Сам. Охота на слова

В глобальной сети встретил случайно немудрёные стихи Владимира Борисовича Разова из Саратова. Он почти мой ровесник. Чем он занимается, я не выяснял, но то, о чём он написал,  я переживаю сам.

СОННЫЙ  ГОРОД

Ночная высь над городом простёрлась
И c крыш домов на улицы легла.
В дома внедрилась сонная покорность,
Стекая с купола небесного стекла.

Тем, кто ко сну отправился послушно,
Тьму разных снов прокручивает ночь.
Но городу, похоже, снов не нужно –
Он светом фонарей их гонит прочь.

Давно уже под покрывалом ночи
Стал приземлённым снов людских полёт.
Душа стремиться вверх никак не хочет
И гимнов небесам уж не поёт!

Забыли люди звёзд ночных сиянье
Как проблеск мысли сквозь глухую тьму.
Им фонари затмили мирозданье,
Всех приучив к мерцанью своему.

С рассветом ночь уходит в подземелья,
И гаснут фонари в домах и на земле.
Лишь люди всё ещё полны ночного зелья,
И бредя наяву как в тягостном похмелье,
Всё судят о былом и о добре и зле…

Время-то сейчас таково, что мы жутко не самостоятельны. Мы видим мир чужими глазами. Мы думаем чужими мыслями. Мы говорим чужими словами. Если нам не подскажут, то мы пройдём мимо важного и главного и просто не заметим их. А всё потому, что мы перестали сами смотреть на звёздное небо и забываем сами думать о величии мироздания. Старая загадка – По земле ходит, а звёзд не видит – это о нас. Это мы сами по доброй воле уподобились хрюкающим животным.

Сам, сама, само, сами  — определительные местоимения, употребляются с существительным или личным местоимением при указании на лицо или предмет, лично, непосредственно являющийся источником или объектом действия, состояния (сделай сам, я возьму сам, сам по себе, самиздат). Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета. К ним относятся местоимения: сам, самый, все, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, а также местоимения всяческий и всяк (устаревшее).

Большой объём сведений о местоимении САМ мы находим в словаре Владимира Ивановича Даля:

САМ -а, -о, местоим. для усиленья личных местоимений и отношений лиц, для придания особой важности личной деятельности: не иной кто. Я говорил, приказывал ему, не только не выражает особенной настоятельности, но допускает даже передачу приказаний через другого; я сам приказывал, лично, устно и прямо, а притом приказывал настоятельно, как лицо, кому дано на это право.
Сам Бог защитник невинных.
|| Знай себя или самого себя.
|| Сам, южн. зап. один, по себе, без помощи. Он все сам делает. Сам не сам, а при помощи других сладил. || Сам, и сам, также, даже, не менее того. Я и сам этому не рад. Он и сам этого ж мнения, он и сам так думает. Он сам себя не позабудет, он, своею личностью, о себе позаботится, он самого себя не забудет, или свою личность. Я сама пойду, сказала праматерь наша, когда ее выводили из раю, т. е. пойду собою, по своей воле. Я и сам не свой, не при себе, не в духе, озабочен, нездоров и пр.
Сам на сам, зап. один на один, глаз на глаз, наедине с кем. Сам-то он и ничего бы, да сама не хороша, барин и барыня. Само собой, очевидно, разумеется.
Сам-друг, сам-третей, сам-четверт, сам-шест, сам-десят и пр. вдвоем, втроем, вдесятером. Говорят и сам-семой, седмой, сама- третья, пята и пр. и также: я был сам в-пятых, в-шестых и пр. Меня самого (женс. самую или самоё) обделили, даже меня.
От меня самой пять рублей, лично, отдельно.
Мне и самому недосуг. Так же, ровно, как тебе.
Кого Бог накажет, тот сам помрет, а другого — любя приберёт.
Правда сама себя хвалит.
Сам-сём впрягать, не пахать; коли впрягать силою, неука. Сам едет, сам и погоняет. Этого Кузьму я и сам возьму. Мужик пьян - сам себе пан.
Сама пляшу, сама скачу, сама солдатиков боюсь.
Сам поет, сам слушает, сам и хвалит.
Сам пашет, сам орет, сам и денежки берет (или и песенки поет ).
Мила не бела, да я и сам не красен.
Подрастешь (поживешь), даст Бог сам (еще) наживешь.
Никто сам себя не рассудит.
Сам себе на уме.
В своем деле никто сам себе не судья.
Он сам себе рад (не гостеприимен).
Всяк сам себе хорош.
Сам себя не хвали, и не хули.
Такое сено, что сам бы ел, да деньги нужны.
Ты ему сам-сем, а он тебе: сам съем!
Сам заварил кашу, сам и расхлебает.
Сам купил — сам и съел.
Сама испекла пирожок, сама и кушай.
Рад бы не плакал, да слезы сами льются.
 Не своя воля - сам собой не помрешь.
Ищи добра, а худо и само придет.
На воеводу просить — наперед самому в тюрьму итить.
То само по себе, а это само по себе.
Ум то сам по себе, голова сама по себе.
Пьяному мнится, что сам-десят по пути.
Пьян не свой — сам себе чуж.
Лиха беда одну беду нажить, другая сама придет.
Дурака пошлешь, за ним сам пойдешь.
 Не украл, а сам (а так ) взял.
Прими зятя в дом, а сам убирайся вон.
Сам на кобыле, жена на корове, ребята на телятах, слуги на собаках, кошки на лукошках.
Сам-десят вдесятером.
Горох пришел в закром сам-десят.
Мы сам-десят в артели.
Сам-друг, сама-друга сам-один, вдвоем.
У меня король сам-друг, в картах.
Сам-друг — любовь да совет.
Сам-друг плакать — что сам-друг стряпать: спорее.
Патрикей сам третей (о дурном товариществе, помощи).
Рожь в сусек пришла сам-пят (т. е. уродилась).

За пределами этой растолковки остаются сложные слова, где первый корень САМ. Таких слов очень много, они часто употребляются и в быту, и в политике, и в искусстве. О них будут другие растолковки. В словаре Даля гнездо слова САМЪ занимает 11 полных колонок, а это пять с половиной страниц. Это же кладезь мудрости. Почаще заглядывайте в этот словарь и учитесь мудрости. А завершить эту растолковку хочу словами Омара Хайяма, я их встретил на просторах интернета:

Хоть и не ново, я напомню снова:
Перед лицом и друга и врага
Ты — господин несказанного слова,
А сказанного слова — ты слуга.
 


Рецензии
Один из друзей подсказал мне, что у Высоцкого есть песня о слове САМ. Я отыскал его.

Вот текст песни Владимира Высоцкого

Чужая колея

Сам виноват - и слезы лью, и охаю -
Попал в чужую колею
Глубокую.
Я цели намечал свои
На выбор сам,
А вот теперь из колеи
Не выбраться.

Крутые скользкие края
Имеет эта колея.
Я кляну проложивших ее,-
Скоро лопнет терпенье мое -
И склоняю как школьник плохой:
Колею - в колее, с колеей...

Но почему неймется мне?
Нахальный я!
Условья, в общем, в колее
Нормальные.
Никто не стукнет, не притрет -
Не жалуйся.
Захочешь двигаться вперед?
Пожалуйста.

Отказа нет в еде-питье
В уютной этой колее,
И я живо себя убедил -
Не один я в нее угодил.
Так держать! Колесо в колесе!
И доеду туда, куда все.

Вот кто-то крикнул сам не свой:
- А ну, пусти! -
И начал спорить с колеей
По глупости.
Он в споре сжег запас до дна
Тепла души,
И полетели клапана
И вкладыши.
Но покорежил он края,
И шире стала колея.
Вдруг его обрывается след -
Чудака оттащили в кювет,
Чтоб не мог он нам, задним, мешать
По чужой колее проезжать.

Вот и ко мне пришла беда -
Стартер заел.
Теперь уж это не езда,
А ерзанье.
И надо б выйти, подтолкнуть,
Но прыти нет -
Авось подъедет кто-нибудь -
И вытянет...

Напрасно жду подмоги я,-
Чужая эта колея.
Расплеваться бы глиной и ржой
С колеей этой самой чужой,-
Тем, что я ее сам углубил,
Я у задних надежду убил.

Прошиб меня холодный пот
До косточки,
И я прошелся чуть вперед
По досточке.
Гляжу - размыли край ручьи
Весенние,
Там выезд есть из колеи -
Спасение!

Я грязью из-под шин плюю
В чужую эту колею.
Эй, вы, задние!
Делай, как я.
Это значит - не надо за мной.
Колея эта - только моя!
Выбирайтесь своей колеей.
1973.

Сам автор определил стихотворение как шуточное, но в нём глубокий смысл. У слова САМ ведь тоже очень глубокий смысл.

Александр Ерошкин   04.10.2019 13:50     Заявить о нарушении