Адыгская Живница в музее

Адыгская «Живница» в Национальном музее Республики Адыгея.

Сохраняя свои истоки и корни, современное поколение адыгов делает свою историю, которую уже через несколько десятков лет будут тоже изучать и анализировать. Такую историю начал Казбек Цишев, производитель популярного твердого сыра «Матэ», с проектом «Сундук», направленным на «сохранение и передачу национальных традиций подрастающему поколению». Вместе с технологом и соавтором уникального проекта Аминат Бжашевой он реконструировал «Живницу», предназначенную для долгого хранения сухого адыгского сыра, и передал её Национальному музею Республики Адыгея на постоянное хранение в качестве исторического экспоната.

27 сентября 2019 года фонды Национального музея РА пополнились еще двумя экспонатами. В ходе экскурсии учащихся старших классов Адыгейской республиканской гимназии, которую провел известный археолог Аслан Тов, состоялась официальная передача двух сундуков, предназначенных для хранения адыгского сыра, один - из ивовых прутьев дерева, а другой –.из дерева. Предприниматель из Уляпа, производитель твердого сыра «Матэ» по старинным адыгским технологиям, Казбек Цишев передал реконструированную «Живницу» научному сотруднику отдела фондов музея Фатиме Безруковой в рамках проекта «Сундук».

- «Живница» - это место для хранения сыров. В старину не было ни мешков, ни тары, поэтому адыги сохраняли сухие сыры в таких сундуках, сделанных из ивовых веток. Для этого сундук наполнялся семенной пшеницей высокого качества, которую адыги использовали через год для посева. Такие «живницы» легко переносились с места на место. А как мы знаем, в те далекие времена наши предки кочевали, были мобильными. И, как говорит археолог Аслан Тов, «адыгское жилище должно произрастать». Нельзя было оставлять после себя то, что не могло расти. Адыги строго придерживались этого правила и не нарушали экологию места своего пребывания, - рассказывает Казбек Цишев.

Реконструированная «живница» по форме во многом походит на сундук из веток под циновкой у очага, старинный экспонат музея, предназначение которого пока не совсем определено. Между тем, проект Казбека Цишева и Аминат Бжашевой может прояснить это. Кто знает, вероятнее всего, именно в этом сплетенном из веток сундуке адыгская хозяйка хранила в былые времена в семенах пшеницы адыгский сыр таким же способом, как это представили инициаторы проекта «Сундук».

- Передать «Живницу» Национальному музею Адыгеи нас побудило то, что эти сундуки были реконструированы специально для X юбилейного фестиваля адыгейского сыра. Этот фестиваль посетило много туристов. Было более 15 000 человек. Это очень знаменательно, и мы гордимся своим адыгейским сыром. Поэтому мы решили внести свою лепту в сохранение наследия нашего народа. Хотел бы отметить, что 2-3 года назад, когда мы только начали производство твердого сыра по старинным технологиям, я обращался именно в наш Национальный музей к Аслану Тову, чтобы он рассказал всё, что он знает про наш сыр. Тогда он мне многое рассказал и показал некоторые экспонаты. Так и мы решили в ответ передать музею наш экспонат, чтобы в будущем люди узнали, как это делалось в старину и сохранялось в наше время, - поделился уляпский предприниматель с корреспондентом ГТРК Адыгея Ириной Анчоковой в своем интервью.

Теперь два сундука с семенами пшеницы и твердым сыром, принятые по всей форме Национальным музеем, будут храниться в его фондах. Как замечает научный сотрудник отдела фондов музея Фатима Безрукова, эти переданные им экспонаты будут выставляться на тематических выставках, демонстрироваться в телепередачах и. конечно, представляться на выставках за пределами республики вместе со стихотворением археолога Аслана Това, посвящённым адыгейскому сыру

Проект Казбека Цишева и Аминат Бжашейвой «Сундук» еще раз подтвердил мудрую истину всех времен и народов: «Вспоминая прошлое, мы живем настоящим и думаем о будущем».


Рецензии