464. Как не нужно поступать с бесами

464.

КАК НЕ НУЖНО ПОСТУПАТЬ С БЕСАМИ

Как- то старик Накамура сказал мне: «С бесами лучше всего не спорить и не связываться, потому что они в чём-то сильнее нас, живущих в этом мире. Лучше всего из обходить стороной, и если они что-то у нас забрали, то не нужно это возвращать себе. Пусть это будет им наш подарок, этакая дань, чтобы они не нарушали нашего спокойствия».
И в доказательство своих слов, он дал мне один старинный текст на китайском языку, который я перевёл так:
 
ВЫНУЖДЕННЫЙ ПРИЁМ БЕСА В ГОСТЯХ

(О чём не говорил Конфуций)

Инь Юэ-хэн жил за воротами Гэншань (1) в Ханцзине,
Как-то домой с порогов речки Ша он возвращался,
И нёс за пазухой орехов водяных полцзиня,
Дорога шла мимо пруда Боюй (1), он озирался,

Здесь люди попадались редко, место обходили,
Оно было заброшено, там чудеса творились,
Встречались духи, часто по ночам бесы ходили,
Так как могилы, там заброшенные находились.

Инь вдруг почувствовал, что сверток будто облегчился,
Пощупал – нет орехов, его, вроде б, обокрали,
Тогда он по следам к могилам возвратился,
Увидел, что они очищенные там лежали,

Подняв их, поспешил домой, желая с места скрыться,
И не успел орехи съесть, как заболел всем телом,
От сильной боли в животе стал корчиться, крутиться,
Почувствовал сильный озноб, потом теле вспотело.

Кричать стал голосом чужим и в судорогах биться:
- «Не ели мы давно орехов, им здесь негде взяться,
Хотели одолжить твои и ими наслаждаться,
Зачем тебе за ними нужно было возвратиться?!

Раз жадный ты такой, пойдём к тебе и наедимся,
Уже пришли в твой дом, дай нам того, что не хватало,
Нас не прогонишь ты, здесь никого мы не боимся,
И не уйдём, пока нас не накормишь до отвала».

Все в доме испугались, выставили угощенье,
Чтоб Иня искупить вину и соблюсти приличья,
У жителей Ханцзяна был всегда такой обычай:
Участвовало двое человек при провожденье:

Один идёт вперёд и за ворота провожает,
Такой обычай был, что гостя выводили пьяным,
Идущий позади за ним ворота закрывает.
Но в этом доме ворота закрыли слишком рано.

Инь закричал: «Уж если беса в гости пригласили,
То надо с почестями чтить и соблюдать приличья,
Не вышли мы, вы заперли, и ногу прищемили.
Боль нестерпимая! И это – оскорбленье лично!

И если снова мне не сделаете угощенье,
То буду жить у вас я и не выйду за ворота».
Пришлось снова готовить блюда и просить прощенье,
И началась тут канитель, чтобы исправить что-то.

Пришлось раз несколько молитвами и приношеньем
Нахальных бесов изгонять, спектакль не кончался,
То улучшенье было с Инем, а то ухудшенье,
Болезнь не оставляла, Инь в конце концов скончался.

Пояснение

1. Ворота Гэншань – северо-восточные ворота Ханцзина (Ханчжоу).

2. Пруд Боюй, «патра» - чаша, в которую собирают подаяния буддийский монах. 

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии