 г.)
     В селе Кушум, (село основано в 1926 г.), почти все жители - выходцы из с. Романовка. Сюда и переехал сын Андрея Андреевича - Иван Андреевич почти сразу же после женитьбы на Надежде Андреевне. А в 1936 году они уже перебрались в Мокроус. До войны в селе Романовка проживало  много немецких семей, по вероисповеданию относящих себя к лютеранам. Среди них какой-то самоизоляции, по воспоминаниям старожилов, не проявлялось - встречались с русскими девушками, носили русские имена, жили дружно. Тем не менее, в семьях сохранялся своеобразный быт, одежда, культурные традиции, в производственной деятельности применялись более высокие технологические приемы.

      В Мокроусе на  ул.Юнева, 20, в небольшом в здании с 1938 года по 1941 находился роддом. И именно здесь 19 сентября 1939 года появился на свет мальчик, названный родителями Юрой. Его отец, Иван Андреевич, работал кузнецом в Мокроусской МТС, мать оставалась домохозяйкой. Поселили их в общежитии при МТС (машинно-тракторной станции). Это здание в настоящий момент еще сохранилось(ул.Сельхозтехика-7). Старейший житель поселка Михаил Семенович Горкун (1907 – 21.6.2001), живший недалеко  и работавший на том же предприятии, хорошо помнил Ивана Андреевича:
 - Славный был кузнец, умел делать многое, что другим и не под силу. В отношении с людьми всегда отличался честностью и обязательностью. Ему и премии давали за хорошую работу, всегда в передовиках производства ходил.
   В местной газете за 1937-1940 годы Иван Андреевич регулярно упоминался как стахановец. Его ставят в пример другим рабочим и директор МТС, и начальник политотдела.

      В Мокроусе семья Циттель прожила недолго - с 1936 по 1940 год. Так уж сложились обстоятельства, что пришлось опять перебираться в Кушум. где у них оставался свой дом. Существовавший в селе колхоз «12 лет Октября» считался по меркам того времени крепким хозяйством, имевшим значительные сельскохозяйственные площади, обслуживаемые Мокроусской МТС. К 1940 году эта МТС уже стала мощным предприятием с квалифицированным штатом механизаторов, и, видимо, для укрепления сельской мастерской Ивана Андреевича перевели работать в знакомый ему колхоз. Надо учитывать, что в 1940 году в стране принят закон запрещающий увольнение без разрешения администрации, и перебираться на новое место жительства пришлось без излишних разбирательств. В настоящее время с.Кушум, располагавшееся в 4 км. от Мокроуса, не сохранилось(исчезло в 1980г.) От него остались лишь замечательная зеленая роща с поляной около пруда и старое заброшенное кладбище на окраине дачного кооператива. Мокроусская МТС (позже районное объединение «Сельхозтехника») тоже прекратила свое существование в период приватизации. Основные ее фонды переданы в частные руки - крестьянскому хозяйству «Олимп».

       После известного Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья» лица немецкой национальности и их семьи депортировались из мест постоянного проживания в Сибирь и Среднюю Азию. Семью Циттель, как и многих других, доставили на станцию Мокроус и разместили во временном лагере напротив железнодорожного вокзала, как раз в трехстах метрах от общежития, где они раньше проживали. Весь лагерь был оцеплен войсками НКВД. Друзья, коллеги из МТС, несмотря на военное время, прощались с семьей Циттель, приносили продукты на дорогу. И уже 8 сентября 1941 года партию депортируемых в количестве 2273 человека, куда входила и семья Циттель, погрузили в товарные вагоны спецэшелона №797 и отправили в далекий путь.

    Состав  прибыл в Кокчетав 15 сентября. В дальнейшем семье определили жить в Щучинском районе на станции Джамантуз (село Александровка). Через некоторое время всех мужчин увезли в Трудовую армию. От недоедания и болезней, изнурительной работы Иван Андреевич в 1943 году  умер.

      Мать Ю.И. Циттель, Надежда Андреевна, устроилась на железную дорогу, оставаясь преданной стальным магистралям до самой пенсии. И первые детские впечатления Юрия Ивановича связаны как раз с транспортом. Именно на вокзал ходили мальчишеские ватаги, чтобы посмотреть, как идут поезда. Родители друзей также имели дело с железной дорогой. Дома, уставшая после работы мать,  конечно  же, вела разговоры о станции. Поднимать двух детей ей  было тяжело. После окончания семилетки возник вопрос: что  делать дальше? Личное мнение не разошлось с мнением окружающих - жизнь надо связывать с железной дорогой.
   
    И вот Юрий Циттель с 1957 года студент Акмолинского техникума железнодорожного транспорта,  после окончания которого вернулся на станцию Джамантуз, где жила его мать.

       Смотрю на личный листок по учету кадров Юрия Ивановича. Казалось бы, обычная канцелярская бумага, но за ней - жизнь человека сильного, целеустремленного, знающего цену  поступкам. До 1982 года его судьба связана с Кокчетавским отделением Целинной железной дороги. Вершиной карьеры стала должность заместителя начальника отделения. За это время он в 1972 году окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «эксплуатация железных дорог».

     Четыре года (с 1982 по 1986) отданы Ю.И.Циттель  Южно-Уральской железной дороге, где он сначала работал в Карталинском отделении в должности начальника отдела движения, а затем начальником Орского отделения. Следующий важный пятилетний жизненный период - Куйбышевская железная дорога. Здесь его назначают начальником Башкирского отделения, а через некоторое время - первым заместителем начальника дороги.            
   
    С осени 1989 года Юрий Иванович Циттель - начальник Приволжской железной дороги. Видимо, свойственно изначально вспоминать о своем родном крае, ностальгия в природе каждого из нас. Только здесь, на родине, обретается внутреннее спокойствие и уверенность в себе. Все возвращается на круги своя - отнюдь не библейское изречение, а тот путь, который обречен проходить каждый живущий на земле. Встреча с родиной - это и щемящая боль, и огромное желание встать над прошедшими годами: кем я стал, не зря ли жил? Это судьба, которую не выбирают.

     По мнению В.Т. Звездина, начальника службы управления персоналом Приволжской железной дороги, Ю.И.Циттель отличала высокая требовательность к себе и подчиненным, умение объединить усилия всех производственных коллективов на воплощение в жизнь задач в сложнейший период перехода железнодорожного транспорта к рыночной экономике. Он мог видеть перспективу и успешно претворять ее в жизнь. Чутким и внимательным отношением к людям, их нуждам и запросам Юрий Иванович заслужил большой авторитет и уважение среди работников Приволжской железной дороги, всей железнодорожной сети. Вне сомнений, это человек сложной судьбы, перенесший немало трудностей и лишений. Ему чужды какие-либо чиновничьи замашки, привычки. Он весь отдавался работе и фактически не имел других каких-то увлечений в жизни. Работа - это было самое главное для него.

    Ю.И.Циттель в течение пяти лет  много сделал для технического перевооружения дороги, укрепилась ее материально-техническая и социальная база. В книге «Впереди - зеленый. 125 лет Приволжской железной дороге» (Саратов, 1996 г.) отмечается, что за период руководства Юрием Ивановичем Циттель Приволжской железной дорогой построен двухпутный железнодорожный мост через приток реки Волги, Кривую Болду, переведен на электрическую тягу участок дороги Саратов-Ртишево. В это время ему присвоено звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации»(1993г.), он отмечен высшей наградой отрасли – знаком «Почетный железнодорожник».

    По воспоминаниям Ивана Андреевича Музалевского, дяди Ю.И.Циттель, проживающего в г.Аткарске, «Юрий Иванович, работая в Казахстане, приезжал в Мокроус. И родину свою всегда помнил».

    С.В.Маркеев, начальник ж.д станции Мокроус, рассказывая о встречах с начальником Приволжской ж.д. во время ежегодных осмотров, отмечает:
   - Это был человек с широким государственным кругозором. Всегда внимательно интересовался жизнью и бытом железнодорожников, вникал в детали производства таких небольших станций,  как наша. Посещая местное руководство, он всегда вникал в экономические и социальные проблемы Федоровского района и Мокроуса. И, кажется, когда Юрий Иванович выходил на перрон станции, в его взгляде ощущалась какая-то грусть.

     3 ноября 1994 года около подъезда своего дома в спину Ю.И.Циттель прогремело три выстрела. Так случилось, что на следующий день я находился в служебной командировке в  дорожной больнице. Строгие лица сотрудников с заплаканными глазами как-то насторожили, давая пищу для размышлений. Тамара Тихоновна Короткова, заведующая бактериологической лабораторией, вытирая слезы, с обреченным надрывом в голосе приговаривала: «В такого человека стрелять!».

    Я не знал, что ответить этим убитым горем женщинам. За окном падал мелкий снег, его несло по грязному асфальту вместе с клочьями бумаги. Беда пришла еще в один дом - 6 ноября, в 8 часов утра Юрий Иванович скончался.

       Он умер как офицер на посту, который доверило государство. Вне сомнений, это был человек Чести. Философию носителей постперестроечной морали: каждого можно купить - вопрос лишь только цены, - не принимал изначально. Люди подобной закалки – созидатели. Бандиты не оставили в покое его могилу даже после смерти. Но что могут сделать с бессмертием памяти Человека  с большой буквы? На таких капитанах производств держится мощь державы Российской. И то, что страна наша, оболганная и обнищавшая, все еще стоит на ногах, заслуга людей государственных, каким и воспринимаю Ю.И.Циттель.

     Спустя три года, 6 ноября 1997 года в 11 часов, в Саратове у парадного входа в управление Приволжской железной дороги (ул.Московская, 8) состоялось открытие мемориальной доски, посвященной памяти бывшего начальника Приволжской железной дороги.

    На родине, в Мокроусе, хорошо знали этого человека, помнят о нем и сейчас, и не только в среде железнодорожников. Есть надежда, что благодаря общим усилиям даже в это непростое время возродится краеведческий музей, и материалы о знаменитом земляке займут там достойное место. Хочется надеяться, что  появится со временем и улица имени Юрия Ивановича Циттель. Железная дорога дала жизнь станции Мокроус - она же выковывает людей, ставших гордостью ее и славой.


 На снимке: Ю.И.Циттель. Фото 1992г. Из архива А.Ю.Циттель.

Материал впервые опубликован в газете "Вперед"- Мокроус, Саратовская обл.,
№88 от 3.11.1998г.









 


Рецензии