Старая берёза у Подковы

СТАРАЯ БЕРЁЗА У ПОДКОВЫ

Уральская земля радовалась бабьему лету, нежданно сошедшему с небес после унылых дождей. В эти дни мы приехали в деревню Волыны, чтобы отправиться на реку Чусовую. Ярко краснели гроздья рябин у старинных домов с почерневшими от времени срубами. Дома тоже баловались теплом, глядя на окружающую красоту широко распахнутыми ставнями.

Наличники окошек озарялись знаками солнца. Вырубленные в дереве лучи ниспадали к ромбам, символам плодородной земли. Так встречала нас всюду Зарни Ань, которую в Никоновской летописи назвали Золотой Бабой.

Богиня-Мать вдохнула когда-то жизнь в этот мир. Олицетворение плодородия, она покровительствовала женским ремёслам. Солярные знаки вырезали на прялках и ткацких станках. По словам П.Ф. Лимерова, Золотой Бабе присуще отношение "и к солярно-небесному верху, и к подземно-хтоническому низу".

…Лесные дороги вывели нас к бывшей деревне Синяя Гора, стоявшей когда-то у Птичьего плёса, на берегу Чусовой. Теперь там большая луговина, напротив которой белокаменным крылом распластался боец Лебяжий. Из царственного Леса мы вышли к воде, преодолев воргу – сырую низину. За бойцом простиралась безбрежная Парма...
Я задумался – какого рода слово Лес?
Думаете, мужского? А слово Парма – женского, как и Вода.

Мир родился от начала не только женского, но и мужского, от Отца Небесного и Матери Богини. "Их сыновья становятся божественными первопредками, внуки – героями-основателями отдельных этносов, а правнуки и праправнуки составляют народ в целом и населяют уже весь обитаемый мир", - подчёркивает Лимеров.

В Чердынском районе была обнаружена бронзовая пластина Пермского Звериного Стиля VIII – Х века. Первопредки с ребёнком изображены на Ящере под небосводом из лосиных голов. Вот оно, вселенское Отцовство и Материнство!

Люди коми называют Царь-Лес древним словом Вор-ва. Это не просто Природа, это божественная Лес-Вода с женским началом. Они говорят ритуальные слова, чтобы охота и рыбалка были удачными, чтобы не случились в лесу неприятности:
"Если идёшь в лес, надо попросить разрешения у Леса-Воды, попросить матушку Лес-Воду, чтобы тебя приняла в лесу".
Оказывается, Лес и Река – одного рода, сущность женского плодородия.

Кто-то больше любит ходить в горы, поближе к Небу и Камню. Мне нравится то, что было по душе моим предкам, "лесным всадникам". Я люблю ходить по рекам, текущим средь вечной Пармы. Бурной весной и жарким летом, и в снежные холода  - наша земля прекрасна. В этот раз нас окружала ранняя Осень. Птичий плёс был тихим, только изредка пролетала цапля.

Что значит войти в Лес-Воду? Когда ты в лесу, ты ещё не в воде. Это значит войти в лесную реку, как в храм. Я вспомнил, как однажды мы путешествовали в горах Турции, и в одной деревушке решили посетить древнюю мечеть. Мы сняли обувь, и вымыли ноги, только так по мусульманской традиции положено входить в храм. Неужели я войду в чистую воду в сапожищах? Конечно, нет.

Я вошёл босыми ногами в воды священной реки Чуоси. Была середина сентября, и ледяной холод Чусовой ломил ноги так, что не грех было и кричать. И сказал:
- Здравствуй, матушка Лес-Вода!  Не гневайся, а прими нас, пожалуйста.

Удивительно, но боль в ногах прошла! Куда-то уплыли коряги и мутная, мягкая чёрная грязь. Дно очистилось до золотистых песков. И мы легко бродили по ним по мелководью, любуясь осенней прозрачностью плёса. Чудо-то какое, чудо!

Большая Сосна-Пожум махнула нам ветвистой лапой, куда путь держать. Она рассказала про свою подругу, Старую Берёзу, с которой в переглядки играет. Та берёза растёт на самом верху могучих скал, стоящих над Рекой Теснин.

Путь к ним оказался непростым. Сначала лестницы крутые карабкались на вершину камушка по имени Беляш. Пока шли, день к вечеру пошёл. Солнышко ласково освещало перебор Чусовой. Ели звенели новыми шишечками. Здесь мы сделали остановку, расположившись под сенью их лап. Верно говорят в народе коми: "Если есть горбушка хлеба, то и под елью рай".

Долина реки была залита светом. Жёлтые кроны берёз и багрово-розовые верхушки осин, яркая зелень молодых пихт – всё радовалось волшебству, которое устроила Шунды Мумы. Так удмурты зовут Мать-Солнце.

*** СТАРАЯ БЕРЁЗА У ПОДКОВЫ ***
Узкой тропой мы шли по склонам бойца Винокуренного. Его гребень похож на каменный Нож – с обеих сторон крутые обрывы. Слева – на дно глубокого лога, справа – в пропасть мерцающей Реки Теснин. Невозможно было не любоваться разноцветной пармой, расплескавшейся до самого горизонта, и могучими елями на отвесном скалистом берегу, и горной красавицей Чуоси.

Но более всего удивила необычная Дуга. Словно радуга застыла в камне, перебросившись по-над Чусовой волшебной Подковой.

Подкова – это слово подходит для определения глыбы Винокуренного. Будто была большая Арка, ведущая в жилище лесного духа, но припечатали вход в него такой глыбой. Грузины из Сванетии сказали бы, что здесь жил лесной дэв.

Подкова вблизи просто огромна. На одном конце под ней расположен карстовый цирк с растениями-эндемиками. Бело-розовые слои горных пород украсились мхом и лишайником. Чабрец отцвёл и добавил им седины.  Другим концом Подкова уходит в небо, плывущее по реке. Её каменные косы струятся и падают до самого берега Чусовой.  Смотришь – и голова кружится, не упасть бы!

На вершине радуги-Дуги нас ждала Старая Берёза. Я прикоснулся к ней – здравствуй! Могучий шершавый ствол был тёплым. Берёза приветственно шелестела листвой и будто улыбалась мне. Коми давно подметили: "На своей родине каждое дерево улыбается".

В этот момент лес озарился, и даже великан Сабик стал тенью своей горы. Над величественной Пармой неслышно шла сама Зарни Ань!

Дочь Солнца едва касалась сафьяновыми сапожками верхушек лиственниц и осин. Парчовый шлейф её платья ниспадал с берёз, осыпая округу несметным золотом и драгоценными самоцветами. Это была Мать-Солнце. Зарни-Ань погладила лучами древнее дерево, но не притронулась к Подкове.

Надвинулась туча, из которой хлестал дождь, и всё померкло. Мы стояли на границе с Тьмой рядом с Берёзой. Богиня небесного плодородия оказалась сильнее Тьмы. Внезапно стало так ярко, что свет слепил глаза. И уже не рогатые деревья – стада голубых оленей разбегались по земле. Ох ты!

Давным-давно о таком чуде было записано от уральских отцев-долгожителей:
"Ещё мужи у нас стари ходили за Югру и самоядь, яко видевшие сами в полунощных странах: спаде туча велика, и в той тучи спаде веверица млада, аки то перво рожена и взрастиши – расходится по земли. И паки бывает другая туча, и спадают оленци мали, и взрастают, и расходятся по земле".

Кто такая "веверица млада"? Веверицей звали пушного зверя, горностая или ласку, которым платили дань: "Виру платили по белей веверице или по белей векше". С векшей проще – это белка. Шкурка для дани выбиралась "белая" – зимняя.

Мы стояли, зачарованные зрелищем. Река Теснин обрела глубоко синий цвет. Её долина и цветастые хребты под голубым небом буквально утопали в солнце. Молчали вековые ели и пихты. Остроконечные башни и маяки, они реяли над великой Чуоси. Осыпанные солнечным дождём, ликовали берёзы.

Притом камни хмурились ещё больше и темнели, словно им что-то припоминали. Зарни Ань явно торжествовала, и в этом явлении чувствовался божественный смысл.

Мы спросили у Старой Берёзы шёпотом, чтобы не нарушить действа, - что всё это значит?
И откуда здесь Подкова? Представьте себе громадного Коня, потерявшего её!
Без сомнений – это мог быть только Серебряный Конь, друг великана Перы.

Стары люди баили, что Пера был сыном Медведя, и что родила его сама Парма! Судьба свела богатыря с прекрасной дочерью Солнца. Иногда великана называли по-иному – Пеля, Перя.

В легендах сказано: "Пера стал первочеловеком - охотником. Он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по радуге поднялся на небо и среди светил увидел Шонди - Огонь солнца. Пера хотел добыть тот небесный огонь, но его едва не сожгла молния.

И всё же, он остался на небе. Однажды к нему приблизились золотые сани, запряженные Серебряным Конём. Пера уселся в них, и обомлел. Рядом была красавица Зарань, дочь Солнца!"

Так богатырь и красавица Зарни Ань увиделись в первый раз. "Пера и Зарань" – коми-пермяцкая сказка про них. Я нашёл её в обработке Елены Воробьёвой, записанной по  исследованиям этнографа Николая Конакова, и дополнил сведениями Этнографической энциклопедии.

*** ПЕРА И ЗАРАНЬ ***
Берёза рассказала нам историю любви богатыря и солнечной красавицы, благодаря которой появился народ коми.

Жила на небесах красавица Зарань, которая была дочерью Ёна, бога Солнца. Однажды она заскучала на небе, и стала просить отца отпустить её на землю. Хочу посмотреть на горы и овраги, на дремучий лес – Парму, говорила Зарань. Но строг был отец и не хотел отпускать дочь от себя.

В один из дней увидела Зарань радугу, которая через всё небо перекинулась, до земли достала и пила воду из лесной реки. И тогда попросила девушка радугу, чтобы та разрешила ей сойти с неба на землю по полосатой спине.

"Иди!" – ответила радуга, и Зарань поспешила ступить на зелёную Землю. А радуга напилась водицы из реки и поднялась в небо, скрылась за облаками. На земле Зарань встретила Перу-богатыря, охотника и хозяина Пармы.
Он расспросил её, кто она и откуда, а дочь Солнца уговорила богатыря показать ей его владения: горы и долы, реки шумные и ручьи светлые.

Показал ей Пера-богатырь Парму. Очень понравилась солнечной красавице Парма, да и сам Пера ей понравился! И осталась девушка жить с молодым охотником.

В это время хватился бог Ён своей дочери - по всему небу искал её и не нашел. Тогда посмотрел отец вниз на землю и увидел свою дочь рядом с Перой. Что же это, Зарань стала жить в доме земного человека?!

Как только Ён не уговаривал Зарань вернуться домой! Не захотела красавица прощаться с Землёй. Разгневался отец и напустил на землю великую Жару. Всё высохло кругом и погибло, один только маленький ручеёк остался на дне оврага, он-то и поил всё живое. А богатырь Пера  и красавица Зарань наловчились черпать воду из этого ручейка!

Рассердился Ён ещё сильней, и послал на землю великий потоп. Вода затопила даже высокие горы. Но и тут Пера-богатырь и Зарань не оплошали. Они построили плот и вместе спаслись.

В третий раз Ён взял да и спрятал солнце. На земле наступила немыслимая стужа. Пришла Зима, и все кругом погрузилось во Тьму. Великая Парма укрыла Перу и Зарань от холода и от ветра. Там же молодой богатырь охотился – добывал для семьи пропитание.

Семь лет не возвращалось светило. За это время супруги родили первых людей - семь сыновей и семь дочерей.

Однажды солнечный огонь Шонди опять вспыхнул, и природа ожила. Солнце продолжало звать дочь назад, на небо. Оно послало такой нестерпимый жар, что Зарань хотела вернуться, забрав с собой и детей. Но тайга Парма создала эхо, и Зарань не смогла докричаться до детей и найти их. Так люди остались на Земле.

Жар, между тем, всё не прекращался. Тогда Пера поднялся на гору со своими сыновьями, которые стали стрелять из луков в раскаленное светило. Огромный кусок упал в тайгу, где начались с тех пор лесные пожары.

Солнце сейчас по-прежнему уходит на зиму из тайги, но его кусок продолжает греть землю. Люди же получили, наконец, земной огонь!

Прекрасная Зарань была воплощением зари. Она вставала раньше Перы, и ложилась позже его, заботясь о том, чтобы солнечный огонь не сжёг все живое!

Однажды захотелось Ёну посмотреть, а что же сталось с Землёй? И отпустил он Солнце на небо. Каково же было его удивление, когда на залитой солнечным светом лужайке он увидел танцующих и радующихся теплу людей!

Среди этого народа была женщина, очень похожая на его дочь. Только волосы у неё были совсем седые, и все, кто был кругом, называли её Матерью. Долго не мог поверить Ён своим глазам. Наконец, спросил у дочери, которой не видел долгие годы:
- А кто эти люди, которые веселятся вокруг тебя?
- Это наши с Перой дети и твои внуки! – ответила постаревшая Зарань.

*** ПОБЕДА НАД ВОРСОЙ ***
Пера жил далеко отсюда - охотился на берегах реки Лупьи. Как он мог оказаться здесь, на Чусовой? Подружка Сосны-Пожум поведала другую историю, которая расставила всё на свои места.
Надежда Белинович и Федор Плесовский перевели для нас пермский эпос. От меня только Серебряный конь добавился. А зачем – узнаете.

…Однажды Пера спас людей Пармы от нашествия ордынцев.  И получил за то от князя шелковую сеть, чтоб куниц ловить, а впридачу - грамоту, что Пера и его потомки могут лиственником на реке Лупье владеть.
   
Вернулся Пера домой, и сразу пошел новое владение смотреть да расставить шелковую сеть. Не знал богатырь, что попал он туда, где сам Ворса-леший охотился.
 
Леший тут как тут! Шапка - как большущая еловая шишка, зеленую бороду ветер треплет. Нахмурил брови Ворса и спросил богатыря, как посмел он в его владениях охотиться.
   – Это не твои, а мои угодья. Вот, читай княжескую грамоту, – сказал Пера.
 
Не умел читать Ворса.
   – Мне эта грамота не указ, – говорит. – Давай лучше состязаться, на палке тягаться. Кто победит, тот и станет владеть угодьями: то ли наша лесная нечисть, то ли ты, Пера, и потомки твои.
   
Нашел богатырь палку, привязал её крепким сыромятным ремнем к берёзе. Концы ремня обернул вокруг ствола и завязал. С одного края уцепился за палку Пера, с другого – Ворса. Ворса рванул палку, да так, что береза затрещала.
 
– Что это трещит? – спрашивает леший.
– Твой хребет! – отвечал богатырь. Испугался Ворса, не захотел больше состязаться.
– Ладно, владей лиственником. И давай жить дружно!
   
Пера поверил лешему. И зря, Ворса решил его сгубить.
  Свалил богатырь высокую сосну, зажег ночью негаснущий костер, и улеглись они у костра спать, леший и Пера. Ворса вдруг спрашивает Перу:
   – А какой удар для тебя смертелен: удар меча или удар топора?
 
Зевнул Пера, отвечает, что не боится он ни меча, ни топора, боится только раскаленного копья с серебряным наконечником. А копьё-то с серебряным наконечником как раз у лешего было! Он его под голову положил и захрапел.
   
Пера же потихоньку встал, вырвал из земли берёзу, притащил к костру, положил на своё место и плащом накрыл. А сам взял лук и стрелы, спрятался под ёлкой.

Среди ночи встал Ворса, раскалил на костре свое копье с серебряным наконечником, да как ударит в накрытый плащом берёзовый ствол. Копье насквозь пробило березу.

   – Ну и крепок был Пера! – сказал леший и ещё раза два стукнул копьём по берёзе, и опять проговорил:– Ну и крепок был Пера!

   – Ещё как крепок! – громыхнул в ответ Пера, и пустил в лешего стрелу вострую.
   Бросился леший бежать, богатырь – следом.

Побежал Ворса в сторону Каменного Пояса – хотел укрыться на Горе Болванов, там с ним не совладать. Да не побежал – лосем полетел! Не догнать великану его пешком. Вдруг затрубил возле Пожум-Сосны его друг сердешный, могучий Конь Серебряный. Пришёл на помощь богатырю.

Вскочил Пера на Коня – быстрее сокола-сапсана за лешим погнался! Зарни Ань весь лес уральский к вечеру высветила. Прислонил Пера рукавицу боевую к челу, смотрит – куда леший подевался?

А Ворса в это время добежал до самой Реки Теснин. Чует, что настигают его. Прислонился леший к большой скале и думает "Может, лесом стать? Не заметит меня Пера".

Зарни Ань метнула в него молнию из Шонди, солнечного Огня. Молния рассыпалась радугой и окружила Ворсу. Замер изобличённый проказник, не пускает его радуга-Дуга.

Послышался страшный грохот. Земля тряслась так, что на горе Сабик сосны повалились. Из-за горизонта показался невероятных размеров Конь. Шерсть его блистала серебром, из раздувающихся ноздрей шёл жар огненный. Тут и Ворса затрясся – верхом на Коне сидел Пера!

Воин-охотник осыпал лешего градом стрел. Серебряный конь налетел и вдавил Ворсу в большой камень, который выгнуло дугой. В том месте и осталась Подкова от коня богатырского.

Иногда леший из-под земли грозит. Глядь, а на берегу вырос Чёртов палец. Коли страшно - жди зорьку от дочери Солнца да зови богатыря Перу!


Материалы к рассказу:
1. Лимеров П.Ф. Образ богини-матери в мифологии коми: к проблеме реконструкции.
2. Исследования этнографа Николая Конакова и сведения Этнографической энциклопедии о мифологии коми. Коми-пермяцкая сказка "Пера и Зарань" в обработке Елены Воробьёвой.
3. Коми-пермяцкая сказка о Пере-охотнике. Перевод и обработка Надежды Белинович и Фёдора Плесовского. Источник -  journal-shkolniku.ru


Рецензии