Полевая обедня

Любите ли вы церковные службы на свежем воздухе? Я, честно признаться, не люблю. Играть приходится на каких-то дурацких клавишах вместо нормального органа. Никогда нельзя быть в уверенности, что их слышно на задних рядах. Да и неважно. Всё равно все поют как попало. Ноты на ветру колышутся, солнце печёт, мухи летают. Правда, если дождь пойдёт, то тоже будет безобразие. А в церкви-то летом обычно хорошо, не жарко, и не слишком холодно, как раз приятно.
Во время служб на свежем воздухе часто происходят всякие курьёзы, только из-за этого, пожалуй, эти службы играть и стоит.
 Однажды летом или осенью служили мессу на футбольном поле, и подул ветер. Опрокинуло зонт над алтарём и сам алтарь. И посуду. Разбился поднос, на котором стояли кувшины для вина и воды. И один из кувшинов. Треснул таз, над которым священник мыл руки. И всё как раз перед заключительным благословением.

Но расскажу-ка я лучше про так называемый Летний праздник в доме престарелых. По традиции на нём поют три церковных хора (я вела все три). Месса по такому случаю служится не в самом доме престарелых, а в саду.

Обычно проходило это действо очень мило. Хор и алтарь были расположены на площадке у входа в дом, туда выкатывали пианино, я играла на нём и так руководила хором. Всем было меня видно, и достаточно было кивнуть головой или просто выразительно посмотреть, чтоб хор среагировал.
Но потом кто-то придумал новую концЭпцию. И на газоне поставили сборно-разборную сцену с навесом. Типа, чтоб хор не намок, если пойдёт дождь. Хор должен был помещаться в глубине сцены, там поставили лавки, а впереди устроили алтарь.
Конечно, пианино туда не затащишь. Меня предупредили, что играть придётся на клавишах из часовни. Я сказала, что к ним нужны дополнительные колонки, иначе никто ничего не услышит. Было обещано. Когда я взгромоздилась на сцену, то увидела, что инструмент поставили сбоку от хора, и так, что меня оттуда толком никто не увидит. Я разозлилась. Посмотрела, достаточной ли длины провод. Подошёл председатель одного из хоров, мы стали пристраивать "полевую фисгармонию" на новом месте. Чтоб я сидела мордой к хору, и чтоб хор меня видел. Хор тем временем медленно начал вползать на сцену и усаживаться на лавки. Мы с председателем перетащили клавиши, включили. Да. Колонки были подключены. Звук был достаточно громкий, но трескучий, и вообще гнусный. Неприличный просто звук, я вам доложу. К тому же на колонки были намотаны полиэтиленовые пакеты, на случай дождя, что, полагаю, тоже не способствовало красоте тембра.
Но я не успела возмутиться скверным звуком, потому что тут провалилась сцена. Раздался испуганный вскрик хора. 
Мне сказали, что треснула балка. Притом что это ещё не весь хор был на сцене, а лишь его часть. Никто не пострадал, разве только морально - все испугались. Сцена не развалилась совсем, она как бы немного сложилась посередине и стала подозрительно шататься при каждом шаге. Было ясно, что всем хором туда лучше не лезть. Алтарь остался на сцене, и потом священник всю службу передвигался вокруг него на полусогнутых ногах, боясь сделать лишнее движение.
Решили, что хор будет стоять перед сценой. лицом к публике и задом к алтарю. Но туда невозможно было поставить клавиши. Кто-то сказал, что клавиши пусть остаются на сцене. Но тогда хор меня не увидит. Они уверяли, что уже и так пели, без дирижёра. Но я была несогласна с такой самодеятельностью. К тому же меня раздражал звук этих дурацких клавиш с этими дурацкими колонками. Я проверила, с собой ли у меня камертон - а он, по счастью, был с собой. И приняла решение: будем петь а капелла! Это было несколько рискованно, но получилось в результате очень хорошо. Пожалуй, никогда ещё участники хора не смотрели на меня так внимательно и не слушали так внимательно, когда я задавала тон. Без поддержки органа или фортепиано им оставалось надеяться только на себя, и они постарались!
Сама не ожидала, что наше музицирование в экстремальных условиях будет столь удачным. Я была очень благодарна этим людям. Хотелось после службы всех их обнять и расцеловать. Но уж слишком много народу - три хора всё-таки!
Дурацкие клавиши на сцене я использовала только во время причастия и для заключительной песни. Причём во время этой песни пошёл дождь. Он и так накрапывал периодически, а тут собрался с силами и полил на стоявший под открытым небом хор. Представьте себе, стоит хор, открывает зонты и поёт текст в духе "Мария, укрой нас своим плащом"!


Рецензии