Аркадий Кутилов А в стране дураков стонут лебеди..

Имя на поэтической поверке. Аркадий Кутилов
автор Лев Баскин


«…Поэзия – не поза и не роль,
Коль жизнь под солнцем – вечное сраженье, -
Стихи – моя реакция на боль,
Моя самозащита и отмщенье!».

Строки принадлежат поэту и художнику, Аркадию Кутилову ,(30.05.1940. деревня Рысья, Иркутской обл. – июнь 1985. Г. Омск).

Аркадий Павлович Кутилов – уникальный поэт, судьба которого по трагизму, пожалуй, имеет немного равных.
На протяжении 17-ти лет, последних лет, короткой жизни, талантливый поэт, стихи которого ещё в начале его жизни были отмечены восторженной оценкой Александра Твардовского, имевший раньше и жену и сына, и дом, и работу, был человеком без определённого места жительства.

Поэт скитался по чужим городам и весям, по лагерям, спецприёмникам и психушкам.
У него есть стихотворение:

           «Страна дураков».

…Мир тоскует в транзисторном лепете,
люди песни поют не свои…
А в Стране дураков стонут лебеди,
плачут камни и ржут соловьи.

Мир таскает одежды тяжёлые,
мир в капроне от зноя зачах…
А в Стране дураков ходят голые,
чтоб кинжалы не прятать в плащах.

Мир поклоны кладёт дяде Якову,
если голос у Яшки – гроза…
А в стране дураков всякий всякому
правду-матку режет в глаза.

Мир в угрозах и денежном шелесте
рвёт любовь у законной жены…
А в Стране дураков бабьи прелести
не дороже простой ветчины.

В вашем мире начальники старшие
даже в песнях почтения ждут…
А в Стране даже маршалы
даже улицы даже метут.

В общем, так, попрощайтесь с сестричкой,
отряхните коросту долгов,
и с последней ночной электричкой
приезжаёте в Страну дураков!

Он обитал на чердаках и подвалах, жил в колодцах теплотрасс, ночевал на вокзалах и кладбищах, они становятся его рабочим кабинетом, умирал от туберкулёза на слякотных улицах равнодушного города…

Такое поистине кошмарное существование длилось невыносимо долго – семнадцать лет.
За эти годы поэт создал колоссальное творческое наследие, насчитывающее более 2000 стихотворений, потрясающую прозу, а также целую галерею произведений изобразительного искусства.

 К сожалению, ещё большее количество, стихотворений и картин Аркадия Кутилова не дошло до нас…

Поэт предчувствовал свою страшную гибель. Об этом его последние стихи:

«Ты умрёшь через час, ни минуточкой позже!
Авторучка рывками проползёт по листу…
Свой последний часок ты продай подороже,
и секретов любви не тащи в темноту.

Обречённо метнись к сундукам и котомкам,
что на чёрный денёк припасла голова.
Ты умрёшь через час, так оставь же потомкам
все слова-самоцветы, изумруды-слова…

Чтоб лучилась лучинка, чтоб кричала кричалка,
чтоб гудела в стихах первозданная медь!..
Если жалко словцо и метафору жалко,
                оглянись на часы
                без пятнадцати смерть!».

В июне 1985 года, в одном из центральных скверов города Омска, около транспортного института, был обнаружен труп бродяги, в рваной, грязной одежде. Обстоятельства смерти не выяснялись и остались не выясненными.

Труп был опознан, но никем не востребован и отдан в анатомический театр Медицинской академии. Его останки были похоронены в общей могиле, где с Аркадием Кутиловым, было ещё девять неизвестных, на Ново–Южном кладбище Омска.

Это был один из великих, ярчайших, российских поэтов ХХ столетия.
Место захоронения до сих пор, точно, не известно…

Аркадий Кутилов, при рождении дали имя – Адий, родился 30 мая 1940 года, в Иркутской области, в таёжной деревне Рысьи.

Своей редкой фамилией, зачастую воспринимаемой как псевдоним, он несомненно обязан протекающей в тех местах небольшой речушке Кутил.

Вскоре после войны, похоронив, израненного на войне мужа, мать-Мария Васильевна Кутилова, возвращается с двумя маленькими сыновьями – старшим Юрием и младшим Адием – на свою родину, в село Бражниково, Колосовского района Омской области.
По собственному признанию Аркадия Кутилова, писать он начал поздно, лет с семнадцати – до того едва ли не единственной, всепоглощающей страстью была живопись, отступившая затем на задний план.

В бражниковской школьной библиотеке Аркадий Кутилов обнаружил маленький томик Марины Цветаевой и благодаря этому случаю, впервые познакомился с опальной поэзией.
Своим стихам он дал определение – «таёжная лирика».

В начале 60-х годов Аркадий проходил армейскую службу в городе Смоленске и вошёл там в литературный круг, сблизился с местным литературным объединением, участвовал в семинаре молодых писателей – и даже заслужил высокую оценку Александра Твардовского и Николая Рыленкова.

Он сделался очень, популярен, в литературных и читательских кругах города, его стихи охотно печатали областные и армейские газеты – он даже стал автором гимна Смоленска!
Будущее совсем ещё молодого стихотворца обещало сложиться весьма, по советским меркам благополучно. Но тут случилось событие, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу.

Аркадий и ещё пятеро солдат устроили в части выпивку. Пили антифриз. В живых остался один Аркадий Кутилов. В тяжёлом депрессивном состоянии его демобилизовали.
 В родную деревню Аркадий вернулся совсем другим человеком, до конца дней затаив в душе вину – за то, что остался в живых. В сохранившихся автобиографических набросках он пишет об этом периоде скупо:

«В подавленном состоянии, потеряв интерес ко всему, я жил в деревне, считая, что жизнь прошла мимо.
 Самое яркое событие того времени – это момент, когда я впервые серьёзно оценил водку. Работал корреспондентом районной газеты, неумеренно пил, распутничал и даже не пытался исправить положение».

Есть  сведения, что Александр Твардовский, разыскивал внезапно исчезнувшего из поля зрения молодого поэта, но из части, где тот служил, сообщили о… его смерти.
Уже в конце 80-х, критик В.Лакшин вспоминал, что автор «Тёркина» как-то рассказывал ему об «удивительно талантливом солдатике, насмерть отравившемся антифризом…».

Депрессия длилась около года, затем Аркадий Павлович  с головой уходит в стихи и пишет невероятно много, сутками не отрывается от бумаги. Его стихи, многократно переписанные, начинают ходить по рукам едва ли не по всей Сибири.

В эти времена, он работал в редакции районной газеты «Вымпел», но после нескольких месяцев был уволен за пьянство и переезжает в Омск.

Стихи Аркадия Кутилова впервые появляются на страницах омской газеты «Молодой сибиряк».

В 1967 году умирает мать и Аркадий Павлович вместе с молодой женой и сыном, уехал в места своего рождения, иркутские земли.
Работал, так же, в районной газете, несмотря на отсутствие образования, много времени проводил в разъездах.

В 1969 году создал прозаический цикл «Рассказа колхозника Барабанова». Цикл публиковался фрагментами: полностью опубликовано после смерти поэта, в 2989 году, в альманахе «Иртыш».

Наметившийся семейный разлад заставил Аркадия Павловича вернуться в Омскую область, где в Омске жил его брат Юрий.

Некоторое время он вёл кочевой образ жизни сельского журналиста, работал в районных газетах, нигде подолгу не задерживаясь…

После смерти брата Юрия, Аркадий Павлович окончательно перебрался в Омск и оказался абсолютно никому не нужным.

Начинается страшный бродяжий период его жизни, с 27 лет – до последних дней своей жизни, в 45 лет.

Всё это время, система реагировала примитивно и стандартно – принялись прятать его в психушки, «привлекать» за бродяжничество, давая реальные сроки.

Тысячи стихов, десятки поэм, родились за колючей проволокой, за больничным забором. Всё это периодически изымалось и зачастую просто уничтожалось.
В 1971 году, находясь в заключении, написал повесть» Соринка», впервые опубликована в альманахе «Иртыш» в 1997 году.

Начиная с середины 70-х годов и до последних дней, Аркадий Павлович писал без всякой надежды увидеть свои творения напечатанными: власти наложили окончательный запрет на само его имя.

И не только за крамольные стихи. Были эпатажные «выставки» картин и рисунков прямо на тротуарах, в центре города Омска. Было «глумление» над «серпастым» и «молоткастым, страницы коего, за отсутствием иной бумаги, поэт сплошь исписал стихами…

В конце семидесятых, в самый пик брежневского правления, Аркадий Павлович  вышел на центральную улицу города, повесив портрет генсека, вставленный в сиденье унитаза…
Думается, часто он намеренно провоцировал власти, чтоб оказаться снова в тех «человеческих условиях» - психушке или колонии, и излить на бумаге то, что накопилось.

После смерти, к Аркадию Павловичу Кутилову, пришла слава. За последнее десятилетие в Москве, Омске, Красноярске вышло около 10-ти книг стихов  и прозы великого поэта, с предисловием Евгения Евтушенко.

Его стихи переведены на иностранные языки и включены в антологию «Строфы века», по которой иностранные студенты в Европе и Америке изучают русскую литературу, его имя там стоит вторым после Иосифа Бродского.

Благодаря, Евгению Евтушенко, включившему стихи  омского поэта в академическую антологию «Русская поэзия ХХ столетия», изданную в Лондоне на английском языке, куда вошла антология «Строфы века», имя Аркадия Кутилова стало известно за пределами города Омска.

 Было снято три фильма о Аркадии Кутилове, один, снятый в Москве, - по заказу телеканала «Культура».

Песни на его стихи, поёт известная певица, Жанна Бичевская.

В Омске 30 июля 2010 года в рамках празднования дня города установлен мемориальный камень поэту.

В деревне Бражниково, Омской области, открыт музей Аркадия Кутилова.
В октябре 2013 года, в Омске был поставлен памятник поэту-бомжу, на Ново - Южном кладбище, на месте предполагаемой братской могилы который не был членом писательской организации, но был Поэтом с большой буквы.

Сбылись пророческие строки поэта:

«Если умер, не ходишь, как прежде,
Если сдался, врагов возлюбя,-
Значит, слава Последней Надежде,
Что воскреснуть заставит тебя!».

Желаю, чтобы с творчеством Аркадия Павловича, был знаком каждый любитель российской поэзии.
Из поэтического наследия Аркадия Кутилова.

       «Монолог убитого».

Я в атаку последнюю шёл,
но судьба изменила герою…
Плюс к тому – оказался тяжёл
тот снаряд, что упал под горою.

Хорошо! И дымком понесло,
и предсмертные слёзы просохли…
Плюс к тому – умереть повезло:
те, кто выжил, в плену передохли.

Плюс к тому – тишина… тишина…
Не слыхать разговора винтовок…

…И вползают на грудь ордена,
давят лапками божьих коровок.
              «Москва придумает меня».
Назло несчастьям и насилью,
чтоб зло исчахло наяву,
земля придумала Россию,
а та – придумала Москву.

И вечно жить тебе, столица!
И, грешным делом, я хочу
стихом за звёзды уцепиться,
чтоб хлопнуть вечность по плечу.

Хочу тревожным ожиданьем,
бессонно ямбами звеня…
Мой триумфальный день настанет:
                Москва
                придумает
                меня!

   «Души моей лампада».

В труде и на досуге,
В довольстве и печали-
Ко мне, враги и други,
Не лезьте с мелочами.
Ловлю в мещанском хоре –
Обиженную скрипку,
Космическое горе,
Вселенскую улыбку.
Гори неугасимо,
Души моей лампада!..
Но жизнь проходит мимо
В сто раз быстрей, чем надо…

       «Жила-была».

Жила-была. Его ждала.
Вздыхала до рассвета.
Порой тоска её брала
такая – спасу нету!

Тогда она бросала в печь
измятые конверты…
И пламя ело чью-то речь,
и вой летел предсмертный…

А чья вина? Ну, чья вина,
что жизнь – труба сквозная?

Вот так жила-была она.
А кто она – не знаю…

          «Пасынок».

Когда-нибудь вечером синим,
без дум, без любви и мечты,
я вдруг попрощаюсь с Россией,
и стану с Россией на «ты»…

Зачем ты меня не любила,
терпела, стыдливо кривясь?..
В припадках беззлобного пыла
с тобой я налаживал связь.

Покорный твоим обещаньям,
признания ждал много лет.
Возьми же теперь на прощанье
моей головы амулет!

Прощай, и забудь кривотолки.
Ведь люди чего не наврут!
…Курки моей верной двустволки
чачакнут – и станут во фрунт!

К исходу лирической ночи,
как раз на коровьем реву,
бровями взмахнут мои очи,
и шумно взлетят в синеву!


                Алла-Аэлита


что же это за черная дыра, пожирающая всё талантливое и незаурядное?
почему люди так незаслуженно страдают, скитаются, сидят в психушках
ночуют на кладбищах...почему, почему, почему...и кто даст ответ...
даже эха не слышно...
судьба Аркадия Павловича Кутилова заставляет о многом задуматься
ну, ладно, он не угодил сильным мира сего, а где же были его друзья?
неужели они все от него отвернулись?
с какой обидой и горечью покинул он этот жестокий и холодный мир, где
его душа сейчас и знает ли он, что его стихи читают, восхищаются его
талантом...хотя он знал, что так и будет

Когда-нибудь вечером синим,
без дум, без любви и мечты,
я вдруг попрощаюсь с Россией,
и стану с Россией на «ты»…

Аркадий Павлович, ваша душа с небес смотрит на нас, хочется у вас попросить
прощение от имени всех живых за то зло, которое вас уничтожило...

ПРОСТИТЕ...ПРОСТИТЕ...ПРОСТИТЕ...


          ***

ваши очи взмахнули бровями
и взлетели они в небеса
где нет зла, ни печали, ни грусти
где ласкают теплом голоса

это ангелы рядом с тобою
в белых розах летят облака
отдохни в этом звёздном покое
пусть подхватит тебя река
и несёт по просторам Вселенной
если что рядом Бога рука...

Алла-Аэлита   02.10.2019 15:01   


Рецензии
Спасибо автору за познавательную информацию о судьбе поэта...
Буду знать, читать и пропагандировать.

Александра Носко-Борискина   12.07.2022 02:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.