Николай Сулимов

Памяти односельчанина

Рассказывает Сулимова (Шалыгина) Мария Исаковна, мать Николая.

Жили мы в деревне Вершинная, маленькая деревня, я 1934 года рождения, а работать начала уже с семи лет. Я хорошо помню войну, эту голодовку, эти страсти. Я сейчас детям, внукам говорю, вот мы свиней кормим, а если бы нам в войну хоть чуть-чуть, вот хоть чуть-чуть бы! от этой свинячьей еды, мы бы царствовали! Папа мой Шалыгин Исаак Яковлевич на фронте погиб, осталось пять детей. Мама моя, Надежда Демьяновна, в войну картошку сушила на фронт, я помогала ей в этом деле. И в колхозе небольшая работа для меня находилась, картошку перебирали. Питание - скудная трава, да вот коровку держали, молочко нас спасало. Еще мама моя шла на любую работу, где только можно было добыть для детей еду. Мы не видели, чтобы она сама ела, все говорила, - я сытая, я сытая.

Похоронки приходили почти каждый день. Я просыпалась от воя, причитаний, плача женского в деревне. Когда Победа пришла, такой пир, такое гуляние в деревне был! Но многие не дождались родных с фронта. Победа была с привкусом горечи. И мы папу своего не дождались…
Семья прекрасная была, никто не ссорился, не ругался, дружно жили.

Ко мне жених на свидания ездил из деревни Станок, что в пяти километрах от Вершинной стояла. Звали его Михаил Сулимов. На лошади верхом, на Сивке-Бурке сначала ездил, а потом купил велосипед и на велосипеде стал ездить на свидания. Так мы с ним дружили и поженились в 1954 году. Прожили мы полтора года и Коля у нас родился, первенец, 7 декабря 1955 года.
Муж мой Михаил ушёл служить в армию. Тяжело было жить в послевоенные годы. Женщинам никаких поблажек не было, хоть и ребёнок маленький. Работали в колхозе все светлое время суток, и только ночью можно было заняться своими делами, огородом, скотиной, домашними делами да сыночка растить. И вот прошло три года, я стряпаю, а Коленька сидит на подоконнике. Муж вернулся со службы, заходит в дом, подозвал сына и спрашивает как твоя фамилия – Ши-ли-гин (Шалыгин, то есть, фамилия моя). А муж и говорит. Завтра ты станешь Сулимовым!

Коля рос хваткий такой, помогал нам во всем. На покосе бывало, присядем отдохнуть, смотрим, Коленька нам уже грибов несёт, ещё чуть подрос, по грибы, по ягоды ходил с младшими братиками. Пошёл в школу Коля, так очень любил спортом заниматься. Увлекся боксом, но мне не сказал. Прихожу однажды на работу, а Гребёнкин Александр Сергеевич, зубной врач наш, говорит: Поздравляю! Коля ваш победил в бою Дементьева Петю. А мне было так страшно, я так его любила! Пришла домой и говорю - Сынок ты дай слово – что не будешь никого бить, и тебя тогда никто бить не станет. И он дал мне слово, что боксом больше заниматься не будет. Начал заниматься легкой атлетикой, бегом. Сажали мы однажды картошку в Отрезе. И вот собираемся уже домой ехать, а Коля говорит – езжайте, а я напрямик, по-над речкой. Приезжаем, а он уже дома сидит. В 1972 году ездил в Абан на легкоатлетические соревнования и привез грамоту по метанию копья. Рассказывает, я без подготовки с ходу метнул копье и занял 2 место. Потом тренер говорит - ты не правильно метаешь. Начал правильно метать, но никогда уже такого результата показать не получалось.

У него черта характера главная была - старался всегда помочь и в семье, и соседям, и друзьям.
Однажды, какой-то хулиган приставал к девчонкам, так Коля мой их освободил, а приставалу отправил куда подальше. Одной из девочек была Вера Заяц из Пеи, так они и стали дружить, она его и в Армию провожала. Перед армией он учился на шофера в автошколе. Приехал домой уже постриженным. Гостинцы всем привез. Я говорю – вот и Коля мой в Армию уходит. Тамара, сестра, маленькая была, подбежала, обняла его: Не пущу в армию! Не пущу! Не пущу! У-тю-тю, котик мой золотой, - ответил Коля маленькой сестрёнке, и ушёл служить…

Коля погиб в Армии 7 июля 1974 года.

Такое горе! мне до сих пор больно, как вспомню, как его растила, как трудно было, если хоть бы за идею какую погибнуть, а так погубили мальчишку ни за что. В тот день самых лучших солдат отправили на задание. И когда ехали они уже обратно, то машина перевернулась, и погибло три солдата, а среди них и Коля мой. И дорога то была сухая, может шофер был неопытный, может ещё что. А люди говорили, что офицер спешил, гнал. А так, если бы ехали нормально, так ничего бы не случилось…


Галина Горко
Мы жили с Сулимовыми на одной улице, Октябрьской. Такой замечательный мальчишка, скромный, он был старший в семье, много помогал маме по хозяйству и нянчился с младшей сестрёнкой. Миша брат ещё был, у него нога больная, хромал. Коля был заботливый брат. Мы вместе играли в лапту, выжигала. Коля девчонкам всем нравился и моей сестрёнке особенно. Вот остался он в моей памяти светлым человеком! Когда нам написала Наташа Бажанова, что Коля погиб в Армии, мы плакали. Потом Рая Лакш, его одноклассница рассказывала, как хоронили его, почти все одноклассники были. Мы, долгомостовцы, когда собираемся здесь, в Лесосибирске, всегда Колю вспоминаем, его невозможно забыть. Моя сестрёнка хранит фотографию, где Коля на физкультуре вместе с Сергеем Бажановым, Колей Подернёвым и Семенихиным Валерой.

Лариса Жданова (Юшкова)
Я его часто вспоминаю, замечательный был мальчишка, у нас его все любили и уважали, мы учились с ним в параллельных классах. Он был очень спортивный, обаятельный. Для всех нас было шоком, когда он погиб. У меня есть даже фото, я его сохранила, как память о Коле, он мне очень нравился. Такой парень достоин, чтобы его помнили.

Анна Адамсон
Моя сестрёнка Катеринка, тоже училась с Колей, очень хорошо отзывается о нём - замечательный был мальчишка!

Нина Драчёва
Я жила с Николаем на одной улице. Хороший парень! Таким бы ЖИТЬ и ЖИТЬ!

Долгий Мост, 2 октября 2019 год.


Рецензии