Читал ли коба мережковского?

К Н Р -70. Русская мечта - китайская реальность - 3.
Школам и вузам - факультативы по китаеведению. Дружба народов- взаимообогащение культур.
 Василий Шахов


"ЧИТАЛ ЛИ КОБА, например, МЕРЕЖКОВСКОГО?..", - Думаю, ДА!
У Иосифа Виссарионовича были энциклопедические знания!
Знания эти почерпнуты не только в Духовной семинарии!
Он постоянно работал с первоисточниками.

Мой дедушка, мамин отец. Бирюков, Иван Николаевич, закончил Тобольскую духовную семинарию. До революции служил регентом церковного хора, а после революции - учительствовал.
И запомнила я его с КНИГОЙ!
Чуть свободная минутка появится, и он - читать, читать, читать и музыка.
Всегда перед ним была открыта какая-нибудь энциклопедия:БСЭ. Брокгауза и Ефрона.

Иосиф Виссарионович встречался с западными писателями, конечно, читал и Роллана, и Уэлса, и Фейхтвангера...
Его собеседники, будь то экономисты, учёные, военачальники, писатели... все отмечали его эрудицию, с каким знанием любого предмета он с ними обсуждал!
А поэзию. сам Бог ему велел знать, коли он писал стихи!

Важнее было бы спросить:
ЧИТАЛ ЛИ ПУТИН, например, КУРОЧКУ РЯБУ?!
ЧИТАЛ ЛИ ПУТИН ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ, кроме ЖЕванецкого?!
Куда уж, ему до Дмитрия Сергеевича!
Что Песков и Ко напишутЬ, то ОНЕ и прочитаютЬ!

"на древнюю монархию крайнего Востока как на что-то чуждое нам, варварское, низшее..."(Д.С. Мережковский) - , не соглашусь! В советское время, всё было хорошо. Изучали по истории много и подробно, до сих пор помню Боксёрское восстание, и династии китайские

"Китай придёт в Европу", - убежден Д. Мережковский...
Если бы Дмитрий Сергеевич увидел, что КИТАЙ принёс в РОССИЮ, ЧТО ВЫВЕЗ из!!!, он спалил бы свои КИТАЙСКИЕ рукописи!

"Прежде всего, надо провести(в Москве!) "китайский всеобуч": провести Чтения, симпозиумы, конференции, "круглые столы" об истории Поднебесной Державы..."(Шахов)

Китайцы уже не те, а наша молодёжь?
Поколение ЕГЭ, поколение протребителей, КУПИ-ПРОДАЙ!
Вряд ли их заинтересует история Поднебесной ДЕРЖАВЫ!

Мережковский, Д.С.
И хочу, но не в силах любить я людей:
Я чужой среди них; сердцу ближе друзей —
Звезды, небо, холодная, синяя даль
И лесов и пустыни немая печаль...
Не наскучит мне шуму деревьев внимать,
В сумрак ночи могу я смотреть до утра
И о чем-то так сладко, безумно рыдать,
Словно ветер мне брат, и волна мне сестра,
И сырая земля мне родимая мать...
А меж тем не с волной и не с ветром мне жить,
И мне страшно всю жизнь не любить никого.
Неужели навек мое сердце мертво?..
Дай мне силы, Господь, моих братьев любить!

1887

И СТАЛИН
Постарел наш друг Ниника,
Сломлен злою сединой.
Плечи мощные поникли,
Стал беспомощным герой.

Вот беда! Когда, бывало,
Он с неистовым серпом
Проходил по полю шквалом –
Сноп валился за снопом.

По жнивью шагал он прямо,
Отирая пот с лица,
И тогда веселья пламя
Озаряло молодца.

А теперь не ходят ноги –
Злая старость не щадит…
Все лежит старик убогий,
Внукам сказки говорит.

А когда услышит с нивы
Песню вольного труда,
Сердце, крепкое на диво,
Встрепенется, как всегда.

На костыль свой опираясь,
Приподнимется старик
И, ребятам улыбаясь,
Загорается на миг.
Квали. 1896. № 32 (на груз. языке).

ЛУНЕ
Плыви, как прежде, неустанно
Над скрытой тучами землей,
Своим серебряным сияньем
Развей тумана мрак густой.

К земле, раскинувшейся сонно,
С улыбкой нежною склонись,
Пой колыбельную Казбеку,
Чьи льды к тебе стремятся ввысь.

Но твердо знай, кто был однажды
Повергнут в прах и угнетен,
Еще сравняется с Мтацминдой,
Своей надеждой окрылен.

Сияй на темном небосводе,
Лучами бледными играй
И, как бывало, ровным светом
Ты озари мне отчий край.

Я грудь свою тебе раскрою,
Навстречу руку протяну
И снова с трепетом душевным
Увижу светлую луну.
Иверия. 1895.

ХРЕСТОМАТИЙНЫЕ СТИХИ! Прекрасные переводы!
В те годы, в хрестоматию включались ТОЛЬКО КЛАССИКИ!!!
Кем быть?!
Поэтом, священником, революционером?
СТАЛИН ВЫБРАЛ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТЬ!


Рецензии