Вообразим на троих
/ эпистола по сильно искажённым
мотивам одной переписки /
Действующие лица :
1. Р.М.Р. – 50 лет, поэт, признанный классик;
2. М.Ц. – 34 года, поэт, будущий классик / посмертно /;
3. Б.П. – 36 лет, поэт, будущий живой классик ;
4. Л.О.П. – возраст не имеет значения, художник,
отец Б.П.
Место действия : Россия, Чехия, Франция, Швейцария .
Время действия – 1926 год .
ИНТРОДУКЦИЯ
Р.М.Р. – Я должен объясниться . Двадцать пять лет назад
я, молодой начинающий поэт, следуя модным
тогда в Европе русофильским настроениям,
воспринимал Россию, как носительницу особого
пути развития цивилизации, как антитезу торга –
шеского, буржуазного …
Патриархальность, православие, духовная
чистота и стоическое терпение русян – селян ..
Храмы, колокольный звон, золото и парча
священников, паломники. Наконец, Достоев –
ский, Лео Толстой . О, о, о, о !
Это сказочная страна, населенная ; народом –
братом, народом – художником ; !
/ собственное выражение Р.М.Р. /
Весной 1899 г. на исходе 19 века и в надежде
на новый 20 век, я приехал в Москву в сопро –
вождении своих друзей – одного неинтересного
для вас человека и его жены – писательницы
Лу Соломэ – Андреас, в прошлом близкой
подруги Фр. Ницше .
О ней несколько подробнее : Лу Саломэ, дочь
русского генерала, имевшего, похоже,
французские корни, родилась в 1861 г. в
Петербурге . Подобно немногим эмансипиро–
ванным, романтически – авантюрным молодым
женщинам из России / Елена Блаватская, Мария
Башкирцева, Елена Дьяконова /, она оставила
яркий след в истории . Лу была необычайно умна,
обладала редким качеством – интеллектуальной
восприимчивостью . Она путешествовала по
Европе с мамой, которая возила за ней её гарде –
роб . Думаю, несчастные получатели ; социаль –
ной помощи ; , эта деталь говорит о многом .
В Риме 21 летняя Лу в 1882 г. познакомилась с
38 – летним философом, имя которого вам
жалким русским ; социальщикам ; ничего не
говорит, а, если и говорит, то вы его не читали,
а, если и читали, то, конечно, ничего не поняли .
Я имею в виду Фридриха Ницше . Суровый
философ, некогда друживший с Вагнером, но
порвавший с ним из – за диктата мысли,
оставшийся верным духовной свободе, часто
болел / неврастения, другие психические рас –
стройства /, был одинок . Год назад до встречи
с Лу он начал писать грандиозное, смелое и
новаторское творение : лирико – философскую
поэму ; Так говорил Заратустра ; .
Вот несколько строк из неё : — Я сидел в ожидании
И я не ждал ничего .
Я не думал о добре, или зле,
Но я радовался игре Света и
Тени .
Я сидел под обаянием дня,
Озера, яркого солнца, жизни
Без цели .
И в этот миг внезапно нас
Стало двое –
Мимо меня прошёл
Заратустра — .
Вам понравилось ?
Лу встретилась с Ницше . Они говорили часами.
Она умела слушать .О, эти молодые еврейки !
/ да, да – я не поверю, что Лу Саломэ была русской ! / Они умеют не только слушать, но и СЧИТАТЬ ! Как они считают ! В частности, они
считают,что Шопенгауэр зарабатывал меньше, чем
Беккенбауэр, а тот, в свою очередь, меньше, чем
Эйзенхауер !…
Но ближе к делу ! Фридрих влюбился почти что с первого взгляда / при его сильной диоптрии это было
нетрудно/ . Он рассказал ей всю свою жизнь : отец –
педофил – священник, мать – беглая крепостная князя
А.Курбского, дядя – алкоголик, автор сих строк – аморальный циник, неспособный любить молодых
таитянок …
И, как это часто бывает, чем больше говорил он сам,
тем больше влюблялся . Что же было на уме уже
искушенной в любви молодой женщины ? Её тянуло
к Ницше, как к гению ; но это было лишь интеллекту –
альное приключение : ей льстило знакомство с извест –
ным человеком, но, как мужчина, этот сумрачный человек с глубоко сидящими глазами, пугал её .
Его бледность, приступы красноречия и апатии,
его способ поджаривать артишоки в жире пингвина
не способствовали сближению . Тем не менее, она
пишет ему философские стихи, сохраняя при этом
полную независимость . Она спорит с ним .
Инстинктивно желая сохранить себя, она начинает
лукавить, интриговать, сталкивать Ницше с его
близким другом, которому она тоже нравится .
Ницше ревнует .В конце концов он пишет ей
резкое письмо .
— Я не знаю, с помощью какого колдовства вы
взамен того, что дал вам я, дали мне эгоизм
кошки, которая хочет одного – жить . –
Позднее, Ницше узнал, что его друг Пауль Рэ,
философ и писатель, якобы компроментировал
его в глазах Лу, сказав, что Ницше – сумасшедший …
Он разрывает и с единственным другом .
Позднее, в 1893 году Лу напишет о Ницше книгу ..
Я ей посвятил 7 или 8 стихотворений, написанных
по – русски . Её обаяние, смесь игры, ума, неотрази –
мого эгоизма, авантюрности, способности к вчувст –
вованию, покорили и меня, тогда в конце века и,
через 12 лет, и Зигмунда Фрейда в Вене на конгрессе
психо- аналитиков .
Мой же роман с Россией начался с посещения усадьбы Л. Толстого . Это мне ; устроил ;, как
у вас говорят, Леонид Осипович Пастернак .
Ему это было легко : в то время он портретировал
Толстого . После возвращения из России / я пробыл
там около 3 – х месяцев / я жадно, почти самозабвенно начал учить русский .
Я читал Гончарова, Толстого, Лермонтова, русских
поэтов ; из народа ; — К. Фофанова, С.Дрожжинина
и др., перевел чеховскую ; Чайку ; . Моя увлеченность Россией не прерывалась и потом .
Через год снова / с Лу, но без анонимного для
вас мужа/ приехал в Россию . Мне было 25 лет,
ей – 39 .
В поезде на пути в Тулу мы случайно встретились
с семьёй милого Л.О.П. Там меня впервые увидел
10 – летний Борис П., будущий участник нашего
эпистолярного ; трио ; . На этом м.б. затянутом
вступлении я хотел бы закончить .
-Guten Abend, или – я очин лублу рюски душа !-
из Берлина в Валь – Мон / Швейцария /
ПЕРЕПИСКА или ФАНТАЗМ a trua
1. ПИСЬМО Л.О.П. – Р.М.Р.
/ 8.12.1925 г. /
Дорогой, славный Поэт !
Я и моя семья с восхищением присоединяемся к
поздравлениям в связи с Вашим 50 – летием .
Помню Вас 25 лет назад молодым в тёмно – зеленом
баварском пальто, когда Вы, запинаясь, сказали мне
по – русски : — Эй ты, старец ! Пошёл на х…, но сначала отведи меня к Толстому, сволочной мудак ! –
Рад сообщить, что мой младший сын Борис стал
знаменитым русским поэтом . Незабываемы остались часы, проведенные с Вами в беседе в
боготворимой Вами России, русской литературе …
Любящий Вас
Л.П.
СНОВА Р.М.Р.
Получив письмо, в марте1926 г. , я ответил востор –
женным посланием ; многое всколыхнулось в моей
душе …Я писал, что исконная Россия УШЛА под
землю, скрылась в земле. Она живет в темноте, и
незримо, медленно собирает силы, чтобы дожить
до возрождения .Кто знает, доживём ли мы до её
возрождения ? Глубинная, исконная, вечно претерпе-
рпевающая Россия вернулась к своим потаённым
корням, как это было с ней однажды под игом татар-
щины . Кто усомнится в том, что она живёт и, объятая темнотой, незримо и медленно, в святой
своей неторопливости, собирается с силами для
какого – нибудь ещё, быть может, далекого
будущего ? / Этот пассаж делает Р. честь /
Далее Р. говорит о том, что с 1919 г. живет в
Швейцарии, а его жена Клара – постоянно в Герма –
нии / ! /, и что он стал дедом .
— живу я в маленьком старинном замке 13 – го века,
в полном одиночестве, выращиваю розы .Обычно
писем я не пишу, но для Вас сделал исключение .
Кроме Вас, я сделал исключение для донецкого журнала
; Забой и запой ;, который предложил мне поработать
три года шахтером, чтобы познать прелесть труда горняков . На мой ответ, что я –лирик с мистическим
уклоном, и что , по состоянию здоровья я не могу держать : кайло, отбойный молоток, толкать вагонетку
и т.д. , редакция лишила меня пайка, который я якобы
получал с 1917 г. .. Проклятия наиболее политизированной части шахтеров гор. Прокопьевска,
посланные ошибочно Клемансо, я, естественно, не полу-
чил . Более того, мне стало известно, что фракция революционных поэтов Донбасса послала ко мне
бригаду педерастов, заражённых ..меланхолией .
Они не знали,что я – совершенный аскет, а что до
; меланхолии ;, то трагическое одиночество посильнее .
Стихи Вашего сына прочёл . Они очень выразительны .
2. Л.О.П. – Б.Л.П.
Случайно узнав, что литературный мир празднует
50 – летие Р., я напомнил ему о нашем знакомстве и
рассказал о тебе, твоем творчестве .Его ответ пока тебе не высылаю, потому что оригинал ты потеряешь, или оно из Берлина не дойдёт, а вся наша
семья, / а ты знаешь, что евреи плодовиты / в количестве 17 человек будет наслаждаться его стилем месяца три . Кстати, твой племянник Федя
/3,7 мес. / обещает выработаться в скульптора / из
жеванной бумаги /, так что подлинник письма может
быть утрачен . На все воля Б – га .
Твой отец
3. Б.П. – Р.М.Р.
— Был дома я один : жена моя – художник
С утра до полночи малюет – ВХУТЕМАС !
А я, невечный вечности заложник,
Ищу стремянку, влезть чтоб на Парнас .
Где Вы сидите, Саваоф стиха ?
Чем пишете ? чернила в дефиците !
Для Вас мои вопросы – сорт греха ;
Как полюс, белы Вы – чумаз я, в антраците …
Мне голуби прислали Ваш привет,
Пробив с разлету занавес железный,
Вы живы, обожаемый поэт !
Живу и я – нас разделили бездны .
Я двадцать лет – Ваш слепок, Ваш я след,
Я сын Ваш, без финансовых претензий,
Мне в феврале прислали Вы билет
На выставку тропических гортензий ..
Павлиний хвост я парусом раскрыл,
Внезапной радугой признания ослеплен .
Орлом я стал с стоверстым махом крыл,
И сразу же заряд мне дроби в сердце влеплен .
Но что, растоптанный хозротою снегирь,
В сравненьи с Вами, гений светоносный?
Рождён я заново . И предо мною ширь :
Кати стиха локомобиль двуосный !
Я был несчастлив .Я писал во сне
Инерцией гигантского разбега,-
Вибрирует рояль так в тишине,
Завален серой толщей снега ..
Но что – то я, бессвязный, о себе?
Мне хочется, чтоб Ваша Рифмость знала :
В Париже, неподвластная судьбе,
Марина Ц. поэму написала ..
Окольные пути спрямляют путь сердец .
У нас в стране так страстно уж не пишут .
Я смею вас просить – письму пришёл конец –
Послать ей весть, как знак, как символ свыше . —
12.04.1926 .
4. /небольшой внутренний монолог Р.М.Р./
— Послать ей весть.А, может, просто – вещь?
В России дефицит, как снег, лежит годами.
Но что поэт послать способен даме?
Пошлю – ка ей свой старый акваланг:
Марина – море, знать, нырять умеет;
Черкну два слова – вновь рука немеет..-
5. Внезапно \ телепатически / Р. получает послание
от Б.П.
— Великий Мэтр! Она НЕ ЛЮБИТ моря ! Ей море
кажется враждебным и чужим. Другое – горы, скалы
и предгорья. Она ходок: легка, неутомима.Быть
может, снаряженье альпиниста, иль велоцикл
с утяжелённой рамой, порадуют Марину, как дитя..-
Р.М..Р. / включаясь в разговор/ Борис! Марина – мастер?-
Б.П. – Причём здесь мастерство? Я вас не понимаю!-
Р.М.Р. – Она, надеюсь, мастер?-
Б.П. – Да разве в этом дело? Я с Вами говорить хочу-
Р.М.Р. – О чем конкретно? –
Б.П. – Об облаках, о змеях и о мышах. О cумерках,
вокзалах, расставаньях, о жизни и о смерти, наконец.-
Р.М.Р. / отключается/.
ОТ АВТОРА: через несколько лет в краткой теле-
фонной беседе с И.В.Сталиным Б.П. снова попытается поставить перед собеседником свои
вопросо –темы и снова не сумеет четко ответить
на вопрос о мастерстве, правда другого поэта.
И, хотя, вдова Мастера, оценив стресс, и поставит
ему ; крепкую ; четверку за поведение, мы обращаем внимание на странную закономерность:
что это – подсознательная зависть к условному
сопернику по вечности, либо какая – то инфантильность? У собеседника Б.П. было мало
времени, точнее, его было столько, сколько надо
для получения информации. И он повесил трубку,
возможно, раздражённый мямлей. Не тогда ли
сложилось у тирана впечатление о Б.П. как о
; небожителе ;? Вот они, весы или качели человеческих судеб: не сумев в полной мере
отстоять Мандельштама , Б.П. застраховал
свою безопасность и жизнь, во всяком случае,
на срок, отведенный Сталину…
6. Paris, 19 – me arr. 8, Rue Rouvet madame O. Черновой – Колбасиной / для madame М.И.Цветаевой /
На Ваше имя пришла посылка, которую Вам необ–
ходимо выкупить, оплатив расходы на её доставку
в Москву / адрес : Борисоглебский пер. 6 / из Швейцарии ( адрес: St. Gilles- sur – vie ), а затем последующую доставку из России во Францию.
Так как посылка была оформлена неправильно,
мы сочли возможным конфисковать её содержимое
/горный велосипед и акваланг / в пользу ..ну, скажем, будущих детей – жертв гражданской войны
в Испании .При подаче встречной жалобы прошу
учесть Ваш статус беженца.
Примите и проч.
От автора: В посылке, кроме конфискованных вещей, были книги,предназаченные для Б.П. и М.Ц.
В частности, для М.Ц. – книги Р.М.Р. – ; Дуинезские
элегии; и ;С онеты к Орфею ;. В кратком письме Р.М.Р. выражает сожаление о том, что, будучи в Париже в 1925 г. и проведя там почти 8 месяцев,
он не познакомился с ней .
Касаемся друг друга. Чем? Крылами.
Издалека свое ведем родство.
Поэт один.И тот, кто нёс его,
Встречается с несущим временами.
Р.М.Р.
3.05.1926.
Снова от автора : Сделаем небольшое отступ –
ление назад .Дожидаясь ответа Р.М.Р., Б.П. посылает
М.Ц. сумбурные, сложно – сочинённые и , чего уж там мелочиться, воистину пастернаковские
письма.
Вообще, читать чужие письма неприлично; это
известно всем. Читать письма опубликованные – можно, но при этом можно испытать все – же
чувство неловкости: откровения, признания, оценки
и оттенки всё –таки предназначались не тебе …
Но дело не в этике.Пересказывать эту уникальную переписку, где наши участники ; уступили; пальму первенства Р,М,Р, по части адекватности- сил нет.
Да, они были такие…Оставим их в покое…
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИКАЗ по всемирной бригаде искусств
Глубоко проанализировав тройственную переписку,
и, посчитав её типичным феноменом так наз. эстетско –
артистической идеологии, я, лично преодолев в себе
последние её рецидивы,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1.ПРИЗНАТЬ, что избыточное распространение декадент –
ской, анархистской, формалистской и всякой другой
/ кроме агитационно – актуальной / поэзии увеличивает
Weltschmerz, приводит особо впечатлительных к суициду,
снижает позитивный настрой людей, разбивает сердца,
и, что важнее всего, не способствуют транформации
хохлаток в хохлов.
Что стоит, например, кредо некоего Густава Флобера
/ в розыске/ ещё более некоему Ги де Мопассану
/ в розыске/: Для художника существует одно лишь правило:
жертвовать ВСЕМ ради искусства. Жизнь должна рассматри-
ваться им, как средство, не более…
Оно, по сути, выводит так наз. творца из – под крыши семей-
ных, национальных, государственных и религиозных устоев,
обязанностей и приверженностей. Оно легитимизирует
глубочайший индивидуализм и эгоцентризм, стимулирует
и постулирует отпадение от нормы.
2. ОБЯЗАТЬ творческую единицу в возрасте от 20 до 55 лет
ежедневно отрабатывать не менее 4х часов на полевых,
горных, лесных, строительных, ирригационных и др.работах,
что гарантирует получение ежемесячного талон – пакета,
обеспечивающего прожиточный минимум.
3.ОБЯЗАТЬ муниципальные советы / на всех уровнях /
обеспечивать творческую единицу необходимыми материа —
лами в пределах, установленных гильдиями мастеров первой
половины 13 – го века .
4.ОТМЕНИТЬ все виды цензуры для представителей всех
родов искусств.
5.ОБЕСПЕЧИТЬ бесплатное тиражирование произведений
/ для литераторов – 50 экз., художников – 1 вернисаж в год,
музыкантов – 1 концерт в год, актеров – 1 –3 представление
в год. Вышеупомянутые меры призваны снять у творческих
людей синдром депрессии, связанной с неизвестностью, не –
признанием, недооценкой и т.п.
6.УСТАНОВИТЬ, что поэты должны соревноваться не на поле
стихосложения, а на сельскохозяйственном поле, выращивая
клюкву, брюкву, моркву, ботву , ухаживая за пчелами, а не за
дамами. Надо конкурировать силой, здоровьем, фигурой, а не
умом и культурой.
7.ЗАМЕНИТЬ поэтические турниры и конкурсы – конкурсами
развития отдельных частей и функций тела, а также спортив –
ными соревнованиями. Полезны чемпионаты скульпторов –
гребцов, музыкантов – пловцов, прозаиков – бегунов, критиков
— прыгунов и т.д.
Нам не нужны: хилые Эсхилы, катящиеся Катуллы, исписанные
Блок – ноты, увядшие Цветаевы, шашечные Ш.Ахматовы, криво
поставленные Маяки, низковольтные Вольтеры, галантерейные
Чек – с – пиры, ромбовидные Рембо, мало того, что Салтыковы,
да ещё и – Щедрины.
8. ПОМНИТЬ, что за каждую слезу, исторгнутую не голодом,
состраданием и физической болью, а так называемым ЭСТЕ –
ТИЧЕСКИМ СОПЕРЕЖИВАНИЕМ, авторы любовной, фило-
софской лирики, сентиментальные прозаики и т.п. будут наказаны
розгами с целью извлечения у них симметричного количества
слёз.
Можно не сомневаться, что постепенное внедрение Приказа уже
через пол – века лишь на примере Малой Патагонии/ бывш. Мор-
довия/ покажет его эффективность и актуальность: потеряют
2 – х пастернаков, но выиграют примерно 114 коганов.
ИСИДРО 24 –й
февраль 2011
Свидетельство о публикации №219100201108