1755-1780 годы начало

1 ЧАСТЬ

1755-1780. Вступление. Первый и второй приезд графа Ферзена во Францию ко двору дофины и королевы Марии-Антуанетты. Ферзен присоединяется к французской экспедиции в Америку в качестве помощника - адъютантом к графу де Rochambeau.

Дневник Графа Акселя Ферзена не был предназначен для публикации. Он представляет собой сборник ежедневных дел, который велся в период с 1780 г. до 1810 г., т.е. до года его смерти. Он упоминает с глубоким сожалением, в письме к своему близкому другу Барону Таубе, что часть записей с 1780 по 1791 г. были уничтожены в Париже в 1791 году, как некоторые меры предосторожности, человеком на чьем попечении он оставил его во время побега в Варенн. Драгоценные записи, таким образом, не отражают последние годы правления Людовика XVI и Марии-Антуанетты и первые годы Революции. Кроме того здесь есть и письма графа.
Эти письма, документы, находятся в распоряжении семьи графа Ферзена, и часть, касающаяся его отношений с французским двором была опубликована.
Первый издатель «мемуаров» Ферзена – его внучатый племянник барон Klinckowstrb'm, опубликовал их в 1878 году.

Граф Ганс Аксель Ферзен родился 4 сентября 1755 года, в благородной шведской семье потомственных военных, среди которых было три маршала. Он был сыном фельдмаршала Фридриха Акселя Ферзена, красноречивого лидера политической партии называющейся "Шляпы" (прим. – переводчика: не могу разобрать), который был в союзниках Франции, а затем примкнул к стабильной либеральной оппозиции. Граф Ферзен, отец, боролся, при поддержке фундаментальных законов, за свободу граждан от злоупотреблений королевской власти, которые могли привести к деспотизму. В этой борьбе король Густав III был главным действующим лицом, с одной стороны, а с другой - были дворяне, отстаивающие национальные свободы и главенство законов против деспотизма, и всегда склонялись против или игнорировали священное право короля Густава III, сыграли важную роль в делах в начале французской революции.
Ни один другой король не был настолько по-разному судим современниками. Он был восхваляем своими сторонниками в качестве спасителя страны, основателем новой эры, великим государственным деятелем, героем, победителем, проводником религиозной свободы, литератором, драматургом, лишенным тщеславия, как человек и как король. Его политические противники, с другой стороны, предъявляли ему обвинения во всех худших наклонностях и недостатках королей, и даже в недостатках и пороках человечества, легкомыслии, лжи, расточительности, безразличии к благополучию своего народа, они называли его тираном, деспотом, клятвопреступником, приписывая большое количество преступлений и злодеяний. Истина, как обычно, будет посередине. Причина в том, что жизнь и действия этого короля никогда не были достаточно известны, чтобы гарантировать беспристрастное суждение. Густав III не был тем же самым человеком, тем же правителем, в начале своей жизни каким он был в ее конце: принципы, взгляды, воля, планы, резолюций - все менялось с течением жизни. Объекты его действия также разнообразны. Тем не менее, он начал свое правление с действия, имевшего большое значение для его страны - резолюции 1772 года, которой сокрушил анархию, и освободил Швецию от зависимости от иностранных держав и от коррупции. Это одна из самых прекрасных страниц в истории короля. Убийца, положивший конец его жизни 6 марта 1792 года, сделал из него мученика, и поднял завесу над его недостатками и его
слабостями.

Когда Акселю Ферзену младшему было шестнадцать лет, он, в компании наставника, был  отправлен отцом в зарубежные страны для изучения искусства и военного дела, тем самым это должно было завершить его образование. Во время этого путешествия, которое продолжалось четыре года, он учился в военных учебных заведениях в Брансуике, Турине и Страсбурге. Дневник, который он очень аккуратно вел в те годы, дает представление об его уме и его видении жизни 18 века.

БАЗЕЛЬ, 17 октября, 1771 года.
На мой взгляд, здесь довольно необычные обычаи, на которые я часто отвлекаюсь. Например, городские часы всегда на час опережают часы других стран. Эта разница, как мне сказали, восходит к историческому периоду, когда жители решили оставить их так, в честь главного магистра, который предупредил о заговоре, сорвал конспирацию, остановив стрелки часов (ПРИМ. ПЕРЕВОДЧИКА - не ручаюсь, что не исказила). Также допустимы танцы в Базеле, если хозяин дома играет на своей скрипке, и вы можете ездить в карете только до десяти часов вечера, без прислуги позади, и в простой перевозке только одного цвета и без позолоты. Здесь запрещено иметь шелковую обивку в карете или ее использовать, когда вы едете в церковь, и дамы должны носить черные платья. Бриллианты, жемчуг, кружева, и красивые вещи всех видов запрещены. Это хороший вкус не выходить на улицу до 5:00 (…)
Один мой знакомый предложил отвезти меня в Assemblee дю Printemps. Он представил сначала меня сестре, и она познакомила меня с этим собранием, которое полностью состоит из молодых девушек. Что удивило меня чрезвычайно - можно было видеть этих барышень в одиночку, или с джентльменом, а не с горничной или лакеем.
Они играли в карты и разговаривали с иностранцами или с молодыми людьми города, которые имели честь быть принятыми. Они идут на прогулку в одиночестве.

ЖЕНЕВА, 30 октября 1771 года.

(…)постоянный, близкий друг господина де Вольтера. Он взял нас на следующий день в загородный дом г-жи Jennigs (…) Оттуда мы пошли к господину де Вольтеру в Ферней, очень красивый Дом, который он построил себе на французской земле. Но он не принял нас, нам сказали, что он принял лекарство, что, как сказали, его предлог , когда он не хочет видеть людей, он назначил для нас визит на следующий день, который заставил нас остаться дольше, чем мы предполагали. Мы пришли в назначенное время и я беседовал с ним в течение двух часов. Он был одет в алый жилет со старыми (,,,) в петлицах, которые его отец и его дед, без сомнения, носили перед ним. Старый парик, не скручен, в старом стиле обувь, шерстяные чулки (…) и старый халат завершили его туалет, превосходно сочетаясь с его морщинистым лицом, но мы были поражены красотой глаз и живостью его взгляда. В этом его виде было что-то сатирическое.
С ним были падре Адам, иезуит, и камердинер де Chambre, который знает всю библиотеку своего хозяина от сердца. Г-н де Вольтер делает много хорошего в своей деревне, он собрал всех часовщиков Женевы и дал им работу в своем доме; ту часть его дома, где когда-то был театр, теперь он превратил в меблированные комнаты, которые он отдает в их распоряжение, и он хочет их обеспечить.

ТУРИН, 11 ноября, 1771 года.
Пока мы были в академии губернатор представил нас королю [Карлос-Эммануэль III], немного морщинистому старому человеку, который ходит, опираясь на трость. После нескольких комплиментов он дал мне лекцию, говоря, что я должен усердно учиться в Академии для того, чтобы оправдать ожидания своих родственников, которые отправили меня в Турин. Его сын, герцог де Савойя, был очень вежлив, как и вся семья.


ПАРИЖ

1 января 1774 года. Первый день Нового года, как они это называют здесь. Я должен был пойти в Версаль, чтобы быть представленным королю [Людовику XV.] И посмотреть церемонию в ордене Санкт- Esprit. К десяти часам я был в Версале. Церемония состоит из мессы, при которой король и все кавалеры Ордена присутствуют в полном облачении. После того, как пообедал, я пошел с графом Кройцем посетить мадам. дю Барри. Она тогда говорила со мной в первый раз. Оставив ее, мы вернулись в Париж.

3 января. (…) граф Крейц взял меня с собой, чтобы увидеть графиню де Брионн, которая приняла нас в своей раздевалке. Я нашел, что она очень хороша собой, хотя и определенного возраста: она высокая, хорошо сложенная, привлекательное лицо, любезная, и очень веселая. Я видел часть ее туалета, который забавлял меня очень сильно. (…) Тогда одна из ее горничных, которых у нее трое, принесла большую коробку, которую она открыла, в ней находилось шесть горшков румян, и еще одна маленькая коробочка, которая была наполнена помадой (…). Графиня обмакнула палец в румяна и нанесла на щеки, это были самые красивые румяна, которые когда-либо видел, она подчеркивала их, нанося содержимое находящееся в шести горшках, два и два. Потом она встала и направилась в спальню, где ее дочь Миля, де-Лотарингии, подошла и присоединилась к ней, последняя показалась мне не такой красивой как она, но у нее очень живое и пикантное лицо.

10 января. Я пошел в три часа, чтобы успеть на прием к Мадам ла Дофин [Марии-Антуанетты]. Пришел, как обычно, в пять часов, и это продолжалась до половины десятого, после чего я вернулся в Париж.

ПАРИЖ

30 января. Я обедал с М. Блум, датским министром. Оттуда я пошел к мадам d'Arville, и, после разговора с ней, который длился полчаса, я пошел к испанскому послу, где граф Крейц предложил мне поехать в дом принцессы Beauvau, а затем на концерт Строганова. В девять часов мы все вместе пошли ужинать с госпожой d'Arville, откуда я ушел в час  на бал-маскарад в Опера. Он был переполнен: мадам. ля Дофин, М. Ле Дофин, и граф де Прованс приехали и их присутствие заметили только через полчаса. Г-жа в маске говорила со мной долго – но я не знал кто это. Наконец, она дала понять, кто она была (прим.: дофина Мария Антуанетта), и тогда все столпились вокруг нее, и она ушла в ложу. В три часа я ушел.

ПАРИЖ

31 января. Пошел в Версаль в три часа. Переоделся и встретился в 9:15 с мадам.
d'Arville, которая пригласила меня на ужин накануне вечером. Нас было пятеро, и ужин прошел очень весело. В час мы расстались.

Среда, 2 февраля. (…) в 8:00 ходил заказывать костюм, в котором я должен был быть в полночь на балу в Пале-Рояль. Во второй половине дня я нанес визиты к герцогине де Arville, мадам. дю Deffand, и графине де Ла Марк, последняя из которых окружила меня любезностями. Она была так мила, что написала мне записку, несколькими днями  ранее, извинившись, потому что я часто не заставал ее дома: теперь она вновь  извинилась и сказала, что надеется, что я не обижаюсь, короче говоря, я был очарован ее вежливостью и ее милыми манерами. Было 9:15, когда я покинул ее. Затем я отправился к де-Ge * (…). Они пошли вместе в Пале-Рояль. Я ждал с нетерпением весь вечер свой костюм, и я почувствовал злость, когда они принесли его тогда, когда де- Ge'er ушел. Я поспешно оделся и отправился в Пале- Royal. Войдя, я был очень удивлен, увидев всех женщин, одетых как пастушки, в одеяния из марли и тафты, и всех мужчин в богатых костюмах вышитых по швам. Бал начался, я сначала подумала, что это общественный бал и девушки, которые танцевали были wantons, я думал, что дамы всегда носят богатые костюмы. Там присутствовало только двадцать женщин, и бал был не очень живой и продолжался только до шести часов, и я тогда сбежал, (…) но и герцогиня де Шартр, герцогиня де Бурбон, мадам. де Лаваль, и мадам. де-Гольштейн, которые (…) самые лучшие и красивые танцовщицы в Париже.
Когда я ушел, то подумал, что французы не знаю как развлечь себя, они имеют плохую привычку говорить- ING: "Я ennuyed", и это отравляет всех  их удовольствия.

15 февраля, Марди-гра. Бал в Версале. Я пришел под конец. Г-жа ла Дофин, мадам де-Прованс, мадам д'Артуа, мадам де Ламбаль, и две других Дамы пришли с Дофином, господином де Прованс, М. d'Артуа, ММ. де Se'gur, де Coigny, и еще один, все костюмы Генриха IV., который определил старый французский стиль. Они танцевали различные танцы, некоторые из них очень плохо, особенно Дофин и М. де-Прованс, остальные вполне прилично. (…) была очаровательна. Я вернулся оттуда ужинать с де Ге * э-э, (…)

Воскресенья, 20 Февраля. Ужинал с герцогиней де Arville, которая, как обычно, отнеслась ко мне с добротой и любезности, а так же ее сестры, герцогини г Estisac.
Я довольно часто ходил в театр.
Граф Крейц взял меня в дом маркиза де Brancas, где меня встретили очень вежливо. Я ужинал там несколько раз, а в пятницу, 4 марта, они дали очаровательный маленький бал, (…) господа и дамы танцевали с восьми вечера до шести утра. Мы только остановились на один час на ужин. Эти танцы-ужины часто даются во время Великого поста в Париже, где время воздержания не так строго, как в Италии, где люди думают как бы не отлучили от церкви, если они танцевали в этом сезоне, и женщины, совершившие такие проступки спешили следующим утром, чтобы исповедаться в этом и получить отпущение грехов.


Отступление от темы: Описание Марии-Антуанетты, как Дофины в мемуарах Секреты "по Bachaumont:" Вот точный портрет мадам ла Дофин. Это принцесса имеет хорошие пропорции для своего возраста, тонкая, но не изможденная, и такая, как молодая девушка, не полностью  сформированная. У нее очень хорошая стройная фигура. Ее волосы красивые белокурые(…), на хорошо посаженной голове. Лоб широкий; форма лица овальная, красивая, но немного удлиненное, брови, такие, какие блондинка может иметь. Глаза голубые, но не пресные; они сверкают и полны интеллекта. Ее нос с горбинкой, немного резкий на конце; рот небольшой, губы полные, особенно нижняя, каждый знает, что это австрийская губа. Белизны ее кожа ослепительной, и она имеет естественный цвет который естественный румянец. (…) и трудно не оказывать этой принцессе уважение смешанное с нежностью.

Именно в это время шведский посол, граф Крейц, написал королю Густаву III от 20 мая 1774 года следующим образом:

"Молодой граф Ферзен только что отправился в Лондон. Из всех шведов, которые были здесь Высшее общество приняло его наиболее благосклонно. Королевская семья отнеслась к нему замечательно. Всем этим граф обязан своему сдержанному поведению. Только красивым лицом и большим умом не добиться такого успеха в обществе, но он сделал это. Ваше Величество может, конечно, быть довольным им, но то, что делает граф Ферзен еще более достойно милости Вашего Величества в том, потому что его поведение благородно и возвышенно ".

Граф Аксель прибыл в Лондон 15 мая 1774, и остался там на четыре месяца. Развлечения мешали регулярно заносить записи в дневник, но некоторые из его записей представляют интерес.]

Понедельник, 16 мая 1774 года. В восемь часов мы пошли в Hanelagh. Войдя, я был поражен великолепием (…) и красотой зала, построенного по кругу и большой высоты. В центре стоит алтарь, очень большой, (…). Ложи, которые стоят вокруг внешней стены, заполнены с семи часов до полуночи (…).

Среда, 18 мая. В полдень я пошел ко двору с Бароном Nolcken. Помещение ни большое, ни маленькое (…) мебелью; ничего о них не говорит о величии короля. Люстры из дерева, позолоченные или посеребренные в зависимости от важности помещения. Когда король  одевался мы вошли в его комнату, где мы увидели старую кровать из красного бархата, почерневшую от дыма (…), перед которой были своего рода перила из серебряной проволоки.
Король [Георг III.] обязан говорить с каждым, и когда он подошел к барону Nolcken я был представлен. Он говорил со мной, но очень тихо (…). Его разговор ограничен был тремя или четырьмя темами, он боялся что другие могут услышать то, что он задает один и тот же вопрос каждому.


ЛОНДОН

Четверг, 19 мая. Я был представлен королеве Шарлотте, которая очень милостива и любезна, но не очень красива. Вечером я пошел ... к графу Almack, на бал (…). Зал, где танцевали был хорош и ярко освещен. Танцы начинаются в десять часов, но мужчины остаются в своих клубах до половины двенадцатого, в течение этого времени женщины ждут, сидя на скамейках, справа и слева от длинной галереи в большом зале, и можно подумать, что они находятся в церкви, они все грустны и серьезны, и даже не разговаривают друг с другом. Ужин, который начался в полночь, лучше и веселее, чем предыдущее. Меня поместили рядом с леди Пентер, одной из самых красивых молодых девушек в Лондоне, она оказалась очень приятной и мы долго разговаривали. Мне довелось увидеть ее через несколько дней, и я вежливо к ней обратился, на что она даже не ответила. Я был очень удивлен тем, что барышни боятся говорить тет-а-тет с мужчинами (…) Это напомнило мне о Lausaunne где они пользуются полной свободой.

[Молодой граф вернулся в Швецию в начале 1775 года. Он был уже лейтенантом в
Koyal-Baviere полку французской армии, затем король Швеции его произвел в капитаны . Он принимал участие во всех забавах двора Густава III, одних из самых веселых в Европе, но молодому графу не терпится оказаться на поле битвы. Швеция в мире с другими странами без перспективы войны. Молодой граф был вынужден искать военную карьеру в 
арубежных странах. Он отправился в Лондон в 1778 году, где пробыл три месяца. Оттуда он отправился в Париж]

ПАРИЖ
Париж, 25 августа 1778 года. (…). Крейц представил меня мадам де Буффлерс,
очаровательная женщина и за свое остроумие одна из самых известных в Париже. Она находится в тесной переписке с королем [Густав III.]. Я был хорошо встречен(…)

26 августа 1778. В прошлый вторник я поехал в Версаль, чтобы быть представленным королевской семье. Королева, которая само очарование, сказала, когда увидела меня: «Ах, старый знакомый ". Остальные члены семьи не сказали мне ни слова.

8 сентября 1778. Королева, самая красивая и самая любезная принцесса из тех что я знаю, часто очень добра ко мне, она спросила Кройца почему я не прихожу на игру в карты в ее салон по воскресеньям, и услышав, что я пришел однажды в воскресенье, когда ее не было, то извинилась. Ее беременность весьма заметна.

19 ноября 1778. Королева относится ко мне с большой добротой (…) она часто очень любезно обращается ко мне. Как кто-то я сказал ей о моей шведской военной форме, она выразила желание увидеть меня в ней, я должен прийти так одетым не ко двору, но в покои королевы. Она - самая любезная принцесса, из тех, что я знаю.

Письмо к отцу от 19 ноября 1778 года:

"Мое пребывание здесь с каждым днем все более приятное. Я завел новые знакомства (…) Я еще не видел герцога де Шуазеля, он в Париже, но его не было дома. Все люди, с которыми я познакомился в свой первый визит, выказывают мне симпатию. Короче говоря, это очаровательное место (…) для полного счастья мне не хватает только Вас, мой дорогой отец»


[За это время, однако, появилась «ревность» придворных поскольку Ферзен был принят в частный круг королевы; куда входили де Ламбаль и де Полиньяк, и Ферзен был среди них. Недовольство придворных породило клевету об интимных отношениях королевы и иностранца Ферзена. Намеки на эти вымыслы появляется в частном письме графа Кройц на имя Густава III, 10 апреля 1779 года.:

"Я должен сообщить вашему величеству, что молодой граф Ферзен был настолько хорошо принят королевой, что это вызвало недовольство некоторых людей. Но и я при всей симпатии не могу не замечать, благосклонность королевы к графу. Поведение молодого  Графа замечательное, его скромность заставляет отдать ему должное, и, прежде всего, в его решении уехать в Америку. Этим поступком он избежал всех опасностей, где ему необходима была, очевидно, твердость не по годам, чтобы не поддаться соблазну. В последние дни королева не сводила с него глаз, которые часто наполнились слезами. Я умоляю Ваше Величество, сохранить эту тайну, ради нее и сенатора Ферзена. Когда придворные узнали об отъезде графа Ферзена , они были в восторге. Герцогиня де Фитц-Джеймс сказала ему: «Вы уезжаете и оставляете свои завоевания?» «Если бы они у меня были, я бы не отказался», - ответил он. – «Я уезжаю свободным и без сожалений». Ваше Величество, согласитесь, что этот ответ показывает, что он мудр и благоразумен не по годам. В своем поведении с королевой у него больше мудрости, чем следовало ожидать. (…) "

У этих слухов не могло быть реальной базы, потому что молодой Ферзен планировал в это время брак с леди де Leijel, которая была из благородной Шведской семьи, отец ее обосновался в Англии, где он унаследовал огромное состояние (…) и был членом Ост-Индской компании в Лондоне, где семья проживала. Аксель в своих письмах сообщал об этом замысле отцу, который тот очень одобрил. Война в Северной Америке и отсутствие  графа пять лет положила конец этим планам. Леди де Leijel вышла замуж в 1783 году за Джона Ричарда, четвертого графа Delawarr.


Рецензии