5. Моральные и нравственные корни будущей Группы

(главка к сборнику «Мои европейские евреи»; на фото вверху Клементинум в Праге — самая красивая библиотека в Чехии
Воспользуюсь «интеллектуальной биографией» одного из соорганизаторов Группы и Википедией. Составитель «интеллектуальной биографии» Фридриха (Фрица) Заксля - Наталия Мазур, Европейский университет в Санкт-Петербурге.

1.Характер от воспитания примером

Бабушка и дедушка Фридриха были активными иудеями, уже его отец сменил конфессию — хотя и не отрицая своих корней.
Отец Заксля первым в роду получил светское образование; для этого ему пришлось в 9 лет уйти из дома и поступить в иезуитский коллегиум в Праге, где учили бесплатно, а во время учебы в Венском университете зарабатывать себе на хлеб уроками. Впоследствии он стал одним из лучших адвокатов и правоведов Вены. Поэтому, Фридрих рос в состоятельной еврейской семье, относившейся к высшему сословию. Судя по последующему, его не баловали - он получил благотворной влияние отца.

Что давала учеба в иезуитском коллегиуме в Праге - что породило и обусловило образовательно-воспитательное воздействие коллегиума на учеников?

Контрреформация — католическое церковно-политическое движение в Европе XVI—XVII вв. с целью восстановить позиции и престиж Римско-католической церкви. Состоявшаяся до этого Реформация была глубоким потрясением для католицизма. Целые страны порывали со Святым Римским престолом и примыкали к протестантским церквам и религиозным общностям, среди них - Нидерланды, Чехия ... Пресечение и искоренение реформационных идей и движений было невозможно без внутреннего обновления церкви, проблемы в которой отчасти и стали причинами Реформации, поэтому Контрреформация включала в себя церковную реформу для обновления католической церкви в соответствии с духом времени.

В ходе католической реформы были созданы новые монашеские ордена. ... В ордене кармелитов появляется реформаторское крыло, идеал жизни они видели в аскетическом образе жизни и бедности. Орден нового типа - Орден иезуитов был основан Игнасио Лойолой. Первоначально это было «безобидное студенческое общество, мечтающее о миссионерской деятельности среди магометан», потом Лойола преобразовал его в общество священников для выполнения внутренней миссии.

Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась "приспособительной", так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны.

Лозунг, который орден выставил в начале своей деятельности, был -  обращение масс, ушедших из поля церкви. Методы возвращения: образование детей, рассказы о вере и её устоях, а среди взрослых — деятельность в качестве духовников. Затем состоялась новая смена курса ордена - иезуит уже не только законоучитель, проповедник, духовник и миссионер, но в первую очередь преподаватель средних и высших классов. Иезуиты не жили в монастырях, их главная задача предполагала работу в миру.

Иезуиты создавали свои учебные заведения с целью давать образование в духе обновленного католицизма. Появились университеты в Вене и Праге. Появление учебных заведений нового типа, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

Были созданы центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. Многие иезуиты занимались исследованиями в области естественных наук. 

Но, в ряды ордена не принимали лиц из числа так называемых «новых христиан», то есть людей из обращённых еврейских и мусульманских семей.
 
=== В 2016 г. был месяц в Чехии. Нацеливался проучаствовать в международном семинаре в Пражском университете (Карлов университет), но побеседовал со студентом Техниона, тоже записавшимся на участие, и понял, что не готов. Пришлось ограничиться частными экскурсиями, это тоже дало много открытий и впечатлений для дальнейшей проработки.
Уважительно, но без особого осмысления, воспринял слова экскурсовода «Клементинум в Праге — самая красивая библиотека в Чехии», послушно полюбовался очередным вычурным фасадом. Только позже осознал, что этот комплекс барочных зданий - бывший пражский иезуитский коллегиум.

Только теперь, пытаясь понять корни личности организатора СВОЕВРЕМЕННОЙ И ОБУСТРОЕННОЙ эвакуации КОНКРЕТНОЙ КАТЕГОРИИ евреев из захватываемых нацистами территорий, начинаю выявлять значимые детали в когда-то увиденном. ===

Первые 12 иезуитов, пришедших в Прагу, обосновались в обветшалом доминисканском монастыре у собора святого Климента. Постепенно выстроили огромный комплекс Климентиум как место воспитагия, культуры и социальной помощи. Католическое образование не было мракобесным. Иезуиты были против изгнания некатоликов из Чехии - нужно истреблять ересь, но не еретиков. Был запрещен коперниканизм, но не гелиоцентризм и планетарная модель Коперника  укашала, среди прочего, плафон математического зала, где студентам читались астрономические и математические лекции.

Была запрещена не гелиоцентрическая система, а философская концепция Коперника («коперниканизм»), - различие в содержании.   

Прежде всего не замедлили проявиться мировоззренческие выводы из коперниканизма. Признав подвижность, планетарность, неуникальность Земли, теория Коперника тем самым устраняла вековое представление об уникальности центра вращения во Вселенной. Центром вращения стало Солнце, но оно не было уникальным телом. О его тождественности звездам догадывались еще в античное время. Следующий шаг в мировоззренческих выводах был вполне закономерен. Был сделан бывшим монахом одного из монастырей Джордано Бруно, «личности исключительно яркой, смелой, способной на бескомпромиссное стремление к истине». Он отвергал замкнутую сферу звезд, центральное положение Солнца во Вселенной, провозглашал тождество Солнца и звезд, множественность «солнечных систем» в бесконечной Вселенной, множественную населенность Вселенной и т. д.

Каждый астроном свободен создавать теории. Важно, чтобы теория надежно и точно предсказывала небесные явления. На этом компетенция астронома заканчивается и начинается компетенция физики. Он изучает, какая из моделей подходит физически. Там, где заканчивается компетенция физика, начинается компетенция философа и теолога. Они должны ответить на вопрос, почему структура именно такая.

Некоторые научные дисциплины были издавна отдельны, а философия и теология проводили их синтез и анализ. Было возможно, что один ученый мог охватить несколько дисциплин, но тогда в тексте он должен был указывать переходы от одной дисциплины к другой (например, от астрономии к физике).

Коперник эту разделенность размыл, он работал «трансдисциплинарно».

Образовательный процесс в коллегиуме:

2 года — совершенствование полученных знаний и навыков, специальная проверка в ходе новициата - соблюдения общих орденских правил и специальная духовная работа над собой в монастыре под руководством специального «наставника новициев»;
3 года — изучение философии;
2 года — педагогическая практика под руководством опытных наставников, ведение пед. дневника;
4 года — изучение теологии, совершенствование светских наук.
 
Организация обучения:
- Классно-урочная система обучения при жёсткой централизации и регламентации школьного дела, в том числе деятельности учащихся и учителей (вплоть до интонаций, жестов, мимики и освещённости классов).
- Упражнения и регулярные повторения, обучение — от лёгкого к трудному. Учебный день начинался с повторения предыдущего урока. Точно так же учебная неделя начиналась с повторения материала предшествующей недели. Новый учебный год открывался обзором пройденного в предыдущем году. Начало занятий в «классах риторики» предварялось кратким повторением материала «грамматических классов». Девизом служил лозунг: «Важнее основательность, чем объём знания».
- Ежемесячные конкурсы сочинений.
- Прочность знаний как способ устранения сомнений и дисциплинированности ума.
Отработанная методика лекций построенная на устной последовательности изложения материала в несколько приёмов: 1.полное изложение; 2.анализ содержания лекций по частям; 3.дополнение историческими и др. справками; 4.стилистический анализ первоисточников.
В философии ведущее место отводилось Аристотелю и Фоме Аквинскому. Все античные авторы подгонялись к целям иезуитского воспитания, осознано пренебрегалось гуманистическое содержание произведений античной культуры, поощрялось осуждение в них «нравственно соблазнительного». Обучение истории и географии было оторвано от национальной почвы.

Воспитательная система

Стремясь воспитать преданных последователей католической церкви — «Христовых воинов», способных противостоять идеям протестантизма, иезуиты для своих учебных заведений разработали чёткие правила образовательно-воспитательной деятельности, построенной на следующих принципах:
Воспитание направлено на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества.
Методы стимулирования :
= групповое и индивидуальное соперничество;
= регулярное выделение лучших и отстающих;
= ежегодное торжественное проведение экзаменов, = сопровождающееся диспутами, декламациями, театральными представлениями, церемониями награждения лучших; соревнование отдельных учеников, команды внутри классов, классы внутри коллегий;
= создание магистрата среди лучших учеников с присуждением почётных званий, организация «академий» (прообразов школьных кружков);
= система поощрений: почётные звания, почётные места в классе, занесение на доску почёта;
= система наказаний: скамьи позора, колпак с ослиными ушами, прозвища;
= физические наказания допускаемые за проступки против религии, исполнялись светскими лицами («корректорами»).
Важное место отводилось светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринуждённую беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему, завоёвывать доверие собеседника.

Основа иезуитского воспитания — подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской этики.
Достигалось жёсткой всесторонней регламентацией воспитательного и образовательного процессов, взаимным надзором внутри класса и школы, назначением преторов или цензоров, надзиравших за поведением в классах, взаимные разборки поведения на собраниях, система доносительства.

2.Знания как убежище

Заксль рассказывал, что, когда он ребенком навещал деда с бабкой, немецкие мальчишки колотили его за то, что он еврей, а чешские — за то, что немец. Но он с удовольствием вспоминал о том, как в минуты передышки, изредка выпадавшие деду в его нелегкой жизни, тот уединялся в задней комнате своей лавчонки и погружался в чтение Талмуда: поиск убежища в знании казался Закслю самым достойным способом повернуться спиной к жизненным невзгодам».

Возможно, в этом проявлении личности приоткрывается блок «ценностные ориентиры». способность уходить от объективно актуальной проблемной ситуации в замещающую неактуальную проблемную ситуацию. И усилиями, результатами в замещающей ситуации отвлекать от своего сознания и укрывать от морали бегство от требований актуальной проблемной ситуации. При этом в актуальной проблемной ситуации сдаются интересы (выражаясь в цинично сухой терминологии анализа) людей, за которых «отвечаешь».

3.Наследник отцовской целеустремленности

Сыну отец попытался с детства привить любовь к строгим наукам — высшей математике (безуспешно) и к сравнительному языкознанию: в пять лет мальчик начал учить латынь, в семь и восемь — древнегреческий и древнееврейский, а в одиннадцать — санскрит. Однако отец не стал возражать против желания сына заняться историей искусства и помог ему получить лучшее из возможных тогда образований. Заксль учился в Вене у Франца Викхофа, Юлиуса фон Шлоссера и Макса Дворжака, а затем в Берлине у Генриха Вёльфлина, объездил множество европейских музеев, не обойдя вниманием и петербургский Эрмитаж, и написал знаточескую диссертацию о Рембрандте (1912).

Это была мобилизация творческой интуиции, которая имеет свое значение - в меру природной одаренности и раскрепощенности. Один из двух возможных вариантов подступа к глубокому пониманию и собственному осмыслению произведения искусства, с охватом личности художника и контекстных влияний:

- сначала подготовить себя рационально, познакомившись с информацией, теорией, критикой,

- сначала знаточески прочувствовать и осмыслить произведение, потом проработать релевантную теорию и информацию.

Применение и творческое развитие готовых теорий - дело вторичное после того, как исследуемый объект знаточески прочувствован и продуман. Знаточеский акт имеет холистический характер, холистическое впечатление трансдисциплинарно осознается, а потом велючается теоретический аппарат проработки объекта.

4.Не ждать Мошиаха

При встрече молодого Заксля с Варбургом определилось отношение (хотя еще не было осмыслено как таковое) к проблеме вечной избиваемости еврейского народа. Избиение - ответ на перекладывание на других проблемы решения твоей судьбы - вот её и «решают» в зависимости от актуальных потребностей этих других (дело Бейлиса, погромы, нацистское «окончательное решение», активное соучастие «хороших» соседей в Холокосте, ...)
Вот как это было, читаю у Наталии Мазур:

Заксль учился в Вене, затем в Берлине, объездил множество европейских музеев, не обойдя вниманием и петербургский Эрмитаж, и написал знаточескую диссертацию о Рембрандте. Параллельно с традиционным искусствознанием он занялся таким периферийным сюжетом, как связи между изобразительными искусствами и астрологией. Будучи проездом в Гамбурге, познакомился с Аби Варбургом. Был потрясен и подавлен эрудицией Варбурга и масштабом поставленных им проблем. Он хотел оставить ему свои скудные материалы и наблюдения и навсегда отказаться от занятий астрологией, но Варбург поразил его фразой, показавшей серьезность, с которой он относился к науке (Заксль запомнил ее на всю жизнь): «Проблемы не решаются путем перекладывания их на других людей».
Вскоре Варбург помог Закслю получить стипендию Австрийского исторического института в Риме, а в 1913 году предложил ему место своего ассистента и библиотекаря.  ... уже тогда стратегически мысливший Варбург увидел в нем своего преемника.

Мне представляется очень важным отмеченное Наталией Мазур «стратегическое мышление Варбурга». Это «стратегическое мышление» «группы Варбурга - сэра Кеннета Кларка» (моё наименование группы) предопределило поведение на этапе взрастания Холокоста. Последующиее сообщение Наталии Мазур конкретизирует эту предопределенность.

«Варбург специально пригласил  Заксля, находившегося в тот момент в Риме, на свой доклад Конгрессу историков искусства в 1912 году. Слова докладчика - *Я надеюсь, что мой метод интерпретации фресок в палаццо Скифанойя показал, что иконологический анализ ... рассматривает античность, Средневековье и Новое время как взаимосвязанные эпохи, а произведения свободных и прикладных искусств — как равноправные документы человеческого самовыражения, и что этот метод скрупулезного прояснения отдельных темных мест способен пролить свет и на 
большие всеобъемлющие эволюционные процессы во всей их совокупности*.
Впоследствии Заксль будет описывать свою научную эволюцию как путь… к выявлению связей между историей искусства и другими направлениями истории — политической, литературной, религиозной, философской».

=== Я («знаточески») усматриваю в этом факт глубокого ощущения и осознания Группой той предопределенности очередного масштабного избиения евреев, которая коренится в издревле изуродованном еврейском менталитете. Перекладывание проблемы своего существования на Мошиаха, а в конкретных ситуациях - на соседей в зоне «дозволенного» евреям проживания.

Группа не брала на себя решение проблемы всего еврейского населения.
Но, Группа осознавала ценность своей работы по выявлению глубинных смыслов контекстно управляемого, интуитивно направляемого и сознательно направляемого проживания. В этом исследовании они предполагали выявить и поддержать возможность изменения ментальных, в частности ценностных, установок человечества. ===

Четыре года службы в австрийской армии на итальянском фронте Первой мировой войны, где Заксль занимался спасением культурных ценностей - мешками с песком защищал культовые строения от обстрелов, затем преподавание на курсах для демобилизованных - были опытом, породившим предложение превратить частную библиотеку Варбурга в исследовательский институт, где представители разных дисциплин вели бы коллективные исследования в направлениях, намеченных ее основателем.

Он установил тесные связи с университетом Гамбурга, где кафедры занимали его добрые знакомые — Эрнст Кассирер и Эрвин Панофский и сам начал читать лекции в качестве приват-доцента. Искусно и упорно формировал круг научных единомышленников, ядром которого стала собранная им группа сотрудников Института Варбурга.

Хорошим тренингом на подступе к исследованию экзистенциальных смыслов в произведениях изобразительных искусств явилось проведенное с участием Э. Панофского образного языка астрологии и других иконологических продуктов.
Затем последовала трехгодичная работа в Англии, где состоялось дальнейшее методологическое продвижение - еще больше конкретизировались представления о том, как история устойчивого иконографического типа позволяет решать исторические проблемы.

И продолжилась работа «команды» Института Варбурга со студентами Гамбургского университетая. Для меня здесь важна ремарка Натальи Мазур - «Культура коллегиальной взаимопомощи в Институте Варбурга была развита в высочайшей степени».

Для меня конкретизировалась и где-то ранее встреченная ремарка о близости Э. Панофского Альберту Эйнштейну. Когда городской совет Гамбурга организовал в планетарии экспозицию, посвященную истории астрономии и астрологии, Институт Варбурга привлек Альберта Эйнштейна, а через английские контакты, привлекли Нильса Бора. В Гамбурге и в Лондоне Институт соучаствовал в выставках и конференциях по эстетике, психологии, сравнительной истории религии и 
антропологии.

Как отметила Наталия Мазур, «сознательно или бессознательно, Заксль заранее готовил спасительную сеть коллегиальных связей, позволившую Институту ускользнуть от надвигавшейся политической угрозы, в неотвратимости которой он не сомневался ни секунды. При помощи английских коллег и банковского дома Варбургов, гарантировавшего финансовую поддержку на первые три года существования в эмиграции, Институт в кратчайшие сроки перебрался в Англию и в мае 1934 года начал работу в Лондоне.

Заксль принялся завязывать научные связи в английском академическом мире, скептически смотревшем на способность искусствознания выйти за пределы знаточества и биографического метода. И снова заработала система коллегиальной взаимопомощи: Институт стал временным пристанищем для ученых, бежавших от нацизма и фашизма, а английские и европейские коллеги охотно поддерживали Институт публичными лекциями на самые разные темы».

Институт начал печататься на английском, в 1937 г. под руководством Эдгара Винда и Рудольфа Витковера стал выходить «Журнал Института». К окончанию трехлетнего срока гарантированного финансирования, с призывом сохранить Институт для Англии выступили руководители Оксфордского, Кембриджского и Лондонского университетов, Британского музея, Британской академии, лично ведущие ученые Великобритании. Решающую поддержку оказал руководитель Института истории искусств Самюэль Курто. Лондонский университет предоставил Институту помещение для библиотеки.

=== Моя «знаточеская» экзистенциальная концепция для Государства Израиль:
 
а) если «Западу»/Америке будет нужен Израиль, выживший в глобальном межцивилизационном противоборстве, ему помогут выжить.

б) если «Западу»/Америке будет нужен Израиль, задержавший и ослабивший джихадистский накат на «Запад» ценою героизма своих воинов и мучительной гибелью гражданского населения, ему помогут «результативно» отыграть эту роль.

в) если израильские евреи желают осуществления варианта (а), надо навязать «Западу»/Америке признание обусловленности факта и степени задержки и ослабления джихадистского наката на них - обусловленности их содействием выживанию Израиля в этих обстоятельствах. Для этого израильскому еврейству надо честно, содержательно и ясно самооцениться в определении собственных ценностных, интеллектуальных и волевых возможностях, мобилизовать и актуализировать такие возможности. Если такие возможности, действительно, имеют место. Еврейская нация - ментально изуродованная нация - см. мой сборник «Многогранная Массада». ===

Во время войны, когда музейные экспозиции были припрятаны от бомбежек, искусствоведы и руководство общества более остро осознали, что произведения изобразительного искусства являются эффективным исследовательским и педагогическим инструментом.
(я эту связь еще раз прочувствовал, когда в один день побывал сначала в военном бункере Черчилля, потом снова в Национальной галерее)

Визуальная восприимчивость общества позволят историкам искусства играть существенную роль в воспитании и настраивании людей - с дальним прицелом и на оперативные проявления. Как организованно и целенаправленно работают культурно-мобилизационные механизмы я уже познакомился на примере нацистской Германии (Зачем Израилю нужен Лермонтов, http://www.proza.ru/2014/12/12/1691).
Институт провел выставки репродукций, среди выставок, в 1941 году, во время войны с Италией, выставка «Английское искусство и Средиземноморье» с показом огромного вклада средиземноморской культуры в развитие искусств и ремесел на Британских островах.
Древнегреческие полисы с демократической формой правления воспитывали своих граждан сознательными и активными участниками политической жизни. Общественным идеалом был свободный и политически активный человек и такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Посыл британскому зрителю - кто мы есть, за что воюем.

Талантливый и деловой ассистент Варбурга - Эдгар Винд в 1939 г. уехал в США. Когда в 1943 году закончилась финансовая поддержка Курто, благодаря усилиям Винда Институт получил приглашение переехать до конца войны в США - приглашение, подписанное Национальной галерей в Вашингтоне и Библиотекой Конгресса, обещало долговременное финансирование. Но Университет Лондона решил включить Институт в свой состав.

Для меня, приступившего к израильской тематике в 2013-14 гг. (сборник «Евреи *Маяковские* и *Лермонтовы*», статьи «НЕТ, ОДИН В ПОЛЕ НЕ ВОИН», «Собрать рассыпанную арфу»), важна личностная оценка Заксля в тексте Наталии  Мазур.

Ориентироспособность (интеллектуальное сознание и эмоциональный интеллект) -  «ясный ум» отмечает Наталия Мазур.

Система ценностей - «ценность коллективного делания была для него неизмеримо выше индивидуальной славы».

Воля к использованию себя в соответствии с своей системой ценностей - «скромная самоотверженность, создал больше чем институт, создал научную школу, в которой сам он никогда не претендовал на первую роль».

Продукт самоактуализации - «не прими он на себя ответственности за Институт, его собственное научное наследие, конечно, было бы намного больше, но его вклад в развитие истории искусства, возможно, оказался бы менее капитальным».


Рецензии