Знакомство с Алтаем. Идея философского центра

Октябрь 1990 года. До распада СССР - чуть более года. В стране уже пять с половиной лет идёт Перестройка.

Поводом для поездки в Алтайский край послужила инициатива Юрия Лебедева, министра инноваций в составе Правительства России под руководством Ивана Степановича Силаева. Юрий Альфредович, выходец из Горно-Алтайска, горел идеей создания в родных для него местах эколого-экономической зоны. Он пригласил меня и моего коллегу Александра Емельянова, в то время сотрудников советско-западногерманского журнала «Экономика+Техника», принять участие в мероприятии и написать статью. Программа предполагала знакомство потенциальных партнеров с регионом и семинар в Горно-Алтайске. Параллельно со сбором материала для статьи, я вел дневник, который представляю вниманию читателя.

БАРНАУЛ - ГОРНО-АЛТАЙСК

Барнаул встречает грязным небом. Десятки черных дымов поднимаются вверх, растекаются, как ядерные грибы, образуют темное покрывало, окутывающее город. В аэропорту разделение на "чёрную" и "белую" кость. Помещение "Интуриста" разительно отличается от общих залов: ковры, мягкие кресла, полотенца в туалетах. Нас ждал накрытый стол, сервированный медом, выпечкой, орехами, курагой и изюмом. Разносили красное вино; в углу дымился самовар; фаянсовые чашки источали запах чая, настоенного на травах. По стенам развешаны были картины неизвестных мастеров, которые можно купить, и недорого - в пределах 100 рублей (общесоюзный сервис "Аэрофлота").

Представитель крайисполкома рассказывал о том, что население Алтая пока не голодает: рыночная цена мяса не превышает 3,5 рубля за килограмм; зерна и молочных продуктов довольно. Он с тревогой отметил рост цен в остальной России и сказал о том, что краевым властям не хотелось бы отвечать подорожанием своей сельскохозяйственной продукции. По его мнению, это вызвало бы дисбаланс и неустойчивые процессы в экономике страны.

Барнаул показался мне серым городом, плохо освещенным ночью. Историческую его часть занимают старые, по всей видимости, дореволюционные постройки. Столица Алтая является крупным промышленным центром, отсюда и экологические беды.

Дорога до Бийска пролегает по холмистой пересеченной местности. За Бийском, в сосновом лесу, начинается Чуйский тракт. Увалы постепенно переходят в предгорья. На границе Горно-Алтайской автономной области нас встретила река Катунь. Воздух был уже чист и прозрачен, и далеко за рекой виднелась вершина, покрытая снегом.

Горно-Алтайск расположен в ущелье  среди  серых  гор.  В  1920-е годы города еще не существовало, а было село Улала с населением в 3 тысячи жителей. Среди безрадостных деревянных и кирпичных строений неожиданно выделяется Дом искусств - большое красивое трехэтажное здание, отделанное внутри мрамором, с просторной картинной галереей, в которой выставлены творения алтайских художников. Нас встретил  Валерий  Иванович Чичинов, в недавном прошлом начальник  областного управления культуры, а теперь министр культуры только  что (25 октября) созданной Республики Алтай. Он сразу же захватил мое внимание благородной внешностью и духовностью, которая дышала в каждом его слове.

В Горном Алтае чтут память художника Григория Гуркина, личности универсального художественного дарования. Он местный самородок, родившийся в конце девятнадцатого века и репрессированный в 1930-е годы. Гуркин начал писать картины в юности, готовил краски из местного природного сырья. Кто-то из меценатов отправил его в Петербург учиться у Шишкина. В селе Узнезя существует мемориальный дом-музей Гуркина. Здесь, в картинной галерее мы познакомились с основательницей музея, Верой Тозыяковой, миниатюрной женщиной.

Вечером в честь гостей был дан концерт силами фольклорного коллектива. С интересом и  даже примесью испуга слушали мы горловое пение, непривычное для русского уха. Тоненькие девушки легко и весело исполняли танцы тюркских народов.

Чичинов говорил о национальном характере алтайцев. Он назвал свой народ мудрым, терпеливым и дружелюбным. В Горном Алтае, сказал он, нет "духовных Чернобылей", характерных для сегодняшней России. (Воистину народ терпеливый: множество сел в горах до сих пор не имеют электричества, едят, учатся, любят, развивают древнюю культуру - и все при лучине!).

Историки насчитывают несколько периодов жизни населения Горного Алтая: скифский, западно-гуннский, киргизский, каданский (китайский), монголо-татарское иго, русский (продолжается). Археологи нашли здесь больше сотни курганов скифского периода.
 
Академик Алексей Павлович Окладников (1908-1981), археолог, историк и этнограф,  обнаружил в районе Горно-Алтайска древнейшую в Азии стоянку человека. Её возраст составляет более 1 млн. лет. Профессор Сергей Сергеевич Каташ рассказал, что Алтай является географическим центром Евразии. Есть три Алтая: Китайский, Монгольский и Горный (русский). Встречаясь, алтайцы спрашивают друг друга: "Из какого ты Алтая человек?". Алтайцы делятся на 6 крупных племен и более чем 100 родоплеменных групп. Алтайцы - шаманисты, язычники. Это народ с древнейшей духовной культурой, экологически грамотный, живущий в природе и любящий ее. Перед тем как отправиться на промысел, охотник просил Хозяина Тайги: "Разреши, Хозяин, убить одного марала, в моем доме сегодня гости..."

Алтаистика - раздел востоковедения. Председатель международного конгресса алтаистов живет в США. В алтаистику входят направления: история, фольклористика, тюркология, этнология. (Тюркская группа языков охватывает 25 народов мира.)

Алтайцы в XVIII веке были двоеданцами; в 1757 году 12 вождей алтайских племен написали письмо "белому" (русскому) царю, прося принять под свою власть и защитить от китайцев. В   XVIII - нач. ХХ вв. в Уймонской степи жили в основном алтайцы, казахи, русские. Сегодня добавились чеченцы, молдаване.

В  Горно-Алтайске выпущена книга "Памятное завещание". В числе ее авторов - Радлов, Вербицкий, Анохин, Патанин, Гуркин, алтайский просветитель священник  Чевалков. Радлов работал рядовым преподавателем в Барнаульском горном училище.

Алтай, согласно некоторым гипотезам, считается колыбелью человечества, местом зарождения Первоязыка - около 30 тыс. лет назад. Культура этих мест интересна тем, что необычайно перемешана.  Рерих,  исследуя разветвленную алтайско-гималайскую культуру, пытался найти в ней единые корни. Русское население привнесло сюда своеобразие своего уклада жизни и веры.

Ужин. На  удивление  хорошо  пела вокальная группа в ресторане гостиницы. Сама же гостиница оказалась убогим сооружением, населенным тараканами.

СТВОР НЕСОСТОЯВШЕЙСЯ ГЭС

Мы взлетели на двух вертолётах с аэродрома, напоминающего большую поляну у подножия гор. Внизу проплывал редкий лес, припорошенный белым пушком. Тень винтокрылой машины скользила по крутым каменным ребрам вздыбленной породы. Под брюхом  вертолета  показалась  бурлящая  аквамариновая  лента.  Катунь!  Река казалась  неглубокой, проступала белым дном.

Катуни прозрачный рукав,
Покровы желтеющих трав...

Нам сказали, что в реке водятся хариус и ленок, а в яминах встречается красавец таймень. Листьев на деревьях не видно: лист в этой местности начинает опадать в сентябре.

Первая посадка состоялась на створе предполагаемой Катунской ГЭС. Ветер, поднимаемый винтом, сгибал траву и взбивал пыльный вал, катящийся к горе. Пассажиры, спускающиеся по приставному трапу, придерживали шапки. С двух сторон реку зажали горы, образуя природный замОк, куда, говорят, удобно положить звено плотины.

Лебедев рассказал:
- От водохранилища климат изменится не очень заметно, это просчитано. Но понаедут люди, понатопчут... Я выступаю против проекта гидроэлектростанции. Великая Россия может запитать маленький Горный Алтай из единой энергосети, сохранив его природу для будущих поколений. А здесь можно развернуть малую энергетику: солнечные станции, низконапорные ГЭС на обводных рукавах, ветряные электростанции на восходящих потоках в ущельях. Ещё Ломоносов придумал, как пользовать воздушные потоки".

Пока шла беседа, зампред облисполкома Владимир Каржавин наломал для женщин сухих веток багульника. Через 2 недели они расцветут в воде фиолетовыми цветами.

ПЕРЕВАЛЫ ЧУЙСКОГО ТРАКТА

Взлетели. Горы пошли круче и выше, появился снег на вершинах и склонах. Вертолёт сделал круг перед посадкой на Семинском перевале. В лесу мы увидели зеленые домики, это была олимпийская база сборной СССР по биатлону. По снежной трассе, созданной при помощи снегоуловителей, носились лыжники.

У Чуйского тракта, на самой высокой точке перевала, высился обелиск, посвященный 200-летию добровольного присоединения Алтая к России. Тракт проектировал инженер и писатель Вячеслав Шишков.

Правее обелиска горел, потрескивая, валежник в костре, стояли столы со снедью. Женщины, одетые в национальные одежды, встретили гостей хлебом-солью. Первыми угостили американцев.

Гости бросились к еде. Покуда они насыщались льдистым молоком, свежим горячим бульоном и вареным мясом, грызли твердый, как рафинад, национальный сыр, пили чай с молотыми орехами и тестовыми шариками, сваренными в кипящем масле, - всё это время шёл концерт художественной самодеятельности. Молодой парень в лисьей шапке пел под гитару свои песни, женщины в национальных нарядах зазывали всех в круг поплясать - да и не мешало бы, холодно! Я прочёл собравшимся свои стихи.

Парня с гитарой звали Алёша, он шофёр из села Окундай, что в 38 км по тракту вниз, к Монголии. Мы разговорились. Алёша рассказал, что в его селе есть и металлисты, и панки: не смотрите, мол, провинция.

Группа, которая нас встретила, имеет немалый опыт приема разных делегаций. Чабаны зарезали барана, женщины из райпо приготовили обед, культорганизаторы из клуба надели меховые шапки и сарафаны... Встречающие приехали часа за два до нас и терпеливо ждали на холодном ветре перевала. Но настроение у них хорошее, улыбки приветливые.

Новый перевал - Чикатаман - и вот уже видна гряда белков, нетающих снежных вершин. На перевале можно различить караван легковых машин и внедорожников. Свадьба! Таков обычай: из ЗАГСа молодожены и гости едут на перевал, смотрят окрест (места воздушные!), привязывают цветные ленточки к веткам дерева.

Горы, ущелья - всё серо-каменное, припорошенное снегом. В вертолетной кабине трое летчиков. Тот, который постарше, сетует на варварские лесозаготовки, от которых пустеет тайга, мелеют и загрязняются реки:
- Даже кедра не жалеют, а ему расти надо 100 лет.

Чуйский тракт ушел влево. Внизу виднелись дороги, говорившие о том, что люди живут и в этих неуютных горах.

- Места тут русские, староверские. В Гражданскую орудовали семёновцы и отряды ЧОНа; а впрочем, как разберешь, кто был прав, кто виноват?

Нашему взору раскрылась широкая равнина в окружении гор, возделанные поля, маральи загоны, нищие деревни. Уймонская степь.

- Советская власть прижала крестьянина. Не пойму, почему 70 лет назад здесь жили богаче, чем теперь? - сказал пилот.

В Уймонской долине расположены села с преимущественно русским населением - Мульта, Гагарка, Тихонка, Верхний Уймон, Усть-Кокса.

ВЕРХНИЙ УЙМОН

Ноздри щекотал чистый, вкусный воздух. Его прозрачная толща не скрывала ни бревенчато-дощатой застройки, ни островерхих вершин вдалеке. Мы двинулись к деревне. На огороженных участках росла конопля по пояс. В голодные военные времена коноплю клали в хлеб "для сытности".

Двухэтажный музей Николая Константиновича Рериха срублен из кедра, украшен красивой резьбой. Он встретил нас душистым деревянным запахом и чистотой мытых полов, застеленных половиками. Посетителям предложили домашние тапочки. Первая комната музея посвящена местному природному геоценозу, вторая - флоре и фауне, третья - этнографии.

Экскурсовод была родом из староверской семьи. Первые поселенцы-старообрядцы, рассказала она, появились в этих местах в 1789 году. Потомки Первопоселенцев - Атамановых, Бочкаревых, Черновых, Клепиковых - до сих пор живут в деревне. С русскими пришли оседлый образ жизни, сельское хозяйство.

В Верхнем Уймоне проживают не только старообрядцы, но и православные ("мирскИе"). Ни те, ни другие не имеют церкви. Староверы собираются по очереди друг у друга, "Мирские" люди на крестины, свадьбу и по прочим надобностям ездят в Бийск. Далековато!

У староверов  роль  священника  исполняет  назначенное ("благословленное") лицо. Им может быть и мужчина, и женщина. Важно, чтобы человек пользовался авторитетом, и чтобы греха за ним не числилось. При похоронах староверы одевают умершего в саван, сшитый льняными нитками. После того, как саван зашивают, его уже нельзя открыть, хоть бы и просили об этом запоздавшие на похороны дети или иные близкие родственники.

В вере и обычаях у староверов и "мирских" есть различия. У староверов, например, родительский день в субботу, а у "мирских" - во вторник. Женщины-кержачки могут носить исключительно сарафан. Праздничный сарафан и пояс (обязательный элемент одежды)вышиты цветными нитками. У "мирских" женщин свободы в одежде больше - допускаются и платья, и юбки, и костюмы. Обувь кожаная. Красивы настенные полотенца: вышивка, шитьё, тканьё. Моё внимание привлек многократно повторяющийся солярный знак.

Старики-староверы не признают ни электричества, ни радио и телевидения. В деревне осталось три таких дома. Молодежь, однако, открыта прогрессу.

Необычайно строго староверы блюдут порядок в посуде. Посуда делится на три категории: добрая, мирская и поганая. Добрая посуда в шкафу ставится наверх, а мирская - вниз. Поганая (помойное ведро, ведро для мытья полов и др.) стоит в углу. Вода для питья хранится в доброй кадке; в мирской стакан можно перелить, лишь зачерпнув из кадки добрым ковшиком.

В течение двух столетий  староверы,  "мирские"  и  коренные  жители-алтайцы, конечно, смешивались. Староверы перед свадьбой ставят обязательное условие, чтобы сторонний жених или невеста переходил (переходила)в их веру.

Экспозиция, посвященная Николаю Константиновичу, его жене Елене Ивановне и сыновьям Юрию Николаевичу и Святославу Николаевичу, в музее пока невелика, но память о семействе Рерихов здесь чтут свято. Выставлена книга Н.К. "Алтай - Гималаи", в которой есть несколько строк, посвященных жителям Верхнего Уймона. Один из местных, Вахромей Семенович Атаманов, принимал членов экспедиции в своем доме с 7 по 19 августа 1926 года.

Этот дом стоит в двух шагах от музея: чёрный от старости, покосившийся, со слепыми оконцами. Теперь он одноэтажный, а раньше был в два этажа, пока не сгнил первый.

Рерих величал хозяина Пантелеймоном-целителем за то, что тот знал множество трав и умел исцелять людей. Сестра его, Агашевна, была местной художницей-самоучкой, сама готовила краски из минералов и растений, разрисовывала сундуки и двери, рисовала на картинах людей, птиц, зверей.

Народ в этих местах вообще "страсть какой способный" к искусствам.

Рерих хотел построить в Уймонской степи город будущего, Звенигород. В 1926 году он попросил 1 миллион рублей у Советского правительства, но в просьбе ему было отказано. Сегодня идею развивает поэт Валентин Сидоров.
 
Здесь, у музея, меня словно бы осветило изнутри - создать в Уймонской степи планетарный центр космической философии! Связно обдумал идею назавтра, перед выступлением на семинаре в Горно-Алтайске, а по возвращении домой сделал доклад в Московском космическом клубе. Идея находит сторонников - в Мюнхене, Париже, Хантсвилле, Загребе. А я, помере нарастания общего энтузиазма, начинаю терзаться сомнениями: не сместить бы чего-нибудь в хрупком равновесии горной долины.

БЕЛУХА И КАТУНЬ

Гора Белуха имеет три вершины. Они были укрыты облаками, и это приглушило фантастическое впечатление от облёта снежных светящихся пиков. Внизу проплывали ледники и бледно-зелёные, полупрозрачные разводья породы, широкой струёй спускавшиеся вниз.

Здесь, у горы Вич-Сюмер (алтайское название Белухи), Рерих обнаружил "соединение Земли с Космосом". На перевалах и горных вершинах нужно молчать. По поверьям, за крики и болтливость Хозяин гор наказывает падениями и переломами.

Рядом с Белухой расположено Мультинское озеро. В нём, как и в других горных озёрах, водится много рыбы. Горы таят немало полезных ископаемых. Здесь встречаются лиса, соболь, медведь, волк, копытные и великое множество птиц.

Мерное  гудение  винтов навевало  сон, но закемарившие было люди были разбужены криками: архары! Вертолет круто развернулся  и двинулся на  стадо, уходящее от стрекота по склону. Архаров было около сорока. При приближении вертолёте они разделились на два стада: большее ушло вниз, а меньшее мы настигли на вершине. Архары выглядят  превосходно:  крученые  рога, блестящая шерсть; они крупны, как телята, вес взрослого животного составляет около 200 кг. Чувствуется, что бежать им трудновато - нагуляли жир за лето.

Видели коренастых, мохнатых и густогривых алтайских лошадей, пасущихся на склоне. Их не кормят даже зимой, они сами "тебенюют" - копытят снег и добывают себе корм, спускаясь к долинам по мере прибавления снега в горах. Лошади, как правило, принадлежат совхозу, за ними смотрят табунщики.

Кош-Агачскую степь мы не увидели. Туда можно приехать летом и увидеть народные праздники, с борьбой, игрой "догони девушку", песнями народных сказителей.

Приземляемся на берегу Катуни. На огромной поляне, устланной желтым листом, накрыт длинный стол. Соленые грибы, брусника, свежевыпеченный хлеб, мед, желтый и пахучий, в глубоких блюдцах, кислое кобылье молоко, наподобие простокваши, горки румяных пирожков с начинкой из ягод, сыры. (Описываю, а слюнки текут!). Разнесли горячее вареное мясо, потом шашлыки. На столах коньяк, водка и настойка с кровью из маральих пантов. Подивишься тут обычаю встречи гостей. Коксинское райпо расстаралось.

У костра устроена импровизированная кухня. Девушки и молодые женщины снуют в белых халатах поверх пальто. После чая из трав гостям отсыпали брусники в пакет, наложили пирожков.

- Напишите, какие мы!

ИДЕЯ ФИЛОСОФСКОГО ЦЕНТРА

Я набрасывал вечером в гостинице то, что услышал - будто распаковывал архивированный файл.

Есть ли потребность в Планетарном центре космической философии?
 
Космические государства, писал я, демонстрируют стремление к объединению усилий. Дело не только в том, что практические проекты требуют чрезвычайной концентрации сил и средств. Человечеству, планетарной космонавтике необходима стратегия развития на длительный (в том числе космического масштаба) период. Сегодня такие исследования рассредоточены, рассеяны по миру. Обмен идеями нередко происходит с большим опозданием. Космическая философия должна опираться на все богатство научных, культурных, религиозных и иных знаний, накопленных человечеством, учитывать, особенности всех наций и народностей, населяющих Землю. Практическим примером использования общечеловеческого, общефилософского подхода является составление информации о Земле, закодированной и отправленной во Вселенную на американских космических аппаратах «Пионер» и «Вояджер» в 1970-х гг.
 
В чем заключается главная задача Центра?

В объединении усилий отдельных людей, организаций и государств в разработке космической философии человечества, превращение ее в динамично развивающуюся ветвь общечеловеческой культуры. Участвуя в этом процессе, Центр станет изучать и обрабатывать вое крупнейшие потоки знания человечества.
 
Почему именно в Уймонской степи?

Расположенный в географическом центре Евразии, Горный Алтай относительно равноудален от большинства космических государств: Индии, Китая, Японии, Пакистана и стран Европейского космического сообщества. Глубокие духовные традиции на стыке великих культур — славянской, китайской, индийской, тюркской — также определяют особое значение этого региона. Уймонская долина представлялась Н. К. Рериху идеальным местом для мыслительной деятельности. Побывав здесь в 1926 г., он назвал это место мостом между Землей и Космосом. Рерих предлагал создать город будущего в Уймонской степи. Сегодня идею такого города развивают его последователи.
В чем особенность долины? Она расположена в нетронутом уголке природы, со всех сторон окружена горами, среди которых доминирует гора Белуха (по-алтайски Вич- Сюмер), высочайшая вершина Горного Алтая (4506 м). Эта гора обожествляется местными жителями. Они утверждают, что от горы идут потоки энергии. (Некоторая мистика и нам не помешает). Интересно отметить, что К. Э. Циолковский в повести «Вне Земли» описывал международный научный коллектив в Гималаях. Это научно- фантастическое произведение можно рассматривать как один из первых проектов интернационального космического центра. Человечество в XX веке накопило богатый опыт создания международных научных организаций.

Как можно устроить Центр?
 
Изложим лишь общие принципы. Небольшой комплекс зданий и сооружений обеспечит комфортные условия жизни и творческой работы международного коллектива. Центр оборудуется станцией космической связи, средствами наземной коммуникации, экологически чистой энергоустановкой, а в остальном компьютеры, перья и бумага. Архитектура и оборудование будут вписаны в окружающую природу. Обязательным условием является экологическая чистота технологий строительства и жизнеобеспечения.

Постоянный состав Центра включает ограниченное число научных сотрудников и вспомогательного персонала. Переменный состав (участники симпозиумов и конференций) должен быть рассчитан как предельно допустимый по экологическим и этническим условиям.
 
Центр должен принимать активное участие в исследовании проблем Горного Алтая как уникального региона планеты, природного и культурного заповедника.

Устав Центра должен быть разработан с учетом опыта международных научно- исследовательских и культурных организаций и принят на Международной конференции учредителей. Должен быть использован и запас идей, изложенный в Пакте Рериха.

Кто может финансировать проект?

В число спонсоров могут войти национальные и международные космические агентства, космические фирмы заинтересованных стран, международные и частные фонды. Проект Планетарного центра космической философии, на наш взгляд, вполне вписывается в круг перспективных идей, которые в рамках подготовки Международного года космоса (1992 г.) могут быть предложены мировому сообществу через Организацию Объединенных Наций.

ЕЩЁ О ГОРНОМ КРАЕ

...На сессии регионального парламента в Горно-Алтайске мы увидели накал страстей. Ощущаются непростые отношения с руководством Алтайского края.

...Село Черга, Алтайское животноводческое хозяйство Сибирского отделения АН СССР. Это базовое хозяйство 4-х биологических институтов СО АН. Директор - Юрий Семенович Земиров, плотный, рыжий человек. Работал в прошлом ветеринаром.

Хозяйство занимается одомашниванием диких животных, гибридизацией животных, подбором лекарственных и кормовых   культур, перспективных для Горного Алтая. Оно не малое: 1150 сотрудников. Стремятся создать сибирскую Аскания-Нова. Обладают поголовьем: 1000 маралов, 1150 лошадей, овцы, козы, маралы, зубры. Разводят птиц, в том числе, пытаются приручить горных фазанов. Гибридизация зубра с местным скотом: в рационе зубра до 40% веточного корма, который почти здесь не тронут. (В мире сегодня живут 354 гибридных особи). Мараловодство промышленное. Надой от коров 2533 литра в год, планируют повысить его до 2560 литров. Выход - телят 86, жеребят 92, ягнят 82. На 1 работника 6536 руб. выработки. В 1989 году хозяйство заработало 1 млн. 360 тыс. рублей прибыли, рентабельность составила 30%.

Любовались зубрами на коричнево-зеленом осеннем склоне горы. Красавцы, шерсть лоснится, шея и грудь мощные, а ноги стройны и элегантны. Корова, но зверь, не лишенный грации!

СРОСТКИ, РОДИНА ШУКШИНА

Сростки - большое село близ Чуйского тракта. Здесь я услышал песню: «Есть по Чуйскому тракту дорога, много ездит по ней шоферов...»

Шукшины пришли сюда из  Самарской  губернии в 1867  году. Позже появились Поповы, родственники Василия Макаровича.

Дом  под  цинковой  крышей, где сейчас музей, В.М. купил для  матери на гонорар от романа «Любавины». В этом доме были сняты кадры фильма «Печки-лавочки». Фотографии в общей рамке, швейная машинка, печатная машинка, половики, коврики с картинами. Во дворе памятник – Шукшин в рубашке и сапогах. Снег во дворе дома чистит местный житель, немец по национальности. На горе - гранитный камень. Там тоже будет сооружен памятник Шукшину.

Моя мама Надежда Федоровна Жукова, родилась и выросла в Бийске. Она училась в местном медицинском училище (1951-1953 годы) вместе со сросткинскими девушками. Те славились «хорошими способностями к учению, умением играть в волейбол и легким поведением». В Белокурихе, где когда-то мама проходила студенческую практику, возводится новый храм Божий, почему-то эстонцами. Теперь Белокуриха - знаменитое курортное место.

В музее Шукшина меня надоумили зайти в Алтайский краевой архив – поискать документы, относящиеся к моему роду.

БИЙСК

Бийск основан в 1706 году указом Петра I. Это старый купеческий город. Здесь 211 памятников истории, культуры, архитектуры. Успенская церковь построена в XIХ в. Настоятелем уже 23-й год служит черный монах отец Гермоген. Бабушка Марья Филипповна при церкви - маленькая, сухонькая, в валенках, истово верующая. Баптистов отрицает, женщин в брюках из церкви сердито гонит.

Сегодня Бийск - второй по величине город Алтайского края. Здесь развита промышленность, прежде всего, оборонная.

По рассказу председателя горисполкома, в городе четыре мощных предприятия:

Химкомбинат. Его годовой оборот составляет 300 млн. руб., в том числе, 110 млн. руб. по товарам народного потребления. Химкомбинат создает первое совместное предприятие с Италией по обработке мехов и шкур. (На это немецкая журналистка Мария Хубер заметила: "В Германии зеленые уже запретили такие технологии как грязные, а здесь они считаются экологически чистыми").

Еще продукция химкомбината: медицинская (хирургическая вата – выпускают 5 тыс. тонн в год, сырье привозят из Узбекистана; линолеум; отдушка (для парфюмерии) - вместе с олеумным заводом.

Олеумный завод с оборотом в 90 млн. руб., в том числе 60 млн. руб. по товарам народного потребления. Продукция завода: полимербетон, санфаянс; стройматериалы
(кирпич и прочее). Завод сотрудничает с западными фирмами: с англичанами создана мебельная фабрика; финнам отправляют отходы дерева.

Производственное объединение "Сибирприбормаш" с оборотом в 170 млн.руб., в том числе по товарам народного потребления - 120 млн. руб.

НПО "Алтай". Его направление деятельности - оборона и разработка технологий для первых трех предприятий. На предприятии много докторов наук и профессоров, директор - член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда (а бывший директор Савченко - дважды Герой Социалистического Труда).

Председатель горисполкома и его заместитель вышли из химкомбината, партийная власть - тоже выдвиженцы оборонных предприятий.

Еще предприятия:

ПО "Алтайвитамины" в кооперации с Горным Алтаем выпускает пихтовое масло, бальзам, золотой корень. Делают препарат "Пантокрин" из маральих пантов, лосьоны из экстрактов тысячелистника, огурцов, облепихи. Облепиха здесь используется комплексно: и сок, и жом, и листья, и кора, и масло. Производят таблетки из муми;, "Ундевид", "Пентавид", аскорбиновую кислоту. Выпускают мази для рук, кремы,аэрозольные свечи. ОБЛЕКОЛ (кожа животного с маслом облепихи) – унакальная вещь. Перед употреблением ее опускают в фуроцилин и надевают на обожженное или порезанное место, при этом кожа самовживляется и саморастворяется.

Маслосыркомбинат. Сахарный завод, выпускающий до 20 т в год сахара (сырьё - местная свекла). Табачная фабрика. Фанероспичечный комбинат. Лесозавод. Консервный комбинат. Котельный завод. Мебельная фабрика.

Бийск раскинулся примерно на 40 км. Коммуникации в тяжелом состоянии. Воздух и реки отравлены. Экология в городе ни к черту.

Вот образчики разговорного стиля председателя горисполкома:

- Много мелких мнополистов выращивают тут облепиху. Делают, понимаете, кооператоры облепиховое масло и на рынок. И что люди? берут, смело хватают за 60-100 рублей на рынке подпольном...

- Алтайки - они метиски у нас - очень симпатичные...

- Настроение народа держим в своих  руках...  Планируем  демонстрацию на 16.00. Проверим, будут они на нас кричать или нет, проверим. То есть время сейчас бойкое...

- Есть  происки  явлений  в плане рэкета, так я милиции указал: пожестче...

- Воздух пахнет? Я вам так скажу: у нас пару раз в неделю бывают выбросы серной кислоты. Это специалисты, будем так говорить, аппаратчики недобросовестно работают. Но мы их наказываем. М-да. На 91-й год разрабатываем новое положение...

(Они положение разрабатывают, а женщины с химкомбината рожают трехпалых детей, а в деревне, что напротив олеумного завода, через Бию, множественные заболевания раком).

- Само название химзавод пусть не пугает. Я видел многие химзаводы, если в целом сравнивать это понятие, - это страшно. А у нас нормально.

- Тампонов ватных в стране не хватает, женщины знают. Но мы будем решать этот вопрос в плане темпов...

Его зам, симпатичный голубоглазый человек, цифрами и фактами сыплет, как фронтовой разведчик, профессионально. Вот его карьера: начальник отдела кадров химкомбината, инструктор крайкома КПСС (вел оборонную промышленность края), второй секретарь райкома партии Бийска, зам. председателя горисполкома, ведущий вопросы культуры, спорта, прессы и информации, неформальных объединений, церкви.

- Я говорю директорам предприятий: давайте, купим диагностическую аппаратуру, чтобы женщинам рекомендовать аборты, если плод неполноценный. Но директора не слушают, вот один на всю свою валюту купил 10 "ниссанов" (слегка так журит: нехорошо, мол…).

Рассказывает без страданий - и о том, как был в больнице, когда роженице надо было показать трехпалого младенца; и о жуткой находке - в сарае местного НКВД людей расстреливали в яме, заливали известью и загоняли на трупы новую партию обреченных...

Зампред помогал литовцам, приехавшим почтить память детей, которые в зиму 1940/41 умирали здесь в сосланных семьях от морозов и холода во множестве. Приезжие при поддержке исполкома поставили крест из лиственницы высотой 5200 мм, прибили на него распятие, привезенное из Литвы - распятие в первую же ночь украли.

- Я собираю неформалов, зеленых, отчитываюсь перед ними, что сделал горисполком, они отчитываются передо мной. Демпартия на платформе Ельцина - это у нас научные сотрудники из НПО "Алтай". Им там делать нечего, они с утра газет накупят и давай обсуждать... Но народ все несерьёзный, ненастойчивый, кропотливую работу вести не хотят.

Ругает не только неформалов, но и новых депутатов (инфантильны), и Горбачева (развалил партию).

- Все-таки у нас в парторганы был отбор. Все ребята сильные. А Советы властвовать не умеют, болтуны.

- А Саня, наш председатель, отличный парень, решительный, и ребята, замы, все подобрались как один, с огромным желанием работать..." (Мария Хубер тут же вспомнила слова Егора Кузьмича Лигачева: "Чертовски хочется поработать, товарищи!")

- Хочу отдать другому заму прессу, культуру, спорт. Но церковь хочу оставить при себе, очень уж мы с отцом Гермогеном подружились.

Смешанные чувства от встречи с городской властью.

РАССКАЗЫ МАМЫ О БИЙСКЕ
 
"В 1941 году папу призвали в армию. Пока он был жив,  мы с братом бегали  в  офицерскую столовую, получали там обеды в судках: видимо, отец пересылал талоны на пайки с фронта. Когда он пропал без вести - как отрезало".

(Мой дед, Федор Сафонович Латкин, пропал без вести под Ростовом-на-Дону. Я даже слышал байку, мол, он жив, но после войны почему-то не захотел вернуться в семью. Но в 2008 году Минобороны России вывесило в Интернете базу данных безвозвратных потерь. И я обнаружил документы на деда: младший лейтенант Латкин Федор Сафонович, 1907 года рождения, скончался в госпитале от ран в декабре 1942 года).

"...Зима 1941/42 была очень суровая. Мама каждое утро вставала рано, ходила через кладбище - там шла дорога - и покупала мороженую картошку, которую на санях везли из-за Бии, из Турочакской тайги. Если картошку оттаять в ведре с холодной водой, она потом несладкая. Турочакская тайга богатая: птицы, звери, грибы и ягоды. На Алтае любят калину парить вместе со свеклой. Таежные люди так парили в русской печи, потом привозили в город в бурдюках и продавали.

...Бийское медицинское училище давало неплохие знания; выпускали фельдшеров-акушеров. У нас в группе было двое парней, мы их били. Одна девчонка - деревенская, из-за Бии, была жадина: привозила гуся (их резали по осени), держала на холоде за окном и ела месяца три. Нарежет мяса тоненько, изжарит с картошкой и луком и ест. Пахнет вкусно, мы, девчонки, тоже хотим, но она нас не угощала.

...После стипендии мы хотили в ресторан на речном вокзале: там кормили вкусно и дешево. Однажды на обед денег не хватило, нас не выпускали, велели заложить чьи-то часы. Девушки увидели преподавателя, хирурга, я ему нравилась. И сообща заставили меня подойти к нему, занять денег, что недоставало. Он очень смеялся. Долг ему, кажется, не вернули, впрочем, долг был невелик.

...Часы покупали друг другу по очереди, вскладчину. Тянули бумажки на очередь. Мне достались часы "Звезда" только на 3-м курсе, а были девчонки, которым повезло, с первого курса ходили с часами. Стоили они 380 руб.

...Дядя Вася присылал мне иногда - ко дню рождения, к праздникам - по 100 руб. Мы с Галькой Гладковой все их разом проедали на мороженое, ничего больше не ели. Мороженое было вкусное, на палочке, прямоугольное, узкое сверху и расширяющееся к основанию, в шоколаде. От такого количества мороженого потом болели - чихали, кашляли, но на следующий раз все повторялось сначала.

...Бегали через Бию по льду на практику. Успенская церковь стояла посреди пути. Добежим, погреемся, и - дальше. Пока через Бию пробежим, чулки на коленках к ногам примерзнут. Морозы доходили до 45 градусов. Воздух в Бийске в 1940-е годы был чистый. И река Бия была чистая, хорошая».


Рецензии