Гром небесный

     Глава 11
               
14 мая, подъезжая к Славянску, Наташа ощущала себя человеком, у которого вот-вот должна закончиться жизнь. Она с безразличием смотрела на мелькающие полустанки, не реагировала на разговоры попутчиков по купе, мысли блуждали, не находя выхода...
- Почему у меня в жизни всё так происходит? Разве я желала себе или Жеке чего-то плохого? Отчего я такая недальновидная и глупая?
Молодая женщина сетовала на свою несдержанность и взрывной характер, скоропалительную реакцию на несправедливость и неумение анализировать ситуации.
- Это недостаток воспитания и отсутствие положительных примеров. У мамы не сложилась жизнь… А, вот у тёти – всё нормально! Она волевая и целеустремлённая женщина, не даёт спуску ни себе, ни мужу! - подвела итог Наташа.
Уже возле дома она вспомнила, что так и не купила подарок своему сыночке. Мысль о походе в «Детский мир», вновь обожгла её, как в детстве заросли крапивы.
- Скорее всего, Евгений не захотел тратиться на подарки, - подумала она.
– Но как я могла выбросить в урну столько сладостей, предназначенных ребёнку? Как это, вообще возможно?!
Ей пришлось зайти в магазин и купить сыну несколько игрушек. В этот день, зная о приезде дочери, Галина Георгиевна отпросилась с работы и с порога встретила Наташу укорами:
– Разве можно так вести себя? Я жду на перроне, а тебя – нет! Сколько всего мне пришлось пережить… Сразу же стала звонить сестре, та заверила, что она с мужем посадила тебя на поезд. Наташа, хотя бы на следующий день ты могла позвонить мне или тёте с дядей? Нет, это просто ни на что не похоже! Ты хоть понимаешь, что на тебе лежит обязанность воспитывать сына?
Заметив удручённый вид дочери и синяки под глазами, мать стала жалеть свою Наташеньку:
– Ну и ну, как же ты допустила, чтобы он тебя ударил? Это что за любовь такая?!
Наташке, привыкшей постоянно пресекать материнские нравоучения, на этот раз пришлось всё рассказать, добавив, что ей и самой непонятно, как это всё случилось… Но в глубине души она всё же винила себя за то, что не смогла противостоять напору Жениных сослуживцев, которые пытались её споить.
      – Мам, прости, я просто не понимала, на каком свете нахожусь! Я разорву с ним отношения, вот увидишь!
– Пусть только попробует появиться в нашем доме! Если он считает, что мы – бедные, так не имеем чувства собственного достоинства, то он заблуждается! Доченька, надо «рубить сук по себе!» Я знаю, найдётся и на твою долю нормальный человек, и всё у тебя сложится хорошо! А твой Евгений просто - сумасшедший!

                ***
          Две недели подряд после приезда из Москвы Наташа ходила на работу в чёрных очках. Синяки превратились в жёлтые пятна и, конечно, не красили молодую женщину. Ужасный стыд не давал ей покоя, каждую минуту ожидала она насмешек от друзей - музыкантов или от посетителей.
Однажды вечером, как раз перед выходным днём, в баре появился весь из себя новоявленный столичный франт, Димка Ветров. Был он родом из Славянска, его мать была портнихой и научила сына обшивать себя. Парень в этом преуспел: сначала зауживал брюки сверстникам, затем им же шил брюки - клёш. Уехав в Москву на учёбу, он удачно женился, обзавёлся клиентами, которые с удовольствием шили у него костюмы, передавая его телефон друзьям и хорошим знакомым.
Улыбающийся Димка в идеально сидевших на нём джинсах и в белом пиджаке - клубнике, застёгнутом на одну пуговицу, подошёл к эстраде. Музыканты встретили его возгласами:
– Какие люди и без охраны!
– Кто это? – спросила потихоньку Наташка у Серёжи Чмыхова.
– Сними очки, Натка! Вспомни «Огонёк», когда твой влюблённый придурок бегал с ножом по кафе, никто ничего понять не мог, а Димка схватил тебя и в подвале спрятал, спас практически!
– Вот это да! Я это всё помню, только лица своего спасителя не помню, возмужал, видать, парень!
– Или ты тогда от страха не различала никого…
После работы, зайдя в свою комнату, музыканты с удивлением обнаружили, что Димка накрыл для них стол, не самый шикарный, но от души.
– Эх, Натуля - лапотуля! Целоваться будем или как?
– Димка, вот это встреча! – изобразила радость Наташка.
Дмитрий присел рядом и старался развеселить её, проявляя джентельменские качества. Посидели, выпили, поели, стали расходиться по домам. Остановив такси, Димка пригласил музыкантов на продолжение банкета, обнимая Наташу за плечи, он шептал ей на ухо:
– Эх, Наташа, ты и представить себе не можешь, как долго я был влюблён в тебя! Мне казалось тогда, только один твой взгляд в мою сторону, и я отдам жизнь за тебя! А ты, ты всегда смотрела сквозь меня, а я всё время ждал… Знаешь, мне так хочется с тобою поболтать, пойдём в гости к Юрику Протопопову!
Наташке хотелось с кем - нибудь поделиться своим горем:
– Да сколько той жизни! Пойдём! А это далеко?
– На площади Ленина, ты что, никогда у него не зависала?
– Да как - то не пришлось, всегда тороплюсь домой, сынишка очень скучает по мне…
Небольшая компашка из трёх пар смеялась над шутками и анекдотами. Димка декламировал стишки:
– Лужицы крови, косточки вряд – пал под трамвай пионерский отряд…
Весь пол залит краской розовой… Просто мы играем в Павлика Морозова.
Я спросил электрика Петрова: «Ты зачем надел на шею провод?» Ничего Петров не отвечал, лишь печально ботами качал…
Девочка Таня нашла пулемёт, - больше в деревне никто не живёт…
Неприятное чувство охватило Наташку. Подобное «народное творчество» она впервые услышала, когда ей было лет восемь, ребята под окнами пели:
– Зиганшин-рок, Зиганшин-буги, Зиганшин – родом из Калуги… Пока Зиганшин рок лабал – Поплавский тапки доедал…
Наташка вышла на балкон покурить, Димка – вслед за нею:
– Натуль, ты расстроилась? Тебе стишки не нравятся? Ну, это на вкус и на цвет… они пользуются популярностью у нас, в Москве!
– Просто с души воротит! И кто только выдумывает подобные мерзости?
– Что ж ты всё так близко к сердцу принимаешь?
– Сын у меня растёт… Что, и он будет декламировать подобные стишата?
           Наташа с детства была патриоткой и часто думала о том, как бы она повела себя, если бы была на месте Зои Космодемьянской или Алексея Маресьева? Не стала бы она предателем после пыток в гестапо? Осенью 1973 года Наташа мечтала поехать в Чили, бороться с Пиночетом и отомстить за смерть Виктора Хары! Об этом знала только мама, которая объяснила дочери, что пока она будет добиваться получения заграничного паспорта, пройдёт не один год. И кто будет объяснять сыну, что для его мамы переворот в Чили, значит больше, чем сын!

– Эх ты, наивная душа! Мир изменился: «Муму» и «Анна Каренина» никого больше не трогают! – заключил Димка.
  Наташка с возмущением ответила:
– Знаешь, смотрю я со своей кабацкой эстрады как мальчики снимают девочек и во что превращаются люди после изрядной выпивки, и диву даюсь… Хотя, конечно, должна признаться, что сама, буквально две недели тому назад, выглядела просто омерзительно, да еще и любимого человека потеряла! Теперь он не приедет ко мне никогда! 
Наташке до зарезу хотелось всё забыть, но не было сил…
Они с Димкой отделились от компании, облюбовав кухню: выпили водки, закусив яичницей и малосольными огурцами. Выслушав Наташкин рассказ, Димка спросил:
– А ты не пробовала клин клином вышибать? Нет, конечно, ясен пень, мужик твой хитро сделан, но сама - то ты разве не понимаешь, что цены ещё себе не сложила? Ты же можешь стать украшением любого солидного ресторана в Москве, а при желании – работать в любой филармонии… Что ты, вообще, сидишь здесь, в этом затхлом городишке? Тебя бы приодеть так, чтобы все офигели! Ты слышала, как поёт Тина Тёрнер?
– Нет. А кто это?
– Американская суперзвезда, её голосу нет аналогов, а я считаю, что из тебя можно сделать подобную звезду, а может и выше! Ты же Рода Стюарта – один в один поёшь!
– Да кому это нужно возиться со мною, не потяну я, столько ещё предстоит учиться! – произнесла Наташка на автомате, даже не понимая, что повторяет слова Евгения.
– Да ладно, можно подумать, что все звёзды сами по себе рождаются. Пойми, ты должна пробить этот грёбанный железобетон талантом! Вся эта блатота продюсерская, считает себя избранными, наживаются на таких вот, как ты!
– Дим, ты прости, но не могу я сегодня ни говорить, ни думать ни о чём. Душа горит! Как он посмел так со мной поступить? Ты не понимаешь, как я ему верила, как ждала его, а он пригласил в Москву и так поступил! Я всё ему могу простить, но то, что он сорвал с меня простынь и показал в полуголом виде своему другу, этого я не прощу ему никогда! А ведь он всё время повторял: - Люблю тебя больше жизни!
– Люблю – трамвай куплю! Слушай больше! Ты ведь как воспитана? По совковому! Считаешь, что женщина обязана быть кристально чистой и, выйдя замуж, успевать на работе, заботиться о муже и детях и, ни в коем случае, не думать о творчестве! У меня есть друг, который пять лет прожил в ГДР, там всё по - другому. Он был учителем физкультуры, а получал деньги, сопоставимые с зарплатой директора школы в нашем совке. Ихние немецкие дети ходили после школы в бассейн ежедневно, прикрыв наготу полотенцем, не стеснялись никого, плавали и резвились. У них нет комплексов. Если дочь или сын страдали от влюблённости, то с пятнадцатилетнего возраста они в свою семью принимали предмет обожания для взросления. Молодые сами покупали продукты, готовили еду, стирали бельё и трахались, предохраняясь. А ихние папашки и мамашки смотрели на это сквозь пальцы! Ибо, если их дети не познают, что семья – это не только вздохи и оргазмы, а ежедневная работа и забота, то не выйдет из них нормальных людей!
– К сожалению, ты прав, я – другая! Но я не могу сломать себя! – невпопад отвечала ему Наташка, занятая своими мыслями.
– А пора бы! Слушаю я разговоры своих московских клиентов и охреневаю: у них совсем чума! Девки, чтобы подцепить мужика, делают столько усилий, что лошадям не под силу! «Трудятся» при союзе писателей и композиторов, обихаживают импотентов – старпёров, которые платят им денежки. А потом, “упаковавшись”, прикидываются целками-невидимками и выходят замуж за солидных мужиков. На всё бабы готовы, им не в падлу!
– Послушай, с такими познаниями, хоть куда! Что ты мне хочешь вдолбить, что я должна раболепствовать у своего Евгения под каблуком?
– Да кто тебя чего заставляет? Не нравится – выплюнь и живи своей жизнью! Знаешь, я ловлю себя на мысли и не верится, что я жил в этом городишке и имел такие же понятия, как у тебя! Дура ты последняя, прости! Короче, либо – подчиняйся ему, либо строй свою жизнь независимо ни от кого!
- Господи, как же тяжело принимать решения! - думала Наташка. В её полупьяном сознании возник план: всё обрубить одним махом и освободить Евгения… В этом случае у него не будет выбора, расстаться с нею или нет.
Приняв решение, она спросила у Димки:
– Ты хочешь быть со мною, но кратко, на миг?
– Спрашиваешь… Конечно, хочу!
Наташка проснулась на рассвете от пронзительного крика птицы… Все спали, только не выключенный магнитофон воспроизводил записи, пока не закончилась кассета. Постепенно, отходя ото сна, Наташка стала различать слова песни в исполнении «Песняров».
- Из-за ревности неустанной, из-за ревности злой и глухой,
Я мог превратить тебя в камень своею волшебной рукой.
Я мог превратить тебя в дерево, я мог превратить тебя в зарево,
Но я превратил тебя в птицу, навеки расставшись с тобой.
Уж если навек не вместе мы, так пусть же в жизни хоть раз,
Крылатым будет возмездие, за ложь обнаженных фраз.
Ты была – сиреной, я теперь нелюдим,
Я бы простил измену, если бы не любил.
Приезжают ко мне капитаны, говорят, что летать ты устала,
Что хочешь стать снова прежней и хочешь вернуться ко мне.
Вернуться ко мне русокосою, вернуться ко мне синеокою,
Но я ведь не верю словам твоим, навеки расставшись с тобой.
Промчались печальные годы, и однажды ко мне на рассвете
Вернулись друзья с охоты и бросили птицу на стол.
Не здешнюю птицу, и странную, с глубокой кровавою раною,
С глазами, такими знакомыми и с перебитым крылом.
Вот, наконец, и вместе мы,
Так, что я так грустно пою. Над убитой крылатой невестою
Я на коленях стою. Ты была сиреной… Я пел твои песни звеня,
Тебя не хотел простить я, а кто же простит меня…
- Господи, что же я наделала?
Сердце её тоскливо заныло, рядом спал не Евгений, а Димка, который ей никогда не был нужен.

- Я же давала себе зарок больше нигде и никогда не употреблять спиртного!
 Наташу бил нервный озноб. - Неужели я стала пьяницей и непотребной девкой, как прогнозировал Евгений? Что же это такое? Как вырваться из замкнутого круга?!
Вопреки Наташкиной логике, Евгений примчался в Славянск на следующий день после её измены. Пытаясь загладить свою вину, сидя рядом в такси, он целовал её в глаза, гладил по голове, массажировал лоб, пытаясь расслабить.
– Счастьечко моё родное, как же я скучал по тебе! Прости, ради бога, что я унизил тебя! Я так переживал из-за твоей пропажи, что не удержался и сделал тебе больно!
У Наташи заныло сердце, она собиралась с силами, чтобы сделать признание. Проезжая мимо церкви попросила остановить машину. Было поздно, храм был закрыт, фонарь, освещавший лицо нарисованного Иисуса, тоскливо колебался над входом. Наташа перекрестилась и попросила помощи у бога:
– Прости меня, Отец Всевышний и разъедини меня с любимым, ибо нести этот крест я не в силах!
Вернувшись в салон такси, она тихо произнесла:
– Женя, я тебе изменила. Решила облегчить твой выбор: теперь ты будешь жить без меня…
Он не поверил этому признанию, но слёзы, катившиеся по лицу Наташи, без сотрясения плеч и всхлипов, доказали ему весь ужас свершившегося.
В гостинице он стал злобно выговаривать, что очень ошибся в ней, что она теперь умерла для него, что теперь у них нет будущего…
– Запомни, ты никогда не сможешь забыть меня! Я был единственным мужчиной в твоей жизни!!!
Пока он говорил, Наташка, впав в оцепенение, смотрела в окно, где сияла огромная Луна. Ей почему - то вспомнилось, что знакомая повариха из ресторана «Ухта» ездила к своей матери в отпуск, в город Обоянь Курской области, там гадала на себя и на Наташу, по дате рождения. Гадалка предрекла: - Твоя знакомая будет стоять на вершине высокой горы и может сорваться в бездну… Ей необходимо приехать ко мне, иначе она упустит свой единственный шанс в жизни!
- Вот я его и упустила! - думала Наташа, стараясь не слышать слов Евгения.
 Впоследствии она написала небольшое стихотворение:
Ты говорил, а я молчала, не проклинала, не звала…
Печально головой качала и слёз напрасных не лила,
Лишь про себя, молила бога, чтоб ты не смог меня опять
Любовью окрылить, позвать в дорогу и вновь себя, мечтая, ждать…
– Ты хоть понимаешь, что ты наделала? Я никому не доверял так, как тебе!
– Я могу сказать лишь одно, если тебе от этого станет легче: я чувствую себя последней дрянью, но с этим ничего уже не поделаешь! – отозвалась Наташа.
После словесного фейерверка Евгений встал на колени и долго целовал её тело, но Наташина душа не откликнулась на его порывы…
Утром следующего дня, после ночи прощания, как ни в чём ни бывало, в машине он заставил Наташу писать заявление за какую-то иногороднюю абитуриентку на предмет поступления в Славянский Педагогический институт.
- Видать, он получил за это деньги… Как всё, однако, прозаично! - подумала Наташа.
Евгений уехал, а через несколько дней прислал письмо, объявив, что с 22 июня открылась новая страница в их отношениях.
«Funeral love»
Пришла пора справлять любви поминки…
«Ты одинок!» – звучит теперь во мне.
Так, в новую любовь ещё не веря, слезинкой вспоминаю о тебе!
И лето, вроде бы, в разгаре, танцуют звёзды по ночам,
А в памяти весна и встреча в баре, виновником которой стал я сам…
За что такая «благодарность», за что – предательство и ложь?
Гулялось вдоволь, но не отгулялось, поэтому, меня и не поймёшь…
Ну, вот и всё…, пора поставить точку, не думал я писать подобных строк,
Мечтал о сыне или дочке, но наступил измены рок!
Моей любви ты не измеришь, и не познаешь никогда…
В меня не веришь, и в себя – не веришь… и тлеешь так в прекрасные года…
Как я был счастлив, что бродяга - случай, свёл нас, преграды истребя…
Я невезучий, не-ве-зу-чий… Мне вторит эхо: «Нет тебя!»

***
Евгений долго не мог прийти в себя после разрыва с Наташей. Освобождение от страсти давалось ему нелегко. Но постепенно, убеждая себя, что получил своеобразный иммунитет, он понял, что всё было неспроста, и урок был усвоен. Состояние внутреннего разлада закончилось, спасла работа, как всегда всех и во все времена.
В Академии внешней торговли, помимо экономических дисциплин и ускоренного изучения английского языка, он проходил спец - подготовку: обучался умению избавляться от наружного наблюдения, методам подбора тайников, работе с тайнописными текстами, скрытому фотографированию, кодированию, использованию легальных возможностей для проведения подрывных акций на территории противника «по мере необходимости», чтобы быть во всеоружии и стать профессиональным разведчиком.
– Вы – будущие представители своей страны и должны улавливать малейшие изменения в международных отношениях, сообщая обо всём на Родину. Вам необходимо также владеть навыками организационной работы: ведением протокола, выдачей виз, оформлением документов и составлением докладов на международные темы. Коммуникабельность, обаяние и умение находить общий язык с людьми, откроет вам возможности по сбору информации, при неформальной встрече и на официальном уровне, завязывать разговор с нужным собеседником, заинтересовать и использовать этот контакт. Особо ценными считаются личные встречи с послами – это ключ к пониманию реальных отношений между государствами. Но мало получить данные, их нужно проанализировать. Только глубокие знания и феноменальная память позволят вам легко говорить о российской нефтяной отрасли, о перспективах развития космонавтики или социальных проблемах. Не следует сразу давать однозначных оценок, любое явление можно разложить на плюсы и минусы для каждой из сторон. А также, не стоит рассчитывать на высокую зарплату: сначала нужно показать себя в деле! – наставлял слушателей профессор Гунтман, в своё время учившийся на первом курсе с Кононом Молодым (Лонсдейлом). Более всего аудитория любила слушать случаи из жизни профессора: про знаменитых разведчиков, о перебежчиках, о жизни нелегалов, и о тайных операциях в тылу врага.

                Глава 12

          У Наташи наступило душевное онемение. Она так и не осознала, правильно ли поступила, отпустив Евгения… Каждый человек обязан образовываться и расти, чтобы достичь определённых высот. Наташа не имела понятия даже о том, что может дать ей хороший достаток. Главной её потребностью была мечта – петь!
И вдруг, после Димкиных откровений, после собственной измены, среди разочарования и несправедливости, она отдала себе отчёт в том, что она сама представляет из себя… Глупую женщину, витающую в облаках, ни в чём не проявившую своей воли… Все её кумиры - музыканты, актёры и певцы, были примером целеустремлённости, и реализовались любыми способами!
- Может, гоняясь за своей мечтой, я прозевала настоящую жизнь? - спрашивала она себя.
Ей стало неуютно в своём городке, она очень хотела уехать в Москву. Но как это сделать, не знала.
В начале июля 1977 года в бар зашёл певец Московской филармонии Борис Сандуленко, супруг Валентины Курдюковой, сыгравшей роль Ксанки в легендарном фильме Эдмона Кеосаяна «Неуловимые мстители». Прослушав несколько песен в исполнении Наташи, Борис предложил ей работать в ансамбле «Молодые голоса». Наутро директор группы Валерий Гольденберг пришёл в бар, где шла репетиция и пригласил её в гастрольный коллектив. Через три дня Гольденберг привёз Наташу в лучший ресторан Донецка для знакомства с музыкантами, с которыми ей предстояло работать.
Схватившись за это предложение, как утопающий за соломинку, Наташа встретилась в Славянске с Анечкой Ширшовой. Сидя в сквере на лавочке Наташка зашла издалека:
– Знаешь, в декабре прошлого года у нас гастролировал коллектив из Николаева «Поющие юнги»*, их руководитель Ян Кальский посетил наш бар и предложил мне работу в качестве солистки и отличные перспективы, но я отказалась, сославшись на маленького сына…
– А в Новогодние праздники состоялся банкет в честь актрисы Наталии Леонидовны Крачковской, которая дала в Славянске несколько концертов. Она обещала устроить меня на работу в Москве и дала мне номер своего домашнего телефона. Я, конечно же, не поехала никуда, всё надеялась на Евгения. И вот теперь, когда я хочу переменить свою жизнь, наконец-то выпала такая возможность! Аня, мне очень нужна твоя помощь!
Анна задумалась, слегка покусывая свои вишнёвые губы, через небольшую паузу сказала:
– Дело серьёзное. Ты действительно выросла из коротких штанишек, я тебе об этом не раз говорила, а в Славянске ты ничего не добьёшься.
– Аня, я не могу в своих старых костюмах выходить на большую сцену!
– Понимаю, но у меня нет денег, чтобы помочь тебе, я же – студентка.
– Не помочь, а одолжить. Может у твоей мамы попросить, позарез нужно!
– Послушай, мы обойдёмся без мам и пап! У меня есть два дорогущих отреза из бархата и велюра, чернобурка и ещё кое - что по мелочам… Это – подарки близких, руки не доходили всё это довести до ума… Завтра поедешь с моим братом к цыганам и продашь эти шмотки, а там, как бог управит …
– Аннушка, как же мне тебя благодарить?!
– Да никак! Люди всегда должны оставаться людьми и помогать друг другу! Сегодня я тебя выручу, а завтра ты выручишь кого-то другого, а он, в свою очередь, не забудет добро и поможет ещё кому - то!
На следующий день Михаил с двумя огромными сумками приехал к Наташе. Весело свистел ветер в ушах от езды на мотоцикле, весело посмеивались цыгане… Как ни торговалась с ними Наташа, дали ей на руки только 200 рублей, модные босоножки да джинсы китайского пошива...
Поступок Анечки Ширшовой вселил в Наташу надежду.
Условившись заранее, Наташа приехала в Ворошиловград, но не смогла дозвониться Гольденбергу в гостиничный номер, он не брал трубку. В отчаянии она засела на центральном телеграфе и стала звонить во все гостиницы городов Донецкой области. Еле-еле разыскала коллектив в Антраците. Электричка пришла в город в половине пятого утра, пришлось взять такси до гостиницы.
Несмотря на то, что в день приезда Наташи Гольденберг дал музыкантам распоряжение отрепетировать с нею три песни, музыканты не нашли времени для этого. Наташа нервничала, не понимая, что у ребят – обыкновенный чёс: работали они под чужой афишей, по два - три концерта в день, не имея возможности заниматься разучиванием песен. В довершении всего, Наташа тщетно посещала магазины одежды и никак не могла подобрать себе концертного платья. Несколько раз её выпустили на сцену на детских утренниках и на кораблях Азовской флотилии с песней Миррей Матьё «Чао, бамбино, ссори!» И моряки, и дети подпевали, пританцовывая, но, успехом это нельзя было назвать.
В августе у Евгения Тищенко по расписанию был отпуск, позвонив Тамаре Георгиевне, он узнал, что Наташа находится в Жданове. Сделав несколько звонков, он прислал Наташе телеграмму в гостиницу «Моряк». Гольденберг принёс её Наташе в номер: «Режиссёр Матвеев вызывает вас поступления институт Гнесиных». Воспользовавшись «вызовом», Наташа, так и не вписавшись в коллектив, решила возвратиться домой. Гольденберг, к удивлению, заплатил ей за месяц «вынужденных прогулов» по девять рублей с концерта. Он выдал ей 270 рублей, как будто она работала по одному концерту в день.
 __________
*Впоследствии этот коллектив возглавил Ким Брейдбург, назвав свою группу «Диалог», далее стал ведущим композитором и продюсером на Центральном телевидении в Москве.               
            После приезда в Славянск, Наташа зашла в гости к Анечке Ширшовой отдать долг и поблагодарить за помощь. Аня наотрез отказалась взять деньги.
– Я тебе денег не давала, а шмотки как пришли, так и ушли! У тебя ребёнок, купи ему от меня подарок. А мы с тобой сегодня сходим в бар «Северский», угостишь меня коктейлем.
По дороге Наташа рассказывала Анечке о своих злоключениях.
– Жаль, что так получилось, но зато ты приобрела опыт. – философски резюмировала подруга.
– Это да! Только что с этим опытом делать, место в баре я потеряла, а нужно где-то работать.
– А вот мы сейчас и посмотрим, как встретят тебя музыканты…
Поднявшись на второй этаж, девушки стали разглядывать зал.
– Смотри, всё пожухло, как осенняя листва. Я не узнаю заведение, где так любила бывать! – сказала Анечка.
– Точно! Какие - то молодые ребята играют, совершенно не владея инструментами! Один только Коша из музыкантов мне знаком.
У микрофонной стойки пел самый лучший вокалист города, Володя Радзивилов, ранее работавший в ресторане «Орбита» у Александра Сидельникова, Наташиного учителя по гитаре. Пел Радзивилов просто великолепно, только аккомпанемент и публика были не те.
Наташа всматриваясь в лица, окутанные табачным дымом, ужаснулась: - Неужели наш бар превратился в обычную забегаловку?
Коша победоносно восседал за органом и с наигранным безразличием, изредка косил глазом в сторону Наташи: - Что, съела? – говорил его взгляд.
 – Нагастролировалась, пришла с поджатым хвостом! Я же предрекал тебе такое будущее, а ты всё твердила: - Ах, любовь - морковь!
Расстроенные подруги уже собирались покинуть заведение, как кто-то подошёл к Наташе сзади и закрыл ей глаза ладонями:
– Угадай, кто?
– Руки тёплые, значит кто - то свой, близкий! – улыбалась Наташа.
– Да ближе и не бывает! – Сергей Чмыхов крепко обнял свою подругу.
– Серёжа, дорогой! Как же я тебе рада! А почему ты нигде не играешь?
– Натаха, а я-то как рад! Совсем ты нас покинула… После твоего отъезда весь коллектив разбежался. А я продал барабаны, восстановился в институте, грех оставлять ВУЗ после четырёх лет учёбы. А самое главное – я женюсь, свадьба через два дня! Мы с Оленькой хотели тебя пригласить, а ты на гастролях была…
– Ой, ребята, какие же вы молодцы! Конечно же, я приду!
         Наташа всегда радовалась, когда даже в чужих судьбах происходили хорошие изменения. А тут Олечка и Сергей, просто потрясающе красивая пара, одно любование, решили зарегистрировать свои отношения! В ЗАГСе всё выглядело так торжественно и красиво, что Наташа чуть не расплакалась от нахлынувших чувств.
- У меня такой радости не будет никогда, никогда мы с Евгением не будем вместе! - печалилась она.
После свадьбы Сергея и Ольги, Наташа проснулась среди ночи и на одном дыхании сочинила песню «Я –не солгу!».
Но, если снова суждено мне жизнь начать,
Свою любовь я, с болью в сердце, сберегу…
Мольбой в чужих глазах кричит твоя печаль…
Я – не солгу, я –не солгу, я –не солгу!
В поисках работы Наташа не преуспела. Как - то, возвращаясь домой после очередных переговоров с музыкантами, она заехала к подруге, Ирине Стрелковской, бывшей поварихе треста столовых и ресторанов. Дела у неё также, как и у Наташи, были неважнецкими… После закрытия бара ей пришлось работать в столовой железнодорожного вокзала.
– Прибыли ноль целых хрен десятых. – шутила Ирина.
– Ир, у меня случайно появились триста рублей. Как ты думаешь, можно ли сделать какой - то оборот с этой суммы?
– Мать, у меня скопилась точно такая же сумма. А что, если мы смотаемся в Ригу к моей племяннице Рите, и, купив приличную одежду, продадим её в Славянске с прибылью?
– Так можно проездом и в Москве остановиться, там у меня тётя с дядей и лучшая подруга Света живёт, вот она обрадуется моему приезду, да и подскажет нам, что покупать для продажи.
– Это мы можем узнать у себя на рынке. Давай, прошвырнёмся в выходные и посмотрим, на что есть спрос!
– Отлично! А я завтра позвоню Светику, сможет ли она нас принять, ведь она недавно вышла замуж.

                ***

– Господи, помоги мне увидеть любимого, хоть одним глазком! – молилась Наташа, подъезжая к столице. Её спутница, Ирина, смотрела во все глаза на проспекты и улицы Москвы, хотя в своё время училась в Харьковском университете, всё же не представляла себе красоты и просторов столицы!
Светлана встретила на Курском вокзале Наташу с Ириной.
- Ничего себе! Какая же твоя Светлана –красавица! –шепнула Ира на ухо Наташе.
- Ир, ты даже не представляешь, какой она человек!
После радостной встречи и прекрасного ужина, Света постелила гостям постель на двуспальном диване. Накрахмаленное постельное бельё пахло свежевыпавшим снегом. Ирина, хоть и слыла хорошей хозяйкой, долго не могла заснуть, всё восхищалась:
– Я считала себя чистюлей, но не подозревала, что существуют такие, как твой Светик! Как же здесь люди живут, по-другому! За что же дал нам бог такое наказание – прозябать на периферии?!
Утром Света объявила, что семья выезжает в центр города покупать подарки маме, Евдокии Семёновне и папе Ивану Филипповичу, в честь Золотого Юбилея их свадьбы. У Наташи была своя программа: она попросила подругу помочь разыскать любимого.
– Да нет ничего проще! Ты знаешь его данные, где и когда он родился?
– Конечно, знаю.
– Поезжай на станцию метро «Бауманская», там есть справочное бюро, тебе дадут его адрес и номер телефона.
Пятнадцать минут показались Наташе вечностью, она бродила вокруг метро и выкурила пять сигарет, изнывая от неизвестности… Когда ей выдали номер телефона Евгения, было двенадцать часов дня. Бросив в автомат две копейки, Наташа услышала родной голос.
– Здравствуй, Женя! – прошептала она в телефонную трубку.
– Кто вы? – взволнованно спросил Евгений.
– Женьшень, это я.
– Представьтесь, пожалуйста! – изменившимся тоном произнёс абонент.
– Жека, это я, твоя Наташа!
– Этого не может быть! Девочка моя! Как же ты меня нашла?
– Да очень просто, по справке.
– Господи, я каждую ночь загадывал желание на звёзды, так хотел тебя увидеть! Но ты вышла замуж, мне сообщили…
– Да кто тебе такую ерунду сказал?
– Уже и не вспомню, кто… Мы встретимся с тобою?
– Да, конечно, я всё это время только и думала о тебе!
И Светлана, и Ирина не приветствовали Наташкиного восторга по поводу предстоящей встречи с любимым.
Утром следующего дня Евгений позвонил:
– Чижик, я буду ждать тебя в семь часов вечера на Калининском проспекте. У меня большая просьба: ты можешь привезти мне 25 рублей, я не успеваю заехать домой, а мне необходимо купить подарок нужному человеку? Только что сообщили, что у него день рождения. Мне очень нужно, выручишь?
– Думаю, что да. Сейчас с Ирочкой посоветуюсь, и всё решим!
Ирина была категорически против, но Наташа поручилась за Евгения:
– Если паче чаяния, он не отдаст нам деньги, я лишаюсь своей доли после продажи вещей!
На Калининском проспекте, где только-только стали прокручивать рекламу на огромном экране, Наташа встретилась с Евгением и протянула ему деньги, зажатые в кулаке. Обниматься, целоваться на людях, не было возможности. Наташа, с нескрываемой любовью смотрела на своего Евгения, душа её пела. Она не проявила интереса к его покупкам, просто следила за его движениями и мимикой, любовалась его лицом…
В универмаге «Весна», он купил какие - то украшения жене дипломата, а Наташе, Ире и Свете – по брошке с искусственными рубинами. Вечером, после ужина в ресторане, на квартире Евгения произошло нелепое свидание. У Евгения испортилось настроение, он очень ревновал Наташу, представляя, что она на гастролях с кем - то встречалась и занималась сексом. А она не смогла объяснить ему, как соскучилась, как любит его, слова застревали в горле от его безразличия. Она попыталась спеть ему новую песню «Я – не солгу!», но он не захотел слышать ничего, кроме «Горькой любви».
Половой акт не состоялся, Наташу угнетал вид супружеской постели Евгения и Инны. Она не понимала, что с ней творится и не могла оправдать свое неумение заинтересовать любимого мужчину. После неудавшейся встречи Евгений отвёз Наташу к дому тёти и дяди. В подъезде его «посетил» сексуальный прилив, но Наташа возмутилась подобному проявлению, и  вырвалась из его объятий. Евгений бросил ей вслед:
– Больше никогда не звони мне!
Наташа бросилась вслед за ним, пытаясь объяснить, что не понимает, как это возможно - совокупляться в подъезде, но Евгений был неумолим, сел в такси и уехал. У Наташи не было ни малейшего желания расстраивать тётю с дядей своим видом, она решила ехать к Светлане, ей было необходимо поделиться произошедшим.
– Наташа, я не могу понять ваших отношений с Евгением! Что ты ухватилась за него? Что он может тебе дать? Кроме разочарований – ничего!
На следующее утро Евгений приехал к Светланиному дому и вернул Наташе 25 рублей, поговорить с ним не удалось, он спешил, его ожидала машина. Наташа так и не поняла, работает он или учится на самом деле.
На следующий день девушки уехали в Ригу. В поезде Ира всю дорогу читала подруге нравоучения, ссылаясь на непорядочность мужчин, встреченных ею на жизненном пути. Наташка не реагировала на её «лекции», считая подругу неудачницей...
Рита встретила тётю с подругой на вокзале и определила в общежитие. На следующий день она сводила их в Домский собор, свозила на Рижское взморье, в Дзинтари. Гостьи на всю жизнь запомнили сосновый запах, замешанный на солёных брызгах Балтийского моря… Серые, холодные волны, скользящие по гряде песчаных отмелей, открывая горизонт странствий, стервозно шептали: - Это не ваш праздник жизни, девочки!

                ***

Обратный путь лежал через Москву, опять остановились у Светы. Вечером Наташа перезвонила Евгению, пригласив его 30 сентября на день рождения Светланы. Он приехал и встретился с Наташей возле подъезда, предлагал ей пиццу, которую испекла дочь его знакомой. Он так нахваливал девочку, что Наташа поняла, Евгений живёт с её матерью. Взяв себя в руки, она пыталась затащить его в гости к Светлане, чтобы он понял, какие у неё друзья. Евгений категорически отказался, когда узнал, что свёкор Светы является членом Академии Наук, и его имя занесено в реестр выдающихся учёных СССР в области минералогии.
Евгений уехал, а Наташе стало очень грустно. Однако, вечер прошёл просто изумительно: муж Светланы, Володя, и его отец Игорь Васильевич, были очень гостеприимными людьми. Светланина старшая сестра Надежда и брат Владимир, старые друзья Светланы – Ростислав Святогор, Александр Волошин (выпускники Литературного института), Лена Лозова, закончившая институт имени Мориса Тореза, и Наташа были давно знакомы, виделись редко, но были очень дружны. Ира Стрелковская была в полном восторге от гостей и хозяев. Шутки и анекдоты лились рекой, пили красное и белое виноградное вино… Наташа, пребывая на нервной волне, взяла гитару и начала с песни Юрия Антонова «Зеркало»:
«Иногда о любви забываю, но про всё забываю, любя,
Без тебя не живу, не бываю, даже если живу без тебя…»
Игорь Васильевич оценил слова песни и исполнение, он предложил тост за Наташу, лучшую подругу его невестки.
Наташа и Саша Волошин буквально вырывали гитару друг у друга. Светлана своим мягким грудным голосом исполнила свою любимую песню Окуджавы «Виноградную косточку в тёплую землю зарою…», всё застолье подпевало ей. После ужина молодые уехали на дачу к Светлане, в посёлок Вишенки, взяв с собою продукты, гитару и магнитофон. За полтора часа дороги много говорили, пели песни, шутили. Наташа была вне себя от радости, когда услышала запись её любимого шлягера в исполнении Пола Маккартни «Monkberry Moon Delight». Ростислав, неплохо знавший английский язык, пытался перевести текст.
– Эта песня об измене… – говорил он.
– А причём здесь суп-пюре? – спорила Ирина.
– А при том, что Джон из - за своей долбанной японки стал размазнёю! – констатировала Лена Лозова.
– Короче, Пол обвиняет Джона в предательстве! – выпалил Волошин.
После шашлыков и танцев, Наташка под песню Пола, вспомнив о своей несостоявшейся любви, сожгла на костре розовое платье, из подаренного Евгением кримплена, с остервенением повторяя:
– Нет уж, умерла, так умерла!!!
А Евгений, не подозревая, что вся компания переместилась в Подмосковье, всю ночь звонил Светланиному свёкру, пытаясь поговорить с Наташей.
На следующий день компания молодых людей вернулась в Москву, и вечером все вместе проводили Ирину с Наташей на Курском вокзале. Девушкам не хотелось уезжать, но что поделать, нужно возвращаться домой...

                ***

Вернувшись в Славянск, новоявленные предприниматели поняли, что продавцы из них ещё те. Несколько дней стояли они на рынке, торгуя одеждой. Правда, три пары югославских мужских ботинок у них купили влёт, а остальные позиции мало кого привлекли…
Однажды октябрьским вечером Наташа, курившая на балконе, окликнула Наташу Рамазанову, пианистку, работавшую ранее в ресторане «Орбита».
– Наташа, не могли бы вы подняться ко мне на 4-й этаж? Есть дело!
Наталия Рамазанова, красивая молодая женщина, стройная, как берёзка, с роскошными чёрными, слегка вьющимися волосами и голубыми глазами на несколько удлинённом бледном лице, была обязана своей внешностью отцу узбеку и матери украинке. Мама преподавала русский язык в педагогическом институте и была требовательной к студентам, а тем более, к собственной дочери. С детства Наталия посещала балетную студию и музыкальную школу по классу фортепиано. Попав в ресторан к джазмену Сидельникову, она прижилась в мужском коллективе и была непререкаемым авторитетом для музыкантов. Наташка встретила тёзку в дверях и, проводив в комнату, предложила ей элегантное трикотажное платье и искусственную шубку, за которые та обещала расплатиться частями, так как в данный момент была без работы.
– Говорят же, на ловца и зверь бежит… Мне просто необходимо обновить свой гардероб, я нашла работу! – обрадованно сказала Наталия.
Женщины разговорились о музыке, о женской доле, и перешли на «ты». Наташка спела новой подруге несколько своих песен под гитару. У Наталии Рамазановой появилась идея:
– Послушай, буквально вчера мне прислали приглашение работать в Орловской филармонии. Там набирают новый гастрольный коллектив… Не хочешь поехать со мной?
– Да я бы с удовольствием, но пригласили-то тебя, а не меня!
– Завтра утром я позвоню художественному руководителю, попрошу прослушать и тебя.
– Классно, конечно, но удобно ли это?
– За спрос не бьют в нос! Запиши мой адрес и зайди ко мне завтра, часов в двенадцать. Если мне дадут добро, подберём тебе песни и вперёд!
На следующий день Наталия Рамазанова сообщила Наташе, что всё решилось наилучшим образом. Они подобрали песни для прослушивания и стали собирать чемоданы. Всё было бы хорошо, но предстоящее прощание с сыном вызывало в Наташиной душе нестерпимую муку. - Почему самое дорогое существо, её малыш, должен страдать от моей неустроенности?! - спрашивала она саму себя.
Вечером она рассказала матери о возможности работать в филармонии.
– Я рада, что ты будешь петь не в ресторане, а на профессиональной сцене. О Жеке не беспокойся, я у тебя самая молодая бабушка на свете!
– Ты у меня самая лучшая и мама, и бабушка на свете!
Утром Наташа стала уговаривать сына разрешить ей поехать в Орёл.
– Женечка, ты уже большой мальчик, ты должен понять, что в нашем городе для меня работы нет. А мне открывается перспектива работать и получать хорошие деньги, что бы ты не нуждался ни в чём. Если ты скажешь, чтобы я осталась, я останусь! Если отпустишь, я поеду, а потом заберу тебя насовсем, возможно, переедем с тобой в Москву, я буду стараться, чтобы это произошло, ты же помнишь, какая она красивая наша Москва?
– Да, помню. А в городе Орле много орлов?
– Не знаю, сынок, но ты скоро сам всё увидишь и поймёшь…
– Хорошо, ехай, мам! Я тебя отпускаю!
– Сыночка, не ехай, а поезжай! Спасибо тебе, мой родной! Я буду писать тебе письма и приезжать, а ты побольше читай! Договорились?
– Да, договорились! Только ты сразу же приезжай, как тебя отпустят!
Неисповедимы пути господни… Две Наташи убегали от серых будней и от неспособности реализоваться. Как сложится их судьба, они не ведали…

               

               


Рецензии