стр. 14. Начиналась взрослая жизнь

       Воспоминания из маминых дневников.

   (здесь моей маме 31 год, а Лиде 2-3 года.)


       "Ещё в школе учителя посоветовали мне поступать в педагогическое училище, т.к. я была отличницей по всем предметам. Меня приняли без вступительных экзаменов. Перед началом учёбы отец проводил меня до общежития, проделав длинный путь пешком до Пошехонья, ночевал у знакомых, а на утро отправился в обратный путь. Так началась моя новая жизнь.
        Учиться мне очень нравилось. Почти сразу появились новые подруги и увлечения. В первый же год учёбы я купила гитару и училась на ней играть. В субботу  вечером в педучилище были танцы и к нам приходили мальчики из других училищ, а иногда и более взрослые, но только знакомые наших студенток.
         Появился и у меня такой друг. Он только что демобелизовался из армии, заехал навестить двоюродную сестру, что здесь училась и так мы познакомились. Это был Костя Шарапов - высокий, красивый парень. Он был из Водоги с хутора Баронка где его отец заведовал мельницей и маслобойкой. Это была собственная мельница, но когда их семью раскулачили, отца всё же оставили здесь заведующим, как специалиста, а свой дом они теперь снимали, как колхозную квартиру. Мы гуляли с ним десять вечеров в нашем маленьком сквере, но родители узнав, что он вернулся из армии, через знакомых потребовали срочно приехать домой, потом послали за ним парня-родственника на лошади. Расставались мучительно, но уехав утром, он вернулся в полдень, взял меня за руку и повёл к директору, а потом попросил Сиднева Н.М, чтоб при распределении меня оставили в Ярославской области. И добавил:-желательно в одной школе"- Костя был выпускником нашего педучилища и Сиднев пообещал.
               "Он ждал меня с Зоей, его сестрой на праздник "Девятая" - это через Ворсино в Суковатку. Но меня приехал встречать отец, забрал все мои вещи, а я осталась. Остановились в деревне Грамотино у Зои, в трёх километрах от Баронки. Мне вдруг стало страшно и я решила сбежать домой. Зоина мама утром встала подоить корову, а я тихонько забрав гитару вышла из дома и почти бегом два километра полем. Дойдя до леса, упала и зарыдала. Я боялась, что в этот раз я смогу не устоять перед чувствами, что между нами может произойти всё, о чём я не имею права позволить себе даже думать. В голове всё перемешалось: и то, что я мать-одиночка, и даже при хорошем раскладе, как я скажу родителям и как его родители меня примут. Я бежала от своей судьбы.
               Костя не дождавшись нас с Зоей, сам пришёл, но меня уже не было. Он был в растерянности и повторял:- что же это за любовь? Зачем так обманывать?- Потом попросил бумагу и ручку и написал письмо. Я читала его умываясь слезами. Это были упрёки, мольбы и резкое заявление, что сам приедет и тогда посмотрим, что скажет твой грозный отец.  Но он не приехал.
               По распределению я была направлена в Арефинский район. Меня, как всегда, провожал мой отец, а мою подругу Фаину провожала сестра Ольга. Все вещи несли на себе: узел сзади, узел спереди. Это был путь длиной в 120 километров. В Арефине возле ручья присели отдохнуть и поесть. РОНО временно находилось в деревне, что стояла на горе пока в Арефино старое здание ремонтировалось. Через ржаное поле по тропинке спускались с горы парень с девушкой. Мужчина был в военной форме и у меня ёкнуло сердце. А когда он засмеялся. Я узнала бы этот смех из тысячи. Яблоко упало из рук на платье, Фаинка догадалась, а я в тот миг чуть не умерла. Проводив нас, отец с Ольгой вернулись на место сегодняшней ночовки.
              На следующий день мы с Фаиной приши в РОНО за назначением. Я спросила молодую зав. РОНО: "куда назначен работать Шарапов Константин Степанович?" Она измерила меня недобрым взглядом и нехотя ответила:- Известно где теперь все мужчины работают-.
- Он, что, отправлен на фронт?!-
-А, что, он исключение?-
               Девушка секретарь, что сидела рядом, выйдя за нами сказала:
-Этот военный, как пришёл в РОНО, так сразу спросил была ли здесь Беляева Мария Васильевна, а  Лиза ему ответила, что не была-.
              Девушка-секретарь в тот день провожала с матерью своего брата. На одной машине с Костей Шараповым их повезли сначала в Рыбинск. И вновь я разминулась с судьбой.
               Спустя годы, из переписки с Зоей, я узнала, что Костя  женат. Сначала они жили в Рыбинске, потом в Сохоти, а потом у себя на родине.  Жена работала на медпункте в Колодино, а Костя замещал отца на мельнице Баронка. Через несколько лет после войны мы всё-же с ним всретились. Я была уже замужем, был 2-х летний сын и работала я в Фоминской школе. В конце августа в районном центре проходила конференция у учителей и около двери меня кто-то взял за локоть с вопросом:-Мария Васильевна?-
Меня охватило волнение. Стоя у окна, мы долго молча смотрели друг на друга. Потом он рассказал о своих обидах и переживаниях, рассказал, как жил эти годы. Расспрашивал, какой у меня муж, как я живу. Мы проговорили почти до утра. То трепетное чувство ещё жило в нас, но у каждого уже был свой путь и своя отдельная жизнь и это заставляло трезво смотреть на вещи. Нам не раз ещё довелось встречаться, работая в одной сфере, но каждый раз, как в молодости, душа рвалась навстречу друг другу, а разум выстраивал чёткие границы дозволенного."


Рецензии