Степь, да степь кругом...

                СТЕПЬ, ДА СТЕПЬ КРУГОМ…
                « Ах ты, степь моя,
                Степь привольная,
                Широко ты, степь,
                Пораскинулась…
                ( А.В.Кольцов).
Отрицать невозможно, цивилизация много дала человеку и продолжает с непостижимым упорством вторгаться в его жизнь.
Человек теперь находится, словно, птица в золотой клетке – тепло, уютно, сытно, но нет простора, голубого неба невидно,  не взлететь к его облакам.
Как птица из золотой клетки уже не может жить на свободе, отвыкла, навык потеряла, так и человек уже не может существовать без самых разных «плодов» цивилизации.
Отключили электроэнергию на сутки, перемело дорогу и уже «чрезвычайное положение», жизнь остановилась. Как птица в золотой клетке, если нерадивый хозяин на час впустил в комнату морозный воздух, и птица сникла, не поёт-щебечет, так и современный человек мало приспособлен жить вне цивилизации.
Да, цивилизация много дала человеку, ещё больше даст, никому предел не известен. Но  и многое безвозвратно взяла!
Кто, когда и на каких весах измерит, что перетянет доброе - или печально-тревожное?  Что ещё нам «подарит» неудержимо рвущаяся к новым достижениям современная цивилизация,  работа  человека по «обновлению» окружающей среды? Всегда ли человек ответственно, разумно вторгается в законы природы?
Очевидно, Лев Толстой в запальчивости написал:» Наука и искусство ничего, кроме вреда, не несут и лучше бы их не было совсем!...». Есть над чем задуматься!
Стали люди над многовековой проблемой  глубоко задумываться и не без оснований.
От шума – гама, толчеи и тесноты, свалок и загазованности, стрессов и войн, техногенных тяжёлых аварий и ещё много и много чего подаренного цивилизацией так хочется хотя бы в мечтах оказаться во времени, мире, где ещё не побывала цивилизация.
Разве не хочется побывать в бескрайней степи?! Её теперь только и можно представить в воображении по книгам, описаниям наших далёких предков.
На днях читал воспоминания, дневник Андрея Тимофеевича Болотова. Удивительный человек! Читал и завидовал ему, ярко представлял по его описаниям нашу привольную, бескрайнею Тамбовскую степь.
Во времена царствования Екатерины -2 он занимался межеванием земли по её указу. Вдоль и поперёк проехал нашу степь…
До самого Чёрного моря раскинулась ковыльная степь. Редко где её коснулся примитивный плуг пахаря. День и другой можно ехать на добром коне и не встретишь жилья человека, писал Болотов.
«…увидел тут( в теперешнем Ржаксинском районе), в первый раз степные наши чернозёмы и толиким плодородием одарённые наши земли и те почти необозримые равнины, какими представлены наши степные уезды…» –  восторгается Андрей Тимофеевич  в своём дневнике.
От горизонта до горизонта только степь, нагретая летним солнцем. Ни деревца, ни кустика. Не тронутый ковыль-трава, не то, что дороги, тропинку не встретишь. За целый день, а иногда и неделю, не встретишь человека.   Ни шума, ни голоса, ни дымка на горизонте.
Ковыль, ковыль да дичь: птицы непуганые самые разные, журавли да дикие гуси, с удивлением, без испуга, тревоги, разглядывающие редкого человека.
В высоком небе гордые орлы, высматривающие добычу, коршуны, нарезающие круги под самыми облаками…
И над всем этим сказочным простором только огромное, высокое, летнее небо с лёгкими, пушистыми, словно вата, облаками.
Какая красота! Какой простор! Какая благодатная, веками не тронутая, чернозёмная земля!
Ковыль, ковыль, буйная степная трава…
Это всё наш родной край в далёкие годы в своей первозданной красоте и величии!
Трудно, а может быть и не возможно, найти писателя, поэта, художника в 18-19 веке не воспевшего самыми высокими словами, душой и сердцем красоту степи. Да и в какой стране, каких весях, кроме России, можно встретить подобную красу, сказочное приволье!
« Степь моя»,» степь просторная», «русская степь», «широкая», «унылая», «простор степной широко – велик », « глушь степная»…Слова искренние, сердечные, эмоциональные, не равнодушные в творениях многих и многих «властелинов душ»…
Антон Павлович Чехов повесть « Степь».  Какие проникновенные слова нашёл писатель во славу степи!
Давно нет той степи. Под восторженные крики, бесовские пляски проехали века по той степи жестоким тяжёлым чугунным колесом, да безжалостным плугом. Цивилизация убила ту сказочно красивую степь! « Преобразила» её так, что от былого душевного величия мало что осталось.
Своей деятельности, называемой созидательной, ужаснулся сам творец – человек и глубоко в тревоге задумался и ничего придумать не может, кроме разных проектов да громких речей в защиту матушки природы.
Былая, первозданной красоты, покоя, степь, пробуждала в человеке самые добрые чувства, и остались они в памяти человека душевными песнями да романсами.
    «Как простор степной
   Широко-велик…»  пел в степи ямщик.
Или первый покоритель степи-косарь:
      «Раззудись, плечо!
     Размахнись, рука!
      Ты пахни в лицо,
     Ветер с полудня!
      Освежи, взволнуй
     Степь просторную!...»
Красота степи пробуждала в человеке доброе, светлое. Душа человека пела, сердце рождало песни. Песни, романсы эти были не придуманы, они были рождены жизнью, общением с природой, вызрели в думах, потому и живут века. Часто они рождались во время многодневных переездов через бескрайнюю степь, в часы глубоких раздумий человека о смысле своей жизни.  Их никто и не записывал, уж тем более, не издавал, передавались они от одного человека к другому при душевном исполнении в кругу друзей - товарищей. А побуждением была природа, родной край, судьба и мечта человека, не испорченного, не развращённого цивилизацией. Они и теперь  тёплые, душевные, мудрые, живут в каждом из нас и  можем сказать:» Это кровное моё! Это песня моего сердца!»
         « Много в ней(в степи) и думы томной
          И раздолья много есть…»
Исчезла не только степь, исчезают леса, птицы и животные, редеют, как бы ни заносили их в Красную книгу. Не встретишь серебристую полынь, в древности прозываемую емшан, редким стал ковыль. Журавля редко увидишь в небе. А орла, лебедя, если только в кино, по ТВ…А теперь ещё пугают, что и весны не будет, сразу после зимы - лето. Что ж, плохие предсказания чаще сбываются, чем хорошие, добрые!
Исчезла не только степь. В плачевном состоянии наши реки, озёра, страдающий лес.
На некогда тучном чернозёме совсем недавно дымил-газовал крупнейший в Европе, как нас уверяли, химический завод. То ли по нерадению, то ли по алчному, злому умыслу, погиб завод и остался после него «памятник» бесхозяйственности людской, варварскому отношению к природе.
Сколько же веков потребуется, чтобы восстановилась погубленная земля? Кто и когда уберёт многотонную гору вредного фосгогипса?
Нет ответа!
Ах, как жаль, что не промчусь  на борзом коне по былой ковыльной степи!
Не нужны мне ваши «крутые» иномарки, и «попса» опостылела. Дайте мне коня да отпустите в ковыльную степь, на простор, под  ласковое небо!
Выйдешь в поле подальше от гула, рёва, визга, приляжешь на нагретую летним солнцем землю и вдруг почувствуешь, что ты счастливый человек, что с тобой века и века. Вспомнишь и самых далёких, никогда не видимых тобой, своих предков.
Степь – богатство России, её душа, история и величественный памятник всем жившим до нас.
У Апполона Майкова есть несколько стихотворений прелестных, посвящённых степи. Одно из них « Рассвет»:
   « Мой взгляд теряется в торжественном просторе…
   Сияет ковыля серебряное море
   В дрожащих радугах,-незримый хор певцов
    И степь и небеса весельем наполняет,
   И только тень порой от белых облаков
  На этом празднике, как дума, пролетает».
Между состоянием окружающей нас природы и самочувствием нашей души есть прямая связь. Разве может  человек чувствовать себя комфортно, счастливым в загаженной им самим среде своего обитания?
Не ушла из нашего воспоминания степь. Она есть символ нашей жизни: приятные воспоминания ушедшего, тоска по ним, грусть и печаль от окружающего, слабеющая надежда на возрождение былой красы родной земли. Человек не может не жить верой в счастье.
        « Есть в русской природе
                Усталая нежность,
         Безмолвная боль затаённой печали,
         Безвыходность горя, безгласность ,
                безбрежность,
         Холодная высь, уходящие дали…
Какую славную картину несколькими словами рисует поэт Константин Бальмонт! Видишь Русь, видишь степь!
Услышите сегодня вечером по телевизору в прекрасной передаче « Романтика романса» песнь в чудном исполнении и возвратится к вам ковыльная степь, и погрузитесь вы в свои думы.
  Февраль 2013 года.               


Рецензии