Председатель КГБ. Причины смерти - вымышленные

Осмысление минувшего.
Председатель КГБ: "причины смерти -  вымышленные"

Начиная с 1955 года, в высшие инстанции Москвы стали поступать заявления  и  письма советских граждан, интересовавшиеся судьбой погибших  или бесследно исчезнувших родственников и близких знакомых. Тех, кого расстреливали по решениям  несудебных органов: ОГПУ, тройками ОГПУ-НКВД-УНКВД, комиссией НКВД СССР и прокурора СССР. КГБ руководствовался специальным Указанием N 108, определяющим порядок рассмотрения подобных заявлений.

Органы безопасности сообщали членам семей осужденных, что их "родственники были приговорены к 10 годам ИТЛ и умерли в местах лишения свободы". В некоторых случаях "регистрировали в загсах смерть расстрелянных с выдачей заявителям свидетельств, в которых даты смерти указывались в пределах 10 лет со дня ареста, а причины смерти - вымышленные" (см.: ж. "Источник", 1993, 1).

26 декабря 1962 года председатель КГБ СССР В. Семичастный подготовил письмо  в ЦК партии с грифом "Совершенно секретно. Экз. 1". В нем он мотивировал установленный порядок рассмотрения дел: "сообщение членам семей расстрелянных действительной судьбы их родственников могло отрицательно влиять на положение их семей", кроме того, все это "могло  быть использовано отдельными враждебными элементами в ущерб  интересaм Советского Союза".

Заметим, что "вымышленные данные" касались в основном невинно пострадавших граждан,  расстрелянных по решениям несудебных органов в период массовых репрессий.

В. Семичастный считал, что "сообщение гражданам вымышленных дат и обстоятельств смерти"  ставит КГБ в "ложное положение" особенно при опубликовании в печати дат смерти лиц, имевших в прошлом заслуги перед партией или государством.

Председатель КГБ  предлагал "на запросы граждан о судьбе их родственников, осужденных в несудебном порядке к расстрелу, устно сообщать действительные смерти этих лиц, а регистрацию в загсах их смерти производить датой расстрела, без указания причины смерти".

По его мнению, "уведомление граждан о действительной причине смерти осужденных лиц будет давать членам их семей, имеющим право на пенсионное обеспечение  по случаю потери кормильца, основание возбуждать ходатайства перед соответствующими органами о назначении пенсий на льготных основаниях как родственникам лиц, умерших от трудового увечья или погибших при исполнении служебных обязанностей".

Привел  В. Семичастный и количество заявлений  советских граждан  в 1959 году о судьбах  осужденных в несудебном порядке - 36 225.
 
Относительно письменных сообщений за границу о датах смерти осужденных к расстрелу, то КГБ настаивало на том, чтобы "действующий  порядок не был изменен".


Рецензии
Семичастный и ему подобные осознавали, что делают преступление и старались запутать свои следы. Брат моего отца погиб в Хабаровске, а отец получил официальный ответ, что он умер на Сахалине. А мамина сестра в 90-том году мне рассказала, что он был здоров и готовился к освобождению. Она со своим мужем каждое воскресенье навещали его, подкармливали. Ее муж возил начальника тюрьмы, так что был блат. В следующее воскресенье вдруг известили - умер. Она предположила, что уголовники выбрали "коровой" и убили. Страшное время. Описала, как помнила, в своей "семейной истории".

Успехов Вам

Надежда Дьяченко   30.03.2020 06:05     Заявить о нарушении