Третье составы сознания. 159-162

Итак, мы всмотрелись в два состояния сознания. Теперь
остановимся на третьем – какое оно, сознание наше?
В простоте Богу живет, общается, служит, угождает, или
имеет трехэтажное индивидное устроение – сознание, подсо-
знание и бессознательное. Таким видит наше сознание совре-
менная психология. Наука, не имеющая благодатного света,
оперирующая одними только интуицией и интеллектом, не
выходящая за пределы падшего естества, описывающая вну-
тренние составы сознания грешника.
В христианской среде принято от таких описаний сразу
отлагаться, как от чужеродного. Это было бы верно, если бы
это чужеродное относилось, например, к животному миру. Но
беда в том, что это чужеродное с его тремя составами и есть
мы сами, собственно сам христианин, отлагающийся от этого

160
якобы чужеродного. «Якобы», потому что на деле весь из него
и состоит.
Если человек на такое утверждение скажет: «Господи, гре-
шен есмь», – тогда с ним, таким человеком, непредвзятым и
способным к покаянию и разумению, можно и продолжить
наше испытание.
Бессознательное – это то в человеке, в глубине которого ин-
дивид своим самообольщением создает в себе иллюзию, буд-
то кроме него, знающего, умеющего, способного, совершен-
ного, доброго, верующего, уверенно святоотеческого, никого
больше и нет. Личности в нем нет той, которую Бог сотворил
и, сотворив в двоих, назвал их Адам и Ева. По грехопадении
личности не стало. Она поглотилась природой и через то пре-
вратилась в индивида. С этого времени бессознательное ин-
дивида (в личности бессознательного нет) встало в отрицание
личности. Сохраняя себя, индивид в бессознательном отрицает
личность. Отрицая личность, он отрицает Бога, без кото-
рого личность не может быть, она изначально сотворена быть
единой с Богом. Отрицая Бога, индивид отрицает тех, кого Бог
любит, т. е. окружение индивида – ближних.
Три отрицания есть глубинная суть индивида. Отрицания
эти лежат в бессознательном. Поэтому индивид о них и не
может знать, и не знает. Во внешнем своем – в подсознании и
сознании – он человек религиозный. Может быть, ревностно
и даже истово религиозным человеком, не подозревая и не
желая подозревать, что в бессознательном он категорический
противник Бога... Поэтому как религиозный человек он ве-
рит в разных богов и, принадлежа к разным народам мира,
решительно не хочет и не может быть христианином. ИлиЮ
как религиозный человек, он христианин, но ни за что не со-
гласится стать православным. Или он православный, но бу-
дучи душою и всей душою религиозно-душевным человеком,

161
в своем сознании и родовом подсознании, никогда не будет
духовным.
«Я не мог говорить с вами, братия, – говорит апостол Па-
вел, – как с духовными, но как с плотскими, потому что вы
еще плотские. Между вами зависть, споры и разногласия, то не
плотские ли вы? Никто не обольщай самого себя» (1 Кор. 3, 1–3,
18). И «душевный человек не принимает того, что от Духа Бо-
жия» (1 Кор. 2, 14). Поэтому святитель Игнатий говорит: «Есте-
ственное милосердие враждебно заповедям Евангельским»
(по кн. арх. Лазаря «Ангелу Лаодикийской церкви». С. 38).
А причина всего этого лежит в падшем индивиде, бессоз-
нательное которого не подлежит сознанию. Когда ученикам
Христовым открылась эта реальность, они ужаснулись: «Так
кто же может спастись? Иисус сказал им : человекам это невоз-
можно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 25–26).
Отрицание Бога в их бессознательном легко обнаруживается
у людей в словечке «как бы». Индивиду свойственно
в своей речи постоянно говорить «как бы». Он это словечко
вставляет перед каждым словом, повествующем о реальном,
о добром и о святом. В итоге реальное превращается в как бы
реальное, доброе в как бы доброе, т. е. притворное, а святое
делается как бы святым, т. е. обманом.
Отрицание ближних в бессознательном реализуется в дру-
гом словечке – «нет». Индивид, когда хочет что-то утверди-
тельное сказать собеседнику, он сначала произносит это сло-
вечко – «нет», а потом говорит свое утверждение. В одних слу-
чаях это «нет» означает несогласие со сказанным со стороны
собеседника, в других, много более частых, это слово отрица-
ет собеседника. «Нет», – говорит индивид и произносит свое
утверждение. Это «нет» заявляет собеседнику – тебя для меня
нет, или в нашем разговоре тебя нет, поэтому правдиво или
реально то, что я говорю. Все твое не существует.

162
Если в бессознательном отрицание Бога и божьего (лич-
ности и ближних), тогда в подсознании мешанина или игра
страстей, а в сознании – сплошной грех: мыслью, словом, чув-
ством, поступком, поведением, жизнью.
Эта мешанина вливается в религиозную жизнь и делает ее
богопротивной. Чтобы увидеть обширность такого человека в
наше время, приведем об этом выдержки из книги арх. Лазаря
(Там же. С. 32-37).


Рецензии