Тухлые яйца

               
               
      Очень я удивился, когда в витрине гастронома увидел рекламу: «Тухлые яйца». Какой-то запредельный юмор, подумал я. Видимо, кто-то решил подхохмить. Так бывает. У людей разное чувство юмора, понимание того, над чем можно смеяться, над чем нет. Да и вообще, сколько людей, столько и характеров. Один хохочет до упаду, увидев, как на скользком месте поскользнулся какой-то мужчина. Выглядит тот и впрямь нелепо, неуклюже карабкается, пытаясь встать, опять падает, а тот, что смотрит со стороны, умирает со смеху, ему и в голову не приходит подбежать, помочь подняться, наоборот, он ждёт «изюминки» в этом цирковом трюке, может несчастный при очередной неудачной попытке подвернёт ногу или сломает руку. Вот будет потеха. Увы, бывают и такие сволочи. Те, кто может потешаться над чужой неудачей и даже горем. А как их иначе назвать?
      Но тут гастроном. Продовольственный магазин. Уместен ли здесь юмор подобного сорта. Я зашёл в магазин и обратился к продавцу: «У вас в витрине висит какая-то хрень. Видимо, кто-то решил подложить свинью вашему заведению, скорее всего конкурирующая фирма.
      - О чём это вы? – спросил работник прилавка.
      - Да вот, посмотрите.
      Мы подошли к витрине, продавец прочитал написанное и рассмеялся:
      - Ах, это? Да, мы действительно продаём тухлые яйца. Даже со знаком качества. У них  резкий, невыносимый, пронзительный запах. От него мухи мрут.
      Тут уже удивился я:
      - Так вы на полном серьёзе продаёте этот, с позволения сказать, товар?
      - А как же.
      - И на него есть спрос?
      - Ещё какой.
      - Дикость какая-то. Обоснуйте, пожалуйста. Как вам в голову это пришло?

      - А это не нам пришло, у нас исторические корни. Вы, наверное, читали, что не раз случалось, как зрители, на спектакле или слушатели на концерте, швыряли на сцену тухлые яйца, выражая тем самым протест  либо против самой пьесы, либо отдельного исполнителя той или иной роли. Наша торговая точка, если вы обратили внимание, находится в самом, что ни на есть культурном центре, вокруг несколько театров, концертный зал, даже шапито для цирковых и других мероприятий. Основная масса наших покупателей интеллектуалы, меломаны, эстеты, тонко чувствующие каждое слово, произнесенное с театральных подмостков, каждую ноту, сыгранную оркестром, они приходят в эти храмы искусства, чтобы отдохнуть душой, получить заряд бодрости, возвысится в своих чувствах, мыслях, стремлениях и надеждах. А им подсовывают халтуру. Будет знать теперь исполнитель- фальшивомонетчик,
как читать монолог Гамлета, или скрипач, взявший вместо фа-диез ноту ля-бемоль. Ну, кому это понравится. Если ты не чувствуешь красоту слова, если тебе медведь на ухо наступил, меняй коньки  на санки, уходи из профессии. Будешь продавцом в нашем гастрономе. Хотя, что это я говорю. Продавцу тоже свой талант нужен. Впрочем, как и на любой другой работе.

      А если уж ты полез в искусство, вспомни, чему тебя учили Константин Сергеевич Станиславский, который считал самым главным критерием актерского мастерства умение держать паузу, или Георгий Александрович Товстоногов, поставивший на сцене БДТ спектакли-шедевры,  или, признанный во всём мире, дирижёр Мариинского театра Валерий Абисалович Гергиев. А может, они тебя и не учили? Ты на сцену пролез по блату, как говорил Аркадий Исаакович Райкин, «через завсклада, через директора магазина, через товароведа».
      - И откуда вы такой умный?
      -Так я же ВГИК кончал. Но не вышло из меня киноактёра. Пришлось переквалифицироваться.
      - И, наверное, это вы придумали всю эту затею с тухлыми яйцами?
      - Я. И этим горжусь. Вначале, правда, я не мог подобрать подходящий аксессуар для своей задумки. Пробовал гнилые помидоры, шкурки от бананов -  не тот эффект. Тухлые яйца лучше всего подходят для этой акции. Они долго держат запах, почти как паузу, которой обучал студентов Художественного театра Станиславский, да и потом, спрос на них выше. Они нашему заведению дают ощутимую прибыль.

      - Да-а, в смекалке вам не откажешь. А как на это новинку смотрят «старшие товарищи» - администрация, управление торговли, районные и городские власти?
      - Вначале все, как один, были против, но когда увидели, как у нас резко выросла выручка, тут же дали «добро». Мы ведь никого не заставляем покупать этот эксклюзивный продукт. У нас и свежие яйца есть. Проверенные, с красным штемпелем. Всё на добровольных началах. Покупай, что хочешь, что тебе больше нравится, что тебе больше по вкусу. Полная, ничем не ограниченная демократия. Свободное волеизъявление, как на выборах Президента. Каждый, кто покупает этот товар, понимает, что делаем мы это из любви к искусству, что это самый действенный метод повысить культурный уровень населения.
      - Оригинальный метод. Из ряда вон выходящий. Ведь есть же профессиональные критики, специальные издания, которые осуществляют надзор за подобной продукцией, отмечают те или иные недостатки, изъяны, выносят то или иное произведение на суд зрителей, слушателей.

      - А толку? Если бы всё это помогало, наши театральные подмостки не ломились бы от слабых, беспомощных, ничего не дающих ни уму, ни сердцу произведений. И как с этим бороться? Свистеть, топать ногами – не тот эффект. А вот запустить в халтурщика тухлым яйцом – действует, ещё как.
      - Проверяли?
      - Неоднократно. В какой-то мере этот метод служит подспорьем для взыскательной публики, помогает отличить истину от камуфляжа, открыть глаза на сценическое  действо. Причём результат нашего вмешательства сказывается мгновенно. Исполнитель, получивший в лоб тухлым яйцом, тут же задумается, а может, я не так трактую этот образ, может эту роль надо играть иначе. Или тромбонист, взявший фальшивую ноту, скажет сам себе: «Может, я не то выдуваю, сколько раз мне указывали: «Закрой поддувало! Сделай звук чище, прозрачнее». Даже тот, кто по пьесе, или сценарию держит сейчас паузу, то есть, не произносит ни одного слова, почешет затылок: «А недолго ли я молчу? Молчание, оно, конечно, золото, но меня могут неправильно понять».

      - Спасибо. Просветили. Мы с женой как раз сегодня собирались на спектакль, наделавший много шума. Но теперь я крепко задумался: «Наверное, прав был великий драматург Уильям Шекспир, озаглавивший одну из своих пьес: «Много шума из ничего». Я, пожалуй, куплю пяток этих яиц. Убедили вы меня. Так что я теперь вполне подкованный зритель. На все четыре конечности.
 
      
      

 









    


Рецензии