Лизи

Элизабет Блок – «Лизи», родившаяся 12 февраля 1923 года в Нидернбурге, погибла предположительно в 1942 году. Она была студенткой из Нидернбурга, что расположен близ Розенхайма. С десяти лет в 1933 году до 8 марта 1942 года она писала дневник, который пережил Вторую мировую, послевоенный период и был опубликован в 1993 году. Этот дневник позволил потомкам узнать о её судьбе и судьбе её семьи. Эта история считается типичной и для других еврейских семей из южной части Верхней Баварии – во времена правления нацистов такая участь постигла многие еврейские семьи. Но, благодаря дневниковым записям девочки из Нидербурга удалось сохранить память о судьбе семьи Блок.
Лизи Блок была первенцем в семье Фрица и Мирьям Блок. В декабре 1921 глава семьи купил в Нидернбурге землю площадью 2,77 га и занялся овощеводством. У Лизи была сестра по имени Гертруда, родившаяся 28 октября 1927 года и брат по имени Арно, родившийся 23 ноября 1928 года. Их отец был квалифицированным инженером, который из-за ранения, полученного во время Первой мировой войны, не мог работать по специальности. Мать принадлежала к среднему классу буржуазии и тоже получила профессиональное образование. Отец, кроме всего прочего, был ещё и переводчиком и занимался живописью.
Элизабет Блок была «адаптированным, счастливым ребенком, у которого развито особое чувство к природе и животным, которая поддерживает хорошие контакты с другими детьми и с любовью обращается со своими младшими братьям и сестрами – Гертрудой и Арно» (запись в школьной характеристике).
После захвата власти нацистами в 1933 году, даже в Верхней Баварии, где проживало сравнительно мало людей еврейской национальности, условия жизни этой группы населения заметно ухудшились. В 1938 году Елизавете не разрешили посещать школу, где учились немецкие дети. Члены её семьи теперь должны были заниматься исключительно тяжёлым физическим трудом. Отец был отправлен на принудительные работы по укладке железнодорожного пути. Некоторым их родственникам удалось покинуть страну, однако в апреле 1941 года в разрешении на въезд в Аргентину семье Блок было отказано.
В марте 1942 года им пришлось покинуть свой дом – было приказано отправиться в лагерь Мильбертсхофен в Мюнхене. Оттуда 3 апреля они были депортированы в польский лагерь Пяски. После этого их след теряется. Вероятно, они были убиты в лагере смерти Белжец или в лагере смерти Собибор. Элизабет Блок было всего 19 лет – она одна из 9086 жертв, чьи еврейские корни находятся в современной Баварии.
Элизабет Блок за девять лет написала шесть дневников. В своих заметках она описывает счастливую жизнь семьи, праздники – Рождество, Пасху, День матери, дни рождения, экскурсии и походы, школьные праздники и баварские обычаи. Ближе к сороковым в её дневниковых записях все чаще проскальзывает обеспокоенность тем, что для семьи наступают чёрные времена.
После депортации семьи Блок в Мильбертсхофен дневники остались у давней домработницы и друга семьи Кати Гейдоблер, которая продолжала бережно хранить вещи Блоков. В 1985 году дневники были привезены в Израиль Ашером Френсдорфом, двоюродным братом Элизабет Блок, где они хранятся и сегодня.
В ходе подготовки выставки в Нюрнберге на тему истории и культуры евреев в Баварии, историк Манфред Тремль узнал об этих записях. Выставка, на которой тогда были представлены фотография и выдержка из дневника, привлекла внимание публики к девушке и ее истории. Уже тогда начались разговоры о «баварской Анне Франк». Однако такое сравнение неточно, потому что дневники Элизабет Блок не являются литературным явлением; они редко отражают собственно ситуацию и, почти, не содержат упоминаний о каких-либо политических событиях. Тем не менее, они считаются ценным историческим документом.
Тремль углубился в тему – собрал недостающие документы и попытался опубликовать дневники. Работа под названием «Знаки памяти – дневники Элизабет Блок» была опубликована в 1993 году в серии исторических очерков о Розенхайме. Вместе с дневниками в этой книге представлены стихи сестры Элизабет Блок, письма и стихи родителей, а также фотографии и другие документы.
...А в стену правого придела древней розенхаймской кирхи вделана мраморная табличка с именем той, кого убили родители или деды нынешних прихожан. Чтобы помнили и поминали в своих молитвах.
Послесловие:
до недавнего времени Герман Геринг оставался в числе почётных граждан Розенхайма.
Ничего личного, просто факт. Такое бывает: пятьдесят лет забывали вычеркнуть из списков.

Юрий Берг
01.10.2019


Рецензии