Гром небесный

            Глава 13

               
      
Орловская филармония встретила двух Наташ радушно. Худрук будущего гастрольного коллектива Анатолий Белецкий и его супруга Татьяна были простыми и приятными в общении людьми. Не понаслышке зная о жизни артистов, сразу разместили приезжих в гостиницу, а ближе к вечеру пришли в гости и стали беседовать на общие темы. Татьяна – молодая женщина с русой косой и голубыми глазами, была, что называется, русской красавицей. Она интересовалась семейным положением девушек, их вкусами и предпочтениями, а также показала афиши, где её супруг именовался Анджеем Белецким, и попросила во время гастролей называть Анатолия Трифоновича Анджеем Бориславовичем, так как это был его концертный псевдоним.
– Завтра мы будем прослушивать самодеятельную группу из Обнинска с очень хорошей певицей. А потом посмотрим танцовщиц из Курска. С нами на гастроли поедет конферансье из Белоруссии Борис Треппель и его жена, она исполняет пластические этюды с элементами акробатики, этот жанр называется «каучук», – рассказала Татьяна.
– Короче, собрали мы коллектив «Дружба народов», – шутил Белецкий.
У солистки ансамбля из Обнинска Люды Рекстынь, действительно был потрясающий голос, охватывающий четыре с половиной октавы и звучащий одинаково хорошо, как в современных композициях, так и в оперных ариях. Людмила пела не хуже, чем Алла Пугачёва, но ей не хватало артистичности. На прослушивании девушка исполнила песню из репертуара Teach-In «Я одинок…» и пугачёвскую «Всё могут короли».
Аккомпанирующий состав из двух гитаристов, органиста и барабанщика звучал довольно-таки неплохо для самодеятельности. Наталия Рамазанова разнервничалась от того, что в коллективе уже есть пианист:
– Всё, приехали, теперь меня не возьмут! – сказала она на ухо Наташе.
– А что делать мне? Разве можно меня поставить рядом с этой певицей?! Не пори горячку! Ты же профессиональный музыкант с высшим образованием.
«Шефуля», так стали называть Белецкого между собой музыканты, успокоил Наталию:
– На площадках, где есть фортепиано, будешь играть в паре с Игорем Олейником, а при «наличии отсутствия» инструмента, подпоёшь девчонкам, маракасы или тамбурин возьмёшь. Не волнуйся, всё будет эври вери!
Анджей Бориславович был весёлым человеком и любил каламбурить.
Артисты и музыканты в большинстве случаев быстро становятся друзьями. Но, с ребятами из Обнинска отношения сложились не сразу, они были моложе Наташи на пять лет. А Наталья Рамазанова была старше всех на двенадцать лет. Танцовщиц из Курска, Елену и Настю, дополнили Полиной Пашковой, хореографом из Орла. Поля была очень хороша собой и обладала прекрасной пластикой. Парни из Обнинска при её появлении очень возбуждались.
В течение месяца репетировали концертную программу. Люда Рекстынь и Наташа ежедневно распевались под руководством Игоря Олейника.
Татьяна Белецкая предложила Наташе помимо сольного выхода поработать костюмером, это была хорошая прибавка к концертной ставке, и Наташа согласилась. Перед поездкой всем участникам ансамбля выдали месячный оклад и суточные. Наташа сразу же выслала деньги маме.
Новообразованный коллектив «Экспромт» прилетел 14 ноября в город Ош Киргизской ССР. После холода надвигающейся русской зимы участники гастрольной поездки возвратились в лето. В Оше цвели и благоухали розы, рынок изобиловал сладкими дынями, хурмой, виноградом и арбузами. Парикмахерские имели непривычное название «Чач –тарач», слово «штимп» в переводе на русский язык обозначало неприятные запахи. Водитель автобуса, развозивший коллектив на концерты, по четвергам торопился попасть домой, так как вечером будет «байджамба» – вкушение плова, вина и женщины. В гостинице «Ош» висело объявление «Туалет ни рабутыет».
Первые концерты проходили с накладками, но благодарная публика не замечала этих огрехов. Белецкий выстроил программу так, чтобы один жанр сменялся другим и не приедался публике. Как-то раз пришлось выступать в колонии, где зрителями были заключённые. Ведущий программы Борис Треппель в своей юмореске допустил оплошность: слова «Сидите? Сами виноваты!» забыл поменять на более мягкий текст, и по залу пронёсся гул возмущения… Но танцевальный номер в исполнении трёх красивых девушек, следующий за выступлением конферансье, сгладил впечатление от неприятных слов и разрядил обстановку, зрители были в восторге. Особенно хорошо концерты проходили в воинских частях.
С первых же дней гастролей Игорь Олейник по собственному почину стал помогать Наташе носить кофры с костюмами и платьями. Несмотря на то, что музыканты подначивали его, мол «правильным курсом идёшь!», Игорь не реагировал на их шутки, и зачастил в гости к двум Наташам, как он говорил «на поздний завтрак». Наталия считала, что Игорь найдёт с нею общий язык, ведь они оба владели клавишами и любили музыку. Молодой человек относился к ней с уважением и прислушивался к некоторым её замечаниям, но не более того… Игорь, как и все ребята, пытался сблизиться с Полиной Пашковой, но та отдала предпочтение барабанщику Павлу.
Рамазанова возила с собою хорошее виноградное вино, которое иногда употребляла перед сном. Наташку очень веселила доза подруги: она наливала пятьдесят граммов в мензурку и ни на какие компромиссы не шла, когда Наташа просила повторить «раздачу». Зато, когда приходил Игорь, Наталия ставила на стол целую бутылку вина, но свою порцию разбавляла водой, так как быстро пьянела…
Коротали вечера, рассказывая анекдоты и случаи из жизни, Игорь пел под гитару песни из «Машины времени» и другие современные песни, Наташка исполняла свои. Рамазанова считала, что Игорь приходит в гости из-за неё, а Наташе было совершенно всё равно, Игорь ей не очень нравился, слишком молодой и амбициозный… Но когда она узнала, что он в шестнадцать лет потерял маму, она по - другому взглянула на него… По всей видимости, ей нужно было кого-то опекать в разлуке с сыном, и она незаметно для себя потянулась к Игорю.
Новый 1978 год коллектив встречал во Фрунзе. Город, засыпанный снегом, казался сказочным. За новогодним столом под песни Криса Нормана и ансамбля «Бони- М» ребята резвились и танцевали и, наконец, разобрались по парам. Наташа стала жить с Игорем Олейником. Рамазановой пары не досталось, в душе она считала Наташку предательницей, но вслух этого не высказывала.
По завершении Фрунзенских гастролей по какой - то причине был отменён концерт, у «Экспромта» образовался свободный вечер. Обе Наташи и танцовщица Настя решили пойти в ресторан поужинать. Заказав бутылку красного вина и салаты, слушали музыку и обсуждали наряд певицы... Наташу и Настю пригласили танцевать киргизские юноши. Наташке совершенно не понравился партнёр, представившийся Морисом. Она из вежливости поговорила с ним, рассказала, что работает в ансамбле, и сегодня у них свободный вечер, а завтра предстоит ранний выезд. В это время в зал влетели Игорь, Саша и Михаил, отчитали своих дам и увели их из ресторана.
В десять часов утра, перед посадкой в автобус, к Наташе подошёл вчерашний знакомый Морис и протянул ей большой целлофановый пакет.
– Ты хорошая девушка, я завтра приду в это же время, мы сходим в кино…  – безапелляционно заявил он.
Наташа поблагодарила парня, не догадываясь, что лежит внутри пакета.
В салоне автобуса её обступили коллеги, их удивлению не было предела… В пакете лежали новенькие настоящие американские джинсы… Игорь был возмущён и требовал, чтобы Наташа вернула подарок этому киргизу. Ребята стали подкалывать Игоря, а он объявил всем, что по окончании гастролей распишется с Наташей.
На следующее утро Наташе пришлось встретиться с Морисом, чтобы вернуть ему подарок, но парень очень обиделся и ушёл не попрощавшись. Что было у него на уме, она так и не разгадала, но джинсы носила с удовольствием…
Восемь месяцев длилась поездка по городам и весям Средней Азии. Позади остался потрясающий Ташкент, столица Каракалпакии – Нукус, город фонтанов и сумасшедшей влажности – Навои, красоты озера Иссык-Куль, посёлок Тамга в Иссык-Кульской области, высокогорный Пржевальск, оазис в раскалённых песках – Уч - кудук, Термез с его жгучим ветром «афганцем», насыщенным песком и галькой. Сменялись города, чудесные виды и прекрасные впечатления от встреч с людьми. Но, чем ближе было окончание гастролей, тем сильнее хотелось домой. В Москву вылетали из города Карши, утопающем в море роз. По прибытии в столицу ребята готовы были целовать родную землю…
Игорь привёз Наташу к себе домой, в воинскую часть «Балабаново-2», где они подали заявление в ЗАГС. Отец Игоря, Иван Иванович, очень тепло встретил будущую невестку и на протяжении всех пяти лет, которые Игорь и Наташа провели вместе, на каждый праздник доставал для неё подарки из «загашника». Это были дорогие отрезы на платье, ни разу не одетые туфли, удивительные украшения, привезённые свёкром из Китая, которые он хранил после смерти своей супруги Валентины Васильевны.
Перед тем как поехать домой Наташе пришлось посетить Москву для приобретения свадебного платья. Она позвонила Владимиру Зимогляду:
– Будьте моим почтовым голубем, Владимир Иванович, сообщите Жене, что 17 июня я выхожу замуж! С него причитается, он обещал!
Свадьбу сыграли в Москве, у тёти и дяди. Жекуля, приехавший с Наташей из Славянска, после росписи в ЗАГСе сразу же спросил у Игоря:
– Ну, а теперь я могу называть тебя папой?
– Конечно, Евгешка! – ответил новоиспечённый папа, не догадываясь, какую ношу взваливает на себя.
Отец Игоря часто выезжал в Пятигорск, он женился на двоюродной сестре своей ушедшей жены. Приехать на свадьбу он не мог по состоянию здоровья, зато мачеха Игоря, Таисия Михайловна присутствовала…
Её поздравительный тост звучал назиданием:
– Дорогой Игорь! (Как будто Наташи и в помине не было). Всегда помни о своей матери и чти её память!
Гостям было непонятно, отчего эта женщина, встречавшаяся на протяжении трёх лет с мужем своей заболевшей раком сестры и занявшая её место, взяла на себя право наставлять своего пасынка... Но, поскольку за столом собрались люди воспитанные, никто не стал комментировать этого выступления…
Игорь очень полюбил Тамару Георгиевну и Владимира Николаевича, и всегда называл их «наша дорогая тётечка и наш дорогой дядечка!». Тётя и дядя часто навещали Наташу, Игоря и Женечку в Балабаново, привозили много продуктов и сладостей. В воинской части, где проживали молодые, был чудесный лес и река Протва. Ходили все вместе за грибами и ягодами, купались, загорали, пекли на костре картошку, пели, шутили, наставляли Женечку на путь истинный…
Через месяц Игорь с Наташей и сыном уехали в Орёл, необходимо было готовить программу для новых гастролей, жили в кемпинге, прямо в лесу. В коллективе появился новый гитарист Юра Малиборский из Винницы. Юрий стал ухаживать за Людой Рекстынь.
После двухнедельных репетиций слегка обновлённый «Экспромт» выехал на гастроли по Восточной Украине. В Славянске Женю оставили бабушке Гале.
На концерт пришло много Наташиных друзей, как назло, в этот день сломался ревербератор, создающий объёмный звук, ребята пели «всухую», настроения ни у кого не было и концерт прошёл под жидкие аплодисменты. Наталия Рамазанова решила остаться в Славянске, ей казалось, что никто в коллективе её не любит и не понимает. Наташка чувствовала себя в какой-то мере виноватой и пыталась отговорить её от подобного шага, но Наталия решила всё окончательно и успокоила подругу:
– Ты не расстраивайся, я поищу себе место в другой филармонии, мне нужно работать со сверстниками, а здесь у вас – детский сад!
Олечка, жена Серёжи Чмыхова, на концерт «Экспромта» пришла одна. Она сообщила Наташе, что Серёжа умер 14 февраля 1978 года от почечной недостаточности. Это был страшный удар, Наташа не могла успокоиться, она часто плакала, слушая Тухмановскую «Песню студента», которую так здорово пел Серёжа.
Завершающие концерты турне проходили в Донецке, где «Экспромт» стал участником фестиваля «Донецкие самоцветы». В День шахтёра на огромном стадионе собрались все ведущие коллективы и знаменитые певцы Украины: Дмитрий Гнатюк, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев, Анатолий Соловьяненко, Николай Кондратюк и другие. Когда «Экспромт» готовился к выходу на сцену после ансамбля «Крымские зори», Наташка увидела, что ей навстречу идёт её друг, гитарист - Юрий Корабельников.
– Юра, вот это встреча! Здравствуй! – закричала она сквозь гул толпы.
– Наташа, какими судьбами? Вы в какой гостинице живёте? – Юрий обнял её одной рукой, в другой руке он держал гитару. Они наскоро договорились встретиться, так как нужно было выходить на сцену.
После выступления состоялся банкет, поскольку в зале находились очень именитые исполнители, артисты «Экспромта» расположились за самым дальним столом. Немного насытившись и выпив, стали собираться к отъезду в свою гостиницу. Пока ребята носили аппаратуру в автобус, Наташа курила возле банкетного зала. Дмитрий Гнатюк, проходивший мимо сказал ей:
– Разве можно такой симпатичной девушке курить? Вы себя так портите. Я приглашаю вас выпить по чарочке и поговорить на эту тему. Надеюсь, я смогу доказать, насколько ваш выбор неправильный.
Наташа отказалась от предложения весьма своеобразным образом:
– Я надеюсь, вы знаете товарища Тищенко, он тоже постоянно уговаривал меня бросить курить, но из этого ничего не вышло, к сожалению!
– О, вы знаете Женю?!
– Да, и достаточно близко!
– Если бы вы знали, какие гастроли по Америке он нам организовал… Это я запомню на всю жизнь! Да, он орёл, так высоко взлетел, что не достать! Ну, что ж, было приятно с вами познакомиться! – Гнатюк галантно поцеловал Наташе руку и удалился.
На следующий день после концерта Юрий Корабельников приехал к Игорю и Наташе, проговорили и пропели до утра. Юрий был ошарашен смертью Серёжи Чмыхова, его любимого ученика и друга.
Наташа часто рассказывала мужу о потрясающем авторе песен, Михаиле Нашельском, который живёт в Донецке. Она позвонила Михаилу, напомнила, как летом 1977 года они работали у Валерия Гольденберга, и пригласила его в гости. Миша пришёл с двенадцати-струнной гитарой и дал двухчасовой концерт, который ребята записали на магнитофонную ленту. Послушать Михаила пришли все участники коллектива, после каждой песни все дружно аплодировали и восхищались его неповторимой музыкой и виртуозной игрой на гитаре. К великому сожалению, песни Михаила Нашельского так и не прозвучали ни на одной радиостанции, ни с экрана телевизора, как, впрочем, и потрясающие голоса и песни тысяч талантливых авторов и исполнителей.

В день отъезда коллектив решил отпраздновать окончание гастролей. Наташа предложила пойти в ресторан «Москва», где работал её учитель по гитаре Александр Петрович Сидельников. Ребята уселись за большой стол и стали обсуждать меню. Кое-кто из музыкантов отпускал язвительные реплики по поводу достаточно скудной аппаратуры, стоящей на сцене. Они не знали, что барабанщик и гитарист ресторана были Лауреатами трёх международных джазовых конкурсов и демонстрировали такое мастерство, которое невозможно заменить наличием самой суперсовременной аппаратуры. Когда музыканты вышли на сцену и заиграли, ни у кого из «экспромтовцев» не возникло желание потанцевать, все с восторгом слушали «кабацких» джазменов, окунувшись в море драйва. В перерыве между отделениями, Александр Петрович присел рядом с Наташей и стал расспрашивать, как сложилась её жизнь. Наташа несколько приукрасила свой рассказ и от всей души поблагодарила учителя за любовь к музыке, которую он привил ей. На прощание Анджей Белецкий выразил мнение всего коллектива:
- Спасибо вам, друзья! Вы самые классные музыканты, из всех, кого мне удалось встретить на своём веку!

                ***

После гастролей по Украине Игорь и Наташа решили жить в Балабаново, так как Женечке нужно было учиться в школе, а бабушка не справлялась с ним. Мыслимо ли, сын - первоклассник написал им письмо: «Мама и папа, я уже бросил курить и с Валеркой больше не дружу, это он учил меня курить!»
Игорь прочитал это письмо в автобусе, все смеялись до колик в животе, но понимали, что ребёнка нужно забирать под опеку матери и отца.
Немного отдохнув после гастрольной жизни, устроились работать в местный клуб. Наташа вела кружок гитаристов, Игорь работал лаборантом в НИИ Обнинска, а по вечерам руководил коллективом музыкантов, игравших на танцевальной площадке ДК «Полёт».
Всё лето Игорь «гонял» Наташу по сольфеджио, так как сам он закончил музыкальную школу по классу фортепиано, а у жены не было за плечами никакой школы, кроме курсов игры на шестиструнной гитаре.
В августе Игорь, Наташа и Люда Рекстынь поступили на заочное отделение Калужского культпросветучилища. Несмотря на то, что в обиходе существовала поговорка «Ученье – свет, а не ученье – культпросвет», преподаватели училища были все, как на подбор, профессионалами своего дела, и в довершение – прекрасными людьми.
Всё шло хорошо, отметки сына стали радовать Игоря и Наташу, но они скучали по гастрольной жизни. Однажды весной 1979 года к ним в гости приехали молодожёны – Люда Рекстынь и Юрий Малиборский. Они долго уговаривали друзей поехать на работу в Тернопольскую филармонию.
– Что вы здесь закопались, как два крота? Сколько можно играть на танцах? Игорь, ты же хороший музыкант и аранжировщик, кто тебя здесь оценит? – настаивал Юрий. Людмила также не осталась в стороне, она считала, что Наташе необходимо расти, а это возможно только в сильном коллективе.

Доводы друзей убедили «балабановских затворников» дать согласие на продолжение гастрольной жизни. Первыми уехали Игорь, Людмила и Юрий. Наташе пришлось отработать две недели в ДК. За это время муж прислал ей восемь писем, где описывал свою горечь от разлуки...
Наташа отвезла сына бабушке и приехала в Тернополь. Игорь не встретил её на вокзале, хотя она послала ему телеграмму о своём приезде. Долго стояла она в растерянности на перроне, в незнакомом городе не к кому было обратиться. Пришлось взять такси и ехать в село Микулинцы недалеко от Тернополя, где, по сведениям из письма мужа, должен был находиться коллектив. Таксист остановился у небольшого домика, окна были тёмные, двери заперты на замок. Наташа, у которой хватало денег только в один конец, пришла в отчаяние… Слёзы лились ручьём… Водитель успокоил её:

– Знайдемо мы вашого чоловiка! Треба їхати до Тернополя и перевірити уci готелi мiста…
Наташа откликнулась:
– Щиро вам дякую, але у мене немає бiльше грошей!
– Нiчого, розберемось...
Около двенадцати ночи Наташа нашла своего мужа в центральной гостинице города. Он, оказывается, играл в шахматы с другом и забыл о том, что нужно встретить на вокзале жену. Игорь очень извинялся и когда расплачивался с водителем такси, услышал его вердикт:
– Негоже так поступать со своей родной женой!
Наташа долго сердилась на мужа. Слова в его письмах и поступки в реальной жизни были несопоставимы.

Тернопольская филармония располагалась в старинном особняке с колоннами и выгодно отличалась от подобных учреждений других городов. Концертный зал с балконами и мягкими креслами, просторные гримёрные комнаты с зеркалами, сцена с бархатным занавесом. Директор филармонии, Леонид Баженов, был хорошим хозяином: силами артистов и служащих он построил гараж с автопарком, который существенно экономил время и деньги. Артистов здесь называли только на «вы» и по имени отчеству, и расселяли в хороших гостиницах. Многие названия коллективов были привязаны к именам рек: вокально-инструментальные ансамбли «Збруч» и «Днестр», танцевальный коллектив «Надзбручанка» и другие.
Ансамблем «Днестр», где Игорь и Наташа стали работать, руководил заслуженный артист Украины певец Григорий Котко. Четырём девушкам-вокалисткам пошили красивые платья, а аккомпанирующему составу из шести музыкантов – велюровые пиджаки за счёт филармонии. В репертуар ансамбля входили русские и украинские песни, Игорь раскладывал их для девушек на четыре голоса. У Наташи был низкий голос, ей досталась четвёртая партия. Пригодился опыт участия в девичьем ансамбле «Мечта», а также знание украинского языка.
Люда Рекстынь, голосом которой все восхищались, перед самым выездом на гастроли потребовала отдельного сольного выхода и красной строки в афише. Ей пытались объяснить, что для этого нужно поработать в филармонии хотя бы год и показать себя с лучшей стороны, но Люда стояла на своём, обещая уехать домой. Администрация не пошла ей навстречу, несмотря на угрозу срыва гастролей. Как ни уговаривали их остаться Игорь с Наташей, Людмила с мужем уехали. Гитариста нашли быстро, а с поиском певицы возникли затруднения. Тогда трубач, Роман Ковальчук, предложил прослушать свою супругу Олесю. Пела девушка прилично и украинским языком владела в совершенстве, она быстро разучила репертуар, и вопрос об отмене гастролей был снят.
Весь май и июнь ВИА «Днестр» гастролировал по городам Сибири. Вечерами обычно собирались у «карасиков», так звали друг друга Наташа с Игорем, которые возили с собою электроплиту, кипятильник и кастрюли. Чтобы сэкономить суточные и накормить домашней едой сына и мужа, Наташе приходилось готовить пищу в номере. Поэтому и за солью, и за хлебом, и за чаем, многие артисты приходили в гости к «карасикам».
Яркие, незабываемые впечатления от озера Байкал, рек Енисея, Ангары, Селенги, городов Томск, Новосибирск, Красноярск, Улан- Удэ, Ангарск, оставила эта поездка. Необыкновенная природа гармонично сочеталась с задушевностью сибиряков. Как же приятно было общаться с этой особой породой людей! Особенно на БАМе, в небольшом посёлке Кичера, участники ансамбля своими глазами увидели настоящее коммунистическое сообщество людей. Все строители были молоды, за редким исключением. Они построили этот посёлок для себя: дома были добротные, тёплые и очень удобные для проживания. В каждой секции душевые кабины, прачечные и просторные кухни, где дежурные по очереди готовили еду для всех, кто проживал в секции. Те, кто уходил на смену, оставляли своих детей в домашнем детском саду, в котором также, по очереди, дежурили няни, свободные в эти часы от работы. В обиходе не было понятий «твоё, моё», всё было общим для всех. Ни пьянства, ни матерщины не было и в помине. И горе, и радость эти светлые люди делили поровну.  Главной достопримечательностью посёлка был клуб, построенный из ценных пород дерева, без единого гвоздя. Неповторимая энергетика этого сооружения передавалась и зрителям, и исполнителям. Знаменитый американский певец Дин Рид приезжал с концертами на БАМ, в одном из интервью он сказал: - Мой соотечественник Джон Рид написал книгу о революции в России «Десять дней, которые потрясли мир». И хотя я, в отличие от своего однофамильца, не писатель, мне кажется, я смог бы написать рассказ «Девятнадцать дней на БАМе, которые потрясли американского певца Дина Рида».
Гастрольный тур подходил к завершению. Женечка, сын Наташи, радостно воспринимал поездки, перелёты и смену городов. Мальчик любил технику и сдружился с осветителем Олегом. Сначала он присматривался к работе друга, а затем стал помогать ему. В конце поездки Олег поссорился с Григорием Котко, и не сказав никому ни слова, уехал домой. Весь коллектив был в шоке, не зная где искать замену, но десятилетний Женя заявил:
– Что вы паникуете? Я же с отвёрткой в руках родился, справлюсь, как нефиг делать!
– Почему с отвёрткой, а не с долотом? – удивился Котко.
– Это у моего родного отца нужно спросить, он у меня инженер.
Музыканты  посмеялись, но иного выхода не было, и Женя отработал все оставшиеся пятнадцать концертов в качестве осветителя. Были накладки, конечно, но в основном ребёнок справился с обязанностями. Когда Наташа привезла сына к бабушке, он выложил на стол семьдесят пять рублей, честно заработанные своим трудом.

                ***

В июле и августе ВИА «Днестр» поставили на разогрев к популярному эстрадному певцу Яаку Йоле.  Он приехал в Тернополь с группой «Радар»: одна половина которого состояла из музыкантов ансамбля «Апельсин», вторая – из музыкантов Гостелерадио Эстонии. Все они отличались высоким профессионализмом и особой культурой поведения. Йола, несмотря на свою звёздность, вёл себя скромно, был доброжелателен со всеми и часто шутил.
Впервые в жизни артисты «Днестра» видели настоящую заграничную аппаратуру, которая была для них недосягаема. Они могли только сфотографироваться возле неё. Так же они впервые узнали, что такое скейтборды: на этих досках на колёсах эстонские парни постоянно нарезали круги возле гостиниц.
Концерты проходили в Западной Украине: первое отделение работал «Днестр», который хорошо знали и любили зрители, во втором отделении пел Яак Йола. На каждом концерте он представлял разных музыкальных руководителей своего коллектива, чтобы никому не было обидно. При первых же звуках вступления к песне «Подберу музыку…» вся женская половина «Днестра» выходила за кулисы и, еле сдерживая слёзы, слушала трогательные слова, «примеряя» сюжет песни на себя.
День рождения Григория Котко отметили с размахом: в гости пожаловали «Трио Маренич», Яак Йола со своей командой и ещё несколько именитых друзей Григория. Импровизированный стол был богат украинской кухней, помимо украинского сала и маринованных грибов, особое место занимали вареники с вишней, приготовленные супругой Григория, Светланой. Вечер был насыщен прекрасными песнями и добрыми словами в адрес именинника.
Игорь и Наташа предложили Яаку послушать песни Михаила Нашельского, записанного ими в Донецке. Артист прослушал несколько песен на плейере:
– Песни очень хорошие, стоящие! Но, если бы вы знали, как тяжело дать им жизнь, я помогаю сейчас Михаилу Боярскому раскручивать песни Виктора Резникова, даже Алла Пугачёва подключилась к этому процессу, но мы сталкиваемся с полным непониманием деятелей министерства культуры. Им нужны только уже знакомые зрителю композиторы, не хотят они давать дорогу новым авторам!
Во время застолья кто-то подарил Яаку оранжевую шахтёрскую каску и ранним утром, перемещаясь из одной гостиницы в другую, он стал помогать грузчикам носить в булочную полеты с хлебом. Вся компания с интересом наблюдала эту картину… По окончании работы, грузчики спросили у Яака:
– Парень, тебе деньги нужны? Сколько ты хочешь?
Он снял свою каску и, едва сдерживая смех, сказал:
– Складывайте сюда!
Наконец, одна из продавщиц, принимавшая хлеб, узнала артиста и стала просить у него автограф.
Эн Вайн, очень солидный музыкант, настоящий руководитель группы «Радар», как-то в автобусе разговорился с Наташей и Игорем о перспективах роста творческих личностей в Союзе и неожиданно сделал предложение Наташе:
– Если вы захотите научиться петь по-настоящему и блистать на сцене, приезжайте ко мне в Таллин, улица Роо, дом 3. И ничего не бойтесь!
Наташка зарделась как маков цвет: ей было приятно это предложение, но она знала точно, что не сможет бросить сына и мужа. Уехать в незнакомый город, к незнакомым людям? Она не могла позволить себе такого даже в мечтах…
– Это вопрос не на нашу зарплату, – ответил за Наташу муж.
– Да поймите вы, такое контральто даётся вокалистам одно на тысячу! За границей вас бы, Наташа, оторвали с руками и ногами! Игорь, неужели вы думаете, что мне понравилась ваша жена и я решил таким образом отнять её у вас?! Это глупо! – сказал раздосадованный музыкант.
Игорь попытался перевести разговор в иную плоскость, а Наташа отвернулась к окну и беззвучно плакала. Её очень тронуло отношение к себе совершенно постороннего человека и огорчила безучастность мужа.
Гастроли эстонской группы закончились неприятным происшествием: администратор Тернопольской филармонии, занимавшийся проведением тура, не доплатил коллективу солидную сумму, ссылаясь на непредвиденные расходы. Чем кончилась эта история артисты «Днестра» так и не узнали, но были огорчены этим фактом.
Яак Йола и его музыканты оставили неизгладимое впечатление у всего коллектива, и расставаясь с эстонцами, ребята от всей души благодарили их.
 

                Глава 14

– Как же хорошо оказаться дома после длительного отсутствия! Не нужно каждые два -три дня упаковывать чемоданы, грузить аппаратуру в отходящий поезд, летать на самолётах, готовить в номере еду, прячась от дежурных гостиниц, скучать по сыну… – радовалась Наташа. 
Они с Игорем решили окончательно обосноваться в Балабаново, устроились на работу в ресторан «Обнинск» и забрали к себе сына. Наступило время переосмысления жизненной текучки, и определения своего дальнейшего существования.
В свободное от домашних дел время Наташа с наслаждением читала книги, слушала музыку, смотрела передачи по ТВ. Она была без ума от Глории Гейнер, песня «Я выжила!» была про неё, Наташку… Ощутив новый прилив сил, она победоносно резюмировала, что правильно поступила, дав возможность Евгению заниматься своим делом, а сама не сломалась и кое - чего в жизни добилась…
Однажды, августовским вечером в ресторан «Обнинск», расположенный на первом этаже гостиницы, зашёл Юра Корабельников со своими коллегами из «Крымских зорь». Увидав на сцене Наташу и Игоря, Юрий раскрыл им свои объятия: - Вот это да! Как же здорово, что мы опять вот так спонтанно встретились! Ребята, у меня ведь сегодня день рождения, и не просто день рождения, а юбилей! Я приглашаю вас к себе, в девятнадцатый номер в качестве почётных гостей!
 За большим столом собрался весь коллектив во главе с заслуженной артисткой Украины, певицей Зоей Рудник. Юрий, всегда выделявшийся своей природной красотой и изысканными манерами много пел и шутил. Его коллеги не отставали и устроили своеобразный концерт. В разгар вечера Юрий поднял тост за Наташу:
- Дорогие мои! Я получил сегодня много поздравлений и подарков, но встреча с Игорем и Наташей, самый ценный! Я знаю Наташу с начала семидесятых годов, когда жил в Славянске. Мне пришлось на время уехать из родной Евпатории, чтобы не сидеть на шее у родителей, а стать самостоятельным мужчиной. Я обошёл тогда все рестораны и кафе города в поисках работы, но вакансий не было, да и музыканты воспринимали меня, как конкурента. Я организовал группу из молодых ребят при доме культуры имени Ленина. Наташа уже тогда сочиняла песни, и очень неплохие! Мы разучили с нею пару польских и несколько английских песенок, она потом пела их в молодёжном баре. Мы с друзьями часто приходили её послушать, и сейчас я с радостью констатирую: Наташа выросла и стала хорошей певицей. 
Банкет продолжался до утра. Было очень весело и чуть –чуть грустно... Наташа понимала, что видятся они с Юрием в последний раз, в будущем пути их разойдутся. Прощание было трогательным, Наташа всплакнула на плече у друга и поблагодарила его: 
 – Юра, ты поднял меня в собственных глазах! Игорь постоянно давит на меня, делает мне замечания, от этого у меня развиваются комплексы…
- Ты очень сильный человечек, Наташа! Главный твой талант – умение сопереживать другим людям! Верь в себя, несмотря ни на что! Ты волевая девушка и обязательно достигнешь хороших результатов! Ты видела, с каким вниманием ребята слушали твои песни, как аплодировали тебе, а Зоя даже слезу пустила! Ну, что ж? Жизнь продолжается, нам нужно идти вперёд! Надеюсь, ещё увидимся, - бог любит троицу!
После встречи с другом Наташа стала задумываться о перекройке своей жизни. Не всё шло так гладко, как хотелось бы. Игорь стал не в меру прижимистым, почти все деньги тратил на покупку музыкальной аппаратуры, постоянно мастерил колонки, покупал динамики, на питание для семьи выделял мизерные суммы. Его фраза: «Давай соблюдать режим экономии, нам необходимо собрать деньги для покупки органа!», стала раздражать Наташу. Когда муж устроил ей скандал по поводу килограмма клубники, купленной для сына, который находился в больнице после удаления аппендицита, Наташа отделилась от него и стала покупать себе и сыну хорошие продукты и приличные вещи, ведь теперь она работала на двух работах.  Игорь закатывал истерики, портил нервы жене и ребёнку. Разочаровавшись в супруге, Наташа стала лелеять свою давнюю мечту – жить в Москве.
Ещё в шестилетнем возрасте, побывав в гостях у тёти и дяди, она была ошеломлена столицей. Ничто не могло сравниться с запахом метро, многолюдными улицами, яркими витринами, потоками красивых машин. Эскимо на палочке и пломбир с розочкой в вафельном стаканчике, клюква в сахарной пудре, батончики «Рот Фронт», «Мишка косолапый» и «Мишка на Севере», «Красная шапочка» и другие вкусности, невозможно было забыть…
Пятый класс Наташа заканчивала в Москве, так как мама долго лежала в больнице города Колпино, где ей сделали операцию на среднем ухе. Здесь, на Кропоткинской, прямо из окон пятого этажа был хорошо виден Университет на Ленинских горах. Его огни, как живое существо, завораживали и манили, будто говорили: - Я тебя жду!
Но судьба распорядилась иначе. После операции маме был предписан мягкий климат, и они уехали на Украину, в Славянск, где прошло мамино детство. Много воды утекло с тех пор, но Наташа верила, что когда-нибудь она будет жить в своём любимом городе. Теперь, находясь в ста сорока километрах от Москвы, она рвалась в столицу.
Летом 1980 года свёкор, Иван Иванович, по простоте душевной «дал маху», – выписался из служебной квартиры, дабы прописаться в Пятигорск к жене Таисии. Через неделю после выписки отца Игорь получил предписание в месячный срок освободить квартиру. Наташа нашла знакомых, хорошо знавших кодекс, но те сказали, что нужно заплатить судье для принятия положительного решения. Игорь категорически отказался давать взятку. Наташка влезла в долги, чтобы не потерять квартиру. На время судебной тяжбы им пришлось уехать в Москву к тёте с дядей, дабы никто не смог выселить их без суда и следствия.

               

Лучшая подруга Наташи, Светлана, иногда посещала с друзьями ресторан «Академический» корпус 1, на Октябрьском проспекте. Она познакомилась с музыкантами и предложила им певицу, зная, как Наташа нуждается в работе.
Наташа очень волновалась, возьмут ли её петь в столичный ресторан. Она приехала точно в назначенное время, к 18 часам. Руководитель оркестра Игорь Бельский провёл её в комнату музыкантов, расположенную в подвальном помещении ресторана. Он был немногословен, спросил где работала до этого и вручил ей для разучивания кассету с песнями «Джони», «One way ticket», то есть, «Билет в один конец…», «The shadow of your smile» – «Тень твоей улыбки…» и Челентановское «Соли».
Наташа решила не ударить в грязь лицом, сразу засела за работу: сняла тексты, записала их в песенник, расставив транскрипцию в английских песнях. Пришлось поколдовать над платьями, в которых можно было бы обаять публику. У белого льняного платья с серебряной вышивкой на груди, служившего свадебным нарядом на регистрации брака с Игорем, Наташа отпорола рукава и заключила лиф на шее хомутиком. Роскошное платье, которое она купила в Тернополе у Вильмы Равинской, состояло из топика и юбки, соединённых между собой узкой шлейкой. Бывшие коллеги-музыканты называли его пляжным костюмом.
Когда Наташка вышла в нём на сцену ресторана, музыканты дружно издали возглас восхищения. Музыкальный руководитель соседнего ресторана «Академический», расположенный во втором корпусе, в 100 метрах от первого, Аркадий Пикколо, заглянувший к конкурентам, во всеуслышание сказал Игорю Бельскому:
– Мужики! Поздравляю вас с удачным приобретением!
Музыканты были рады Наташе и считали её украшением ансамбля. В ресторан потянулась публика, фанатеющая от западной музыки. Бельский вручил Наташе записи ещё десяти заказных песен, среди них была и песня «Снегопад», которая в то время была популярна в исполнении Нани Брегвадзе.
Укрепившись в «Академическом», Наташа позвонила Владимиру Зимогляду и похвалилась тем, что работает в столичном ресторане. Она не знала, что этот ресторан «приписан» к академии наук СССР, а Зимогляд работал в НИИ, через дорогу от «Академического».
В этот же вечер, выйдя на сцену Наташа обомлела, горло её перехватило спазмами. Евгений Михайлович сидел в ресторане за столом в компании друзей. Она не видела его более пяти лет. Когда она спела песню «Тень твоей улыбки» в честь любимого человека, музыканты стали переглядываться между собой, не понимая, отчего песня звучит будто в другом исполнении. Завершив первое отделение, Наташа стала спускаться со сцены. Евгений подошёл и подал ей руку, волшебно улыбаясь, сказал Наташе:
– Я тебя поздравляю, три –ноль в твою пользу! Ты -победительница!!! Я хочу видеть Тамару Георгиевну, Владимира Николаевича и твоего мужа. Это возможно?
Когда Наташа проходила между залом и кухней, Евгений неожиданно обнял её сзади и сунул ей в лиф платья деньги.
- Ты хочешь заказать какую-то песню? - Наташа повернулась лицом к нему, прижимая руки к груди, чтобы деньги не упали на пол.
- Это тебе подарок от нашего стола. Кстати, мы ждём тебя!
- Ну, если только после работы…
Наташа спрятала стодолларовую купюру в кошелёк, не понимая в этот момент, что поменять доллары на рубли будет непросто. Позвонив домой, она выполнила просьбу Евгения. Тётя с дядей и муж приехали в ресторан через полчаса. Официанты сдвинули столы и заново накрыли их на вкус Евгения. 
Застолье длилось до часу ночи, в такси Наташа сказала, что завтра Игорю нужно ехать в Боровск на судебное заседание, биться за квартиру. Тем самым она обозначила отсутствие мужа на пару суток. Когда она от избытка чувств сжимала руку Евгения, другая её рука непроизвольно делала симметричное движение, пожимая руку мужа. Это было слишком! Игорь знал о некоем Евгении, которого Наташка когда-то любила… Наутро он уехал в Боровск на суд в плохом настроении.
Евгений позвонил Наташе в десять утра и назначил встречу в гостинице «Украина». Приехал он с Зурабом, молодым дипломатом, зависимым от Евгения. Когда официант записал их заказ, Наташа спросила:
– Жека, расскажи, какие люди в Америке?
– В основном умные. Они знают, чего хотят и добиваются всего трудом. Ну, а как прошли твои гастроли? – в свою очередь спросил Евгений.
– Да, нормально прошли. Когда я пела на концертах, то представляла себе, что ты сидишь в зале.
– А я, действительно, всегда рядом с тобою. Много там у тебя ухажёров было?
– Что ты выдумываешь? Все парни с жёнами ездили. Скажи, это ты прислал мне телеграмму на гастроли?
- Да, я так хотел видеть тебя, а ты не приехала!
- Ну, ты даёшь! Подписался фамилией Матвеев, а я должна была догадываться, ты это или не ты!
Пока Зураб выходил позвонить домой, Наташа стала с воодушевлением рассказывать Евгению о своих гастрольных впечатлениях.
- Ты знаешь, у нас в коллективе был гитарист Миша Нашельский, он такую музыку сочинял к стихам известных поэтов, я тебе передать не могу!
– Неужели? Ну, напой!
Наташа обрадовалась, что её хотят слушать, собралась внутренне и запела вполголоса:
- Как жить мне хочется, – безудержно, безмерно…
Не нагляделся я на мир земли зелёной, на синеву прозрачную небес…
Я не наслушался ни пенья рек могучих, ни пенья птиц,
Что восхваляют мир, этот мир!
Всю жизнь свою горел в огне костра людского,
Всю жизнь свою я был, как будто распят,
за чьи-то прегрешенья на кресте…
Всю жизнь мою мне только жить хотелось…
Глядеть, внимать и пить чудесный нектар из кубка красоты,
Нектар из кубка красоты!
– Девочка моя, каждую минуту в мире гибнут люди, иногда десятками, иногда сотнями и тысячами… Все попытки достигнуть гармонии в отношениях между людьми или странами ведут к разочарованию. Конечно, спокойнее жить, рассуждая о добре и красоте, не понимая, что кто-то должен защищать этот мир от насилия и зла.
Когда Зураб вернулся к столу, Евгений сказал:
- Ну, что ж, давайте выпьем за мою Наташеньку! У неё романтическое восприятие жизни, она спит и видит, чтобы я стал нищим, тогда она полюбит меня по-настоящему.
Наташа вспыхнула:
– Неправда это! Для меня существует только одно понятие: сделала ли я своего возлюбленного счастливым!
– В тебе появилось что-то фундаментальное, взрослое… Я рад, что ты растёшь! Только тебе нужно понять одну вещь: равенство, к которому ты так стремишься, нечто такое, чего в природе не существует.
После ресторана поехали на квартиру Зураба. Его родственники были вынуждены сидеть на кухне, пока Евгений и Наташа занимались любовью. Наташа плакала от стыда, от того, что изменила мужу, и от того, что нет возможности быть вместе с любимым человеком.
– Почему ты плачешь? – спросил Евгений, ловя губами капли её слёз.
– Жекочка, ты не поймёшь … Я потеряла себя…
– Но зато ты вновь обрела меня!
Недалеко от кровати, где происходили их любовные баталии, висела огромная книжная полка. Евгений обратил внимание, как восхищённо смотрит Наташа на огромный фолиант книги «12 стульев» и, спросив разрешения у Зураба, сделал на обложке книги дарственную надпись: «Очень надеюсь стать для тебя последним, 13-м стулом, который, наконец, облегчит твою жизнь!!!»
Этим же вечером Наташа снова увидела Евгения во главе компании, дополненной слегка постаревшим Александром Васильевичем. Во втором отделении, когда Наташа вышла на сцену в «пляжном костюме», подвыпивший Алвас полез на эстраду с цветами и бутылкой шампанского. Музыканты улыбались, посетители аплодировали, а двое парней из зала, заразившись дурным примером поставили к ногам Наташи две бутылки коньяка. Певица попросила Бельского как-то остановить этот процесс.
– Господа, мы тронуты вашим вниманием к нашей певице и разделяем ваши восторги, но мы находимся на работе, а она очень важна для нас! Танцуйте, отдыхайте, мы всегда вам рады! – сказал в микрофон Игорь.
После работы Наташа села в такси рядом с Евгением. Алвас водрузился впереди и всю дорогу пел, искажая мотив песни Аллы Пугачёвой «Лето»: -Я так хочу, я всё лето не кончала, так давай начнём сначала, привет-привет!
– Александр Васильевич, вы нисколько не изменились! – сказала Наташа.
– А я всегда попадаю в яблочко! Правда, Жека?
Проезжая ВДНХ, Алвас совсем разошёлся и, указав на скульптуру рабочего и колхозницы, спросил:
– Жека, это тебе и твоей Наташе поставили памятник, типа: влюблённые дипломат и певица?
– Саша, сегодня ты не попадаешь в яблочко, расслабься! – ответил Евгений, пытаясь урезонить друга.
Ещё две машины с друзьями Евгения ехали за ними вслед. Приехали в какой - то банкетный зал. Там, за столом, Евгений произнёс тост, посвящённый Наташе. Его друг Сергей Скрипка, сказал, что очень завидует Евгению, и попросил разрешения отведать поцелуя Наташи. На что Евгений ответил:
– Старик, ты зря стараешься, она ведь и по фейсу может вмазать. Хочешь попробовать?
Наташа вышла в туалет и вернувшись в зал, застала всю компанию мужчин сидящими за столом в голом виде. Из одежды на них были только галстуки, трусы и носки. Это была идея Евгения и он добился эффекта, – Наташка была просто ошарашена.
– Женя, как это понимать?!
– Тебе не нравится? Да мужчины от тебя без ума и готовы на всё!
– Господи, ты опять в своём репертуаре… Пар выпускаешь? Конечно, твой кураж можно понять, но они  - то неужели в такой зависимости от тебя, что забыли о чувстве собственного достоинства?!
– Это ответ на твою обиду, когда я сорвал с тебя простыню в присутствии Владимира Ивановича!
Наташа отвернулась и закурила, а Евгений дал команду мужчинам одеться. Немного посидев за столом и выпив несколько бутылок коньяка за любовь, гости стали разъезжаться…
Ночевали у каких-то знакомых Евгения - армян. Хозяева недавно въехали в двухкомнатную квартиру, в ней было мало мебели. За маленьким низким столиком компания из пяти человек еле - еле разместилась.
– Наташа, это мои настоящие друзья, они занимаются наукой. Ты можешь сказать им что-нибудь доброе?
– Я очень рада видеть вас, таких приятных людей, с умными глазами и улыбчивыми лицами. Я знаю, что скоро вы обустроитесь и займёте достойное место в столице нашей Родины. А я сегодня буду вашей кошкой, которую впустили в квартиру на счастье! – сказала Наташа.
Мужчины встали из-за стола и один из них, самый старший, произнёс:
– Товарищи, я думаю, вы согласитесь со мною… Наша прекрасная «кошка» достойна нашего дорогого друга!
Для ночлега Евгению с Наташей достался кожаный диван, спать на нём вдвоём можно было только на боку. Несмотря на неудобства, Наташа раскрепостилась, забыв о том, что ждёт её, когда вернётся муж, что будет через пять или десять лет, - она просто хотела быть рядом с любимым…
– Жека, как же я люблю тебя. Я хочу, чтобы мы были вместе! – прошептала Наташа.
– Нужно ещё чуть-чуть обождать. Ты – моя старость. Я обязательно вернусь к тебе!
– И полы будешь мыть, и обед готовить?
– Да, с превеликим удовольствием! Что мне стоит? Это же для тебя! Кстати, запиши мне свои песни, я буду постоянно слушать их и вспоминать тебя! – попросил на прощание Евгений.
Незадолго до нового года Владимир Иванович Зимогляд с друзьями ожидал в вестибюле ресторана, когда Наташа выйдет к нему с записанной кассетой для Евгения. А у музыкантов шли заказ за заказом, и она никак не могла сойти со сцены.
В это время пришла директор ресторана Майя Коновалова:
– Почему здесь посторонние? Или туда, или сюда пройдите!
Владимир Иванович «включил зажигание»:
– Кто вы такая, чтобы говорить с нами в подобном тоне?
Та попёрла в дурь и приказала метрдотелю Руфату вывести их из заведения. Владимир Иванович показал директрисе своё удостоверение и пригрозил ей последствиями. Узнав, что это были друзья певицы, Майя, недолго думая, выгнала Наташу из ресторана.
Новый год они с мужем встречали у тёти и дяди. Через неделю Игорь уехал на работу в гастрольный коллектив, где была своя певица, а Наташа с сыном вернулись в Балабаново. Взятка сыграла свою роль и квартира осталась за Игорем и Наташей, но муж, возвратившись из поездки, не оценил действий жены. С той поры у них испортились и без того сложные отношения. Устроившись заведующей маленького сельского клуба, Наташа с головой окунулась в работу с детьми. Она вызвала к себе маму и была вполне счастлива. По вечерам много читала, готовилась к весенней сессии. Витая в облаках, писала стихи для Евгения, вспоминая их последнюю встречу.
Непредсказуемый октябрь, желанной встречи воплощенье
Ужели минуло Крещенье, не заморозив нас едва ль?!
И марта памятная дата трепещет, словно лейтмотив,
А я живу, как твой придаток, как на «НЗ» аккредитив!
Уж на лицо своё противно смотреть сквозь ртутное стекло...
– Ах, это я? О, как непродуктивно, то чудное мгновение прошло! –
А тут ещё трезвонит без умолку, надломленный по «бюсту», телефон…
И сердце замирает втихомолку: – Ах, господи, да это верно – Он! 
Я на бегу, роняю на пол тапки, сомнений нет, душа пылает, как в огне,
И вновь не ты, когда же боль иссякнет, кто образумиться поможет мне?!
Кружат года и жизнь проходит мимо, а я стою с протянутой рукой,
Как Ванька Жуков твой неистребимый, заброшенный и Богом, и Тобой!
Впоследствии в своих мемуарах Евгений Михайлович также посвятил Наташе стихотворение.
«К нам летит Новый год! Новый век за окном,
С пожеланьем любви в тройках скачет,
В Новогоднюю ночь осушу за столом
Твой бокал, переполненный плачем!
Расстоянья уже затеряли наш след,
Он чужими словами занесен.
Позабыт звонкий след, ну а выпавший снег,
Засыпает слова прежних песен.
Расставанья затмили всю ревность сейчас,
Испарили измены той страх.
Лишь следы моего поцелуя в сей час,
Ты приносишь в свой дом на губах…»

               
               


Рецензии