Пианино Уильям Сароян

(перевод с английского)

Бен сказал, что его всегда охватывает волнение, когда он видит пианино.
Это удивило Эмму, и она поинтересовалась почему.
Бен ответил, что не знает и предложил зайти в магазин, мимо которого они проходили, и посмотреть на маленькое пианино в углу.

- Ты умеешь играть? - спросила Эмма.

- Если это можно назвать игрой, - ответил Бен.

- Тогда что ты собираешься там делать?

- Увидишь, - ответил Бен.

В магазине они сразу направились к пианино, стоящему в углу.
Эмма заметила, что он улыбается и подумала, знает ли она вообще что-нибудь о нём? Ей казалось, что она уже изучила его за это время, что они вместе, но, оказывается, что нет.
Он стоял около пианино, смотря на него сверху.
Она подумала, что он, возможно, когда-то слышал хорошее исполнение, которое ему понравилось, и теперь, каждый раз при виде клавиатуры и самого пианино, вспоминает ту игру, вызывающую у него какие-то чувства.

- Может сыграешь? - предложила она.

Бен оглянулся, клерки были чем-то заняты.

- Я не умею играть.

Она видела, как его руки мягко коснулись бело-чёрных клавиш, как будто он всю жизнь играл на фортепиано, и это было для неё удивительно. Она почувствовала, что он тот человек, который уже долго ищет себя, и тот, другой, которого он ищет, ищет себя даже дольше.  И тот другой умеет играть на фортепиано. Бен взял несколько тихих аккордов.
Никто не подошёл, пытаясь продать ему что-то, и он, всё ещё стоя, продолжал касаться клавиш, и она услышала что-то волшебное, извлекаемое из инструмента его пальцами.
Он играл всего полминуты.

Затем посмотрел на неё и произнёс: - Звучит хорошо.

- Я думаю, это чудесно, - сказала Эмма.

- Я не имею в виду свои попытки. Я о пианино. Я имею в виду пианино. У него прекрасный тон, это необычно для маленького пианино.

Клерк средних лет подошёл к ним и поздоровался.
Бен, отвечая на приветствие, сказал, что это потрясающее пианино.
- Это очень хороший инструмент, особенно для квартир, - подтвердил клерк, - мы продали уже довольно много.

- Сколько стоит? – поинтересовался Бен.

- Двести сорок девять и пятьдесят, но можно купить и в рассрочку.

- Чьё производство? – опять поинтересовался Бен.

- Не могу сказать точно, наверно в Филадельфии. Я уточню.

- Не беспокойтесь, - остановил его Бен.

- А Вы играете?

- Нет, я не играю, - ответил клерк.

Он видел, что Бен не может оторвать глаз от пианино и предложил ему поиграть ещё.

- Я не умею играть.

- Я слышал, как Вы играли, - настаивал клерк.

- Это не игра, - повторил Бен, - я не знаю нот.

- Мне понравилось, - сказал клерк.

- Мне тоже, - поддержала Эмма. И спросила: - Сколько первый взнос?

- О, 40 или 50 долларов, поиграйте, я хочу послушать ещё.

- Если бы это было подходящее помещение для игры, я бы мог сидеть за пианино часами, - Бен спешно придумал предлог отказаться.

- Поиграйте ещё, - настаивал клерк, – никто не против.

Он пододвинул скамейку, Бен сел и начал заниматься тем, что он отказывался называть игрой. Он перебирал клавиши секунд 15 или 20, и, найдя какую-то мелодию, импровизировал с ней ещё пару минут. К концу музыка стала тихой и грустной, а Бена распирало от удовольствия. Пока он играл, он говорил с клерком о пианино. Окончив игру, он встал:

- Спасибо, не плохо бы иметь такое пианино, но не судьба.

- Не говорите так, - сказал клерк.

Бен и Эмма вышли из магазина. На улице Эмма сказала: - Я не знала этого, Бен.

- Что ты не знала? – спросил Бен.

- Я не знала, что ты играешь.

- Сейчас у меня обед, а вечером я буду думать об этом пианино, - мечтательно сказал Бен.

Они вошли в кафе, сели за стойку и заказали сандвичи и кофе.

- Где ты учился играть? – спросила Эмма.

- Я никогда не учился, - ответил Бен, - просто, где бы я не натыкался на пианино, я садился и перебирал клавиши. С детства. Что делать, если нет денег?

Он посмотрел на неё и улыбнулся, той же улыбкой, когда стоял около пианино и смотрел на него сверху. Эмма почувствовала блаженство.

- Когда не имеешь денег, не можешь сделать много, на что, как ты думаешь, имеешь право.

- Да, верно, - кивнула Эмма.

- В некотором смысле, это хорошо, но, с другой стороны, это не хорошо. На самом деле, это ужасно.

Он посмотрел на неё опять и улыбнулся той же улыбкой, она ответила ему тем же.

Она поняла, что сама значит для него не меньше, чем его увлечение. Это было ей очень приятно.

Они вышли из кафе и прошли два квартала до здания, где она работала. На вывеске было написано – “Торговый центр”.

- Пока, - попрощался он.

- Пока, Бен, - ответила Эмма.

Он пошел по улице, а она повернула к магазину. Так или иначе, она знала, что когда-нибудь он будет иметь и пианино, и все остальное тоже.


Рецензии
Отлично, Ольга!

Игорь Иванович Бахтин   02.05.2021 19:12     Заявить о нарушении