Примечания к роману Опавшие листья

               
                гл.1

Плановое заселение России немецкими крестьянами началось при Екатерине Второй
         (1762-1796), Павле Первом (1796-1801) и Александре Первом (1801-1825) и длилось вплоть до 1862 года.

Колонистам предоставлялось право на общинное самоуправление. Они подчинялись
непосредственно Престолу, а не внутреннему управлению Империи и могли в любое
время покинуть Царскую империю. В отличие от местных крестьян колонисты не были
крепостными, они были свободны.

По данным переписи населения в 1914 году численность немецкой национальной
группы достигла 1,7 миллионов.
По вероисповеданию  в 1914 году меннониты составляли 19,2% немецкого населения
Причерноморья.

«Немцы в России и СНГ (1763-1993)» («Volk auf dem weg»), Совет по культуре
российских немцев, Землячество российских немцев, Штутгарт, 1993


                гл.2

Многодетность немецких семей была одной из причин широкого расселения
российских немцев. Среднее количество детей в немецкой семье перед 1918 годом было 8.

«Немцы в России и СНГ (1763-1993)» («Volk auf dem weg»), Совет по культуре российских немцев, Землячество российских немцев, Штутгарт, 1993


                гл.3

Материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница


                гл.5

Готлиб Вилгельм Даймлер был сыном пекаря из небольшого городка близ Штутгарта. Закончив учебу в Штутгартском политехническом институте, в 1863 году он начинает работать на фабрике «Брудерхауз» в Ройтлингене. Фабрика была богоугодным заведением, здесь давали работу сиротам, инвалидам и беднякам. Тут Даймлер знакомится с девятнадцатилетним Вильгельмом Майбахом, способным инженером, который становится его деловым партнером на всю оставшуюся жизнь.

В 1877 году в Кельне Николаус Отто изобретает  четырехтактный двигатель внутреннего сгорания. В это же время работавший в Мангейме Карл Бенц создает двухтактный двигатель внутреннего сгорания и в 1879 году получает на него патент.

В 1879 году Даймлер становится одним из технических директоров на заводе по производству двигателей внутреннего сгорания в Кельне (Директором этого завода бы Николаус Отто), а Майбах становится главным конструктором.
 
Но из-за личных разногласий с Отто (тот завидовал университетскому образованию Даймлера) Даймлер и Майбах вскоре покидают  завод Deutz-AG, переезжают в Штутгарт, где покупают дом и пристраивают к нему лабораторию.

В конце 1885 года Даймлер и Майбах сконструировали свой первый двигатель. Ими был также придуман карбюратор. В ноябре 1885 Даймлер сделал и запатентовал первый мотоцикл («Reitwagen»), установив небольшой двигатель на деревянную раму с деревянными же колесами. Майбах проехал на нем 3 км вдоль реки Некар, развив скорость 12 км/ч.

8 марта 1886 года Даймлер и Майбах привезли к дому карету, сказав соседям, что это — подарок госпоже Даймлер на день рождения. На эту карету Майбах установил двигатель мощностью 1,5 л.с. и ременную передачу к колесам. Таким образом был создан первый четырехколесный самодвижущийся (со скоростью 16 км/ч) экипаж.

В 1889 году Даймлер и Майбах построили свой первый автомобиль — больше похожий на карету без лошади. Этот автомобиль был представлен в октябре 1889 на парижской выставке.

В 1899 году Опель, германский промышленник, выпустил первый «Патентованный Автомобиль Опель, Система Луцманна» своем заводе в Рюссельхайме.
 
Эра автомобилестроения началась!

В 1900 году распалось партнёрство с компанией Lutzmann. Сын Адама Опеля подписал лицензионное соглашение с Automobiles Darracq S.A. (Франция) с целью производства автомобилей под маркой «Opel-Darracq». Новый автомобиль имел оригинальный корпус Opel, шасси и двухцилиндровый двигателель Darracq.

Позднее Опель заключил контракт с французом Александром Дарракком (Alexandre Darracq), чтобы произвести по лицензии автомобили Дарракк (Darracq).
Но уже в1902 на Гамбургском Motor Show был представлен автомобиль «10/12PS» собственной разработки Opel -  модель10/12л.с., с новым 2-х цилиндровым двигателем и встроенным водяным насосом. Максимальная скорость — 45км/ч.

Вскоре Opel  начинает выпуск автомобилей более высокого класса. Появляется модель «35/40PS», с объемом двигателя 6,9 л. Наладив ее серийное производство, братья Опель завоевал признание в Германии, а производимые им автомобили завоевали сердца многих мужчин в разных уголках мира.

материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница


                гл.6

После опубликования царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозглашавшего гражданские свободы на началах неприкосновенности личности -  свободы совести, слова, собраний и союзов, последовала реакция: так называемый «Третьеиюньский переворот» от 3 (16) июня 1907.

Были изменены правила выборов в Государственную думу для увеличения числа лояльных монархии депутатов; власти на местах не соблюдали декларированные в Манифесте свободы, крупнейшие в истории царской России еврейские погромы охватили южные и юго-западные губернии черты оседлости.
 
По данным доктора исторических наук С. А. Степанова, в октябре 1905 года произошло до 690 погромов в 102 населенных пунктах. Жертвы были разной этнической принадлежности, но большинство — евреи.
24 погрома произошли за пределами черты оседлости, но они были направлены против революционеров, а не евреев. Наибольшее число погромов произошло в Черниговской губернии.

Во время октябрьских погромов 1905 года было убито более 800 евреев (не считая умерших вскоре от последствий погромов); материальный ущерб оценивался более чем в 70 млн рублей.
В Одессе погибло свыше 400 евреев, в Ростове-на-Дону — свыше 150, в Екатеринославе — 67, Минске — 54, в Симферополе — свыше 40, в Орше — свыше 30;
по другим данным — около 4 тыс., ранено — 10 тыс. человек.

* В Таврической губернии, куда входил город Мелитополь, в 1897 году было
1 447 790 жителей, из них говорящих
 
по-русски — 1 025 310 (в том числе по-малороссийски — 611 тыс.),
по-татарски — 196 854,
по-немецки — 78 305,
по-еврейски — 55 418,
по-болгарски — 41 260,
по-гречески — 18 048.

материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

               
                гл.10

Переселенцам выделили лучшие земли (по 60 десятин земли на двор) и предоставили льготы: освобождение от налогов на 10 лет и ссуда до 300 руб. (с возвратом через 10 лет).

Им была обещана свобода вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы, дана льгота от податей на 10 лет, и каждому семейству отведено по 65 десятин земли, а также дано по 500 рублей на проезд и обзаведение.

В свою очередь меннониты обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для проходящих через их селения войск, содержать в исправности дороги.
 
Несмотря на огромные выгоды, предоставленные меннонитам, они, по донесению царского сановника Контениуса (1799), находились в «недостаточном состоянии» от частых неурожаев, каменистой почвы и падежа скота во время суровых зим.
Однако в сравнительно короткое  время пустынная местность Молочанского округа наполнилась рощами плодовых тутовых и лесных деревьев, богатыми нивами и
стадами отличной породы скота.

Из Пруссии нередко сюда приезжали весьма состоятельные люди, вследствие чего Молочанский (Гальбштадский) округ стал главным центром хозяйственной и
умственной интеллигенции меннонитов.

Развивалось предпринимательство. Меннониты основывали заводы (винокуренные, суконные, кирпичные, черепичные и др.), фабрики и мельницы. Многие мастерски по производству земледельческих орудий со временем выросли в машиностроительные заводы. Так, мастерская первого меннонита-предпринимателя Питера Леппа выросла в завод Леппа и Вальмана; кузница Абрагама Копа - в завод Копа.

В 1903 году в Гальбштадте была создана местная группа социал-демократов,которая проводила активную революционную работу среди рабочих и крестьян-батраков. Социал-демократы Гальбштадта поддерживали постоянную связь с Мелитопольской, Бердянской и Большетокмакской организациями РСДРП.
Они распространяли нелегальную литературу, листовки, призывавшие рабочих
поддерживать борьбу пролетариата России против самодержавия.

Значительным революционным событием в Гальбштадте стала стачка 200 рабочих чугунолитейного цеха завода Франца и Шредера, начавшаяся 12 марта 1905 г.
Бастующие требовали от предпринимателей сокращения рабочего дня до 9 часов,повышения заработной платы на 30 проц., оказания бесплатной медицинской помощи рабочим и их семьям, а также увольнения особенно ненавистных мастеров.
17 марта администрация предприятия вынуждена была пойти на уступки.

Воодушевленные победой чугунолитейщиков, 19 марта забастовали работники паровой мельницы, требуя повышения заработной платы. Организатором забастовок являлась социал-демократическая группа, ее члены принимали участие в разработке
требований рабочих, распространяли революционные прокламации.
В конце августа 1905 г. в соседнем селе Мунтау (позднее слилось с городом) полиция обнаружила 18 экземпляров воззвания «Ко всем токмакским рабочим!» и по одному-двум экземплярам листовок «Что такое политическая свобода?», «Ко всему
цивилизованному человечеству».

С помощью социал-демократов на заводе Франца и Шредера был создан профсоюз металлистов. Его возглавил литейщик большевик В. Г. Писклов — активный член социал-демократической группы, получивший революционную закалку на флоте во
время русско-японской войны. Во время выборов в 3-ю Государственную думу в 1907 он стал выборщиком от рабочих завода.
 
         Первый еврейский погром произошел в Мелитополе 18—19 апреля 1905 года.
Самооборона, состоявшая из представителей еврейской и русской молодёжи,остановила погромщиков, которые, получив отпор, стали грабить магазины и лавки
христиан. 19 апреля прибывшие войска прекратили погром.

27 ноября 1905 г. состоялись массовые волнения рабочих Гальбштадта и соседних сел Пришиба и Альт-Насау. В июле 1906 г. на тайной рабочей сходке приезжие ораторы призывали к ниспровержению самодержавия и борьбе против эксплуататоров.
28 июля состоялось собрание, на котором около 200 человек — чугунолитейщики,рабочие кирпичного завода, чернорабочие из близлежащих сел — вели речь о создании рабочей кассы, средства которой предполагалось направлять на нужды забастовщиков.

Революционные события в стране, стачки в Гальбштадте напугали немецких заводчиков и кулаков. Они усилили охрану своих предприятий и хозяйств. В ход были пущены провокации, направленные против революционеров. Но даже в период спада революции рабочие Гальбштадта оставались верными идеям социал-демократов.

«Немцы в России и СНГ (1763-1993)» («Volk auf dem weg»), Совет по культуре российских немцев, Землячество российских немцев, Штутгарт, 1993.
 
Материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница


                гл.16

Первое оборотное паровозное депо было построено на этой станции  по инициативе Харьковского  паровозостроительного завода, основанного  Русским
Паровозостроительным и Механическим акционерным обществом (РПиМО).  Два места
в правлении РПМО было предоставлено  французским капиталистам: Стефану и Филиппу Буэ — владельцам машиностроительных заводов в Париже.

31 июля 1895 года, был заключён Договор РПиМО с Управлением казённых железных дорог (от 31 июля 1895 года) на ежегодный выпуск 150 паровозов (независимо от производства машиноорудий) на сумму до 1 млн. руб.

Выпускаемые заводом машиноорудия, представленные  плугами,боронами,сенокосилками, молотилками и другими изделиями,  неоднократно награждались императорскими дипломами на общероссийских выставках, а в 1911—1913 годах эта продукция была удостоена 38 медалей (из них — 9 золотых): за плуги — 12(3 золотых); за бороны — 7 (1 золотая); за сеялки — 9 (2 золотых); за жатки — 8 (2 золотых); за конные молотилки — 2 (1 золотая).

**Крушение поезда,  при немногочисленности самих поездов,  было чрезвычайно
редким явлением.  Его  можно отнести к разряду издержек  технического прогресса,
так как отсутствие опыта эксплуатации технических новинок  неминуемо сопровождалось  жертвами, иногда и большими.

Авария Императорского поезда произошла 17 октября 1888 года в 14 часов 14 минут,
на 295-м километре линии Курск — Харьков — Азов, южнее Харькова. Царская семья
ехала из Крыма в Санкт-Петербург.
 
Техническое состояние вагонов было отличным, они проработали 10 лет без аварий.
В нарушение железнодорожных правил того периода, ограничивающих число осей в
пассажирском поезде до 42, в императорском, состоявшем из 15 вагонов, было 64 оси. Вес поезда был в рамках установленных для грузового, но скорость движения
соответствовала экспрессу.
Поезд вели два паровоза и скорость составила около 68км/ч.  Путь проходил по высокой насыпи (около 5 сажен).  При таких условиях произошёл сход 10 вагонов.

По рассказам очевидцев, сильный толчок сбросил с места всех ехавших в поезде.
После первого толчка последовал страшный треск, затем произошёл второй толчок,
ещё сильнее первого, а после третьего, тихого, толчка поезд остановился.

Ужасная картина разрушения, оглашаемая воплями и стоном изувеченных,представилась глазам уцелевших от крушения. Все бросились разыскивать императорское семейство и вскоре увидели царя и его семью живыми и невредимыми.
       
Вагон с императорской столовой, в которой находились Александр III и его жена
Мария Фёдоровна, с детьми и свитой, потерпел полное крушение.
Вагон был сброшен на левую сторону насыпи и представлял ужасный вид: без колёс,
со сплюснутыми и разрушенными стенами, вагон полулежал на насыпи; крыша его
лежала частью на нижней раме.
Первым толчком повалило всех на пол, а когда после страшного треска и разрушения пол провалился и осталась одна рама, то все оказались на насыпи под прикрытием крыши. Утверждают, что Александр III, обладавший недюжинной силой, держал на плечах крышу вагона, пока семья и другие пострадавшие выбирались из-под обломков.
       
Обсыпанные землёй и обломками, из-под крыши вышли: император, императрица,
цесаревич Николай Александрович — будущий российский император Николай II,
великий князь Георгий Александрович, великая княжна Ксения Александровна, а
вместе с ними и лица свиты, приглашенные к завтраку. Большинство лиц этого
вагона отделалось легкими ушибами, ссадинами и царапинами.

Вагон, в котором находились придворно-служащие и буфетная прислуга, был совершенно уничтожен, и все находившиеся в нём убиты наповал и найдены в
обезображенном виде — 13 изуродованных трупов подняты с левой стороны насыпи
среди щепы и мелких остатков этого вагона.

В вагоне царских детей в момент крушения находилась лишь великая княжна Ольга Александровна, выброшенная вместе со своей няней на насыпь, и малолетний великий князь Михаил Александрович, вынутый из обломков солдатом при помощи самого государя.
 
Весть о крушении императорского поезда быстро разнеслась по линии, и помощь
спешила со всех сторон. Александр III, несмотря на ужасную погоду (лил дождь с
изморозью) и страшную слякоть, сам распоряжался извлечением раненых из-под
обломков разбитых вагонов. Императрица с медицинским персоналом обходила раненых, подавала им помощь, всячески стараясь облегчить больным их страдания,
несмотря на то,  что у неё самой повреждена была рука выше локтя и что она
осталась в одном платье. На плечи царицы накинули офицерское пальто, в котором
она и оказывала помощь.
Всего пострадало при крушении 68 человек, из них 21 человек погиб.

Только в сумерки, когда приведены были в известность все убитые и не осталось ни
одного раненого, царская семья села во второй прибывший сюда царский поезд
свитский) и отбыла назад на станцию Лозовую, где ночью было отслужено на самой
станции, в зале третьего класса, первое благодарственное молебствие за чудесное
избавление царя и его семьи от смертельной опасности.

На месте самого трагического происшествия была построена деревянная церковь, а
затем воздвигнут  кафедральный храм в русско-византийском стиле (1890—1894).
       
Проект храма разработал академик архитектуры Роберт Робертович Марфельд, а
возведение храма велось на средства местного фабриканта И.Воронина. В церемонии
закладки собора участвовали императрица Мария Фёдоровна, цесаревич Николай
Александрович и другие члены царской семьи.

Храм был рассчитан на 1400 человек и представлял собой величественное строение, с трёх сторон окружённое крытой галереей и увенчанное огромным золотым куполом. Вся наружная позолота храма и часовни была выполнена сусальным золотом.

К Борковскому храму восходит архитектурное оформление многих других церквей начала XX века, включая Богоявленский храм в Санкт-Петербурге и соборную церковь в Харбине.

Материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

                гл.18

«Узнавать  подлинную, без прикрас, жизнь царям вообще нелегко, ибо они отгорожены высокой стеной от людей и жизни, - позже, в 30-е годы, писал в своем исследовании тесно общавшийся с царём  протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский. - А император Николай II искусственной надстройкой ещё  выше поднял эту стену. Это было самою характерною особенностью его душевного склада и его царственного действования. Это произошло помимо его воли, благодаря его манере обращения со своими подданными.
 
Своего собеседника он ставил в строго определённые рамки. Разговор начинался
исключительно аполитичный. Государь проявлял большое внимание и интерес к личности собеседника: к этапам его службы, к подвигам и заслугам.  Но стоило
собеседнику выйти из этих рамок — коснуться каких-либо недугов текущей жизни, как государь тотчас менял или прямо прекращал разговор".

«Государь имел  упорную и неутомимую волю в осуществлении своих планов.Он не забывал их, постоянно к ним возвращался, и добивался своего.
Император Николай II,  внимательно выслушивавший самые различные мнения, в конце концов поступал сообразно своему усмотрению, в соответствии с теми выводами, которые сложились в его уме, часто — прямо вразрез с дававшимися ему советами», - писал известный русский историк С. С. Ольденбург.

В 1908 году, в Риге, на предприятии Российской империи -  Акционерном обществе «Русско-Балтийский вагонный завод» был создан автомобильный
отдел. Должность главного конструктора занял 26-летний Жульен Поттера, который перед этим работал на бельгийской фирме Фондю (Fondu).

Автомобили Фондю стали прототипом первых русских автомобилей "Руссо-Балт", которые стали известны по всему миру благодаря своим победам в престижных
соревнованиях, например С.-Петербург — Монте Карло в 1912 и 1913 годах.
«Руссо-Балт» был первым автомобилем, добравшимся до вершины Везувия.

О прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу; изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым.
За 7 лет завод выпустил около 500 автомобилей.

Несмотря на большой интерес к «Руссо-Балт»  на Третьей международной
петербургской выставке 1910 года, продано было намного меньше автомобилей чем ожидалось. В частности в Петербурге около 20-ти экземпляров, по несколько машин в других городах и ни одного в Москве.

Этому могли способствовать цены. «Руссо-Балт»  модели К стоил 5500 рублей, модели С — 7500 рублей. Для сравнения автомобили «Рено»  и «Опель» стоили 5000 рублей.

В конце 1910 года акционерное общество РБВЗ приобрела «Экипажная фабрика Фрезе и К» — российского автопроизводителя-первопроходца. Мастерские предприятия находились в Петербурге на Эртелевом переулке, 10 (ныне улица Чехова). Затем они были преобразованы в станцию техобслуживания автомобилей РБВЗ.

Однако лично царь предпочитал «Руссо-Балту»  другие марки. Императорский
гараж являлся самым крупным автотранспортным предприятием дореволюционной
России и насчитывал 58 автомобилей различных марок, среди которых были:
Делонэ Бельвиль, Роллс Ройс, Мерседес Бенц, и другие.

*В Мелитополе на базе завода нефтяных двигателей предпринимателя Зафермана,  после национализации завода в советское время,  образовалось машиностроительное предприятие по выпуску двигателей и коробок передач для легковых автомобилей.  С октября 1975 года Мелитопольский  Моторный завод вошел  в состав автомобильного производственного объединения "АвтоЗАЗ".

материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

                гл.19

Согласно современным представлениям, 5—6 тыс. лет назад в полосе от Центральной Европы и Северных Балкан до северного Причерноморья существовало единое этноязыковое образование — племена индоевропейцев, говоривших на едином или,  по крайней мере, близких диалектах языка, получившего название индоевропейского языка-основы, из которого развились затем все современные языки индоевропейской семьи.
 
По другой гипотезе, индоевропейский праязык зародился на Ближнем Востоке и был разнесён по Европе миграциями родственных племён.

Археологи выделяют несколько ранних культур на рубеже каменного и бронзового веков, связанных с распространением индоевропейцев,  с которыми ассоциируются
разные антропологические типы европеоидов:
           1. Культура мегалитов (3 тыс.— VIII в. до н. э.) — высокий долихокефал(удлинённая голова) с узким лицом.
           2. Культура шнуровой керамики и боевых топоров (3—2 тыс. до н. э.) —
высокий долихокефал с широким лицом. Ареал: от северо-запада европейского побережья и Прибалтики до Волги, захватывая Скандинавию и земли этногенеза германских племён. По традиционной версии, принятой в 1930-е годы, германцы сформировались на стыке этой культуры с мегалитической.
           3. Дунайская культура ленточной керамики (5—3 тыс. до н. э.) —
промежуточный антропологический тип между долихокранией и мезокранией, с
узким лицом. Ареал: долины Дуная и верхнего Рейна, зона будущего обитания фракийских племён.
Существует версия, развивавшаяся советскими антропологами, что племена именно этой культуры стали предками германцев, мигрировав на север к Ютландии и вытеснив оттуда более ранних индоевропейцев.

           Создание первых государств в Европе после падения Римской империи шло не по национальному признаку, но путём военных походов и подчинения мечом соседних племён.
В начале IX века большая часть Западной Европы была объединена франкским королём Карлом Великим, провозглашённым  императором в 800 году. Из германских народов только поселенцы в Англии, жители Ютландии и Скандинавии оставались вне его империи.

Феодальные отношения начали оформлять общественно-политически племенной уклад германцев в сложную иерархическую структуру, объединявшей СОТНИ территориально-государственных образований на землях Германии.

Германские племена Дании и Скандинавии, дольше других сохраняя язычество и варварские нравы, оставили заметный след в истории Западной Европы грабительскими
походами викингов в течение IX—X вв.

Раздел франкской империи Карла Великого привел к образованию Восточнофранкского королевства, примерно совпадавшего в границах с современной Германией (исключая балтийское взморье, где обитали племена славян).
Как пишет Ксантенский анналист под 869 годом, первый его король,Людовик Немецкий, правил «у славян, в Баварии, Алемании и Реции, Саксонии, Швабии, Тюрингии и Франконии с областями Вормсфельд и Шпейер».

Восточнофранкский король Оттон I значительно расширил границы королевства,
преобразовав его в 962 году в «Священную Римскую империю германской нации»,куда впоследствии были включены славяне, итальянцы, швейцарцы, венгры и другие народы. Священная Римская империя стала весьма рыхлым децентрализованным государственным образованием, в котором существовало два уровня власти: формальный имперский и удельный территориальный, часто конфликтовавших между собой.
В составе империи на протяжении всего Средневековья насчитывались СОТНИ (!)  фактически независимых германских удельных княжеств, пока Наполеон в 1805 году не распустил империю, сократив число германских государств до 40.

К окончанию эпохи наполеоновских войн среди германских государств преобладали
многонациональная Австрийская империя с 27 млн подданных и королевство Пруссия с 11-млн. населением.
Благодаря развитому промышленному потенциалу и преимущественно мононациональному составу населения Пруссия стала ядром интеграционных процессов в Германии.

18 января 1871  года канцлер Пруссии Отто Бисмарк провозгласил создание единого национального государства немцев - Германской империи, наследницей которой стала  Федеративная Республика Германия.

*В исследованиях по диалектологии констатируется, что условно-разделительная линия между двумя диалектами  тянется на юге от Эльзаса вдоль Майнской линии до Рудных гор, а на севере от Ахена через Северный Гессен до южного Бранденбурга. 

Древневерхненемецкий — это не единый и однородный язык, как можно было бы понять из определения, а обозначение для группы восточногерманских диалектов, на которых говорили южнее от так называемой линии Бенрата, проходящей от Дюссельдорфского района «Бенрат» (приблизительно в западно-восточном направлении).

Эти диалекты отличались от других западногерманских языков или диалектов наличием второго передвижения согласных. В диалектах  севернее линии Бенрата (в районе
северно-германской низменности и на территории современных Нидерландов)второго передвижения согласных не было. Эти диалекты получили название древненижненемецкие.

Древневерхненемецкий язык  — самая древняя засвидетельствованная в письменном виде форма немецкого языка. Охватывает временной период с 750 по 1050 год. Древневерхненемецкими памятниками литературы являлись в основном религиозные тексты (молитвы, переводы Библии), несколько западных стихотворений («Песнь о Хильдебранте») или просто надписи, заклинания и тому подобное.

Материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница


                гл.22

Наводнение в день Святой Люции — крупное затопление немецкого и голландского побережья Северного моря, произошедшее 14 декабря 1287. Его
             жертвой стали около 50 тысяч человек и после него остались огромные
             разрушения. Множество деревень утонуло в воде. В одной лишь Восточной
             Фризии это затронуло более 30 деревень. Вследствие потери большого
             количества земель и относительной незащищённости маршей многие жители
             переселились на более высоко расположенные территории.***
*** Фризия (Фрисландия) (фриз. Frysl;n; Нижнесаксонский  Freesland; нем.
             ,нидерл. Friesland; дат. Frisland) — историческая область на побережье
             Северного моря, занимающая его участок от нидерландского озера Эйсселмер
             примерно до побережья Дании. Место проживания фризов.

             Примечание: Сейчас территория Фризии (Фрисландии) разделена на три части:
Фризия (Фрисландия) (Западная Фризия / Западная Фрисландия) — провинция
Нидерландов.
Фризия (Фрисландия) — район Нижней Саксонии (Германия)
Восточная Фризия (Фрисландия)
Северная Фризия (Фрисландия) — район Шлезвига-Гольштейна (Германия).

              Фризы известны со времён римских походов против германцев. В Средние Века
              имели собственное государство. Наводнение в день Святой Люсии лишило
              страну значительной части территории.

              Во время прибытия римлян Нидерланды были заселены германскими племенами,
              такими как тубанты, канинефаты и фризы, поселившимися там около 600 лет до
              нашей эры. Кельтские племена, такие как эбуроны и менапии, заселяли юг
              страны. Германские племена фризов являются одной из ветвей тевтонов,
              которые пришли на территории Нидерландов приблизительно в середине I тыс.
              до н. э.
 
              Фри;зы (фриз. Friezen) — германский народ из группы ингвэонов, проживающий
              в провинциях Нидерландов Фрисландия и Гронинген и некоторых частях
              Германии (Нижняя Саксония и Шлезвиг-Гольштейн) как национальное
              меньшинство. Историческая территория их обитания называется «Фризия». Это
              народ с богатой историей и народным творчеством. Начиная с III века, и
              особенно интенсивно — в середине V века (440 г. н. э.) — в эпоху «великого
              переселения народов» — племя фризов, совместно с соседними племенами
              англов, саксов и  ютов, переселялись в Британию, населённую в то время
              преимущественно христианизированными Римом бриттскими племенами.

              Фри;зский язы;к (самоназвание Fryske talen) — язык фризов, относится к
              западной группе германских языков. Распространён главным образом в
              провинции Фрисландия в Нидерландах, включая Западно-Фризские острова
              Терсхеллинг и Схирмонниког (около 350 тыс. чел.), а также на северо-западе
              Германии, в Затерланде (земля Нижняя Саксония; около 3 тыс. чел., иногда
              считается самостоятельным языком, см. «Восточнофризский язык») и на
              крайнем севере (земля Шлезвиг-Гольштейн, включая Северо-Фризские острова и
              остров Гельголанд; около 16 тыс. чел., см. «Гельголандский диалект»).
*** материалы из Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница





   


Рецензии