Учителя тоже люди?

Моя задача - научить Ваших детей
правилам орфографии и пунктуации,
а любить я их не обязана, это делать
должны вы, родители!
Учитель русского языка и литературы Н
 
И снова я об учителях. Не только потому, что скоро праздник, а потому, что больше вопросов у меня  к тем, кто выбрал эту профессию и с ней живёт. Боль моя обоснована, пожалуй, ещё тем, что я сама являюсь представителем этой профессии и могу утверждать однозначно: экзамен на хорошего и компетентного человека мы не сдаём. А если бы и сдавали, то были бы те, кто мог бы беспристрастно принимать этот экзамен, судить от всей души? Такого человека нет, к счастью... Но всё это отзывается ещё большей ответственностью учителей.
 
Не успели мы остыть от флешмоба училок в купальниках, против коих я ничего не имею, как нам из печки снова вынули новый скандал - голого педагога по кикбоксингу, которому мало того, что удалось раздеться, так ещё и заявить о том, что от одетого педагога веет скучным академизмом. Интересно, а чем веет от педагога раздетого? Весельем и бодростью? Впрочем, мадам мне всё равно не ответит. Здесь главное в другом: не стоит путать учителя со стриптизёром, порномоделью, ночной бабочкой. Все эти товарищи пребывают где-то в тени, даже если на них направлен свет софитов. Разумного, вечного и доброго они не создают, если, конечно, они не Айседора Дункан, Чиччолина и Соня Мармеладова. А вот учитель совсем иное дело: его призвание - нести свет, то есть помогать человеку из тьмы незнания прорываться к умению мыслить, совершать прыжок в гениальность, в собственный талант, в умение жить дружно. И это, естественно, не отменяет того, что у учителя есть купальник и он может плавать в нём в самом обычном бассейне и его там тоже увидят ученики. Здесь лозунг "учителя тоже люди" вполне себе оправдан.
 
Однако все ли люди - люди и всё ли позволено человеку? Когда мы говорим, что тот или иной человек совершил какой-то поступок, который ему совершить очень хотелось, а с чьей-то точки зрения нельзя, мы обращаемся именно к этой фразе - "он(а) тоже человек". Мы вроде как просим о милости, подчёркиваем, что это характерно для всех людей, мы объявляем таким образом принятие того факта, что некто такой же, как мы... Ты и я - мы одной крови! И в этой фразе скрывается ЛЮБОВЬ, пусть как-то не явно, пусть как-то неосознанно, но всё же.
 
И вот здесь возникает вопрос, ведь если мы так воспринимаем учителей, то должны ли они любить детей? Ведь дети - тоже люди. Одно время для меня этот вопрос даже не обсуждался, поскольку мне не приходило в голову, что учитель может не любить людей, с которыми он работает. И вот со временем как-то выяснилось, что есть в нашей профессии те, кому путь туда противопоказан: не верящие в человека, в его положительные черты и равнодушные. Об учениках они говорят только тогда, когда говорят какую-нибудь гадость - вот этот дурак, этот нудный, этот как-то не так посмотрел... Или того поинтереснее: отказываются от своих учеников - "с этими детьми я работать не буду: либо они, либо я - мы с ними не совместимы". В общем одна я на кукурузе, одна я звезда. Психологи бы назвали такой процесс эмоциональным выгоранием, но, мне кажется, это жизненная позиция такая - отсутствие любви к человеку, а в рамках профессии  - к тому делу, которым ты занимаешься.
 
Конечно, современному учителю трудно - так много требований вокруг: нескончаемые комиссии, проверки, ворох бессмысленных бумаг, госы-фосы-мосы, родители, которые считают, что их ребёнок гениален и они уж точно знают, как его оценивать, сами дети с их нередким неуважением... Как говорила одна мама своему сыну: "Я твою математичку ненавижу, я бы её порвала...". И далее: "Эти дебилы скоро будут проходить аттестацию, они её не напишут, потому что дуры". Но это уже вопрос к родителям, вопрос взаимной иногда нелюбви.
 
Но даже несмотря на всё это, учитель ОБЯЗАН любить своих учеников! Не бывает любви по принуждению, насильно мил не будешь - что означает, не любишь детей, людей - не твоя профессия.  Мы много делаем чего не по призванию, из необходимости. Но если уж ты учишь детей, то, пожалуй, самый главный критерий твоей профпригодности - это любовь к людям. Иначе как же ты учитель, какой же ты сам ЧЕЛОВЕК?


Рецензии