К звездам это не Interstellar, скорее Hamlet

«Трагическая история про Гамлета, принца датского» – полное название самого известного произведения Шекспира. Полное название научно-фантастического фильма «К звездам» могло бы звучать так: «Через тернии к звездам. Трагическая история про астронавта Роя Макбрайта».
Сначала о попсовом. Не буду копаться долго  в технологических аспектах космических сцен. Тут есть и много сильных сторон: к ним бы я отнес прежде всего пейзажи Луны и Марса, съемки невесомости, сцены работ на космических объектах; Но есть и ляпы, на которые набросились буквально все в рунете: невыдержанные по времени сроки общения по линии Марс- Нептун, которые при световой скорости должны быть более долгими, нестыковки по лунным сценам. Так, гонки с пиратами на луноходах выглядят как "откат" кассовым менеджерам Голливуда: что вообще пираты могут отобрать на Луне у космонавта? – разве что батарею для пиратского лунохода, но тогда напрашивается вопрос: откуда-то ведь у их пиратских ботов есть батарейки, которые позволяют двигаться им быстрее роверов NASA?...Короче, логичной аналогии с сомалийскими флибустьерами не получилось. Но, все-таки, подобных сцен в фильме крайне мало, а скабрезности было вылито слишком много. При этом почему-то фильм постоянно сравнивали с Interstellar, хотя на мой взгляд, сравнение неуместно. Режиссеру Джеймсу Грею и его коллегам, пожалуй, впервые удалось так точно воссоздать картины солнечной системы, не какого-то одного ее объекта, а в целом: как локальной группы планет, которые, подобно когда-то материкам Земли, сформировали для людей будущего (причем, недалекого, как утверждают авторы картины) реальность нового рабочего пространства-времени, в котором оперируют профи, создавшие базы на Луне и Марсе и двигающиеся, опираясь на них, далее - к границам гелиопаузы. И это пространство воссоздано, на мой взгляд, впервые настолько точно, с использованием множества, казалось бы, малозначительных деталей. А именно они на самом деле довольно четко прорисовывают текстуру картин будущего существования человечества в рамка ближних осваиваемых планет солнечной системы.
Особо хотелось бы ответить тем критикам (а их также немало), которые почему-то сфокусировались на теме отцов и детей: мол, она затмила все остальное, превратив научно-фантастическую картину в этакий психологический триллер на фоне космоса, что-то среднее между Тургеневско-Достоевским глубинным, чуть ли не религиозным пониманием проблемы и Хичкоко-Кубриковскими спецэффектами космической страшилки. Не увидел такого. Считаю, что посмотрел не столько драму отцов и детей на фоне космоса, сколь фильм про будущее, на фоне которого разворачивается глубокая личная трагедия суперпрофессионального астронавта. Для достижения своей главной цели – полета на Нептун и устранения угрозы планетарной техногенной катастрофы, ему пришлось перешагнуть через дюжину смертей, в том числе и лицезреть гибель своего собственного отца. Причем, он, летевший спасти самого близкого своего родственника, в итоге фактически своими действиями убивает его. Ведь он по приказу командиров с Земли (которые, к слову, его ранее не раз подставляли, и он об этом знает) - уничтожает станцию, где его отец, не захотевший вернуться, мог бы остаться и пожить еще какое-то время (ведь жил же он на станции как-то 30 лет один!). Но Рой уничтожает нептунный модуль «Лима», где прятался отшельником его отец, мечтавший о встрече с инопланетным разумом. И уничтожает по сути их обоих: и отца, и проект «Лима» по поиску внеземных цивилизаций - дело всей его жизни. Потому что таков его приказ, его миссия, которую он обязан исполнить. И пульс должен быть в норме даже в этой ситуации. Вобщем, увидел здесь не «драму отцов и детей», как написали многие, а трагедию одного человека. Майора Роя Макбрайта. Через тернии он идет к звездам, потому что профи, потому что не имеет права на ошибку. И он солдат, и не имеет права не выполнить приказ. Он не верит ни в потусторонние (от слова по ту сторону гелиосистемы) инопланетные разумные силы, ни в теории заговоров, хотя сам чуть не становится жертвой одного из них. Но верит, что именно он может пройти путь к звездам. Эта ноша будет терниста и в будущем.Создателям фильма удалось доказать, что это будет именно так. И показать, как именно это будет и какого типа люди будут двигать прогресс. А зрители погрузились в будущее, картинка стала понятнее и четче. Такое глубокое погружение и называется качественная научная фантастика.


Рецензии